Презентация урока по роману И.А. Гончарова Обломов


«И в любви нет покоя, и она движется все куда-то вперед, вперед… как вся жизнь». «Обломов» как роман о любви И.А. Гончаров. Художник Н. Крамской, 1874 Цели: Осмысление учащимися образа главного героя с точки зрения социальной, общественной и нравственной;закрепление умений и навыков анализа литературного текста;развитие способностей учащихся, работа над монологической речью;нравственное воспитание учащихся, формирование понятия «обломовщина». Обломов и Захар: любовь-вражда Как Захар и Обломов относятся друг к другу? Как создаётся образ Захара? Обломов и Захар. Художник Т. Шишмарева. 1955 Перечитаем в первойчасти фрагмент главы I (от слов «Захар! — закричал он» до начала диалога между Обломовым и слугой) и главу VII.Перечитаем диалоги Обломова и Захара в главах I и VIII. Почему так много внимания автор уделяет в начале романа образу слуги? Обломов. Художник С. Шор. 1936 Захар. Художник А. Зубчанинов. 1883 Чей портрет? Он весь составлен из костей, мускулов инервов, как кровная английская лошадь. Онхудощав; щёк у него почти вовсе нет, тоесть есть кость да мускул, но нет признакажирной округлости; цвет лица ровный,смугловатый и никакого румянца; глаза хотя немного зеленоватые, но выразительные. Обломов и Штольц: любовь-дружба Приезд Штольца к Обломову. Художник В. Табурин. 1898 Какое впечатление производит Штольц?Чем же занят Андрей Иванович? Для кого и для чего он трудится? Полезен или вреден его труд для людей? Каковы для него критерии пользы? А может быть, только один — удовлетворение самолюбия, нажитые дома, миллионы?Что же предлагает Обломову Штольц? Ю. С. Гершкович. Штольц. Штольц подчёркнуто противопоставлен Обломову. Андрей Иванович вызывает симпатию: его опрятный, красивый костюм, энергичность, образ жизни противоположны образу жизни Обломова.В Штольце привлекают деловитость, искреннее желание помочь своему ленивому другу измениться, ввести его в большой мир. В. В. Морозов. Обломов и Штольц Что же больше всего ценит в жизни Илья Обломов?Каким он представляет себе идеальный мир?Что противопоставляет жизненной установке Обломова Андрей Штольц?Возможно ли примирить столь разные позиции?Так почему же Обломов и Штольц — друзья? Что, кто является центром дружбы? Роман подсказывает, что живая душа Андрея тянется к Обломову, который любит друга по-детски доверчиво и чисто, принимая его старшинство и всецело полагаясь на него. Обратим внимание на авторскую характеристику Штольца в главе II из второй части: «Андрей часто, отрываясь от дел… ехал посидеть на широком диване Обломова и в ленивой беседе отвести и успокоить встревоженную или усталую душу…» Так что не только Обломову нужен Штольц, который приведёт все дела в порядок, как добрый волшебник из няниных сказок, но и Обломов — Штольцу. Почему? …их связывало детство, школа и, по словам самого автора, «чистое, светлое и доброе начало», лежащее в основании натуры Обломова, «исполненное глубокой симпатии ко всему, что хорошо...»(глава II, часть вторая) Н. Горбунов. Обломов и Штольц. Как похожи представления Штольца на обломовский идеал! Только Илья Ильич хочет двигаться не вперёд, а назад: вернуться в детство, в привычный для него быт и размеренное течение времени — в «утраченный рай», а Штольц пытается создать свой собственный рай, потому как «утраченного» у него не было. Чей портрет? (Она) в строгом смысле не была красавица, то есть не было ни белизны в ней, ни яркого колорита щёк и губ, и глаза не горели лучами внутреннего огня…губы тонкие и большею частию сжатые: признак непрерывно устремленной на что-нибудь мысли. Обломов и Ольга: любовь- любовь Ю. С. Гершкович. Ольга. Какие чувства вызывает у вас Ольга? Что вы можете сказать о её характере? Чем вызвано чувство Ольги к Обломову? Что движет ею, к чему она стремится? Любит ли Ольга Илью Ильича? Как бы вы охарактеризовали чувства Ольги к Обломову? Ю. С. Гершкович. Обломов и Ольга. Ольга — любознательная, по натуре своей искренняя, чуждая всякому жеманству, не увлекающаяся блестящими светскими юношами и пустой мишурой, интересуется тем, что ей рассказывает Штольц о чудаке Обломове. Невинное любопытство, но позже к нему примешивается тайный восторг. Проницательная Ольга не может не видеть в Обломове его «честное, верное сердце», «хрустальную, прозрачную душу»— как не протянуть руку такому человеку? Ю. С. Гершкович. Ольга у окна. В романе исполнение Ольгой «Casta diva»потрясает героя: душа Обломова узнала родную душу. Всё, что так ценил Илья Ильич в этом произведении, удалось воплотить Ольге — значит, всё это живёт и в её душе. Подробно рассказывая читателю о том, что творилось в душе его героя, Гончаров раскрывает страстность Ильи Ильича. Обломов и Ольга в Летнем саду. Художник В. Морозов. 1940 Ольге приятно чувствовать себя спасительницей Обломова, завещанного ей Штольцем, виновницей чудесного превращения. Не хочет она принять Обломова таким, какой он есть; она ценит его доброту и честность, но не отступает от желания направить его на путь к совершенству, она любит «будущего» Обломова. Обломов и Ольга. Разрыв. Художник С. Шор. 1936 Ольга не может понять, что нерешительность слишком глубоко укоренилась в Обломове, что так он создан… Боится он самого слова «долг», боится неприглядной беспокойной реальности, боится ехать в деревню. «Долг» — свадьба, когда человек не Ильёй Ильичом зовётся, а женихом. И люди, люди кругом, с их глупыми сплетнями… Всё это так далеко от любви, от поэзии, от непостижимого и прекрасного. Чей портрет? Ей было лет тридцать. Она была очень бела и полна в лице, так что румянец, кажется, не мог пробиться сквозь щёки. Бровей у ней почти вовсе не было, а были на их местах две немного будто припухлые, лоснящиеся полосы, с редкими светлыми полосами. Глаза серовато-простодушные, как и всё выражение лица; руки белые, но жёсткие, с выступившими наружу крупными узлами… Обломов и Пшеницына: измена высоким идеалам? Знакомство Обломова с Агафьей Матвеевной. Художник В. Морозов. 1940 Агафья Матвеевна — женщина недалёкая, наивная, но в ней, как и в Ольге, нет никакой фальши, никакого надуманного кокетства. Она, в сущности, ничего не знает о жизни, не читает книг, смысл обыденной суеты и вовсе ускользает от неё. Агафья Матвеевна. Художник Г. Мазурин Счастлив ли с Пшеницыной Обломов?Что даёт ему любовь Агафьи Матвеевны?Как вы оцениваете историю их отношений? Обломов и Агафья Матвеевна. Художник М. Клячко. 1951 В доме этой женщины Обломову покойно. С удовольствием пьёт он кофе, приготовленный Агафьей Матвеевной, смотрит, как она шьёт, как ловко управляется на кухне, смотрит на её круглые локти («как у графини какой-нибудь»), и «ничего ему не надо, никуда не хочется, всё тут есть, что ему надо». Обломов и Агафья Матвеевна. Её любовь — самопожертвование. И эта любовь дарит Обломову то, о чём он всегда мечтал. Плавное, мирное, неторопливое течение жизни, созерцание, возвращение спокойной, светлой безмятежности детства. Художник Н. Щеглов Обломов и его идеальный мир. Ю. С. Гершкович. Обломов, Агафья и Андрюша. Ю. С. Гершкович. Обломов и Агафья Матвеевна. Тестирование в 9 б 8 А 7 Б 6 А 5 В 4 В 3 А 2 В 1 Ответы Вопросы Результаты тестирования Домашнее задание 1.Написать сочинение «Страницы любви» в романе И.А.Гончарова «Обломов».Чем они привлекают меня?»