Программа обучения инвалидов по зрению основа компьютерной грамотности
Железногорский филиал Частного образовательного учреждения
дополнительного профессионального образования «Центр реабилитации слепых» Общероссийской общественной организации инвалидов
«Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых»
ПРОГРАММА
ОБУЧЕНИЕ ИНВАЛИДОВ ПО ЗРЕНИЮ ОСНОВАМ
КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАМОТНОСТИ
Составитель: Чебышева Н.В.(преподаватель ЦРС)
г. Железногорск
2016
Пояснительная записка
Эффективным средством обеспечения участия инвалидов по зрению в общественном информационном обмене могут служить компьютерные технологии, которые с помощью специальных аппаратных и программных тифлосредств делают доступными для незрячих и слабовидящих использование компьютерной техники общего назначения и большинство стандартных пользовательских возможностей. В результате инвалиды по зрению получают эффективный инструмент свободного самостоятельного доступа к общественным информационным ресурсам.
Направленность программы – техническая.
Новизна данной программы заключается в том, что в процессе обучения работе на персональном компьютере инвалидов I и II группы по зрению, используются методики преподавания, адаптированные для данной категории слушателей.
Актуальность программы по основам компьютерной грамотности состоит в том, что в процессе обучения незрячих с различной степенью потери зрения применяются не только различные программы, но и тифлотехнические средства, предназначенные для определённой категории пользователей персональных компьютерных систем.
За базу изучения взяты русские версии Windows 8.1, Microsoft Office 2010, Fine Reader 12.0,a также Jaws for Windows 17.0 с русификацией. Программа может использоваться для пользователей других версий Windows и Office и других версий Jaws. Отличия будут незначительными. Стандартный компьютерный интерфейс ориентирован на людей с нормальным зрением и широко использует визуально воспринимаемые формы представления информации, основным ее носителем в процессе работы становится изображение на экране монитора. Это делает стандартный пользовательский интерфейс непригодным для людей с глубокими нарушениями зрения. Назначение компьютерных тифлосредств - обеспечение восприятия компьютерной информации незрячими и слабовидящими и организация удобного для этих пользователей взаимодействия с компьютером. При этом используются слуховой, осязательный, а при возможности (если позволяет остаточное зрение) и зрительный канал восприятия.
Цель программы: формирование у слушателей представлений о возможностях современных компьютерных технологий в сфере альтернативных способов вывода информации с персонального компьютера.
Задачи программы:
обучение инвалидов по зрению I, II и III групп устойчивым умениям и навыкам самостоятельной работы на персональном компьютере;
дать представление о принципах работы компьютера и компьютерных программ;
определить понятие информации, её видов, способов приема, передачи и хранения;
ознакомить слушателей со специальными тифлоустройствами и принципом их работы.
Программа рассчитана на 50 часов теоретических и практических занятий, 2,5- месячного курса и включает в себя 10 основных модулей:
Введение.
Персональный компьютер и его компоненты.
Клавиатура компьютера.
Информация и компьютерные технологии.
Размещение информации на компьютере (файловая система). Проводник: работа с папками и файлами.
Компьютерные программы.
Операционная система WINDOWS.
Программа JAWS FOR WINDOWS.
Текстовый процессор MS WORD.
Интернет-ресурсы, электронная почта.
Учитывая специфику обучения различных категорий незрячих с различной степенью потери зрения, предусматривается перераспределение рабочего времени при изучении тем, предусмотренных программой.
Программа рассчитана на 10 учебных недель (50 учебных часов теоретических и практических занятий).
Используются комбинированные, диагностические, рефлексивные занятия.
Форма организации занятия – групповая, индивидуальная, формы проведения занятия – лекция, беседа, консультация, практическое занятие, экзамен.Занятия проводятся 5 раз в неделю.
Способы определения результативности:
1. Педагогическое наблюдение.
2. Педагогический анализ результатов опросов, выполнения слушателями диагностических заданий, активность слушателей на занятиях.
3. Мониторинг. Для отслеживания результативности используются контрольные задания и тесты, самооценка слушателей.
Виды контроля
Время проведения Цель проведения Формы контроля
Начальный контроль
В начале заезда Определение уровня знаний и умений о ПК Беседа, опрос
Текущий контроль
В течение всего заезда Определение степени усвоения слушателями учебного плана. Подбор наиболее эффективных методов и средств обучения Педагогическое наблюдение, опрос, самостоятельная работа, контрольное занятие
Промежуточный контроль
По окончании изучения темы Определение результатов обучения Контрольная работа по теме
В конце учебного курса
В конце заезда Определение уровня знаний и умений по работе с ПК Итоговое занятие, экзамен
Учебный план
№ Наименование темы Количество часов Формы
контроля
теория практика Всего 1. Введение 1 1 2 2. Общее устройство персонального компьютера 2 2 Опрос
3. Клавиатура компьютера 2 14 16 Контрольная
работа
4. Информация и компьютерные технологии 1 1 Опрос
5. Размещение информации на компьютере (файловая система)
Проводник. Работа с папками и файлами 2 4 6 Контрольная
работа
6. Компьютерные программы 2 2 Опрос
7. Операционная система Windows 1 14 15 Контрольная
работа
8. Программа JAWS FOR WINDOWS 1 1 2 Опрос
9. Пакет программ Microsoft Office 1 5 6 Контрольная работа
10. Интернет-ресурсы, электронная почта 2 4 6 Опрос
Итоговая аттестация 2 2 Экзамен
Итого 19 31 50 Примечание:
Преподавателю предоставляется право вносить изменения в распределение часов по разделам и темам программы в пределах установленного времени с учетом особенностей группы обучения.
Объекты труда должны быть подобраны и выполняться от простого к сложному и иметь полезную значимость.
На технические сведения рекомендуется отводить не более 25% учебного времени. Часть теоретических вопросов изучается в процессе практической работы.
Содержание программы
Введение – 2 часа
Содержание учебного материала: знакомство с группой. Ознакомление с программой, ее целями и задачами. Ориентировка в учебном кабинете.
Режим работы, ознакомление с рабочим местом, инструктаж по технике безопасности, санитарно-гигиенические требования.
Общее устройство персонального компьютера - 2 часа
Содержание учебного материала: область применения ПК. Периферийные устройства. Устройства ввода, вывода информации и комбинированные устройства.
Практические работы: ознакомление с устройством системного блока. Включение и выключение компьютера.
Клавиатура компьютера - 16 часов (2/14)
Содержание учебного материала: устройство клавиатуры. Клавишные блоки.
Практические работы: освоение 10-пальцевого метода набора текста. Работа на клавиатурном тренажёре. Комбинации горячих клавиш. Работа с простыми текстовыми редакторами.
Информация и компьютерные технологии - 1 час
Содержание учебного материала: способы хранения, приёма и передачи информации. Кодирование и систематизация.
Размещение информации на компьютере (файловая система). Проводник. Работа с папками и файлами - 6 часов (2/4)
Содержание учебного материала: понятие раздела информации (диск, папка, файл). Древовидная структура. Пути и полные имена. Типы файлов. Возможные операции над разделами.
Практические работы: создание, удаление, копирование и перемещение файлов и папок. Поиск папок и файлов. Носители информации: диски, дискеты, флеш-карты.
Компьютерные программы - 2 часа
Содержание учебного материала: команда, и правила отдачи команд. Общие сведения о программах. Виды программ (операционные системы и прикладные). Распространение и установка программ.
Операционная система Windows - 5 часов (1/4)
Содержание учебного материала: особенности использования инвалидами по зрению операционной системы Windows. Интерфейс программы.
Практические работы: выход на Рабочий стол, главное меню, конструкция окна Windows. Работа с диалоговыми окнами и их элементами управления. Навигация по основным разделам операционной системы. Навигация по логическим дискам, элементам интерфейса. Работа с меню «Пуск» и другими видами меню. Операции с объектами.
Программа JAWS FOR WINDOWS - 4 часа (1/3)
Содержание учебного материала: характеристика синтезаторов речи.
Практические работы: работа с окном JAWS. Меню JAWS. Справочная система JAWS. Индивидуальная настройка программы. Горячие клавиши.
Пакет программ Microsoft Office - 6 часов (1/5)
Содержание учебного материала: характеристика программ пакета Microsoft Office. Обзор функций MS Word.
Практические работы: ввод, редактирование, навигация и сохранение текста в программе Microsoft Word. Выделение, копирование и вставление текста. Форматирование и вывод на печать.
Интернет-ресурсы, электронная почта – 6 часов (2/4)
Содержание учебного материала: история создания глобальной сети Интернет. Характеристика Интернет-браузеров. Вирусы и антивирусное ПО.
Практические работы: поиск и сохранение информации из сети Интернет. Браузер Internet Explorer (настройка домашней страницы, создание закладок). Работа в сети Интернет. Регистрация и работа с почтовым ящиком.
Требования к знаниям и умениям слушателей
По окончании курса слушатели должны знать:
состав, назначение и основные характеристики основных устройств компьютера и назначении основных периферических устройств;
назначение и основные функции операционной системы;
основные виды прикладного программного обеспечения и программ экранного доступа.
По окончании курса слушатели должны уметь:
включить компьютер и загрузить операционную систему;
выбрать и загрузить нужную программу;
выполнять стандартные действия над объектами рабочего стола с помощью клавиатуры: выделение, перемещение, открыть объект;
выполнять стандартные действия с окнами: перемещение, изменение размеров,
свертка, разворачивание, закрытие;
находить справочную информацию;
осуществлять поиск файлов по заданным параметрам;
выполнять стандартные операции с папками: создание, переименование,
копирование, перемещение, удаление;
выполнять стандартные операции с файлами: создание, сохранение в заданныйкаталог, переименование, копирование, перемещение, удаление;
разными способами открывать документ;
выполнять основные операции обработки текстовой информации в текстовомредакторе Блокнот, текстовом процессоре MS Word, использовать 10-пальцевый метод набора на клавиатуре, уверенно печатать текст и брать комбинации из нескольких клавиш.
выполнять операции поиска и сохранения информации в интернете
работать с электронной почтой.
Список литературы
Внедрение компьютерных технологий для слепых и слабовидящих: Инструктивно-методический сборник / Под ред. С.Н.Ваньшина, В.С. Вшивцева. – М., 2007.
Зелинский С.Э. Секреты работы в Windows. Word. Excel. Интернет. – 2011.
Куринин И. Н., В. И. Нардюжев, И. В. Нардюжев -Информатика, персональный компьютер и Интернет - М. РУДН. - 2015.
Леонтьев В.П. Новейшая энциклопедия Интернет. М.: Олма-пресс. – 2012.
Леонтьев В.П. Энциклопедия персонального компьютера. М.: Олма-пресс – 2014.
Леонтьев В.П. 300 программ на все случаи жизни. М.: Олма-медиа групп. - 2016.
Масленникова М.М. Охрана труда при оборудовании и эксплуатации учебных кабинетов информатики. М., 2012.
Степаненко О.С. Персональный компьютер. М.: изд. Диалектика. – 2014.
http://www.tiflocomp.ru/ - Компьютерные технологии для незрячих и слабовидящих.
http://www.tiflocomp.ru/download/audio/ - Курс звуковых занятий для начинающих незрячих пользователей компьютерной техники.
http://govorilovo.narod.ru/start.html - Коллекция программ синтезирующих русскую речь.
http://www.tiflocomp.ru/ - Портал «Компьютерные технологии для незрячих и слабовидящих».
http://www.ksrk.ru/ - Негосударственное учреждение «Культурно – спортивный комплекс ВОС» (НУ «КСРК» ВОС)