Использование разнообразных нетрадиционных приемов в работе с детьми ОВЗ (с тяжёлыми нарушениями речи)

Использование разнообразных, эффективных, инновационных форм проведения игр-занятий с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи в рамках реализации ФГОС ДО.

К группе детей с ОВЗ относятся дети, имеющие тяжёлые нарушения речи. Основной признак тяжелого нарушения речи - резко выраженная ограниченность средств речевого общения при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Дети, страдающие такими нарушениями, обладают скудным речевым запасом, некоторые совсем не говорят. Общение с окружающими в этом случае очень ограничено. Несмотря на то, что большинство таких детей способны понимать обращенную к ним речь, сами они лишены возможности в словесной форме общаться с окружающими. Это приводит к тяжелому положению детей в коллективе: они полностью или частично лишены возможности участвовать в играх со сверстниками, в общественной деятельности. Развивающее влияние общения оказывается в таких условиях минимальным. Поэтому, несмотря на достаточные возможности умственного развития, у таких детей возникает вторичное отставание психики, что иногда дает повод неправильно считать их неполноценными в интеллектуальном отношении. Характерно для тяжелых нарушений речи общее ее недоразвитие, что выражается в неполноценности как звуковой, так и лексической, грамматической сторон речи. Сознание своей неполноценности и бессилия в попытках общения часто приводит к изменениям характера: замкнутости, негативизму, бурным эмоциональным срывам. В некоторых случаях наблюдаются апатия, равнодушие, вялость, неустойчивость внимания. Безусловно, таких детей смело можно отнести к группе детей с ОВЗ.
Актуальной проблемой коррекционной педагогики является работа с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи. При тяжелых нарушениях речи обучение детей в массовых детских учреждениях невозможно, поэтому существуют специальные детские сады, группы и школы для детей с тяжелыми нарушениями речи. Но, к большому сожалению, таких специальных детских садов очень мало, а детей с тяжёлыми нарушениями речи становится с каждым годом всё больше и больше. Это подтверждает анализ поступающих детей в логопедические группы за последние 6 лет в наш детский сад.




Учебные годы
Общее
количество
детей
из них
аденоиды
дизартрия
ринолалия
заикание
Патология ЦНС
(энцефалопатия: первый год жизни)- возможные исходы
без диагноза с нарушениями поведения


всего
ФФНР
ОНР




Выздоровление
ЗПР и ЗРР
ММД; СДВГ; гипертензионно-гидроцефальный с-мы;астено-невротический с-м психопато-неврозоподобными симптомами; патология формирования школьных навыков.



2008-2009



30
10
20
6
8
1
1

13
8
5

2009-2010
(две лог. гр)


25
9
16
6
4
1
4

7
12
3

2010-2011
(две лог.гр)

27
12
15
11
4
1
3

10
7
4

2011-2012
(две лог.гр)


27
6
21
9
3
1
-

16
4
-

2012-2013
(одна группа)


14
4
10
3
2
-
1

8
0
-

2013-2014
(одна гр.)


15
9
6
(1 с ОНР 2 ур. + 2 реб ОНР 1 ур)
2
2
-
1

3
6
1

2014-2015
(одна гр.)


17
5
12
(2 реб с ОНР 2 ур)
3
3
-
1

4
4
1

Из тяжелых нарушений речи чаще всего встречаются [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга (центр Брока, центр Вернике) во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка), афазия (полное отсутствие речи), ринолалия (нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. (отличается от дислалии по наличию изменённого назализованного тембра голоса)) и различного типа [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - один из дефектов речи, который возникает вследствие поражения центрального и периферического отделов НС, обусловленное недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата (мышц языка, губ, щёк, нёба, нижней челюсти, глотки, гортани, диафрагмы, грудной клетки). К тяжелым нарушениям речи относятся также некоторые формы [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], которое всё чаще встречаются у дошкольников. Обычно сюда относят заикание в сочетании с общим недоразвитием речи.
Обучение и воспитание детей с тяжелыми нарушениями речи осуществляется по специальной системе. Прежде всего необходимо установить тесный контакт с ребенком, внимательно, бережно относиться к нему. Встаёт задача: как превратить неговорящего ребёнка в болтуна.
Ведется комплексная системная работа над речью и личностью в целом, при этом учитываются закономерности развития речевой функции в онтогенезе и закономерности строения языковой системы.
Работа с ребенком должна быть динамичной, эмоционально приятной, неутомительной и разнообразной. Основным видом деятельности дошкольников является игра. А это объективно подталкивает к поискам как традиционных, так и нетрадиционных игровых приемов в коррекционной логопедической работе с детьми, требующими к себе особого подхода.
Предлагаю вашему вниманию ряд нетрадиционных упражнений для развития:
артикуляционной моторики;
тонкой моторики;
слухового внимания и фонематического восприятия;
речевого дыхания.
Рассмотрим наиболее интересные игровые приёмы работы.
УПРАЖНЕНИЯ, СОВЕРШЕНСТВУЮЩИЕ АРТИКУЛЯЦИОННУЮ МОТОРИКУ
Это упражнения, способствующие укреплению мышц языка, в интересной, игровой форме.
Упражнения с шариком
(диаметр шарика 2 3 см, длина веревки 60 см, веревка продета через сквозное отверстие в шарике и завязана на узел, рис. 1)
Двигать шарик по горизонтально натянутой на пальцах обеих рук веревке языком вправо влево.
Двигать шарик по вертикально натянутой веревочке вверх (вниз шарик падает произвольно).
Толкать языком шарик вверх-вниз, веревка натянута горизонтально
Язык «Чашечка», цель поймать шарик в «Чашечку».
Ловить шарик губами, с силой выталкивать, «выплевывая» его.
Упражнения с ложкой
Чайную ложку зажать в кулак и приставить к углу рта, толкать языком в вогнутую сторону ложки влево и вправо, соответственно поворачивая руку с ложкой.
Толкать ложку в вогнутую часть вверх и вниз.
То же, но подталкивать ложку в выпуклую часть.
Язык «Лопаточка». Похлопывать выпуклой частью чайной ложки по языку.
Толчками надавливать краем ложки на расслабленный язык.
Ложкой, плотной стороной плотно прижатой к губам, сложенными трубочкой, совершать круговые движения по часовой и против часовой стрелки.
Губы растянуть в улыбку. Выпуклой частью чайной ложки совершать круговые движения вокруг губ по часовой стрелке и против.
Взять по чайной ложечке в правую и левую руку и совершать легкие похлопывающие движения по щекам снизу вверх и сверху вниз.
Круговые движения чайными ложками по щекам (от носа к ушам и обратно).
Похлопывание чайными ложками по щекам обеими руками одновременно от углов растянутого в улыбке рта к вискам и обратно.

СТАТИЧЕСКИЕ АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Упражнения для губ без предмета
Упражнение «Упрямая улыбка». Ребенок растягивает губы в улыбке и удерживает их в таком положении, а взрослый «мешает» ему улыбаться, сжимая губы рукой в «Трубочку», преодолевая сопротивление мышц ребенка. Выполняется 1015 раз.
Упражнение «Упрямая трубочка». Ребенок вытягивает губы трубочкой и удерживает их в таком положении несколько секунд, затем взрослый рукой пытается, преодолев сопротивление мышц, растянуть губы ребенка в улыбку. Выполняется 1015 раз.
Упражнения для языка с водой «Нерасплескай воду»
Упражнение 1. Язык в форме глубокого «ковша» с небольшим количеством воды (вода может быть заменена соком, чаем, компотом) сильно высунут вперед из широко раскрытого рта. Удерживать 10 15 секунд. Повторять 10 15 раз.
Упражнение 2. «Язык-ковш» с жидкостью плавно перемещается попеременно в углы рта, удерживая жидкость, не закрывая рта и не оттягиваясь назад в рот. Выполняется 10 раз.
Упражнение 3. «Язык-ковш», наполненный жидкостью, плавно двига
·ется вперед-назад. Рот широко раскрыт. Выполняется 1015 раз.

Следующая группа нетрадиционных упражнений направлена на развитие тонкой моторики.
2. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТОНКОЙ МОТОРИКИ
1.Упражнение с резинками. Сшить кусок мягкой текстильной резинки длиной 4- 5 см и полученное колечко поочередно надевать на кольцо из большого и указательного пальцев (затем большого и среднего, безымянного, мизинца). Раздвигать пальцы, растягивая резиновое колечко. Перемещать резиновое колечко с кольца из большого и указательного пальца на следующее кольцо из большого и среднего пальца, не помогая себе свободной рукой.
2.. Упражнение с поролоновым мячиком 1 (диаметр 34 см). Выполняется сначала кистью одной, затем другой руки. Ладонь при этом плотно прижата к столу. Приподнимаются поочередно пальцы от мизинца к большому, и надавливают на поролоновый мячик, плотно прижимая его к столу и удерживая прижатым к поверхности стола 510 секунд.
3.Упражнение с поролоновым мячиком 2. Мячик поочередно сжимается пальцами правой и левой рук (сначала большими пальцами, затем указательными, средними, безымянными и мизинцами). В каждой позиции мяч удерживается не менее 4 секунд.
4.Упражнение с двумя поролоновыми мячиками 1. Выполняется аналогично упражнению 2, но пальцами двух рук одновременно. Очередность от мизинцев к большим пальцам.
5.Упражнение с. двумя поролоновыми мячиками 2, Выполняется так же, как и предыдущее, но без соблюдения очередности пальцев, вразброс, по изменяющейся инструкции взрослого, подаваемой в быстром темпе.
Упражнение со шнурком. Ребенок (дети) выкладывает шнурок по заранее нарисованным взрослым разнообразным линиям (прямым вертикальным, горизонтальным, наклонным; кривым, ломаным разомкнутым и замкнутым) на листе бумаги формата А4.
7. Упражнения с цветными шнурками (или толстыми нитями) и карандашами. Детям предлагается несколько цветных шнурков длиной около 50 см и цветные карандаши соответствующих шнуркам цветов. Дети самостоятельно произвольно рисуют различные линии или геометрические фигуры, подбирают соответствующие по цвету шнурки (нити) и выкладывают их по нарисованным линиям.
8. « ВЕРЕВОЧКИ» Ребенок раскручивает или закручивает на карандаш ленточку с игрушкой на конце, произнося протяжный звук: гласный или отрабатываемый согласный звук (ссс, ззз, ввв, хххх)
9.Упражнение «Непослушные узелки». На толстой хлопчатобумажной нити надо завязать пальцами одной руки как можно больше узелков (другая рука не помогает!), затем упражнение выполняется так же другой рукой. По окончании работы пересчитать узелки, зажимая каждый двумя пальцами поочередно (большим указательным, большим средним, большим безымянным, большим мизинцем).
10.Упражнение «Игла художник 1». Для этого упражнения понадобится лист бумаги формата А4, лоскут толстой одноцветной мягкой ткани такого же размера, толстая игла для вышивания с вдетой в ушко толстой ниткой с завязанными одним узлом обоими концами. На листе бумаги взрослый предварительно рисует контуры простых, хорошо знакомых детям предметов (геометрические фигуры, солнышко, мячик, домик, елочка и т.д.). Под лист бумаги с контурными рисунками подкладывается лоскут ткани. Ребенок прокалывает бумагу по контурам предметов, держа иглу сначала большим и указательным пальцем, далее работа выполняется со сменой пальца: большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем. Расстояние между проколами на бумаге приблизительно 2 -3 мм (по показу взрослого).
11.Упражнение «Игла художник 2». Выполняется аналогично упражнению 10, но без предварительного прорисовывания контуров предметов на листе бумаги. Ребенок прокалывает чистый лист бумаги по словесной инструкции («Нарисуй иголкой квадрат, треугольник, домик, мячик, солнышко и т.д.»). После окончания работы ребенок самостоятельно или с помощью взрослого анализирует получившийся результат (после рассматривания на свет).
12. Упражнение «Веселые прищепки 1». На перекладине или на горизонтально натянутой веревке на расстоянии 10 1 5 см друг от друга привязываются шнурки синего, желто го, зеленого и красного цвета (длина шнурков 60 70 см). Ребенок должен выбрать прищепку и поймать ею свободный конец шнурка соответствующего цвета (т.е. прицепить прищепку не выше, чем в 10 см от конца шнурка).
13.Упражнение «Веселые прищепки 2». Выполняется аналогично упр. 18 с некоторым усложнением: после того, как ребенок ознакомился с расположением шнурков, ему предлагают выбрать какую-либо прищепку и поймать шнурок соответствующего цвета с завязанными глазами.
14. Упражнение «Веселые прищепки 3». После усвоения упражнения 19 задание еще более усложняется: ребенку предлагается ловить прищепками подвижные шнурки (взрослый в это время двигает перекладину или дергает горизонтальную веревку, на которой закреплены цветные шнурки). 15.Рисование различных геометрических фигур в одну сторону обеими руками одновременно. Закрашивание их точками, штрихование горизонтально, вертикально и наклонно.

3. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ,
ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ,
ОБЩЕЙ КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ
(с элементами кодирования)
1. *«УГАДАЙ, ЧТО Я СДЕЛАЛА» Педагог, сидя на стуле, хлопает вместе с ребенком в ладошки, шлепает ладошками по ногам, топает ногами. Ребенок закрывает глаза, педагог производит одно действие, ребенок открывает глаза и повторяет его.(усложняем два действия, а потом три)
2.Звук А хлопнуть в ладоши, звук О хлопнуть по коленкам, звук У ударить кулаком об кулак, звук И хлопнуть в ладоши над головой. Сначала произносить по два, затем три, четыре звука (АУ, ИО, ООА, ОАУ, ОАО, УУА, УАО , УАОИ, АОИУ, ОАОИ и т.д).
3. Услышав глухой согласный звук, нарисовать треугольный флажок, звонкий квадратный. Для начала диктуются ряды из 2 звуков (П Б, Б П, П-П, БД, ДТ, ПТ и т. д.). Затем количество звуков в ряду увеличивается до 3, 4, 5 (ПДБ,ТДДТ, ДБПТ и т.д.).
ПБ ПП ПББ ТДДТ ДБПТ


4. ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА
Выполняется стоя, руки свободно опущены.
Плечи поднять вдох, опустить выдох.
Свести лопатки вдох, развести выдох.
Плечи вперед вдох, назад выдох,
Правое плечо поднять вдох, опустить выдох. Тоже с левым плечом.
Наклон вправо вдох, выпрямиться выдох. То же влево.
Круговые движения плечами вперед, затем назад дыхание свободное.
Закрыть указательным пальцем правой руки правую ноздрю вдох, выдох. Затем закрыть ноздрю средним пальцем, безымянным...(остальные пальцы согнуты и прижаты к ладони).
То же с левой ноздрей и левой рукой.

Использование технологий развития в группах для детей с речевыми нарушениями позволяют нам получать хорошие результаты работы. У детей активизируется мышление, уходит интеллектуальная пассивность, и как следствие, наблюдается высокая речевая активность.





Выступление на областном семинаре «Организация образовательного процесса в ДОУ с детьми с ОВЗ в контексте ФГОС ДО»:

Использование разнообразных, эффективных, инновационных форм проведения игр-занятий с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи в рамках реализации ФГОС ДО.








Учитель-логопед
МБДОУ № 68
Сорокина И.В.

г.Энгельс.



Заголовок 215