Современный урок математики в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения
МАОУ Дубровинская СОШ филиал Аксурская СОШ
Тема урока:
«ТЕОРЕМА ПИФАГОРА»
Учитель математики: Нурмухаметова Р.С.
с.Аксурка – 2016г.
Тип урока:
Урок изучения нового материала.
Стандарт основного общего образования по математике (геометрия)
Теорема Пифагора
Ученик должен знать / понимать:
-доказательство теоремы Пифагора;
-теорему, обратную теореме Пифагора
-решать геометрические задачи, опираясь на изученные темы
-проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы
Методы эвристического обучения
1.Когнитивные методы обучения:
-научные методы: методы сравнения, аналогии, синтеза
-методы учебного познания: метод смыслового видения
2.Методы организации учения:
-метод ученического целеполагания;
-методы самоорганизации обучения;
-методы контроля;
-методы рефлексии;
-методы самооценки
Цели и задачи урока:
1.Обеспечить усвоение учащимися доказательство теоремы Пифагора, теоремы, обратной теореме Пифагора;
выработать умения решать геометрические задачи, опираясь на изученные теоремы, проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы.
2.Создать условия для развития творческой, коммуникативной и исследовательской компетентностей.
3.Сформулировать убеждение в практической значимости изученной темы и важности умения применять эти знания в повседневной жизни.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, классная доска, кружочки 3-х цветов (синий, зеленый, красный), самооценочные листы.
«Узнать можно лишь тогда,
когда учишься
Дойти можно лишь тогда,
когда идешь»
Ход урока:
1.Организационный момент.
1.) Психологический настрой
-Здравствуйте! Садитесь!
Какие вы сегодня все нарядные, красивые. А я думаю, почему в классе стало тепло, светло?
Оказывается от ваших улыбок. Я надеюсь, что в течение всего урока у вас сохранится такое же настроение.
2) Сообщение целей и задач урока.
Итак, мы начинаем изучение нового материала, тема урока «Теорема Пифагора». В течение урока мы должны:
Установить соотношение между гипотенузой и катетами прямоугольного треугольника и научиться применять ее при решении задач.
2.Повторение пройденного материала
Учитель задает вопросы:
-Сформулируйте, пожалуйста, основные свойства площадей
(1.Равные многоугольники имеют равные площади.2.Если многоугольник составлен из нескольких многоугольников, то его площадь равна сумме площадей этих многоугольников.)-Скажите, как находится площадь треугольника?
(Площадь треугольника равна половине произведения его основания на высоту)
-Чему равна площадь прямоугольного треугольника?
(площадь прямоугольного треугольника равна половине произведения его катетов)
-Назовите по рисунку гипотенузу и катеты прямоугольного треугольника.
(на доске изображен прямоугольный треугольник АВС)
Итак, мы с вами должны установить соответствие между гипотенузой и катетами данного треугольника.
3.Изучение нового материала.
-Но прежде чем приступить к изучению нового материала, давайте познакомимся с древнегреческим ученым Пифагором, с историей теоремы Пифагора
Сообщение ученика по теме: «ИСТОРИЯ ТЕОРЕМЫ ПИФАГОРА»
Пифагор родился в 576г. до н.э. на острове Самос, расположенном в Эгейском море. Четыре раза подряд Пифагор олимпийским чемпионом. По совету Фалеса 22 года Пифагор набирался мудрости в Египте. Во время завоевательных походов попал в плен, был продан в рабство и 10 лет жил в Вавилоне. Вернувшись на родину, Пифагор организовал Пифагорейский орден – школу философов и математиков. Во время народного восстания в 496г до н.э. был убит в уличной схватке.
Традиционно авторство теоремы приписывают греческому философу и математику Пифагору, хотя есть свидетельства того, что теорема была известна задолго до него в Вавилоне и Древнем Китае. Возможно, Пифагор и узнал эту теорему во время своего путешествия по Египту и Вавилону, а может быть, и в Милетской школе. Однако есть свидетельства, что доказательство теоремы впервые было приведено именно им, или, по крайней мере, в его школе. Существует исторический анекдот и легенда, что когда Пифагор открыл свою теорему, он в благодарность богам принёс в жертву 100 быков, и с тех пор все скоты ненавидят математику. Открытие и понимание теоремы протекало в несколько этапов:
Алгебраическое наблюдение существования Пифагоровых троек (прямоугольных треугольников с целочисленными сторонами), то есть численная проверка того, что квадрат длины гипотенузы оказывается равным сумме квадратов длин катетов.
Более глубокое понимание теоремы, связанное с понятием площади, и основанные на этом доказательства, например, доказательства путём перестановки.
Доказательства, основанные на Евклидовой геометрии, в частности, доказательство методом подобия треугольников, а также доказательство Евклида.
Согласно комментариям Прокла к трудам Евклида, Пифагор (569—475 гг. до н. э.), использовал алгебраические методы для конструкции Пифагоровых троек. Комментарии Прокла датируются 410 и 485 годами до н. э. соответственно. Примечательно, что известный английский историк математики Хиф (Heath), полагает, что не существует убедительных доказательств в пользу Пифагора на протяжении 5 столетий после его жизни на предмет авторства теоремы. В то же время, такие известные авторы, как Плутарх и Цицерон, приписывают авторство теоремы именно Пифагору, в соответствии с этими источниками можно сделать вывод о том, что авторство Пифагора было широко известно и не подвергалось сомнению.
(Прилагается презентация «Пифагоровы штаны».В то время когда ученик читает сообщение, показывают презентацию)
-Теорема, которую мы докажем, называется теоремой Пифагора. Она является важной теоремой геометрии.
А сейчас все открыли учебники (с.130), тетради, записали число, классная работа новую тему.
(работа в тетрадях)
Теорема: В прямоугольном треугольнике сумма квадратов катетов равна квадрату гипотенузы.
Дано:
прямоугольный треугольник
а, в –катеты, с-гипотенуза
Доказать: а +в = с
Доказательство
Треугольник достроим до квадрата со стороной а+в. Площадь каждого треугольника 1/2ав, а площадь меньшего квадрата с, поэтому площадь большего квадрата можно выразить как с+ 4 1/2ав, но площадь большего квадрата (а+в) . Значит справедливо равенство : (а+в) =с+4 1/2ав, отсюда а + 2ав + в = с +2ав, а + в = с ч.т.д.
-А как бы сформулировали теорему, обратную теореме Пифагора?
(ученики теорему формулируют сами)
Теорема(обратная): Если квадрат одной стороны треугольника равен сумме квадратов двух других сторон, то треугольник прямоугольный.
-Эту теорему докажите самостоятельно.
Учитель: Скажите, где может применяться теорема Пифагора? (применен ие теоремы Пифагора, задача лотоса, применение в архитектуре, египетский треугольник, применение египетского треугольника (см.презентацию)
4.Закрепление изученной темы.
-А теперь давайте применим теорему Пифагора при решении задач.(Презентация)
№1 Найти гипотенузу прямоугольного треугольника по данным катетам:
а) 15 и 8 б)1,5 и 2,2
№2 Найти катет прямоугольного треугольника по данной гипотенузе и второму катету:
а) 2,2 и 0,9 б) 13 и 9
№3 Выясните, является ли треугольник прямоугольным, если его стороны выражаются числами:
а) 5,6,7 б) 15, 20, 25
- №1(а) – выполняется на доске совместно с учителем
№2(а), №3 (а)- выполняют на доске ученики ( 2ученика выполняют на доске), если допускаются ошибки, то исправляют сами же ученики
-№1(б), №2(б), №3(б) – выполняют на обратной стороне доски
Учитель: Если вы уже решили, так давайте проверим себя
5.Физкультминутка
-Дыхательное упражнение
-упражнение для позвоночника
-упражнение для глаз
6. Самостоятельная работа (Презентация).
Учитель: А сейчас проведем самостоятельную работу. Работа проводится в двух вариантах
№1 Найдите гипотенузу прямоугольного треугольника по данным катетам: 1вариант- 6 и 8; 2вариант – 9 и 12 (Ответ 1в-10; 2в -15)
№2 Найдите катет прямоугольного треугольника по данным гипотенузе и второму катету: 1вариант- 11 и 8; 2вариант – 12 и 10 (Ответ 1в- 57 ; 2в -44)
№3 Выясните, является ли треугольник прямоугольным, если его стороны выражаются числами:
а) 10, 24, 26 б) 9, 12, 15 (Ответ: 1в-да; 2в-да)
После выполнения учащиеся себя проверяют, сверяясь с ответами на доске.
Если останется время, то решают задачи (Самостоятельная работа. Презентация)7. Рефлексия
- ребята, понравился ли вам урок?
-что нового вы сегодня узнали?
-чем вам запомнился сегодняшний урок?
-чему вы сегодня научились?
8.Домашнее задание. (Презентация)
П.54,55 (знать доказательство теоремы Пифагора)
Теорему, обратную теореме Пифагора
№484 (а, б) , №498 (а, б)
Дополнительно: найти и выучить другое доказательство теоремы Пифагора (их более 100)
9.Подведение итогов
-А теперь давайте оценим, кто как работал, а оценивать себя будете сами.
Если выполнено:
11-13 заданий – оценка «5»
8-10 заданий – оценка «4»
5- 7 заданий –оценка «3»
0-4 заданий – оценка «2»
В заключение, я хочу рассказать вам притчу.
Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал вопрос каждому по вопросу. У первого спросил: «Что ты делал целый день?». И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: «А что ты делал целый день?», и тот ответил: «А я добросовестно выполнял свою работу». А третий улыбнулся и сказал: «А я принимал участие в строительстве храма!»
-Ребята! Давайте попробуем оценить свою работу за урок.
-Кто работал так, как первый человек? (поднимают синие кружки)
-Кто работал добросовестно? (поднимают зеленые кружки)
-Кто принимал участие в строительстве храма? (поднимают красные кружки)
Вы сегодня работали очень хорошо! Молодцы! Я вами довольна.
Самооценочный лист
Фамилия______________________ Имя_____________
Класс________
Этапы урока Устный опрос пройденного материала Решение геометрических задач Самостоятельная работа Дополнительная самостоятельная работа Итог
Балл