Выступление на тему Региональный компонент содержания обучения иностранным языкам в школе
РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ СОЖЕРЖАНИЯ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В ШКОЛЕ
Пермиловская А.М.
По образному определению В. Гумбольдта: «язык — это душа нации, в нем запечатлен весь ее «национальный характер. Язык — есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое живое целое» [1, 206].
Являясь существенным элементом культуры народа - носителя данного языка и средством передачи ее другим, иностранный язык способствует формированию у школьников целостной картины мира.
Проблемы обучения иностранному языку связаны с вопросами формирования национального сознания учащихся [2, 59].
Необходимо ввести учеников в мир родной и иноязычной культур, при этом речь идёт не только об усвоении иной культуры, но и об осмысленном понимании менталитета родного народа.
Использование регионоведческого материала отвечает принципам культурологического подхода в обучении иностранного языка. Знакомясь с иноязычной культурой, учащиеся сравнивают ее с родной.
«Регионоведение представляет собой самостоятельную научную дисциплину, которая предполагает изучение «истории и этнографии, экономики и политики, науки и культуры, языка и литературы, традиций и ценностей конкретного региона» [3, 3].
На региональный компонент выделяется 10% от общего объема часов. Необходимость обучения иностранному языку с учетом регионального компонента продиктовано тем, что понимание иной культуры возможно только на основе знания своего региона. Отсутствие знаний как той, так и другой является причиной недопонимания, источником конфликтов и кризисов в процессе межкультурной коммуникации [4, 44].
Региональный компонент при обучении иностранным языкам может охватывать следующие аспекты: природные и климатические условия региона, экологическая обстановка, экономическое положение, основные города, достопримечательности; люди, прославившие регион, особенности проведения местных праздников, культурные традиции народов региона и т.д. [5, 31].
Однако использование регионоведческого материала на уроках иностранного языка не должно носить фрагментарный характер. Следует осмыслить региональный аспект, сделать его опорой не только для совершенствования иноязычных умений учащихся, но и основой для расширения их кругозора в таких областях знания, как история, география, литература, посредством иностранного языка [5, 31].
Регионоведческий материал приближает иноязычную коммуникацию к личному опыту учащихся, дает возможность изложить материал на основе знаний о родном крае, способствует повышению качества обучения и уменьшения утомляемости учащихся.
Цели использования регионоведческого компонента:
Развитие иноязычной коммуникативной компетенции учащихся;
Развитие и воспитание у школьников способности к самостоятельному и непрерывному изучению иностранного языка;
Формирование у детей потребности пользоваться иностранным языком как средством общения для представления истории, культуры и традиций Русского Севера;
Воспитание качеств гражданина и патриота своего края [5, 3].
Кроме того, регионоведческий компонент позволяет решать одновременно две взаимосвязанные задачи:
повысить эффективность изучения основного содержания предмета;
поднять уровень владения иностранного языка у школьников, опираясь на личностно-ориентированный подход к организации работы учащихся со значимым для них местным материалом.
В настоящее время в обучении иностранному языку в меньшей степени, чем в других предметах, учитывается региональный компонент содержания образования [4, 44], но при этом использование регионального компонента базируется преимущественно на основе первоначальных знаний учащихся о родном крае, создает прототип среды родного края и помогает овладеть коммуникативной компетенцией на иностранном языке, не находясь в стране изучаемого языка; стимулирует не только их интерес к изучению иностранного языка, но и самостоятельность, активность каждого ученика, воспитывает ответственное отношение к делу, способствует становлению личности.
Список литературы
Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения. — М.: Учпедгиз АПН СССР, 1945
Национальный проект «Образование». Первые шаги [Текст] // Труд и право. - 2006. - №2. - С. 58-65.
Дейкина А.Д. Воспитание национального самосознания при обучении русскому языку. //РЯШ. – 1993. - № 5. – с. 3-11
Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования /Госкомитет РФ по высшему образованию. - М.: Лотос, 1995.
Региональный компонент общего образования Архангельской области. Иностранный язык / Под ред. Н.А. Оникова, Е.Д. Самодова, Е.И. Воробьева - Архангельск: Изд- во АО ИППК РО, 2005. - 96 с.