Работа родителей по развитию психических процессов. Развитие внимания у детей дошкольного и младшего школьного возраста.


Работа родителей по развитию психических процессов. Развитие внимания у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Поскольку речь связана со всеми психическими процессами, их необходимо развивать в полной мере, не только на занятиях, но и дома. При консультировании родителей можно предложить им различные задания по развитию психических процессов, которые возможно выполнять с детьми дома. У детей с нарушениями устной и письменной речи в наибольшей степени страдают: концентрация внимания, переключение, объем, распределение внимания, его устойчивость.
Предлагаю ряд заданий, которые будут способствовать развитию внимания и помогут ребенку в дальнейшем избежать трудностей при чтении и на письме:
«Сравни». Ребенку предлагаются две картинки, отличающиеся одним или несколькими признаками и следующая инструкция: «Назови то, что есть на первой картинке и не хватает, не нарисовано на второй картинке»
«Зашифрованные слова». Таблица с буквами в каждой клеточке, в которой спрятаны слова. Необходимо отыскать зашифрованные слова. Слова могут быть написаны по вертикали, горизонтали, диагонали, более сложный вариант- в разных направлениях. (Такие виды заданий направлены на развитие концентрации внимания)
«Найди все буквы». Ребенку предлагается текст, написанный печатными буквами. Это может быть статья из газеты или журнала, с читабельным шрифтом. Необходимо зачеркнуть или обвести все буквы «А» или «О», либо любую другую букву, ту, которую ребенок не может запомнить, путает. Далее, по мере необходимости усложняем задание, говоря в инструкции, что необходимо найти две буквы- одну зачеркнуть, а другую- обвести.
Игра «Да и нет не говорить, черное-белое не называть». Может быть другая интерпретация, с другими словами. Ребенку задаются вопросы, предполагающие ответы «да-нет», на которые нужно ответить как-то иначе. Можно определить какое-то время, в течение которого ребенку нужно отвечать таким образом. В последствии это время можно увеличить. (Задания на устойчивость внимания)
«Заполни фигуру». Ребенку предлагается нарисовать несколько треугольников или квадратов, кругов, прямоугольников и т.д., а затем заштриховать их в показанном направлении. Все штриховки должны быть разные и в соответствии с возможностями самого ребенка. (Это задание направлено на тренировку произвольности внимания)
«Найди цифры». Нужно найти пропущенные цифры в таблице со случайным порядком. Как вариант могут быть применены таблицы Шульте, где ребенку нужно показать цифры пальцем, по порядку, либо только четные по порядку или нечетные. А позже двумя руками. Правой показывать четные, а левой нечетные, при этом работа ведется одновременно двумя руками.
«Цезарь». Левой рукой нужно перелистывать книгу с иллюстрациями, либо просто перебирать картинки, при этом запоминать их. А правой рукой чертить геометрические фигуры. (Такие виды заданий тренируют распределяемость внимания)
«Точки». Предлагаются образцы, глядя на которые предлагается в пустых квадратах таблицы расставить точки.
«Монеты». Перед ребенком разложить монеты разного номинала. Сначала достаточно 5 штук, затем количество монет можно увеличивать до 10. Ребенку предлагается смотреть на монеты в течении 20-30 секунд, а затем сказать сумму, которую они составляют. (Задания направлены на тренировку объема внимания)