Оценка образовательных результатов обучающихся начальной школы в соответствии с требованиями ФГОС НОО
Оценка образовательных результатов обучающихся начальной школы в соответствии с требованиями ФГОС НОО
В соответствии с пунктом 19.9. ФГОС НОО, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ 6 октября 2009 года № 373 каждое ОУ разрабатывает и утверждает «Положение о системе оценок, формах и порядке промежуточной аттестации обучающихся начальной ступени образования в общеобразовательном учреждении».
Оценка личностных результатов осуществляется, во-первых, в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований специалистами, работающими в школе и обладающими необходимой компетенцией в сфере психолого-педагогической диагностики развития личности. Вторым методом оценки личностных результатов учащихся используемым в образовательной программе является оценка личностного прогресса ученика с помощью портфолио, способствующего формированию у учащихся культуры мышления, логики, умений анализировать, обобщать, систематизировать, классифицировать. Личностные результаты выпускников на ступени начального общего образования в полном соответствии с требованиями Стандарта не подлежат итоговой оценке, т.к. оценка личностных результатов учащихся отражает эффективность воспитательной и образовательной деятельности школы. Оценка личностных результатовОбъектом оценки личностных результатов являются сформированные у учащихся универсальные учебные действия, включаемые в три основных блока:самоопределение смыслоообразование морально-этическая ориентация
Оценка метапредметных результатовОценка метапредметных результатов предполагает оценку универсальных учебных действий учащихся (регулятивных, коммуникативных, познавательных), т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею. К ним относятся:способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям;умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов, представленных в обязательной части учебного плана.Основное содержание оценки метапредметных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг умения учиться. Оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур таких, как решение задач творческого и поискового характера, учебное проектирование, итоговые проверочные работы, комплексные работы на межпредметной основе, мониторинг сформированности основных учебных умений.
Формы контроля и учета достижений обучающихсяОбязательные формы и методы контролятекущая аттестация и итоговая (четверть, год) аттестацияурочная деятельность- устный опрос- письменная- самостоятельная работа- диктанты- контрольное списывание- тестовые задания- графическая работа- изложение- доклад- творческая работа - посещение уроков по программам наблюдения- диагностическая контрольная работа- диктанты- изложение- контроль техники чтения - анализ динамики текущей успеваемости Иные формы учета достиженийвнеурочная деятельность- участие в выставках, конкурсах, соревнованиях- активность в проектах и программах внеурочной деятельности- творческий отчет- портфолио - анализ психолого-педагогических исследований
Виды промежуточной аттестации:Вид промежуточной аттестацииЦельПериодичностьМетоды и формы оценки образовательных результатовСпособы выставления оценкиСтартоваяПредварительная диагностика знаний, умений и универсальных учебных действий, связанных с предстоящей деятельностью. В начале учебного года, начиная со второго года обучения (с первого – при наличии в ОУ психолога)Диагностические работы;самоанализ и самооценка;собеседование Результаты фиксируются в специальной тетради учителя для учета в работе, включаются в портфолио. Оценка результатов пятибальная фиксируется в классном журнале.Текущая Контроль предметных знаний и универсальных учебных действий по результатам урока Поурочно тематическиСамоанализ и самооценка;устная или письменная критериальная оценка;проекты Результаты фиксируются с помощью процентных линеек, значков «+», «-», «+ -»; «зачтено-незачтено». Письменный анализ в диагностических тетрадях обучающихся. Оценка результатов пятибальная фиксируется в классном журнале.
Рубежная:- тематическая;- четвертная; - полугодоваяКонтроль предметных знаний и метапредметных результатов темы, раздела, курса, четвертиПо итогам изучения темы, раздела, курса, четвертиТематические проверочные (контрольные) работы;стандартизированные письменные и устные работы;проекты;практические работы;творческие работы (изложения, сочинения);диктанты, контрольные списывания;тесты;интегрированные контрольные работы (при наличии инструментария)Оценка выставляется в классный журнал Оценка метапредметных результатов выставляется в специально созданную таблицу процентовГодоваяКомплексная проверка образовательных результатов, в т.ч. и метапредметныхВ конце учебного годаСтандартизированные письменные работы;интегрированные контрольные работы;проектыОценка выставляется в классный журнал Оценка метапредметных результатов выставляетсяв специально созданную таблицу процентов
Основными принципами системы оценивания, форм и порядка промежуточной аттестации обучающихся являются:Критериальность, основанная на сформулированных в ФГОС НОО требованиях к оценке планируемых результатов. Критерии вырабатываются на уроке учителем совместно с учащимися, ими являются целевые установки: по курсу, разделу, теме, уроку, универсальные учебные действия.Уровневый характер оценки, заключающийся в разработке средств контроля с учетом базового и повышенного уровней достижения образовательных результатов. Суммативность оценки, фиксирующая возможность суммирования результатов. Приоритетность самооценки обучающегося, которая должна предшествовать оценке учителя. Гибкость и вариативность форм и процедур оценивания образовательных результатов. Адресное информирование обучающихся и их родителей (законных представителей) о целях, содержании, формах и методах оценки.
Примерное количество тематических, творческих, итоговых контрольных работ и проектов по годам обучения отражено в ООПМБУ Пешковской СОШ
Содержанием промежуточной годовой аттестации являются две стандартизированные контрольные работы:по математикепо русскому языку по окружающему мируи одна интегрированная (комплексная) контрольная работа
Мониторинг сформированности личностных результатов проводится в мае руководителем учреждения (заместителем директора или школьным психологом) и имеет неперсонифицированный характер
Оценочные шкалы{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Качество освоения программыУровень достиженийОтметка в балльной шкале90-100%высокий«5»66 -89%повышенный«4»50 -65 %средний«3»меньше 50%ниже среднего«2»
Учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку.На уроке ученик сам оценивает свой результат выполнения задания по «Алгоритму самооценки» и, если требуется, определяет отметку, когда показывает выполненное задание.После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель.Кто оценивает?
Алгоритм самооценки1. Какова была цель задания (задачи)? 2. Удалось получить результат (решение, ответ)? 3. Правильно или с ошибкой?4. Самостоятельно или с чьей-то помощью?
С к о ль к о с т а в и ть о т м е т о к? По числу решённых задач - За каждую учебную задачу или группу заданий (задач), показывающую овладение конкретным действием (умением), определяется и по возможности ставится отдельная отметка
Г д е н а к а п л и в а ть о ц е н к и и о т м е т к и?- В таблицах образовательных результатов (предметных, метапредметных, личностных) - в «Портфеле достижений».
Отметки заносятся в журналОбязательно (минимум): за метапредметные и личностные диагностические работы (один раз в год – обязательно),за предметные контрольные работы (один раз в четверть – обязательно).По желанию и возможностям учителя (максимум):за любые другие задания (письменные или устные) – от урока к уроку по решению учителя и образовательного учреждения.
К а к о п р е д е л я ю т с я и т о г о в ы е о т м е т к и? Предметные четвертные оценки/отметки определяются по таблицам предметных результатов.Итоговая оценка за ступень начальной школы – на основе всех положительных результатов, накопленных учеником в своем портфеле достижений, и на основе итоговой диагностики предметных и метапредметных результатов.