Современный урок математики в соответствии с требованиями ФГОС: методы обучения и формы их реализации.


Современный урок математики в соответствии с требованиями ФГОС: методы обучения и формы их реализации.
Пулина Анастасия Сергеевна - учитель математикиМБОУ СОШ №5 г. Иркутска
В новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования принимается не только как процесс усвоения школьниками системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности обучающегося, но и как процесс развития личностных качеств. В связи с введением ФГОС происходят большие изменения в современном образовании: в его содержании, в общем характере и стиле педагогической деятельности. Современный урок, по сравнению с традиционным преподаванием, содержит минимальное количество репродуктивных форм обучения (повествовательное и образно-иллюстративное изложение, демонстрационный или иллюстративный метод, пояснительно-иллюстративная лекция) и ориентирован на применение в системе преподавания продуктивных форм ведения урока. Именно продуктивные методы обучения и формы их реализации ( проблемное или диалогическое изложение, эвристический диалог, учебное исследование, практическое или теоретическое задание проблемного характера и другие) позволяют в соответствии с требованиями ФГОС:
Совершенствовать речевые способности (правильное использование терминов, умения верно строить умозаключения, логично проводить доказательства и другое.)
Развивать основные мыслительные операции ( анализ, синтез, обобщение и т.д.).
Формировать внутреннюю мотивацию на дальнейшее овладение логической культурой( приобретение опыта положительного отношения и осознание необходимости знаний методов и приемов рационального рассуждения и аргументации)
Развивать интеллектуально-творческие способности школьников в ходе решения логических задач и упражнений.
Развивать самосознание и самооценку.
Формировать чувство ответственности за принимаемые решения.
Воспитывать убежденность в преимуществах общечеловеческих ценностей.
Воспитывать культуру умственного труда
Представляю вашему вниманию структуру проблемного обучения, применяемую мною на уроках. В процессе обучения учитель выдвигает проблему (представляет проблемную ситуацию), а решение предлагает найти обучающимся самостоятельно, с небольшой помощью учителя. Проблемное обучение школьников идет в соответствии с основными закономерностями психического развития личности ребенка, т.е. осуществляется развитие умственных операций (анализ, обобщение, классификация), коммуникативных навыков, познавательных процессов.Продуктивность используемых методов обучения с учетом психических законов развития является основополагающей составляющей в организации учебных занятий в соответствие с требованиями ФГОС:1. В начале урока учитель создает внутреннюю мотивацию учения: обучающиеся на основе имеющихся (небольших) знаний на основе знаний из начальной школы, принимают проблемную ситуацию, заданную учителем и приходят к необходимости решения учебной задачи. Идет развитие основных мыслительных операций (логические цепочки, анализ, синтез, обобщение) и выстраивание рабочих гипотез по определению какого-либо понятия и алгоритма по его определению из множества других понятий.
2. Основная часть урока представляет собой выработку рабочей гипотезы: определение понятия и алгоритма работы с ним. При этом важно достаточно наглядно на уроке показать этапы развития мышления: выработка ориентировочной основы действий, громкая речь (индивидуальные ответы и работа в парах) и плавный переход к внутренней речи (самостоятельная работа в парах и выработка решений по доказательству гипотезы). В процессе урока можно достаточно эффективно использовать методы продуктивной работы и формы их реализации в виде: эвристической беседы, практические задания проблемного характера, метод «мозгового штурма», работы в парах с распределением ролей, публичное доказательство и отстаивание собственного решения гипотезы.
3. Заключительная часть урока представляет собой активную рефлексию обучающихся. На данном этапе показывается не только отношение школьников к уроку, но и рассуждения обучающихся о достигнутых результатах, с экспресс-проверкой этих результатов со стороны учителя. Важно явно увидеть элементы прогностической беседы на которой видно, что школьники как бы интуитивно чувствуют дальнейшие шаги в изучении данной темы (видны рассуждения о последующих темах).
Хотелось бы отметить, что переход учителя к технологической карте урока позволяет наиболее полно(наглядно) представить урок в целом, определить не только значимые( узловые) содержательные этапы обучения, но и позволяет увидеть развитие личностных, метапредметных и предметных универсальных учебных действий.
В заключении хотелось бы отметить, следующее, мною были проанализированы ответы учителей математики на весенней сессии в лицее ИГУ на вопрос «Какие педагогические затруднения, связанные с введением ФГОС ООО, вы испытываете? Какие педагогические затруднения, связанные с введением ФГОС ООО, вы испытываете?» большинство ответов практически одинаковы
Ответы:
Отслеживание метапредметных и личностных результатов обучения.
Низкий уровень мотивации учащихся.
планируемые результаты учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся
написание рабочих программ
Все эти проблемы можно решить коллективом, оказывая друг другу взаимопомощь, например на будущий год те учителя которые только начнут работать по ФГОС, могут обратиться за помощью в написании рабочих программ к тем учителям которые уже работают по новым стандартам