Сказкотерапия ка.к инновационный метод работы с детьми с ОВЗ

ЗАЯВКА НА УЧАСТИЕ
ВО ВСЕРОССИЙСКОМ КОНКУРСЕ «ТВОРЧЕСКИЙ УЧИТЕЛЬ»
И АНКЕТА АВТОРА ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ГРУППЫ «ОСНОВА»

Данные по автору
Ф. И. О. (полностью)
Гетте Юлия Владимировна

Должность
Учитель коррекционного класса

Место работы (полное название учреждения)
БОУ «Русскополянская гимназия №1»

Область
Омская

Город (посёлок, село, пгт)
р.п.Русская-Поляна

Адрес электронной почты
Uliagette8800@mail.ru

Контактный телефон
89507940809


Данные по статье
Укажите по какому учебному предмету статья


Название работы
Эффективные средства, формы и инновационные методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Аннотация
Сказкотерапия, является процессом образования связей между сказочными событиями и поведением ребёнка в реальной жизни, который благодаря своей сказочной, невероятной форме, расширяет сознание ребёнка, развивает его фантазию, помогает ему взаимодействовать с окружающим миром и формирует позитивное отношение к своему «Я», повышая самооценку ребенка.


Даю согласие на печать моей работы в журналах и на сайте Издательской группы «Основа» www.e-osnova.ru, а также на сайте сетевого журнала «Современный урок» www.1urok.ru

Гарантирую, что этот материал является моей собственной разработкой, ранее не был опубликован и не будет передан в другие издательства.
Материал передаю на безоплатной основе.

Не возражаю против использования, обработки и хранения моих персональных данных Издательской группой «Основа» и сетевым журналом «Современный урок».

В случае публикации моей конкурсной работы в журналах Издательской группы «Основа» прошу авторские экземпляры отослать на адрес:

Индекс
646780

Адрес

Омская область, р.п.Русская-Поляна, ул.Ленина,36


Дата: 30.11.16

Сказкотерапия, как инновационный метод работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Сказки живут среди нас,
надо только разглядеть,
где и когда они начинаются.
( Диля Еникеева)


В настоящее время в нашей стране возрос интерес к формированию личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, его адаптации и интеграции в общество.
Для достижения более высоких результатов в развитии ребенка при коррекционном воздействии в образовательном учреждении применяются различные психокоррекционные методы работы, среди которых важное место занимает сказкотерапия.
Сказкотерапия – это метод, применяемый для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствование навыка взаимодействия с окружающим миром. В своей работе к сказкам обращались такие известные психологи как: Э.Фром, Т.Зинкевич-Евстигнеева, М.Осорина и многие другие. В данной терапии применяются различные жанры, это могут быть не только сказки, но и притчи, басни, легенды, былины и мифы, а также написанные самим психологом или ребенком рассказы.
Основной целью сказкотерапии является:
- Снятие эмоционального напряжения;
- Создание игровой доверительной атмосферы в группе;
- Установление межличностных контактов между детьми;
- Формирование у детей адекватной самооценки, умения принятия своих отрицательных сторон, формирование желания нравиться себе и другим людям;
- Развитие мышления и воображения в процессе сочинения сказок;
- Развитие у ребенка чувства уверенности в себе, в собственных силах;
- Развитие коммуникативных умений и навыков в общении со сверстниками и взрослыми.
Сказкотерапия или «лечение сказкой» является наиболее универсальным, комплексным методом воздействия на детей, имеющих низкую самооценку, страхи, а так же нарушение поведения. Психологическая терапия сказкой, позволяет решать проблемы эмоционально-волевого характера, стимулирует творческую деятельность, воспитывает у детей любовь к чтению.
Известный психолог Т. Д. Зинкевич- Евстигнеева делит сказкотерапию на следующие типы:
1. Сочинение сказок - интерпритация; переписывание сказок; дописывание сказок; сочинение новых сказок и историй;
2. Постановка сказок - сказки на песке; театрализованные игры; терапевтические кукольные спектакли;
3. Рассказывание сказок - а) Групповое - придумывание «по кругу»; рассказывание «по кругу» известной сказки; б) Индивидуальное - от 1-го лица; от 3-го лица [3;34].

В своей книге «Сказкотерапия детских проблем» Р.М. Ткач распределяет сказки по наиболее распространенным детским проблемам: сказки для детей, страдающих расстройством поведения с физическим проявлением (энурез, нарушения питания), сказки для гиперактивных и агрессивных детей, сказки для детей испытывающих различные страхи (страх темноты, страх врачей, и другие страхи), сказки для детей потерявших родителей или любимых домашних животных. Перечитывая различные тематические сказки, совместно с педагогом – психологом дети не только знакомятся с различными нравственными понятиями, такими как добро и зло, долг, честь и совесть, взаимовыручка, благодарность и справедливость, смелость и трусость, и так далее, но и получают возможность преодолеть свои внутренние страхи.
Наиболее эффективен метод сказкотерапии в   младшем школьном возрасте, именно в это время у ребёнка очень сильно развит механизм эмоционального переноса или объединения себя с персонажем сказки. Дети присваивают любимому герою свои нормы, ценности и проблемы. С помощью ненавязчивых сказочных образов и ситуаций ребёнку предлагают рассмотреть разные выходы из сложных обстоятельств, пути решения возникших конфликтов, оказывая ему позитивную поддержку, позволяя ребенку поверить в себя и свои возможности, что напрямую связанно с уровнем его самооценки.
Дети с пониженным уровнем самооценки и проявлениями агрессивного поведения, больше остальных нуждаются в психологической помощи с применением сказкотерапии.
Самооценка - ценность, которая приписывается индивидом себе или отдельным своим качествам.
Агрессия - поведение, направленное на нанесение физического или психологического вреда объекту.
Для наиболее положительной адаптации, ощущения счастья и способности преодолевать трудности, ребенку необходимо иметь положительную самооценку. Дети с заниженной самооценкой быстро отступают, видя непреодолимые преграды там, где их, просто нет. Данная категория детей с трудом находят себе друзей, хуже адаптируются в социуме. Им свойственно чувство тревоги, пассивность, обидчивость, повышенная чувствительность к негативизму. Они не принимают участия в играх требующие группового участия, т.к. бояться оказаться обузой для остальных и стать предметом насмешек. В некоторых случаях дети, которым дается негативная оценка в семье, стремятся компенсировать это в общении с другими детьми. Они хотят всегда и везде быть первыми, и если им это не удается, такие дети могут проявлять агрессию по отношению к сверстникам, вымещать на других все свои негативные эмоции. У таких детей очень высок риск деструктивного поведения по отношению к самим себе или к окружающим людям; их внутренний потенциал остается нераскрытым.
На занятиях с применением скакотерапии дети могут фантазировать, мечтать и, «примерять» на себя сказочные образы рыцаря, владычицы морской, прекрасной царевны или жадной старухи, учиться проигрывать ситуации из реальной жизни. Распределение ролей очень важный процесс, от него зависит успешность психологической работы, по- этому к нему нужно подходить избирательно. Например, на роль короля, королевы или просто главного персонажа сказки, нужно выбирать ребёнка с заниженной самооценкой, так как дети в ходе игры будут применять такие фразы как : «Ты самый лучший », «Ты самая  красивая », « Ты самый смелый». Роль трусливого зайчишки должен сыграть скромный, робкий ребенок так как через движения и жесты он будет иметь возможность рассказать о своих страхах, а остальные участники советами и действиями помогут ему справиться с неуверенностью и поверить в свои силы.
Терапия сказкой интересна ещё и тем, что она позволяет полностью погрузиться в сказку, испытать на себе все эмоциональные переживания героев и попробовать понять их. Ведь с появлением телевидения сказки детям подаются достаточно однобоко и скучно не позволяя им окунуться в этот чудесный мир, да и читать сказки стали значительно меньше.
Занятия помогают детям увидеть сказку «изнутри», стать участником событий, примерить на себя доселе не знакомую роль.
Метод сказкотерапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья несет в себе не только обучающий и коррекционно-развивающий характер, направленный на развитие личностного  и творческого роста ребёнка,но и воспитывают в нём будущего потенциального читателя, которому будет интересно не только послушать и обыграть сказку вместе со взрослыми, но и прочитать её самостоятельно, задуматься о прочитанном и может быть стать автором одной из замечательных сказок. Для этого необходимо выделить основу сказки, на чем она будет построена и вместе с ребенком приступить к сочинению. Основная сюжетная линия может выглядеть так:
1.Главный герой;
2.Развитие событий, герой сталкивается с задачей или проблемой, которую ему необходимо решить, иначе случиться беда;
3. Герой отправляется на поиски решения этой проблемы;
4.Путь героя, где по пути он бескорыстно помогает попавшим в беду;
5.Герой добывает волшебный предмет, который ему поможет, герой теряет предмет;
6. На помощь главному герою приходят те, кому он помогал по пути и возвращают утерянный предмет или находят новый;
7.Герой возвращается и решает проблему.
В данную схему можно добавить множество различных вариантов или убрать лишние. Важно дать детям возможность фантазировать и лишь иногда указывать им направление сюжета.
Я бы хотела представить вам отрывок из такой сказки «Котенок Филька», автор Корина А. 10 лет.
На большой ферме среди всех прочих животных жил маленький котенок по имени Филька. Он был маленьким и всего боялся, выйдет на улицу, а там столько ужасных вещей. Под огромным, раскидистым дубом стояло большое, в черных пятнах с рогами и длинным хвостом чудовище. Филька никогда к нему не подходи, так как очень боялся, что его проглотят и даже не подавятся. Все обитатели фермы постоянно издевались и подшучивали над Филькой за его страхи, называя его трусишкой. Котенку было очень обидно, но он ничего не мог с собой поделать, от этого Фильке становилось еще печальней.
Однажды одним теплым деньком Филька сидел на крыльце дома и как всегда всего боялся. Но тут, откуда ни возьмись к нему подбежал лопоухий щенок:
- Привет Филька! Пойдем играть вон на ту полянку.
- Нет это очень далеко я боюсь.
Ответил Филька и отвернулся.
- Не бойся я сильный! Я смогу тебя защитить! Пойдем, ну пожалуйста!
Уговаривал котенка щенок. И Филька переборов свой страх решил пойти, ведь по его мнению щенок и в правду был очень сильным и ловким и быстрым, совсем не таким как Филька. С криками «Побежали», малыши понеслись на перегонки на лужайку. Им было очень весело, щенок и котенок так резвились на солнышке, кувыркались и скакали ,что не заметили как оказались рядом с огромным дубом
А окончание сказки мы с Кариной предлагаем вам придумать самостоятельно.
Таким образом, сказкотерапия, является процессом образования связей между сказочными событиями и поведением ребёнка в реальной жизни, который благодаря своей сказочной, невероятной форме, расширяет сознание ребёнка, развивает его фантазию, помогает ему взаимодействовать с окружающим миром и формирует позитивное отношение к своему «Я», повышая самооценку ребенка.

Список литературы.

Татарицкая Я.В. Социально-культурные технологии в сфере реабилитации детей с ограниченными возможностями в дошкольных интегративных учреждениях. // Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. – 2013 – том 195.
Волкова Н.А., Слизкова Е.В. Сказкотерапия как фактор нравственного развития младших школьников. // Концепт. – 2014 - №2.
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. - СПб., 1998.
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб., 2000.
 Прищепова И.В. Дизорфография младших школьников: Учебно-методическое пособие. – СПб. «КАРО», 2006 – 240с. 
  Щёголева Г.С. Система обучения связной письменной речи в начальной школе: Пособие для учителей начальных классов и студентов факультета начального образования – СПб.: Специальная литература, 2005. – 256с.
 Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов (пособие для логопедов) – М.: ВЛАДОС, 1999. – 216с.
  Глухов В.П. Формирование связной речи у детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. – М.: АРКТИ, 2002. – 144с.
  Литературный энциклопедический словарь./ Под ред. Кожевникова В.М., Николаева П.А. М.: Советская энциклопедия, 1987. – 750с.
 Тренинг по сказкотерапии. Развивающая сказкотерапия / Под ред. Зинкевич-Евстигнеевой Т.Д. – СПб.:Речь, 2000. – 254с.











Всероссийский конкурс «Творческий учитель»



15