Картотека «Игры и игровые упражнения по развитию психических процессов у детей дошкольного возраста»



Картотека
игр и игровых упражнений
по развитию
психических процессов
для использования в совместной работе учителя-логопеда
и воспитателей групп
компенсирующей направленности









учитель-логопед
Семенова Альбина Ивановна


ЖМУРКИ С КОЛОКОЛЬЧИКОМ

1. Развитие слухового внимания.
2. Цель: Развитие ориентации в пространстве.
Оборудование: Колокольчик, повязки.
Описание игры:
Вариант I. Играющие сидят на скамейках или стульях по одной линии или полукругом. На некотором расстоянии от играющих лицом к ним стоит ребёнок с колокольчиком.
Одному из детей завязывают глаза, и он должен найти ребёнка с колокольчиком и дотронуться до него: тот же старается уйти (но не убежать) от водящего и при этом звонит.
Вариант II. Несколько детей с завязанными глазами стоят в кругу. Одному из детей дают в руки колокольчик, он бегает по кругу и звонит. Дети с завязанными глазами должны его поймать.





ЖМУРКИ С ГОЛОСОМ

1. Развитие слухового внимания.
2. Цель: Найти товарища по голосу и определить направление звука в пространстве.
Оборудование: Повязки.
Описание игры: Водящему завязывают глаза, и он должен поймать кого-нибудь из бегающих детей. Дети тихо переходят или перебегают с одного места на другое (лают, кричат петухом, кукушкой, зовут водящего по имени). Если водящий кого-нибудь поймает, пойманный должен подать голос, а водящий угадывает, кого он поймал.












Угадай, КТО ЭТО

1. Развитие речевого слуха.
2. Развитие слухового внимания.
Описание игры: Дети стоят по кругу. Водящий выходит в середину круга, закрывает глаза и затем идет в любом направлении, пока не натолкнется на одного из детей, который должен подать голос заранее условленным образом: “кукареку”, “ав-ав-ав”, или “мяу-мяу”. Водящий должен угадать, кто из детей кричал. Если угадает. То становится в круг; тот, кого узнали, будет водящим. Если не угадает, то остается водить ещё 3 раза. А затем его меняет другой.











ВЕТЕР И ПТИЦЫ

1. Развитие слухового внимания.
2. Цель: Развитие координации движений.
Оборудование: Любая музыкальная игрушка и стульчики (гнёзда)
Описание игры: Педагог распределяет детей на две группы: Одна группа- птички, другая- ветер; и объясняет детям, что при громком звучании музыкальной игрушки будет дуть “ветер”. Та группа детей, которая изображает ветер, должна свободно, но не шумно бегать по комнате, а другая (птички) прячется в свои гнёзда. Но вот ветер утихает (музыка звучит тихо), дети, изображающие ветер, тихо усаживаются на свои места, а птички должны вылетать из своих гнёзд и порхать. Кто первый заметит изменение в звучании игрушки и перейдет на шаг, тот получает награду: флажок или веточку с цветами и т.п. С флажком или веточкой ребёнок будет бегать при повторении игры, но если он окажется невнимательным. Флажок передается новому победителю.




УЛИТОЧКА

1. Развитие слухового внимания.
2. Цель: Узнать товарища по голосу.
Описание игры: Водящий, улиточка становится в середине круга, ему завязывают глаза. Каждый из играющих, изменяя голос, спрашивает:
Улиточка, улиточка
Высунь-ка рога,
Дам тебе я сахару,
Кусочек пирога,
Угадай, кто я.
Тот, чей голос улитка узнала, сам становится улиткой.










КТО ЧТО УСЛЫШИТ?

1. Развитие слухового внимания.
2. Цель. Накопление словаря и развитие фразовой речи.
Оборудование: Ширма, разные звучащие предметы: звонок, трещотка с камешками и горохом, труба и т.д.
Описание игры: педагог за ширмой стучит молотком, звонит в звонок и т.д., а дети должны отгадать, каким предметом произвели звук. Звуки должны быть ясные и контрастные.













ЛЯГУШКА

1. Развитие речевого слуха.
2. Цель: Узнать товарища по голосу.
Описание игры: Дети стоят по кругу, а один с завязанными глазами стоит внутри круга и говорит:
Вот лягушка по дорожке
Скачет, вытянувши ножки,
Увидала комара,
Закричала
Тот, на кого он указал, в этот момент говорит: “ Ква-ква-ква”. По голосу водящий должен определить, кто лягушка.











ПРОДАВЕЦ И ПОКУПАТЕЛЬ

Развитие слухового внимания.
Цель. Развитие словаря и фразовой речи.
Оборудование: Коробки с горохом и различной крупой.
Описание игры: Один ребёнок – продавец. Перед ним две коробки (затем их число можно увеличить до четырёх – пяти), в каждой разный набор продуктов, например горох, пшено, мука и пр. Покупатель входит в магазин, здоровается и просит отпустить ему крупу. Продавец предлагает найти её. Покупатель должен на слух определить, в какой коробке нужная ему крупа или другой требуемый товар. Воспитатель, предварительно ознакомив детей с продуктами, помещает продукты в коробку, встряхивает и даёт возможность детям прислушаться к издаваемому каждым продуктом звуку.






ГДЕ ЗВЕНИТ?

1. Развитие слухового внимания
2. Цель. Развитие ориентации в пространстве
Оборудование: Колокольчик или погремушка.
Описание игры: Педагог даёт одному ребёнку колокольчик или погремушку, а остальным детям предлагает отвернуться и не смотреть, куда спрячется их товарищ. Получивший колокольчик прячется где-либо в комнате или выходит за дверь и звонит. Дети по направлению звука отыскивают товарища.












НАЙДИ ИГРУШКУ

Развитие слухового внимания
Цель. Развитие координации движений
Оборудование: Небольшая яркая игрушка или кукла.
Описание игры:
Дети стоят полукругом. Педагог показывает игрушку, которую они будут прятать. Ребёнок отворачивается. Воспитатель прячет игрушку у кого-нибудь из детей за спиной. По сигналу «Пора» водящий идёт к детям, которые тихо хлопают в ладоши. По мере того, как водящий приближается к ребёнку, у которого спрятана игрушка, дети хлопают громче, если отдаляется – хлопки стихают. По силе звука, ребёнок отгадывает, к кому он должен подойти. После того как будет найдена игрушка, назначается другой ребёнок.






ЧАСОВОЙ

Развитие слухового внимания
Цель. Развитие ориентации в пространстве
Оборудование: Повязки.
Описание игры: Посередине площадки чертят круг. В середине круга ребёнок с завязанными глазами (часовой). Все дети с одного конца площадки должны пробраться тихонько через круг на другой конец. Часовой слушает. Если услышит шорох, кричит «Стой!» Все останавливаются. Часовой идёт на звук и старается отыскать, кто шумел. Найденный выходит из игры. Игра продолжается дальше. После того, как будут пойманы четыре-шесть детей, выбирается новый часовой, и игра начинается сначала.







ГДЕ ПОСТУЧАЛИ?

1. Развитие слухового внимания
2. Цель. Развитие ориентации в пространстве
Оборудование: Палочка, стульчики, повязки
Описание игры: Все дети сидят в кругу на стульчиках. Один (водящий), выходит в середину круга, ему завязывают глаза. Педагог обходит весь круг за спинами детей и кому-то из них даёт палочку. Ребёнок стучит ею о стул и прячет её за спину. Все дети кричат: «Пора». Водящий должен искать палочку. Если он её находит, то садится на место того, у кого была палочка, а тот идёт водить; если не находит – продолжает водить.










УЛАВЛИВАЙ ШЕПОТ

Развитие слухового внимания
Цель. Развивать остроту слуха
Описание игры: Все дети сидят по кругу. Ведущий голосом обычной громкости просит выполнить какие-нибудь движения, а затем едва уловимым шепотом произносит имя (фамилию) того, кто должен выполнить. Если ребенок не расслышал свое имя, ведущий вызывает другого ребенка. В конце игры педагог объявляет, кто был самым внимательным.













ГОРЯЧИЙ - ХОЛОДНЫЙ

Развитие слухового внимания
Цель. Закрепление представлений «горячий-холодный». Развитие координации движений рук.
Оборудование: Мяч.
Описание игры: Дети садятся по кругу на полу и перекатывают мяч. Если ребенок катит другому мяч и говорит: «Холодный», второй ребенок может трогать мяч. Но если говорят : «Горячий», то он не должен трогать мяч. Кто ошибается и дотрагивается до мяча, получает штрафное очко и должен поймать мяч, стоя на одном или обоих коленях (по усмотрению водящего).










КТО ВНИМАТЕЛЬНЫЙ?

Развитие слухового внимания
Цель. Развитие фразовой речи.
Оборудование: Различные игрушки: машины, куклы, кубики и т.д.
Описание игры: Педагог вызывает одного ребенка и дает ему задание, например, взять мишку и посадить в машину. Педагог следит, чтобы дети сидели тихо, не подсказывали друг другу. Задания даются короткие и простые. Ребенок выполняет задания, а затем говорит, что он делал. Постепенно расстояние от детей до стола педагога увеличивается от 3-4 до 5-6 метров. Выявляются победители.










ПРИНЕСИ ИГРУШКИ

Развитие слухового внимания
Цель. Развитие ориентации в пространстве и количественных представлений.
Оборудование: Мелкие игрушки.
Описание игры: Педагог садится за стол с детьми и просит каждого по очереди принести несколько игрушек из разложенных на другом столе: «Марина принеси два гриба». Девочка идет, приносит два грибка и говорит, что она сделала. Если ребенок хорошо справился с поручениями, дети в знак поощрения аплодируют ему, если не точно выполнил задание, дети указывают на ошибку и вместе с ним считают принесенные игрушки. Когда все игрушки перенесены дети могут с ними поиграть.









ЗАПОМНИ СЛОВА

Развитие слухового внимания
Цель. Накопление словаря, развитие памяти.
Описание игры: Ведущий называет 5-6 слов, играющие должны повторить слова в том же порядке. Пропуск слога или перестановка считается проигрышем и отдает фант. В зависимости от речевых возможностей ребенка слова подбираются различной сложности. Побеждает тот, кто отдал//проиграл меньше фантов.












СЛУШАЙ И ВЫПОЛНЯЙ

Развитие слухового внимания
Цель. Развитие понимания словесных инструкций и фразовой речи
Оборудование: Различные игрушки: машины, куклы, кубики и т.д. (фанты)
Описание игры:
Вариант I. Педагог называет 1-2 раза несколько различных движений (от одного до пяти), не показывая их. Ребенок должен проделать движения именно в той последовательности, в которой они были названы. А затем перечислить последовательность проделанных упражнений. За правильное, точное выполнение задания ребенок поощряется: за каждое правильно выполненное действие – очко (фант). Набравший большее количество очков – победитель.
Вариант II. Педагог дает одновременно двум-трем детям задания: «Петя, побегай», «Ваня, пойди в группу, открой там шкаф», «Коля, подойди к столу, возьми чашку и принеси Тане воды» и т. п. Остальные дети следят за правильностью выполнения. Неправильно выполнивший задание платит фант.
ХЛОПКИ

Развитие слухового внимания
Цель. Развитие речевого слуха и количественных представлений.
Описание игры: Дети сидят в кругу на небольшом расстоянии друг от друга. Педагог условливается с ними, что он будет считать до пяти и, как только он произнесёт число 5, все должны сделать хлопок. При произнесении других чисел хлопать не надо. Дети вместе с педагогом громко считают по порядку, одновременно сближая ладони, но, не хлопая ими. Педагог 2 – 3 раза проводит игру правильно. Затем он начинает «ошибаться»: при произнесении числа 3 или какого-нибудь другого (но не 5) он быстро разводит и соединяет руки, как будто хочет сделать хлопок. Дети, которые повторили движения педагога и хлопнули в ладоши, делают шаг из круга и продолжают играть, стоя за кругом, пока не отыграются.




КТО ЛЕТИТ (БЕЖИТ, ИДЕТ, ПРЫГАЕТ)?
Развитие слухового внимания
Цель. Накопление и уточнение слов, обозначающих предмет и действия предметов.
Описание игры: В начале игры водящим должен быть педагог, в дальнейшем, когда дети освоятся с игрой, водящим может быть ребенок. Необходимо, чтобы у ребенка, который будет водить, был достаточный запас слов.
Все дети сидят или стоят полукругом, водящий стоит к ним лицом. Он предупреждает детей: «Я буду говорить: птица летит, самолет летит, бабочка летит, ворона летит и т. д., а вы каждый раз поднимайте руку. Но внимательно слушайте, что я говорю: я могу сказать и неправильно, например, кошка летит, тогда руки поднимать нельзя». В конце игры педагог называет более внимательных.
В начале игры педагог говорит медленно, останавливаясь после каждой фразы, давая детям подумать, правильно ли соотнесен предмет с его действием. В дальнейшем можно говорить быстро и ввести усложнение.

ГДЕ ПОЗВОНИЛИ?
Развитие слухового внимания.
Цель: определение направления звука.
Оборудование. Звоночек (или колокольчик, или дудочка и т. п.)
Описание игры. Дети сидят группами, в каждой группе какой-нибудь звучащий инструмент. Выбирается водящий. Ему предлагают закрыть глаза и угадать, где позвонили, и показать направление рукой. Если ребенок правильно укажет направление, педагог говорит: «Пора»- и ведущий открывает глаза. Тот, кто звонил, встает и показывает звоночек, дудочку. Если водящий укажет направление неправильно, он снова водит, пока не угадает.







СКАЖИ, ЧТО СЛЫШИШЬ

Развитие слухового внимания.
Цель: накопление словаря и развитие фразовой речи.
Описание игры. Педагог предлагает детям закрыть глаза, внимательно послушать и определить, какие звуки они услышали (щебет птиц, сигнал машины, шорох падающего листа, разговор прохожих и т. д.). Дети должны ответить целым предложением. Игру хорошо проводить на прогулке.












ТИХО-ГРОМКО!

Развитие слухового внимания.
Цель: Развитие координации движений и чувства ритма.
Оборудование: бубен.
Описание игры. Педагог стучит в бубен тихо, потом громко и очень громко. Соответственно звучанию бубна дети выполняют движения: под тихий звук идут на носочках, под громкий- полным шагом, более громкий- бегут. Кто ошибся, тот становится в конце колонны. Самые внимательные окажутся впереди.









НАСЕДКА И ЦЫПЛЯТА

Развитие слухового внимания.
Цель: закрепление понятий о количестве.
Оборудование: Шапочка курицы из бумаги, маленькие карточки с разным количеством нарисованных цыплят.
Описание игры. Два стола составляют вместе. За стол садится наседка (ребенок). Около стола садятся цыплята. У цыплят карточки, на которых нарисовано разное число цыплят.
Каждый ребенок знает, сколько цыплят на его карточке. Наседка стучит по столу; а цыплята слушают. Если она, например, постучит 3 раза, ребенок, у которого на карточке три цыпленка, должен пропищать 3 раза (пи-пи-пи).







Скажи, что звучит

Развитие слухового внимания.
Оборудование: колокольчик.
Описание игры. Дети сидят на стульях полукругом. Педагог сначала знакомит их со звучанием каждой игрушки, а затем предлагает каждому по очереди отвернуться и отгадать звучащий предмет. Для усложнения игры можно ввести дополнительные музыкальные инструменты, например, треугольник, металлофон, бубен, погремушку и др.










СОЛНЦЕ ИЛИ ДОЖДИК

Развитие слухового внимания.
Цель: Развитие координации и темпа движений.
Оборудование. Тамбурин или бубен.
Описание игры. Педагог детям: «Сейчас мы с вами пойдем гулять. Дождя нет. Погода хорошая, светит солнце, и можно собирать цветы. Вы гуляйте, а я буду звенеть тамбурином, вам будет весело гулять под его звуки. Если начнется дождь, я начну стучать в тамбурин. А вы, услышав, должны скорее идти в дом. Слушайте внимательно, как я играю»
Воспитатель проводит игру, меняя звучание тамбурина 3-4 раза.








УГАДАЙ, ЧТО ДЕЛАТЬ

Развитие слухового внимания.
Цель: Развитие координации движений.
Оборудование. По два флажка каждому ребенку, тамбурин или бубен.
Описание игры. Дети сидят или стоят полукругом. У каждого в руках по два флажка. Педагог громко ударяет в тамбурин, дети поднимают флажки вверх и машут ими. Тамбурин звучит тихо, дети опускают флажки. Необходимо следить за правильной посадкой детей и правильным выполнением движений. Менять силу звука не более 4 раз, чтобы дети могли легко выполнять движения.







УЗНАЙ ПО ЗВУКУ

Развитие слухового внимания.
Цель: Развитие фразовой речи.
Оборудование. Различные игрушки и предметы (книжка, бумага, ложка, дудки, барабан и т. п.)
Описание игры. Играющие садятся спиной к ведущему. Он производит шумы и звуки разными предметами. Тот, кто догадывается, чем ведущий производит шум, поднимает руку и не оборачиваясь, говорит ему об этом. Шумы можно производить разные: бросать на пол ложку, ластик, кусок картона, булавку, мять бумагу, рвать ее, разрывать материал, мыть руки, подметать, строгать, резать и т. п.Тот, кто больше отгадает различных шумов, считается наиболее внимательным и в награду получает фишки или маленькие звездочки.








УГАДАЙ ЧЕЙ ГОЛОСОК?

Развитие слухового внимания.
Цель: Определить товарища по голосу. Развитие координации движений.
Оборудование: мишка (кукла).
Описание игры. Дети сидят полукругом. Перед ними на некотором расстоянии спиной к детям сидит ребенок с мишкой.
Педагог предлагает кому-нибудь из ребят позвать мишку.
Водящий должен угадать, кто его позвал. Он останавливается перед позвавшим и рычит. Тот, кого узнали, получает мишку, садится с ним на стульчик и водит.









КТО ЭТО?

Развитие слухового внимания.
Цель: закрепление понятий по теме «Животные и птицы»; формирование правильного звукоподражания.
Оборудование: картинки с изображением животных и птиц.
Описание игры. Педагог держит в руке несколько картинок с изображением животных и птиц. Ребенок вытягивает одну картинку так, чтобы остальные дети ее не видели. Он подражает крику животного и его движениям, а остальные дети должны угадать, какое это животное.














Использовался материал
учителей-логопедов ГБДОУ № 19:
Негановой Наталии Ивановны
Табаковой Юлии Вячеславовны
Тепловой Татьяны Валерьевны
Артемковой Карины Викторовны

















OLYMPUS DIGITAL CAMERA
·о
·
·
·
·А