Рабочая программа Графика и письмо 5 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Графика и письмо» составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ,
Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под.ред. Л.Б. Баряева, Н.Н. Яковлевой. – СПб.; ЦПК проф. Л.Б. Баряева, 2011.
Базисный учебный план МАУО «Надежда» на 2015-2016 учебный год.
Положение о рабочей программе МАУО «Надежда».
Программа составлена для ученицы 5 класса Нургалеевой Зили, обучающейся на дому. Нургалиева Зиля имеет тяжёлые опорно-двигательные нарушения неврологического генеза (сложную форму ДЦП). Как следствие, почти полная зависимость от посторонней помощи в передвижении, самообслуживании и предметной деятельности.
Цели и задачи курса
Цель: Развитие коммуникативной функции речи.
Задачи:
-организовать речевую среду,
- пробудить речевую активность учащихся, их интерес к предметному миру и человеку (прежде всего, к сверстнику как объекту взаимодействия),
-сформировать у них предметные и предметно-игровые действия, способность к коллективной деятельности,
-научить их понимать соотносящие и указательные жесты.
Формы обучения: уроки – занятия, ориентированные на игровой, практический и наглядный метод обучения с частичным использованием словесного метода.
Рабочая программа структурирована в виде тематических блоков:
Упражнения для развития тонкой моторики рук.
«Рисуночное письмо».
Ритмические упражнения.
«Письменные упражнения».
Место курса в учебном плане
В соответствии с учебным планом МАУО «Надежда» на предмет «Графика и письмо» в 5 классе отводится 3 часа в неделю, 105 часов в год. Так как Нургалеева Зиля обучается на дому, то на изучение предмета отводится 1,5 час в неделю, 52 часа в год. Программа выполняется за счет уплотнения тем.
Содержание курса
Первое полугодие
Упражнения для развития тонкой моторики рук.
Упражнения на развитие общей и ручной моторики, на формирование праксиса позы (кинестетический фактор) (по образцу и словесной инструкции учителя).
Упражнения на совершенствование общей и ручной моторики, развитие динамической организации движений (кинетической фактор) при последовательном их выполнении. (Интеграция с логопедическими занятиями.)
Пальчиковая гимнастика. Обучение выполнению простых мудр35- Закрепление навыков самомассажа рук с использованием различных массажеров: специальных и импровизированных (см. четвертый класс).
Практические упражнения с бытовыми предметами, водой и сыпучими материалами: пересыпание, переливание, перекладывание, закрепление прищепок, шитье деревянными и пластмассовыми иголками и т. п.
«Рисуночное письмо». Упражнения с использованием внешних и внутренних трафаретов (одно изображение разного размера): обводка и штриховка простыми, цветными карандашами, шариковыми ручками.
Знакомство с техникой лепки посуды из целого куска пластилина ленточным способом. Обучение приемам сглаживания поверхности лепного изделия, придания ему устойчивости. Обучение приемам работы со стекой.
Закрепление навыка наклеивания готовых деталей для создания образа с помощью аппликации (совместно с учителем и самостоятельно). Обучение использованию клеевой кисточки (с помощью учителя и самостоятельно). Упражнения в предварительном рассматривании, ощупывании предметов и их игровых аналогов, образы которых затем используются в аппликации.
Обучение пространственному расположению элементов предметной аппликации на листе с тем, чтобы потом ее можно было дополнить другими деталями (например, рисунками), создав сюжетный рисунок-аппликацию (по темам сказок, рассказов, стихотворений).
Обучение навыкам составления простых узоров из готовых элементов в квадрате, в круге, в полоске с чередованием по схеме АБАБ, ААББААББ, ААБААБ совместно с учителем или при его минимальной помощи.
Закрепление правильных движений руки при закрашивании поверхности листа бумаги, используя различные техники, для последующего выполнения рисунка с элементами аппликации на темы «Посуда», «Светофор на улице» и др. (вместе с учителем).
Упражнения на развитие графомоторных навыков: рисование на больших листах бумаги фломастерами, кистями, карандашами прямых и извилистых линий и вместе с учителем дополнение рисунка таким образом, чтобы получился сюжет, например, «По извилистой дорожке едет автомобиль», «Прямая улица с домами», «На дороге стоит светофор» и т. п.
Упражнения на развитие умений рисовать (с помощью учителя) объекты угловатой формы, используя при этом предварительные обводящие движения как вспомогательное средство для создания изображения («Окна в доме», «Праздничная гирлянда из флажков квадратной и треугольной формы»), а также объектов с сочетанием округлой и угловатой формы (тележка, автобус и др.).
Рисование гуашью, восковыми мелками и простым графитным карандашом.
Создание декоративных панно на темы, связанные с временами года, используя основные цвета: осень — желтый, красный, немного зеленого; зима — белый, голубой.
Обучение рисовать по точкам и трафаретам узоры в полоске, квадрате, круге, овале.
Обучение симметричному расположению двух-четырех элементов узора в квадрате, круге, многоугольнике.
Жестово-образные игры. Игры-пантомимы, этюды: «Земля в разное время года», «Птичьи разговоры», «Разное настроение», «Сделаем удивленное лицо», «Утро — мы проснулись», «Старенькая бабушка» и др.
Ритмические упражнения. Развитие чувства ритма в упражнениях на повторность и чередование точек, мазков, кружков, крестиков, волнистых линий на бумаге, на песке (манке). Ребенок «пишет» пальцами («волшебный карандаш»), карандашами, ручками.
Рисование пальцем по контурному изображению (солнце, дорожки) под специально подобранную музыку. Темп музыкального сопровождения должен соответствовать темпу работы ученика. По мере овладения движениями пальца увеличивается и темп музыки. Упражнение выполняется сначала вместе с учителем, а затем самостоятельно, но при обязательном словесном комментировании учителя.
Рисование линий пальцем на манке или песке, фломастерами, различными маркерами, карандашами, ручками на листе бумаги под ритмичные удары музыкальных инструментов или хлопки учителя.
«Письменные упражнения». «Письмо» различных линий карандашом, ручкой по точкам, пунктирам и самостоятельно.
Разлиновывание листа (горизонтальные и вертикальные линии) по линейке в виде клеточек (с помощью учителя).
Упражнения на совершенствование умения учащегося обрисовывать свою ладонь и создавать композицию из полученных изображений (см. четвертый класс, второе полугодие). Упражнение выполняется вместе с учителем, который в речевой форме комментирует все действия.
«Письмо» по трафарету букв А, О, У (размер букв — 10-5 см) (задание предлагается исходя из индивидуальных возможностей ученика).
Второе полугодие
Упражнения для развития тонкой моторики рук. См. содержание одноименного раздела в первом полугодии.
«Рисуночное письмо». Работа по внешним и внутренним трафаретам с последующей штриховкой, раскрашиванием изображения.
Подводящие упражнения к изготовлению поделок из пластилина и природного материала: с игрушками (пластмассовыми, Деревянными, глиняными) такого размера, чтобы ученик мог обхватить их кистью руки. Совместное с учеником создание поделок, дополняющих природный материал лепными деталями, например, туловище ежа — сосновая шишка, нос — из пластилина, яблоко на спинке — тоже из пластилина; улитку лепят из пластилина и на ее спинку помещают ракушку. Побуждение к самостоятельным действиям, при необходимости оказывая помощь. Совместное обыгрывание лепных игрушек в режиссерских играх (С. Маршак «Тихая сказка», дразнилка «Лидка-улитка» (народн.), И. Смолевский «Улитка» и др.).
Обучение лепке посуды из целого куска пластилина ленточным способом, приемам сглаживания поверхности лепного изделия, придания ему устойчивости. Обучение приемам работы со стекой.
Формирование навыка наклеивания деталей для аппликации. Обучение работе с кистью и клеем (исходя из индивидуальных особенностей учащихся). Занятия с готовыми частями для создания образа с помощью аппликации. Обучение приемам предварительного рассматривания, ощупывания предметов, игрушек, образы которых затем используются в аппликации.
Знакомство с возможным пространственным расположением элементов предметной аппликации на листе, чтобы потом ее можно было дополнить другими деталями (рисунками, аппликациями), создав сюжетный рисунок-аппликацию (по темам сказок, рассказов, стихотворений).
Обучение составлению узоров из готовых элементов в квадрате, в круге, в полоске с чередованием по схеме АБАБ, ААББААББ, ААБААБ («Мамины бусы», «Елочные украшения: бусы на елке, гирлянда из флажков разной формы» и т. п.).
Упражнения для развития графомоторных навыков: рисование на больших листах бумаги фломастерами, кистями, карандашами прямых и извилистых линий, дополняя затем рисунок так, чтобы получился сюжет, например, «По извилистой дорожке катится мяч...», «Прямая улица с домами».
Совместно с учителем или с частичной помощью учителя рисование объектов угловатой формы, используя при этом предварительные обводящие движения как вспомогательное средство для создания изображения («Окна в доме», «Праздничная гирлянда из флажков квадратной и треугольной формы», «Цветные кубики в коробке»), а также объектов с сочетанием округлой и угловатой формы (тележка, автобус и др.).Ритмические упражнения. В упражнениях на повторность и чередование (точек, мазков, кружков, крестиков, волнистых линий одной или разными красками) развитие чувства ритма, используя для этого рисование на бумаге, на песке (манке) и т. п. Рисование сопровождается звучанием музыкальных инструментов, хлопками или словами учителя. Обучение начинать и заканчивать движение рукой во время «письма» линий в соответствии со звучанием музыки.
«Рисование» пальцем по контурному изображению (солнце, дорожки и т. п.) под специально подобранную музыку. Темп музыкального сопровождения должен соответствовать темпу работы ученика. Упражнение выполняется сначала вместе с учителем, а затем самостоятельно, но при обязательном словесном комментировании учителя.
«Письменные упражнения». «Письмо» линий (прямых и извилистых) пальцем на манке или песке, насыпанных в различные емкости.
«Письмо» прямых и извилистых линий фломастерами, маркерами на листе бумаги. «Письмо» горизонтальных и вертикальных линий по точкам, нанесенным учителем на листе бумаги. «Письмо» линий на грифельной доске мелом. Рисование («письмо») линий по линейке карандашом, ручкой. Разлиновывание листа по линейке с помощью учителя и самостоятельно.
«Письмо» по трафаретам букв А, О, У, И, Э, Ы (размер букв "~~- 5-10 см) — задание предлагается, исходя из индивидуальных возможностей ученика.
Календарно – тематическое планирование по предмету «Альтернативное чтение»
№ Тема урока Характеристика учебной деятельности Кол-во часов Дата проведения
1. Повторение Пальчиковая гимнастика. Закрепление навыков самомассажа рук. Практические упражнения с бытовыми предметами, водой и сыпучими материалами: пересыпание, переливание, закрепление прищепок. 1 2. Звуки и буквы Звуки и буквы. Упражнения с использованием внешних и внутренних трафаретов (одно изображение разного размера): обводка и штриховка карандашами, шариковыми ручками. 2 3. Пальчиковая гимнастика Упражнения на совершенствование общей и ручной моторики, развитие динамической организации движений (кинетической фактор) при последовательном их выполнении. (Интеграция с логопедическими занятиями.) 1 4. Лепка. Тарелка Знакомство учащихся с техникой лепки посуды из целого куска пластилина ленточным способом. Обучение учащихся приемам сглаживания поверхности лепного изделия, придания ему устойчивости. 2 5. Аппликация. Домик. Закрепление навыка наклеивания готовых деталей для создания образа с помощью аппликации (совместно с учителем) 2 6. Рисование. «На дороге стоит светофор» Упражнения на развитие графомоторных навыков учащихся: рисование на больших листах бумаги фломастерами, кистями, карандашами прямых и извилистых линий и вместе с учителем дополнение рисунка таким образом, чтобы получился сюжет. 2 7. Рисование по точкам Обучение рисовать по точкам узоры в полоске. 2 8. Рисование по трафаретам Обучение учащихся симметричному расположению двух-четырех элементов узора в квадрате, круге, многоугольнике. 2 9. Рисование пальцем Рисование пальцем по контурному изображению (солнце, дорожки) под специально подобранную музыку. 2 10. Рисование линий «Письмо» различных линий карандашом, ручкой по точкам, пунктирам и самостоятельно. 1 11. Буквы А, а Письмо» по трафарету букв А, а 2 12. Буквы О, о Письмо» по трафарету букв О, о 2 13. Буквы У, у Письмо» по трафарету букв У, у 2 14. Рисование по трафарету Обучение учащихся навыкам составления простых узоров из готовых элементов в квадрате с чередованием по схеме АБАБ 15. Рисование по трафарету Обучение учащихся навыкам составления простых узоров из готовых элементов в круге с чередованием по схеме ААББААББ. 1 16. Рисование по трафарету Обучение учащихся навыкам составления простых узоров из готовых элементов в полоске с чередованием по схеме ААБААБ 1 17. Работа по внешним и внутренним трафаретам Работа по внешним и внутренним трафаретам с последующей штриховкой, раскрашиванием изображения. 2 18. Изготовление поделок из пластилина и природного материала Совместное создание поделок, дополняющих природный материал лепными деталями, например, туловище ежа — сосновая шишка, нос — из пластилина, яблоко на спинке — тоже из пластилина. 2 19. Лепка. Стакан Обучение лепке посуды из целого куска пластилина ленточным способом, приемам сглаживания поверхности лепного изделия, придания ему устойчивости. Обучение приемам работы со стекой. 1 20. Мамины бусы Обучение составлению узоров из готовых элементов в квадрате с чередованием по схеме АБАБ («Мамины бусы», 2 21. Ёлочные украшения Обучение составлению узоров из готовых элементов в круге с чередованием по схеме ААББААББ «Елочные украшения». 1 22. Гирлянда Обучение составлению узоров из готовых элементов в полоске с чередованием по схеме ААБААБ («гирлянда из флажков разной формы»). 1 23. Аппликация. Формирование навыка наклеивания деталей для аппликации. Обучение работе с кистью и клеем. Занятия с готовыми частями для создания образа с помощью аппликации. 1 24. Гирлянда из флажков квадратной и треугольной формы Рисование объектов угловатой формы, используя при этом предварительные обводящие движения как вспомогательное средство для создания изображения 1 25. «Окна в доме» Совместно с учителем или с частичной помощью учителя рисование объектов угловатой формы, используя при этом предварительные обводящие движения как вспомогательное средство для создания изображения («Окна в доме», 1 26. Прямые и извилистые линии «Письмо» линий (прямых и извилистых) пальцем на песке, насыпанных в различные емкости. 2 27. Прямые и извилистые линии «Письмо» прямых и извилистых линий фломастерами. 2 28. Горизонтальные и вертикальные линии «Письмо» горизонтальных и вертикальных линий по точкам, нанесенным учителем на листе бумаги. 2 29. Письмо букв А, а «Письмо» по трафаретам букв А, О, У. 2 30. Письмо букв И, и «Письмо» по трафаретам букв И, и 2 31. Письмо буквы Ы«Письмо» по трафарету буквы Ы2 32. Письмо букв Э, э «Письмо» по трафаретам букв Э, э 2 «Графика и письмо» предполагает обучение следующим вариантам «письма»:
рисованию контурных и цветных изображений по трафаретам;
рисованию («писанию») контурных линий, штрихов, пятен (черно-белых и цветных) на листе бумаги, различной по фактуре сыпучей поверхности (манки, светлого песка), с которыми изображение образует контрастное или нюансное соотношение;
рисованию простых эстампов (с помощью педагога), отражающих смысловые единицы;
обводке по точкам и пунктирным линиям, дорисовыванию частей изображения с целью создания целого — двухмерное изображение предмета;
писанию печатных букв — «печатанию» букв;
писанию письменных букв по трафаретам;
составлению текста с помощью пиктограмм (книжки пиктограмм) — вместе с педагогом;
рисованию плакатов, коллажей с доступной тематикой с использованием предметно-практической деятельности (рисование, аппликация, конструирование из природного и бросового материала);
списыванию букв, слогов, слов с печатного или письменного текста;
письму букв, слогов, слов и коротких предложений.
Материально-техническое обеспечение:
- образцы написания;
- раздаточный материал;
- учебник «Русский язык» 2 класс А.К. Аксёновой;
- лента букв, алфавит, таблицы;
- Касаткина Н.А. «Занимательные материалы к урокам письма».