Методическая разработка на тему Особенности психических процессов у здорового и больного человека (3)
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
«КУПИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ
По дисциплине: «ПСИХОЛОГИЯ »
Раздел: Основы общей психологии
Тема: «Особенности психических процессов у здорового и больного человека»
Специальность: 060501 Сестринское дело
(Базовый уровень подготовки среднего профессионального образования)
Купино
2014
Рассмотрена на заседании
ЦМК общепрофесиональных дисциплин
Протокол № « » 2014г
Председатель ЦМК
_______________________Андреева Н.М
Автор – составитель: преподаватель первой квалификационной категории дисциплины «Психология» Степанова Алена Владимировна, педагог-психолог Боярко Татьяна Николаевна
Купино
2014
Пояснительная записка
к методической разработке дисциплины «Психология» по теме «Особенности психических процессов у здорового и больного человека».
Методическое пособие разработано для преподавателя с целью формирования знаний по теме Особенности психических процессов у здорового и больного человека, в процессе теоретического занятий студенты получают основы знаний о психических процессах личности, которые впоследствии применяют в практической и профессиональной деятельности.
Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями к знаниям по ФГОС III поколения, для использования на теоретическом занятии в рамках специальности 060501 Сестринское дело базовый уровень подготовки.
В соответствии с ФГОС, после изучения данной темы студент должен:
Особенности психических процессов у здорового и больного человека
Методическая разработка состоит из «Пояснительной записки», «Учебно-методического плана», «Описание хода занятия», «Изложение нового материала» (приложение №1), «Физкультминутка реализация ОК 14» (приложение №2) «Самостоятельная работа студентов» (приложение№3).
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЯ
Тема занятия Особенности психических процессов здорового и больного человека
Место проведения кабинет психологии
Продолжительность проведения занятия 90 минут
Мотивация темы: Данная тема является основой для дальнейшего усвоения учебного
материала.
Цели занятия:
1. Образовательная: После изучения темы студент должен знать: особенности психических процессов личности
2. Воспитательная: Формирование сознательного отношения к процессу обучения.
3. Развивающая: Повышение мотивации к обучению. Развитие устойчивого интереса к дисциплине, активизация познавательной деятельности по овладению программным учебным материалом.
Требования ФГОС к уровню подготовки студента: студент должен знать особенности психических процессов у здорового и больного человека
Формируемые компетенции: ОК 1-ОК 14
Междисциплинарная интеграция:
Психология
ПМ 02
Анатомия и физиология человека
Основы медицинской генетики
ПМ 03
ПМ 04
ПМ 05
ПМ 06
ПМ 07
Психология
ПМ 02
Анатомия и физиология человека
Основы медицинской генетики
ПМ 03
ПМ 04
ПМ 05
ПМ 06
ПМ 07
Внутридисциплинарная интеграция:
2060575132715Психология личности
00Психология личности
359918019558000110490192405Особенности психических процессов у здорового и больного человека
00Особенности психических процессов у здорового и больного человека
125730058483500
Методическое обеспечение занятия: Вопросы для закрепления материала.
Домашнее задание: конспект лекции. Учебное пособие Полянцева О.И Психология для средних медицинских учреждений: учеб.пособие / Растов н/Д: Феникс стр.61-64
Задания для внеаудиторной работы студентов:
Чтение дополнительной литературы, составления словаря или кроссворда по теме занятия.
Перечень литературы:
Основная: Полянцева О.И Психология для средних медицинских учреждений: учеб.пособие / Растов н/Д: Феникс,2012- 414 с.
Дополнительная: Островская И.В. Психология: учебник.-М.: ГЭОТАР-Медиа,2006.-400с
Описание хода занятия
№ Основные этапы
занятия. Коды формируемых
компетенций Ориентировочное время Содержание этапа. Методическое обоснование
1. Организационный момент
Цель: этап дисциплинирует и настраивает студентов на учебную деятельность 2 мин. Преподаватель отмечает отсутствующих на занятии, проверяет готовность аудитории и студентов к занятию
2. Мотивация учебной деятельности. Целевая установка. Формирование
ОК 1; ОК 7.
Цель: активизировать познавательную деятельность студентов, показать значимость темы для будущей профессии специалиста 3 мин. Преподаватель подчеркивает значимость, актуальность темы. Определяет цели и план занятия.
4. Изложение нового материала (приложение №1)
Цель - сформировать знания по основам психологии 65 мин
Традиционный метод изложения материала
5. Физкультминутка
реализация ОК 14 (приложение №2)
Цель: снятие напряжения с мышц шеи, верхних конечностей 3 мин Преподаватель организует выполнение комплекса физических упражнений.
6. Методические указания к проведению самостоятельной работы по выполнению ОК 13
Цель: организовать студентов для самостоятельной работы 3мин Преподаватель поясняет этапы самостоятельной работы: выполнить тестовые задания.
7. Самостоятельная работа студентов по формированию ОК 2; ОК 6; ОК 13; ПК 1.1. ПК 1.2 ПК 1.3. (приложение №3)
Цель: сформировать знания по основам социальной психологии 10 мин. Выполнение студентами тестов и заданий.
8. Подведение итогов 2 мин. Обсуждаются итоги самостоятельной работы студентов и выставляются оценки с комментариями.
9. Задание на дом 2 мин. Конспект лекции. Учебное пособие Полянцева О.И Психология для средних медицинских учреждений: учеб.пособие / Растов н/Д: Феникс стр.61-64
Чтение дополнительной литературы, составления словаря или кроссворда по теме занятия
Всего 90 мин Приложение №1
Память
Память, определение и характеристика
Память — форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.
Память — основа психической деятельности. Без нее невозможно понять основы формирования поведения, мышления, сознания, подсознания. Поэтому для лучшего понимания человека необходимо как можно больше знать о нашей памяти.
Физиологической основой памяти является система условных рефлексов. Память —общемозговая функция, в которой участвуют все разделы головного мозга, а также подкорковые образования, но самое большое значение имеют височные доли головного мозга.
Основные процессы памяти:
заучивание;
сохранение;
воспроизведение;
узнавание;
забывание
Важным условием для запоминания являются:
Желание
Осмысление
Повторение
Проговаривание вслух
8327390-1217930007979410288290008302625343979500Виды памяти
Непроизвольная память (информация запоминается сама собой без специального заучивания, в ходе выполнения деятельности, в ходе работы над информацией).
Произвольная память (информация запоминается целенаправленно с помощью специальных приемов).
Эффективность произвольной памяти зависит:
От целей запоминания (насколько прочно, долго человек хочет запомнить). Если цель — выучить, чтобы сдать экзамен, то вскоре после экзамена многое забудется, если цель —выучить надолго, для будущей профессиональной деятельности, то информация мало забывается.
От приемов заучивания. Приемы заучивания бывают:
а)механическое дословное многократное повторение — работает механическая память, тратится много сил, времени, а результаты низкие. Механическая память — это память, основанная на повторении материала без его осмысливания;б)логический пересказ, который включает: логическое осмысление материала, систематизацию, выделение главных логическихкомпонентов информации, пересказ своими словами — работает логическая память (смысловая) — вид памяти, основанныйна установлении в запоминаемом материале смысловых связей. Эффективность логической памяти в 20 раз выше, лучше, чем умеханической памяти
в)образные приемы запоминания (перевод информации в образы, графики, схемы, картинки)—работает образная память. Образная память бывает разных типов: зрительная, слуховая, моторно-двигательная, вкусовая, осязательная, обонятельная, эмоциональная. Эти типы памяти в той или иной степени выраженности имеются у каждого человека. Виды памяти обусловлены генетически;
г) мнемические приемы запоминания (специальные приемы дляоблегчения запоминания).
Выделяют также кратковременную память, промежуточную память, долговременную, оперативную память.
Любая информация вначале попадает в кратковременную память, которая обеспечивает запоминание однократно предъявленной информации на короткое время (5—7 минут), после чего информация может забыться полностью или перейти в долговременную память, но при условии 1-2-кратного повторения информации. Кратковременная память (КП) ограничена по объему, при однократном предъявлении в КП помещается в среднем 7±2. Это логическая формула памяти человека, то есть в среднем с одного раза человек может запомнить от 5 до 9 слов, цифр, чисел, фигур, картинок, кусков информации.
Объем кратковременной памяти у каждого человека индивидуален, по объему кратковременной памяти можно прогнозировать успешность обучения по формуле:
ОКР
2+ 1= балл учебный.
Долговременная память обеспечивает длительное сохранение информации: бывает двух типов;
1. ДП с сознательным доступом (то есть человек может по своейволе извлечь, вспомнить нужную информацию);
2. ДП закрытая (человек в естественных условиях не имеет к нейдоступа, а лишь при гипнозе, при раздражении участков мозгаможет получить к ней доступ и актуализировать во всех деталях образы, переживания, картины всей жизни человека).
837882558547000 Оперативная память — вид памяти, проявляющийся в ходе выполнения определенной деятельности, обслуживающий зту деятельность благодаря информации, поступающей как из КП, так и из ДП, необходимой для выполнения текущей деятельности.
Промежуточная память обеспечивает сохранение информации в течение нескольких часов, накапливает информацию в течение дня, а время ночного сна отводится организмом для очищения промежуточной памяти и категоризации информации, накопленной за прошедший день, переводя ее в долговременную память. По окончании сна промежуточная память опять готова к приему новой информации. У человека, который спит менее трех часов в сутки, промежуточная память не успевает очищаться, в результате чего нарушается выполнение мыслительных, вычислительных операций, снижается внимание, кратковременная память, появляются ошибки в речи, в действиях.
Для долговременной памяти с сознательным доступом свойственна закономерность забывания: забывается все ненужное, второстепенное, а также определенный процент и нужной информации.
Для уменьшения забывания необходимо:
1)понимание, осмысление информации (механически выученная, но непонятая до конца информация забывается быстро и почти полностью);
2)повторение информации (первое повторение нужно через 40 минут после заучивания, так как через час в памяти остается только 50% механически заученной информации). Необходимо чаще повторять в первые дни после заучивания, так как в эти днимаксимальны потери от забывания.
Наиболее важными качествами памяти являются:
быстрота запоминания;
объем усвоенного;
прочность сохранения;
точность воспроизведения информации.
Профессионализация памяти, овладение техникой практического навыка, упражнения в запоминании характеризуют влияние деятельности на развитие памяти.
Нарушения памяти
При различных заболеваниях могут страдать отдельные компоненты памяти: запоминание, удержание, воспроизведение.
1. Гипомнезия — снижение, ослабление памяти. Наблюдается при сильном переутомлении, при астенических состояниях, у пожи лых людей, при атеросклерозе сосудов головного мозга, в результате тяжелых перенесенных заболеваний.
Амнезия — выпадение памяти, отсутствие памяти. Наблюдается в результате травм мозга, очень сильных отравлений, при старческих психозах. Различают ретроградную амнезию, когда выпадают из памяти события, предшествующие заболеванию, травме,и антероградную амнезию, когда выпадает из памяти то, что былопосле заболевания. При органических заболеваниях головного мозгамогут быть частичные амнезии, когда поражается какой-либо видпамяти. Различают тотальную амнезию, когда из памяти выпадаютсобытия до и после бессознательного состояния,
Парамнезии — ошибки, обманы памяти. Их подразделяют:
на конфабуляции — пробелы памяти замещаются событиями ифактами, не имевшими места в действительности, то есть вымыслами, причем это происходит помимо желания больных обмануть, ввести в заблуждение. Наблюдается при старческом психозе, при хроническом алкоголизме, прогрессирующем параличе, сифилисе мозга;
псевдореминисценции — патология памяти, при которой происходит сдвиг событий во времени, больные события прошлого переносят в настоящее. Это нередко наблюдается у больных со старческим психозом.
4.Гипермнезия — повышенная способность к запоминанию,обострение воспоминаний в воспроизведении мельчайших деталейдавно прошедших впечатлений, но недостаточное запоминание текущих событий. Наблюдается при маниакально-депрессивном психозе и маниакальном состоянии при шизофрении. Не всегда гипермнезию следует относить только к болезненным нарушениямпамяти. Гипермнезия иногда произвольно создается педагогом илипсихологом для целей оптимизации памяти в условиях суггестопедического интенсивного обучения.
Тактика деятельности
медицинского работника по уходу
за больными с расстройствами памяти
Пациенты с различными видами расстройства памяти нуждаются в щадящем отношении к ним. Это особенно касается больных с амнезией, так как резкое снижение памяти делает их совсем беспомощными. Понимая свое состояние, они боятся насмешек и упреков окружающих и чрезвычайно болезненно на них реагируют.
-780415596328500-755650596963500 При различных «промахах» и неправильных поступках больных медицинским работникам не следует раздражаться, а по возможности направить их, ободрить и успокоить. Никогда не следует разубеждать больных с конфабуляциями и псевдореминисценциями, что их высказывания лишены реальности. Это вызывает только раздражение больного, и контакт с ним медицинского работника нарушается.
Приложение №2
Физкультминутка
И.п. – о.с. 1 – руки через стороны вверх; 2–3 раза подняться на носки; 4 – и.п.; 4 раза, темп медленный.
И.п. – о.с. 1 – прогнуться, руки отвести назад; 2–4 раза держать; 5–6 – и.п.; 6 раз, темп медленный.И.п. – стойка ноги врозь, руки согнуты в локтях, ладонями вниз. Имитация плавания стилем «брасс». 1 – наклон вперед, руки вперед; обе руки в стороны, 3–4 – и.п.; 4 раза, темп средний.
И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс. 1 – наклон туловища назад: 2–4 – держать; 5–6 – и.п.; 4 раза, темп медленный.
И.п. – сидя за партой, лицом к проходу, руки в упоре. Имитация движений «велосипед»; произвольно, темп средний.
Ходьба на месте, руки через стороны вверх, сжимая и разжимая пальцы рук; 10 сек, темп средний.
Приложение №3
Вопросы для закрепления пройденного материала
Дайте определение понятию «Память»
Перечислите основные процессы памяти
Перечислите виды памяти
Перечислите основные нарушения памяти