Программа по курсу Рукоделие для инвалидов по зрению.
Программа по курсу «рукоделие»
для работы с инвалидами по зрению. Пояснительная записка.
Бисерное рукоделие – это очень древнее искусство. Из маленьких бусинок – бисера – создаются прекрасные и неповторимые изделия. Каждая вещь индивидуальна, хранит тепло рук мастера и может стать оригинальным сувениром и подарком для друзей и близких.
В настоящее время актуальной стала проблема сохранения культурной и исторической самобытности России, национальных традиций, незыблемых нравственных ценностей народа. Декоративно-прикладное искусство органично вошло в современный быт и продолжает развиваться, сохраняя национальные традиции в целостности. Оно содержит в себе огромный потенциал для освоения культурного наследия, так как донесло до сегодняшнего дня практически в неискажённом виде характер духовного постижения мира.
Занятия бисерным плетением положительно влияют на эмоциональное, психологическое состояние человека, помогают справиться с плохим настроением, улучшить самочувствие, развить пространственное мышление, художественный вкус, творческие способности.
Творческое воображение и безграничная фантазия заложены в каждом человеке. Бисерное плетение помогает инвалиду поверить в свои силы, реализовать свои идеи, развивает мелкую моторику рук, сенсорное восприятие, трудолюбие, волевые качества.
Направленность программы.
Программа имеет художественно – эстетическое направление.
Новизна программы.
Особенностью программы по курсу «Рукоделие» является то, что она разработана для инвалидов по зрению, которые стремятся работать с бисером. При этом инвалиды не только разного возраста, но и имеют разные стартовые возможности. В программе прослеживаются межпредметные связи с другими образовательными областями. Так, знакомясь с бисером, слушатели пользуются знаниями, полученными на занятиях по пространственному ориентированию, закрепляют их на занятиях по рукоделию. При работе со схемами плетения – применяются знания азбуки Брайля. Выбирая объект плетения – учащиеся активизируют свои знания о природе. В поисках схем, мастер – классов, общения в группах по рукоделию – им необходимо знание компьютера.
Актуальность программы.
Рукоделие является весьма действенным методом эстетического воспитания. Инвалиды получают знания и умения, необходимые для изготовления бисерных изделий, а так же получают возможность попробовать свои силы в других видах рукоделий. Именно для того, чтобы инвалид по зрению, наделенный способностью и тягой к творчеству, мог овладеть умениями и навыками, реализоваться в творчестве – разработана программа по курсу «Рукоделие».
Педагогическая целесообразность программы. Данная программа по курсу «Рукоделие» создает благоприятные условия для профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации инвалидов по зрению.
Цель программы:
формирование устойчивого интереса к бисерному плетению, дать максимально возможный объем знаний и умений, обеспечивающих самостоятельную работу инвалида без контроля зрения, активизировать познавательную и творческую деятельность.
Задачи программы:
образовательные:
– познакомить слушателей с новым видом народного творчества – бисерным плетением;
- углубить и расширить знания об истории и развитии бисерного плетения;
-освоить технику бисерного плетения, набор бисера по счёту, цвету, согласно выбранной схеме плетения, не допуская ошибок и неточностей;
воспитательные:
– прививать интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества,
- воспитывать эстетическое отношение к действительности, трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца, взаимопомощь при выполнении работы, экономичное отношение к используемым материалам, прививать основы культуры труда.
развивающие:
– развивать моторные навыки, образное мышление, внимание, фантазию, формировать эстетический и художественный вкус;
- способствовать развитию логического мышления.
В программе прослеживаются межпредметные связи с другими образовательными областями. Так, знакомясь с бисером, слушатели пользуются знаниями, полученными на занятиях по пространственному ориентированию, закрепляют их на занятиях по рукоделию. При работе со схемами плетения – применяются знания азбуки Брайля. Выбирая объект плетения – учащиеся активизируют свои знания природы. В поисках схем, мастер – классов, общения в группах по рукоделию – им необходимо знание компьютера.
Принципы педагогического процесса:
- принцип гармоничного воспитания личности;
- принцип постепенности и последовательности в овладении навыками, от простого к сложному;
- принцип успешности;
- принцип соразмерности нагрузки уровню и состоянию здоровья;
- принцип творческого развития;
- принцип доступности;
- принцип ориентации на особенности и способности;
- принцип индивидуального подхода;
- принцип практической направленности.
В основу разработки программы по курсу «Рукоделие» положены технологии, ориентированные на формирование общекультурных компетенций обучающихся:
- технология развивающего обучения;
- технология индивидуализации обучения;
- личностно-ориентированная технология.
Методы контроля и управления образовательным процессом.
С целью выявления уровней знаний и умений предлагается следующая градация:
1 уровень – репродуктивный с помощью педагога;
2 уровень – репродуктивный без помощи педагога.
Педагогический контроль знаний, умений и навыков представляет собой проверку уровня усвоения теоретических знаний, выполнение дифференцированных практических заданий различных уровней сложности, участие в выставках декоративного творчеств.
Формы и режим занятий
Форма организации занятий – групповая, индивидуальная, форма проведения – беседа, практическое занятие, конкурс, мастер –класс.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2(4) академических часа. Продолжительность занятия – 45 минут.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.
В конце изучения курса «Бисерное плетение» обучающиеся должны знать правила техники безопасности, уметь гармонично сочетать цвета при плетении изделий из бисера, четко выполнять основные приёмы бисерного плетения, уметь самостоятельно собирать изделия.
По желанию слушателей можно, после изучения и освоения учебного материала по плетению бисером, заняться изготовлением поделок, полезных в быту, украшающих интерьер.
Педагогический контроль знаний, умений и навыков представляет собой проверку уровня усвоения теоретических знаний, выполнение дифференцированных практических заданий различных уровней сложности, участие в выставках декоративного творчеств.
Программа рассчитана на 40(60) часов обучения.
Объем и последовательность тем можно изменять, но необходимо соблюдать принцип от простого к сложному. При переходе к новой теме рекомендуется повторение пройденной темы. Занятия по сложным темам необходимо повторять до полного усвоения приемов и навыков.
Учебно-тематический план.
№ п/п Тема Количество часов
всего теория практика
1 Введение. 1 1 -
2 Общие сведения о бисерном плетении. 2 1 1
3 Способ «параллельное плетение». 4 1 3
4 Способ «коралл». 4 1 3
5 Способ «скрутка». 4 1 3
6 Способ «низание дугами». 7/13 1 7/13
7 Способ «низание петлями по кругу» 6/7 - 6/7
8 Способы сборки и крепежа. 4 - 4
9 Изготовление поделок. 6 6
10 Итоговое занятие. 2 2 -
Итого: 40/60 часов
Содержание программы.
1.Введение. Знакомство со слушателями.(1 ч.)
Знакомство со слушателями, их возможностями и желаниями. Познакомить с программой обучения рукоделию.
2. Общие сведения о бисерном плетении.(2 ч.)
Ознакомить с историей бисерного творчества, с видами бисера, материалами, необходимыми для работы с бисером. Ознакомить с техникой безопасности на занятиях по рукоделию.
3. Изучение способа « параллельного» плетения.(4 ч.)
Ознакомление со способом параллельного плетения. Изучения способов плетения различных форм лепестка. Обучение наращиванию проволоки и работе со схемами.
4. Изучение способа «коралл».(4 ч.)
Научить способу плетения «коралл», различным видам оформления веточек( листиками, бусинами, стеклярусом, бисером контрастных цветов). Научить исправлять самостоятельно ошибки при плетении.
5. Изучение способа «скрутка».(4ч)
Изучение способа «скрутка», выполнения веточек с помощью этого способа в различных вариациях (веточки дерева, елки, четырехгранные для кистей цветущих деревьев)
6. Изучение способа « низание дугами». (7(13)) ч
Изучение способа «низание дугами». Познакомить с различной техникой набора бисера на моток проволоки. Освоение плетения различных форм лепестков с помощью плетения «низания дугами».
7. Изучение способа « низание петлями по кругу».(6/7 ч)
Изучение способа « низание петлями по кругу», рассказать, где можно применить это плетение. Отработка плетения на изделиях.
8. Способы сборки и крепежа изделий.(4 ч.)
Освоение различных способов сборки и оформления изделий – сборка деталей в единое изделие, оформление стволов и стеблей, заливка изделий в горшок или вазу, создание композиций.
9. Изготовление поделок.(6 ч.)
Изготовление поделок на выбор слушателей из предложенных преподавателем: соленое тесто, обереги, шитье игрушек и т.д.
10. Итоговое занятие.(2 ч.)
Подвести итоги занятий по бисерному плетению – отметить успехи, дать рекомендации каждому слушателю на что нужно обратить внимание в дальнейшей самостоятельной работе. Ответить на возникшие вопросы.
Методическое обеспечение программы:
- разработки занятий;
- схемы образцов;
- литература;
- фотографии;
- рекомендации по изготовлению изделий.