Статья ПРОЕКТИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ООО
ПРОЕКТИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ В СООТВЕТСТВИИ
С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ООО
Леонова Г. Е.
филиал МБОУ «Комсомольская СОШ» в с. Селезни
Современная ситуация развития российского общества требует от выпускника школы ответственного отношения к собственному выбору, слову, делу, его последствиям, умения совершать действия, направленные на благо окружающих его людей, наличия устойчивого морального опыта, освоения эмоциональной культуры.
В новых социально-экономических условиях одной из важнейших задач общеобразовательного учреждения, как свидетельствуют документы о модернизации системы образования, является обеспечение процесса социализации и саморазвития молодого человека как субъекта деятельности на основе новейших технологий и средств педагогической поддержки.
Как получить новый образовательный результат?
Практика показывает, что никакие отдельные приемы и техники, внедряемые в воспитательно-образовательный процесс, не могут принести устойчивого личностного роста, если они не включены в педагогическую деятельность, направленную на развитие и саморазвитие личности учащегося. Поэтому необходимо проектировать и проводить систему психолого-педагогических мероприятий, которая обеспечивала бы личностное развитие.
Очевидно, наиболее успешно процесс социализации старшеклассников происходит в условиях реализации специально разработанной программы.
Реализация ФГОС ООО требует соответствующей подготовки работников школы, педагоги должны овладеть компетенциями, необходимыми для реализации стандарта. В связи с этим весьма актуальной задачей является проектирование основной образовательной программы, включающей программу воспитания и социализации обучающихся (далее Программа).
В соответствии с принципом преемственности ФГОС основного общего образования, так же как и ФГОС начального общего образования, в структуру основной образовательной программы включает программу воспитания и социализации обучающихся.
Назначение проектирования системы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования в образовательном учреждении – привнести в процесс воспитания и социализации вектор направляемой и относительно социально контролируемой социализации и профориентации и этим помочь молодому человеку понять, как он сам может управлять своей социализацией и профессиональным выбором в дальнейшем, сознательно выстраивая собственный баланс между своей адаптированностью к обществу и обособленностью от общества.
Нормативной основой разработки Программы воспитания и социализации обучающихся в школе является ФГОС ООО, и прежде всего требования к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы, отражённым в том числе в «Портретах выпускников». Методологическая и содержательная основа [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] , которая создавалась в рамках проектов по разработке ФГОС коллективом авторов в составе [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Программа разрабатывается педагогическим коллективом образовательного учреждения при активном участии обучающихся и их родителей (законных представителей). К разработке и реализации Программы по решению педагогического совета образовательного учреждения могут привлекаться представители общественных институтов. Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования состоит из следующих блоков:
1 блок – программа духовно-нравственного развития обучающихся,
2 блок – программы социализации и профессиональной ориентации обучающихся,
3 блок – программа формирования экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.
На основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и в соответствии с требованиями ФГОС ООО формируется ценностно-целевой блок Программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования, включающий три группы задач по формированию личностной, социальной и семейной культуры.
Проектирование системы воспитания и социализации проводится на основе системного анализа готовности школы к разработке и реализации программы.
Цель и задачи воспитания и социализации учащихся планируются и решаются в контексте национального воспитательного идеала, представляющего собой высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях российского народа.
Содержание образования Программы направлено на достижение личностных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы.
Каждое из направлений воспитания, обозначенных в Программе, основано на определённой системе базовых национальных ценностей и должно обеспечивать их усвоение обучающимися:
воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
воспитание социальной ответственности и компетентности;
воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания;
воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни;
воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии;
воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры эстетическое воспитание.
Образовательное учреждение может отдавать приоритет тому или иному направлению, конкретизировать в соответствии с указанными основными направлениями и системой ценностей задачи, виды и формы деятельности, но все направления, представленные в Программе, важны, они дополняют друг друга, обеспечивая присвоение базовых ценностей.
Программа подразумевает создание развивающейся модели продуктивного взаимодействия субъектов образовательного процесса: школы, семьи, общественных организаций, включая и детско-юношеские движения и организации, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ, традиционных российских религиозных объединений.
Виды и формы совместной деятельности детей и взрослых, в том числе социальных партнёров образовательного учреждения, классифицируются по направлениям воспитания, социализации и духовно-нравственного развития обучающихся.
Базовые ценности отражены в содержании внеурочных воспитательных мероприятий, также в деятельности кружков, секций, клубов и других форм дополнительного образования. Основной педагогической единицей внеурочной деятельности является культурная практика организуемое педагогами и воспитанниками культурное событие, участие в котором расширяет их опыт конструктивного, творческого поведения в культуре.
Внешкольные мероприятия: экскурсии, разнообразные десанты, сборы помощи, благотворительные, экологические, военно-патриотические мероприятия, учебные бизнес-мероприятия, полезные дела и т.д. организуются в пределах целостного, социально-открытого образовательного пространства. Основной педагогической единицей внешкольной деятельности является социальная практика педагогически моделируемая в реальных условиях общественно-значимая задача, участие в решении которой формирует у педагогов и воспитанников социальную компетентность и опыт конструктивного гражданского поведения. Процессы школьного и семейного воспитания необходимо объединить. Каждая воспитательная подпрограмма должна содержать систему творческих заданий, выполнить которые ребенок может со своими родителями. Такого рода школьные семейные задания помогают родителям выстраивать содержательно наполненную и ценностно-ориентированную воспитательную деятельность. Взаимодействие семьи и школы содействует духовно-нравственному развитию и гражданскому воспитанию не только школьников, но и их родителей. Такое взаимодействие можно рассматривать как социально-педагогическую технологию нравственного оздоровления общества. Чтобы сохранить целостное воспитательное пространство школы необходимо изучение определенной традиционной российской религии. В содержание гуманитарных учебных дисциплин отдельными разделами могут быть включены сюжеты о роли Русской Православной Церкви в развитии нашей страны, раскрыто значение других традиционных религиозных организаций в формировании единого российского народа, основ его культуры, повседневной жизни, авторитета в Европе и мире. Базисный учебный план открывает возможности для изучения школьниками курсов по выбору: "Основы православия", "Основы ислама", "Основы буддизма", "Основы иудаизма". Для получения нового образовательного результата воспитание рассматривается как активное социальное взаимодействие взрослых и детей сфере их совместного бытия (со-бытия). Образовательное событие – совместная (ребенка и взрослого) яркая, личностно-ориентированная, личностно-значимая образовательная деятельность, последствием которой должно стать повышение мотивации ребенка к дальнейшей познавательной деятельности, в большей степени самостоятельной (исследование, поиск, развитие). При проектировании образовательного события
а) беседы, классные часы, диспуты, дискуссии, публичные выступления, просмотры и обсуждение видеофрагментов, фильмов, экскурсии ,туристические походы необходимо ориентировать на актуальные для школьников в данный момент моральные проблемы, с максимальным пробуждением и использованием их личной инициативы и участия;
б) конкурсы, викторины, игры, концерты, спортивные соревнования, эстафеты, марафоны, студии, презентации, выставки, кружки должны быть максимально нацелены не на выявление «лучших» и «проигравших», а на создание возможности каждому раскрыть себя с лучшей стороны, проявить свои лучшие качества творчества, солидарности, взаимопомощи и т.п.;
в) полезные добрые дела: акции помощи, проекты – решения общественных проблем, подготовка театральных постановок, праздников для определённой аудитории: младшие, ветераны, люди с ограниченными возможностями и т.п. (с учётом условий пункта а);
г) ситуации решения моральных проблем – целенаправленно созданные педагогом должны ставить ученика, группу учеников перед необходимостью сделать моральный выбор в неоднозначной противоречивой ситуации реальной практической деятельности.
Использование эффективных подходов и новых педагогических технологий (образовательных и воспитательных) в учебно-воспитательном процессе позволит создать и организовать условия, инициирующие детское действие. Наиболее актуальными считаются технологии: информационные (компьютерные, мультимедиа, сетевые, дистанционные) технологии; проектные и деятельностные технологии; креативные технологии; игровые технологии: имитационные; операционные; исполнение ролей; «деловой театр»; психодрама и социодрама; технологии личностно-ориентированного воспитания; этнопедагогические технологии.
В организации целенаправленной социальной деятельности и социализации обучающегося приоритетное значение должен иметь проектный метод, так как именно этот метод позволяет обучающимся проявлять инициативу, разворачивать авторское действие при создании чего-то собственного, ещё не созданного, соучаствовать и вносить свой осознанный и конкретный вклад в реализацию коллективной идеи.
В условиях социального проекта общение участников разворачивается вокруг замысла, планирования, поиска решений, распределения обязанностей, сочетая социальный характер процесса (общение, взаимодействие) с социальным характером результата (ожидаемые социальные изменения).
Достоинством проектного подхода в организации социализации является совпадение содержания деятельности в ходе обсуждения и реализации социального проекта с содержанием интимно-личностного общения подростков, где ключевыми элементами также являются обсуждения и выяснения отношений конфликты, примирения позиций, узнавание.
Программа воспитания и социализации обучающихся направлена на формирование особого нравственного уклада школьной жизни, который
основан на системе духовных идеалов многонационального народа России, базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм,
учитывает историко-культурную и этническую специфику региона,
потребности обучающихся и их родителей (законных представителей),
включает в себя воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся,
реализуется в совместной социально-педагогической деятельности всех социальных субъектов-участников воспитания.
Особое внимание уделяется условиям реализации Программы:
создание культурно-воспитательной, социально-воспитательной, эколого-воспитательной, эстетической и школьной воспитательной среды образовательного учреждения;
система работы школы с семьей;
взаимодействие школы с социальными субъектами воспитания;
взаимодействие с учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта;
установление и совершенствование системы межпредметных связей; интеграция учебной, внеучебной, внешкольной, семейно-воспитательной, общественно- полезной деятельности;
направленность программ воспитания и социализации обучающихся на решение проблем их личной, семейной и школьной жизни, а также проблем поселка, района, города, области, республики, края, России;
педагогическая поддержка детско-юношеских и молодежных организаций и движений, содействующих духовно-нравственному развитию гражданина России.
Практика показывает, жизнедеятельность и воспитание членов школьного и классного сообществ важно осуществлять через воспитательные системы школы и классов – представляющие собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующих развитию личности и коллектива.
В качестве основных показателей и объектов исследования эффективности реализации образовательным учреждением Программы воспитания и социализации обучающихся выступают: личность самого воспитанника; нравственный уклад школьной жизни; родительская общественность.
Основной целью исследования является изучение динамики процесса воспитания и социализации обучающихся в условиях разработанной школой Программой. Предполагается использование следующих методов исследования: тестирование (метод тестов); опрос ( анкетирование, интервью, беседа) ; психолого-педагогическое наблюдение (включённое наблюдение, узкоспециальное наблюдение).
Критерии эффективности реализации Программы
положительная динамика увеличение значений выделенных показателей воспитания и социализации обучающихся на интерпретационном этапе по сравнению с результатами контрольного этапа исследования:
инертность положительной динамики подразумевает отсутствие характеристик положительной динамики и возможное увеличение отрицательных значений показателей воспитания и социализации обучающихся на интерпретационном этапе по сравнению с результатами контрольного этапа исследования;
устойчивость исследуемых показателей духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся.
В педагогическом коллективе и детско-родительских отношениях устойчивость исследуемых показателей является одной из характеристик положительной динамики процесса воспитания и социализации обучающихся. Если же наблюдается инертность положительной динамики и появляется тенденция отрицательной динамики процесса воспитания и социализации обучающихся, то причиной этого могут быть:
несоответствие содержания методов воспитания и социализации обучающихся возрастным особенностям развития личности;
формальное отношение со стороны преподавателей;
неблагоприятный психологический климат в учебном учреждении.
Итогом социальной деятельности на ступени основного общего образования является вхождение обучающегося в социокультурную среду с одновременным преобразованием его умений и навыков практической социальной деятельности в качества личности. Данные качества и являются обобщённым результатом социализации на этой ступени образования.
Успех развития системы образования в значительной степени зависит от профессионализма учителя, его готовности к инновационному обновлению образовательного процесса. Считаю, что именно творческая и самостоятельная работа педагогов с рекомендациями по разработке и реализации Программы воспитания и социализации обучающихся поможет обрести каждой школе новое дыхание – интересную, насыщенную жизнь, создать оптимальные условия для самоопределения, самоорганизации и самореализации молодежи, развитие у молодого поколения социальной активности, ответственности и других требуемых сегодня качеств.
Литература:
1.Краснова В.П. Воспитание и социализация учащихся: управление внедрением ФГОС основного общего образования // Практика административной работы в школе. – 2011. – № 4. – С. 26-30.
2. Интернет – ресурс: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
3. Интернет – ресурс: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
4. Интернет – ресурс: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
15