Методическая разработка на тему Особенности психических процессов у здорового и больного человека


ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
«КУПИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ
По дисциплине: «ПСИХОЛОГИЯ »
Раздел: Основы общей психологии
Тема: «Особенности психических процессов у здорового и больного человека»
Специальность: 060501 Сестринское дело
(Базовый уровень подготовки среднего профессионального образования)
Купино
2014
Рассмотрена на заседании
ЦМК общепрофесиональных дисциплин
Протокол № « » 2014г
Председатель ЦМК
_______________________Андреева Н.М
Автор – составитель: преподаватель первой квалификационной категории дисциплины «Психология» Степанова Алена Владимировна, педагог-психолог Боярко Татьяна Николаевна
Купино
2014
Пояснительная записка
к методической разработке дисциплины «Психология» по теме «Особенности психических процессов у здорового и больного человека».
Методическое пособие разработано для преподавателя с целью формирования знаний по теме Особенности психических процессов у здорового и больного человека, в процессе теоретического занятий студенты получают основы знаний о психических процессах личности, которые впоследствии применяют в практической и профессиональной деятельности.
Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями к знаниям по ФГОС III поколения, для использования на теоретическом занятии в рамках специальности 060501 Сестринское дело базовый уровень подготовки.
В соответствии с ФГОС, после изучения данной темы студент должен:
Особенности психических процессов у здорового и больного человека
Методическая разработка состоит из «Пояснительной записки», «Учебно-методического плана», «Описание хода занятия», «Изложение нового материала» (приложение №1), «Физкультминутка реализация ОК 14» (приложение №2) «Самостоятельная работа студентов» (приложение№3).
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЯ
Тема занятия Особенности психических процессов здорового и больного человека
Место проведения кабинет психологии
Продолжительность проведения занятия 90 минут
Мотивация темы: Данная тема является основой для дальнейшего усвоения учебного
материала.
Цели занятия:
1. Образовательная: После изучения темы студент должен знать: особенности психических процессов личности
2. Воспитательная: Формирование сознательного отношения к процессу обучения.
3. Развивающая: Повышение мотивации к обучению. Развитие устойчивого интереса к дисциплине, активизация познавательной деятельности по овладению программным учебным материалом.
Требования ФГОС к уровню подготовки студента: студент должен знать особенности психических процессов у здорового и больного человека
Формируемые компетенции: ОК 1-ОК 14
Междисциплинарная интеграция:
Психология
ПМ 02
Анатомия и физиология человека
Основы медицинской генетики
ПМ 03
ПМ 04
ПМ 05
ПМ 06
ПМ 07
Психология
ПМ 02
Анатомия и физиология человека
Основы медицинской генетики
ПМ 03
ПМ 04
ПМ 05
ПМ 06
ПМ 07

Внутридисциплинарная интеграция:
2060575132715Психология личности
00Психология личности
359918019558000110490192405Особенности психических процессов у здорового и больного человека
00Особенности психических процессов у здорового и больного человека
125730058483500
Методическое обеспечение занятия: Вопросы для закрепления материала.
Домашнее задание: конспект лекции. Учебное пособие Полянцева О.И Психология для средних медицинских учреждений: учеб.пособие / Растов н/Д: Феникс стр.
Задания для внеаудиторной работы студентов:
Чтение дополнительной литературы, составления словаря или кроссворда по теме занятия.
Перечень литературы:
Основная: Полянцева О.И Психология для средних медицинских учреждений: учеб.пособие / Растов н/Д: Феникс,2012- 414 с.
Дополнительная: Островская И.В. Психология: учебник.-М.: ГЭОТАР-Медиа,2006.-400с
Описание хода занятия
№ Основные этапы
занятия. Коды формируемых
компетенций Ориентировочное время Содержание этапа. Методическое обоснование
1. Организационный момент
Цель: этап дисциплинирует и настраивает студентов на учебную деятельность 2 мин. Преподаватель отмечает отсутствующих на занятии, проверяет готовность аудитории и студентов к занятию
2. Мотивация учебной деятельности. Целевая установка. Формирование
ОК 1; ОК 7.
Цель: активизировать познавательную деятельность студентов, показать значимость темы для будущей профессии специалиста 3 мин. Преподаватель подчеркивает значимость, актуальность темы. Определяет цели и план занятия.
4. Изложение нового материала (приложение №1)
Цель - сформировать знания по основам психологии 65 мин
Традиционный метод изложения материала
5. Физкультминутка
реализация ОК 14 (приложение №2)
Цель: снятие напряжения с мышц шеи, верхних конечностей 3 мин Преподаватель организует выполнение комплекса физических упражнений.
6. Методические указания к проведению самостоятельной работы по выполнению ОК 13
Цель: организовать студентов для самостоятельной работы 3мин Преподаватель поясняет этапы самостоятельной работы: выполнить тестовые задания.
7. Самостоятельная работа студентов по формированию ОК 2; ОК 6; ОК 13; ПК 1.1. ПК 1.2 ПК 1.3. (приложение №3)
Цель: сформировать знания по основам социальной психологии 10 мин. Выполнение студентами тестов и заданий.
8. Подведение итогов 2 мин. Обсуждаются итоги самостоятельной работы студентов и выставляются оценки с комментариями.
9. Задание на дом 2 мин. Конспект лекции. Учебное пособие Полянцева О.И Психология для средних медицинских учреждений: учеб.пособие / Растов н/Д: Феникс стр.
Чтение дополнительной литературы, составления словаря или кроссворда по теме занятия
Всего 90 мин Приложение №1
Тема: Ощущение и восприятие
Для удобства исследования и изучения единую психическую деятельность условно принято разграничивать на три сферы: познавательную, эмоциональную, двигательно-волевую.
Познавательные процессы — это процессы, с помощью которых человек обогащает свои знания, познает окружающий мир. К познавательным психическим процессам относятся наши ощущения, восприятия, представления, память, внимание, мышление, речь.
Таблица 1
Познавательные психические процессы
Ощущения Восприятия Память Воображение Мышление
Отражение Отражение Отражение Отражение Высшая фор-
отдельных предметов и прошлого будущего, ма отража-
свойств явлений, опыта или создание но- тельной дея-
предметов, непосредстзапечатле- вого образа тельности,
непосредст- венно воз- ние,сохра- на основе позволяю-
венно воз- действующих нение и вос- прошлого щая понять
действую- на органы произведе- опыта сущность
щих на наши чувств в це- ние чего- предметов и
органы пом, в сово- либо явлений, их
чувств купностивзаимосвязь,
свойств и закономер-
признаков ность разви-
этих пред- тияметовС помощью этих процессов мир в сознании отражается таким, каким он представляется человеку в данный момент; они позволяют возобновить в сознании прошлое, строить образные модели, обеспечивают решение задач, используя знания.
Познавательная деятельность начинается с ощущений, в результате которых в главном мозге отражаются отдельные свойства окружающих явлений и предметов/Благодаря органам чувств человек слышит звуки, различает запахи, цвета. Ощущение — простейший психический процесс, чувственное познание мира.
Ощущение - это отражение в сознании человека отдельных качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на его органы чувств.
Органы чувств — это те механизмы, с помощью которых информация об окружающей среде поступает в кору головного мозга. С помощью ощущений отражаются основные внешние признаки в и явлений (цвет, форма, величина, особенности поверх- предметов, звук, вкус и др.) и состояние внутренних органов(мышечные ощущения, боль и др.).
Физиологической основой ощущений является деятельность анализаторов, которые состоят из:
А) рецепторов, воспринимающих раздражение нервных аппаратов и находящихся на периферии центральной нервной системы;
Б) првходящих, центростремительных (афферентных) нервных путей по которым возбуждение, возникающее в рецепторах, передается в соответствующие участки коры больших полушарий головного мозга человека;
В) центральных корковых отделов анализаторов, где происходит «обработка» нервных сигналов, поступающих от рецепторов.
Действуя на воспринимающий орган (рецептор), различные раздражения (цвет, звук, прикосновение, движение и др.) вызывают возбуждение в рецепторе.
Это возбуждение от рецептора по центростремительным нервам . сдается в центральную часть анализатора, в кору головного га человека. Здесь у каждого анализатора есть центральная часть, вокруг которой располагается масса нервных клеток. Ядро каждого анализатора выполняет, анализирует и синтезирует поступающие с периферии сигналы.
Нервные клетки каждого анализатора, входящие в его ядро, располагаются в той части головного мозга, где есть «входы» центростремительных нервов, идущих от рецепторов.
В коре головного мозга каждому анализатору отведена отдельная область. Область зрительного анализатора, например, находится ссылочных долях коры головного мозга; область слухового анализатора локализуется в средней части верхней височной извилины, двигательная чувствительность — в центральной извилине.Способность иметь ощущение называется чувствительностью. У всех людей разная степень чувствительности. Её определяют:
индивидуальные особенности организма;
возраст;
переутомление;
заболевания;
снижение чувствительности при алкоголизме;
влияют гормоны и вещества, вырабатываемые организмом.Все ощущения имеют общие закономерности:
пороги ощущений;
адаптация;
контраст;
сенсибилизация;
последовательные образы.
Пороги ощущений. Нижний порог ощущения — та минимальная величина или сила раздражителя, которая способна вызвать в анализаторе нервное возбуждение, достаточное для возникновения ощущения. Чем меньше величина этого порога, тем выше чувствительность данного анализатора. Верхний порог ощущения — та максимальная величина раздражителя, сверх которой это раздражение перестает ощущаться.
Человек слышит, например, 20 000 колебаний в 1 секунду.
Абсолютный порог ощущения у различных людей неодинаков. Величина порога ощущений меняется с возрастом.
Так, у стариков абсолютный верхний порог слышимости тонов составляет около 15 000 колебаний в 1 секунду.
На величину абсолютного порога могут влиять характер деятельности человека, его функциональное состояние, сила и длительность раздражения и др.
Разностный порог ощущения (порог различения) — та минимальная разница в интенсивности двух однородных раздражителей, которую человек способен ощутить.
Адаптация — повышение или понижение чувствительности анализаторов в результате непрерывного или длительного воздействия раздражителей.
Смысл адаптации — привыкание и возможность обеспечить реакцию на новые раздражители. Если человек после яркого света попадает в темноту, то в первое время он ничего не видит. А через несколько секунд начинает различать контуры предметов, а затем и их детали.
При заболеваниях адаптация снижается.
Контраст ощущений — это явление состоит в том, что слабые раздражители увеличивают чувствительность к другим одновременно действующим раздражителям, а сильные уменьшают эту чувствительность.
Например, серый треугольник на черном фоне кажется светлее, чем на белом.
Сенсибилизация — повышение чувствительности анализаторов в результате взаимодействия ощущений. Часто она происходит в одном анализаторе при нарушении деятельности другого. Так, у слепыx людей резко возрастает тактильная или обонятельная чувствительность, у глухонемых — повышается зрительная чувствительность.
Последовательные образы — это продолжение ощущения, когда действие раздражителя уже прекратилось.
Например, после выхода из вагона метро нам несколько секунд кажется, что мы еще движемся в поезде.
Рецепторы, находящиеся на поверхности тела, называются экстерорецепторы (зрительные, слуховые, кожные, обонятельные), во внутренних органах — интерорецепторами, рецепторы мышц и связок— проприорецепторами.
Органы чувств —- это единственные каналы, по которым внесши мир проникает в человеческое сознание. Суть ощущения — субъективные образы объективного мира. Ощущения различают по качеству, силе и длительности. Каждое ощущение сопровождается положительной или отрицательной эмоциональной реакцией.
Различают следующие виды ощущений:
экстерорецептивные (внешние ощущения);
интерорецептивные ощущения (внутренние ощущения);
проприоцептивные ощущения.
Экстерорецептивные ощущения отражают свойства предметов и явлений внешней среды.
С помощью зрительных ощущений человек способен разлить до 180 тонов цвета и более 10 000 оттенков между ними.
С помощью слуховых ощущений человек воспринимает речь других людей, контролирует многие виды работ, наслаждается музыкой и т.д.
Обонятельные ощущения помогают человеку различать распространенные в воздухе летучие вещества и запахи.
Вкусовые ощущения определяют качественные особенности принимаемой человеком пищи и находятся в большой зависимости от чувства голода.
Температурные ощущения — это ощущения тепла и холода.
Тактильные ощущения совместно с мышечно-двигательными составляют осязание, с помощью которого человек отражает качественные особенности предметов — их гладкость, шероховатость, плоттность, а также прикосновение предмета к телу, место и размер раздражаемого участка кожи.
Интерорецептивные ощущения отражают состояние внутрен-х органов.
-448310387858000-441960468312500-509270536003500Болевые ощущения сигнализируют о повреждениях и раздражениях органов человека, являются своеобразным проявлением защитных функций организма. Интенсивность болевых ощущений бывает различной, достигая в отдельных случаях большой силы, что может даже привести к возникновению шокового состояния. Болевые ощущения проявляются в снах.
Ощущения равновесия обеспечивают вертикальное положение человеческого тела. Ощущение равновесия возникает в результате функциональной деятельности вестибулярного анализатора.
Ощущения ускорения — это ощущения, отражающие развивающиеся при движении человека центробежные и центростремительные силы.
Проприоцептивные ощущения — это ощущения, отражающие движение нашего тела.
С помощью мышечно-двигательных ощущений человек получает информацию: о положении тела в пространстве, о взаимном расположении всех его частей, о движении тела и его частей, о сокращении, растяжении и расслаблении мышц и т.п.
Нарушения ощущений весьма многообразны:
Гиперестезия — повышенная чувствительность, повышенная восприимчивость больным тех раздражителей, которые в обычном состоянии человеком подчас не фиксируются. Больные начинают ощущать собственную одежду, которая раздражает их. Подобные состояния типичны для невротических состояний.
Гипестезия — пониженная чувствительность к внешним раздражителям. Окружающий мир с его красками, звуками, иными чувственными раздражителями воспринимается больным как сквозь пелену, отдаленно. Это расстройство встречается, в частности, при депрессиях.
Анестезия — отсутствие чувствительности.
Сенестопатия — труднолокализуемые, тягостные, как правило, не поддающиеся точному описанию, ощущения, не имеющие в своей основе какой-либо соматической патологии.
Парестезия — ощущения жжения, покалывания, стягивания.
Ощущение кожного зуда. Может быть при многих заболеваниях (неврозы, органические поражения центральной нервной системы и периферической нервной системы, болезни почек, крови, кожи и т.д.). Неблагоприятно влияет на психику пациента.
Ощущение боли. Боль возникает как при непосредственном воздействии на тело внешних раздражителей, так и при изменениях в самом организме, вызываемых различными патологическими процессами.
Боль может возникать или усиливаться по условно-рефлекторному механизму и быть психогенно обусловленной. Боль — ценное приобретение эволюции животного мира.
Сильная боль может привести к нарушениям сна, различным невротическим реакциям. Исключительно велико клиническое значение боли как симптома нарушения нормального течения физиологических процессов, поскольку ряд патологических процессов человеческого организма дает о себе знать в болевых ощущениях еще до появления внешних симптомов заболевания.
Следующим этапом познавательной деятельности является восприятие.
Восприятие — воспроизведение в сознании целостного образа Со всеми его свойствами и качествами.
Восприятие — это отражение предмета в целом с его узнаванием. Воспринятые образы закрепляются и сохраняются в головном мозге.
Восприятие — это активный процесс. Человек воспринимает мир в деятельности, в процессе труда, что углубляет и совершенствует его восприятие.
Восприятие — яркое, четкое, целостное, произвольно не изменяется, относится к настоящему времени.
У каждого человека индивидуальное восприятие по быстроте, глубине, полноте, точности, тонкости, эмоциональной насыщенности.
В процессе восприятия происходит синтез ощущений с подключением прошлого опыта, знаний и умений. Физиологической основой восприятия являются условные рефлекторные связи и деятельность межанализаторных систем. Восприятие можно различать по степени активности личности. Способность к устойчивому и целеустремленному восприятию как черта личности называется наблюдательностью. Огромное значение для медработника имеет постоянное развитие наблюдательности за болезненными проявлениями.
К основным характеристикам восприятия относятся константность, предметность, целостность, обобщенность.
Константность — это относительная независимость образа от условий восприятия, проявляющаяся в его неизменности: форма, цвет и размер предметов воспринимаются нами как постоянные, несмотря на то, что сигналы, поступающие от этих предметов в органы чувств, непрерывно меняются. Значение константности очень велико. Не будь этого свойства, при всяком нашем движении, при каждом изменении расстояния до предмета, при малейшем повороте головы или перемене освещения практически непрерывно изменялись бы все основные признаки, по которым человек узнает предмет.
Важной характеристикой восприятия является его предметность. Предметность восприятия проявляется в том, что объект воспринимается нами как абсолютное в пространстве и во времени отдельное физическое тело. Наиболее ярко данное свойство проявляется в феномене выделения фигуры из фона. При этом вся наблюдаемая человеком действительность разделяется на две неравные по значимости части: одна воспринимается как конкретное, четко очерченное, расположенное на переднем плане замкнутое целое, а другая — фон, как более амфорное, неопределенное, расположенное позади предмета и неограниченное поле. Таким образом, воспринимаемая реальность всегда разделяется как бы на два слоя: на фигуру — образ предмета и фон — образ окружающего предмет пространства.
При анализе целостности восприятия можно выделить два взаимосвязанных аспекта: объединение разных элементов в целое и независимость образованной целостности (в определенных границах) от качества элементов. При этом восприятие целого влияет и на восприятие частей. Несколько правил группировки частей в целое: правило подобия — чем больше части картины похожи друг на друга по какому-либо зрительно воспринимаемому качеству, с тем большей вероятностью они будут восприниматься как расположенные вместе; в единую целостную структуру объединяются также элементы с так называемой «хорошей формой», т.е. обладающие симметрией или периодичностью; правило «общей судьбы» — множество элементов, движущихся с одинаковой скоростью и по одной траектории, воспринимаются целостно — как единый движущийся объект (это правило применимо тогда, когда объекты неподвижны, но движется наблюдатель); правило близости: в любом поле, содержащем несколько объектов, те из них, которые расположены наиболее близко друг к другу, визуально могут восприниматься целостно, как один объект.Еще одной важной характеристикой восприятия является его обобщенность. Оно обозначает отношение каждого образа к некоторому классу объектов. Значение обобщенности проявляется, например, в способности человека свободно читать текст, независимо от шрифта или подчерка, которым он написан. Обобщенность восприятия позволяет не только классифицировать и узнавать предметы и явления, но и предсказывать некоторые свойства, непосредственно не воспринимаемые. Коль скоро объект по отдельным своим качествам отнесен к данному классу, то с определенной вероятностью можно сказать, что он обладает и другими свойствами, характерными для этого класса.
Между всеми перечисленными характеристиками восприятия есть некоторое функциональное сходство. Константность, предметность и обобщенность придают образу важную черту — независимость в некоторых пределах от условий восприятия и искажений.
На качество восприятия оказывают значительное влияние такие психические функции, как мышление и эмоции. Например, больной и подавленном состоянии, при депрессии все воспринимает более тусклым; человеку в хорошем настроении все представляется в более ярких и радужных красках. Очень наглядно это проявляется при восприятии времени. Если нам хорошо и приятно, то время бежит быстро. Если мы вынуждены ждать или находимся в плохом настроении — оно тянется бесконечно.
В клинической практике ощущения и восприятия имеют большое значение. Наблюдательность врача, медсестры поможет уловить изменение цвета лица больного, особенности мимики, походки и других признаков, что может иметь диагностическое значение.
Для терапевта, например, важным является чувствительность слухового анализатора (выслушивание тонов сердца и особенностей дыхания), для дерматовенеролога и инфекциониста — зрительного (особенности сыпи), для хирурга — тактильной чувствительности (манипулирование на ощупь) и т.д.Медработник должен знать о влиянии различного рода ощу-1Й на состояние человека. Например, красный цвет оказывает побуждающее действие, зеленый и синий — успокаивающее, черный и серый — угнетающее. Особенности звукового воздействия давно используются в музыкотерапии.
Расстройства восприятий
Причины: инфекционные агенты, отравления, интоксикации.
1.Иллюзии — это искаженное восприятие реального объекта.
Иллюзии подразделяются на зрительные, слуховые, обонятельные, тактильные и вкусовые. Они могут наблюдаться и у здоровых людей, особенно в тех случаях, когда восприятие окружающего
вает неотчетливым (полумрак, шумная обстановка) или человек находится в состоянии эмоционального напряжения (ожидание, IX, особенно то и другое одновременно).
2.Галлюцинации — болезненное восприятие без реальногок га.
При галлюцинациях человек видит, слышит, ощущает при отсутствии реального раздражителя. Галлюцинации, как и иллюзии, подразделяются по органам чувств. Чаще наблюдаются зрительные, слуховые и обонятельные галлюцинации.
Агнозии — это нарушения узнавания предмета.
Дереализация — искаженное восприятие объектов окружающего мира. Больные узнают окружающую обстановку, но онакажется им «какой-то не такой», все воспринимается как черезтолстое стекло, измененное.
Воображение — это мысленное создание новых, ранее не имевших места представлений, образов и восприятий. Человек может вообразить по рассказам других людей то, чего не существует в действительности. Воображение позволяет человеку отрываться от непосредственной обстановки и ситуации и переноситься в будущее, прогнозировать развитие того или иного процесса. У людей с болезненным воображением могут рисоваться мрачные картины исхода его болезни, появляться чувства безнадежности и безысходности. Чем больше у человека практического опыта и теоретических знаний, тем богаче и точнее его воображение.
Представление — это воспроизведение следов бывших восприятий.
Представлением называются возникающие в сознании человека образы предметов и явлений, которые воспринимались им ранее. Представления возникают в результате переработки и осмысления прошлого опыта, поэтому они носят более обобщенный характер, чем восприятия. Представления составляют основное содержание наших знаний и навыков, поэтому они играют большую роль в процессе обучения. У многих больных может быть неправильное представление о своей болезни, зачастую пугающее их, вселяющее страх и опасения за жизнь и здоровье. Задачей медперсонала является умение доступно и понятно информировать больного о его заболевании, вселяя в него уверенность в выздоровление.
Приложение №2
Физкультминутка
И.п. – о.с. 1 – руки через стороны вверх; 2–3 раза подняться на носки; 4 – и.п.; 4 раза, темп медленный.
И.п. – о.с. 1 – прогнуться, руки отвести назад; 2–4 раза держать; 5–6 – и.п.; 6 раз, темп медленный.И.п. – стойка ноги врозь, руки согнуты в локтях, ладонями вниз. Имитация плавания стилем «брасс». 1 – наклон вперед, руки вперед; обе руки в стороны, 3–4 – и.п.; 4 раза, темп средний.
И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс. 1 – наклон туловища назад: 2–4 – держать; 5–6 – и.п.; 4 раза, темп медленный.
И.п. – сидя за партой, лицом к проходу, руки в упоре. Имитация движений «велосипед»; произвольно, темп средний.
Ходьба на месте, руки через стороны вверх, сжимая и разжимая пальцы рук; 10 сек, темп средний.
Приложение №3
Вопросы для закрепления пройденного материала
Определение понятия «Ощущение»
Виды ощущений
Определение понятия «Восприятие»
Расстройства восприятия