Использование арт-терапии в работе с детьми с ОВЗ


Использование арт-терапиив работе с детьми с ОВЗПодготовила: воспитатель СП «Детский сад №56» ГБОУ СОШ №4 города Сызрани. АРТ-ТЕРАПИЯ (термин был введен в 1938 г. Андрианом Хиллом) – использование всех видов искусства, все чаще рассматривается как инструмент помощи, способствующей формированию здоровой и творческой личности, а также реализация на практике таких функций, как адаптационная, коррекционная, профилактическая, регулятивная, реабилитационная, мобилизующая. Арт-терапияАрт-терапия – метод коррекции и развития посредством художественного творчества (Э. Сеген, Ж. Демор, Л.С. Выготский, А.И. Грабаров, В.П. Кащенко).Значение психикоррекционной работы средствами арт-терапии в работе с детьми отмечали многие психологи: с проблемами в эмоционально-личностном развитии (Т.А. Добровольская, О.А. Карабанова), с задержкой психического развития (Л.В. Кузнецова, Е.А. Медведева), при ДЦП (Г.В. Кузнецова) и др. Основная цель – гармонизация внутреннего состояния детей с ОВЗ. Задачи:ВоспитательныеКоррекционныеПсихотерапевтическиеДиагностическиеРазвивающие Задачи:Воспитательные. Взаимодействие строится таким образом, чтобы дети учились корректному общению, сопереживанию, бережным взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми. Это способствует нравственному развитию личности, обеспечивает ориентацию в системе моральных норм, усвоение этики поведения. Происходит более глубокое понимание себя, своего внутреннего мира (мыслей, чувств, желаний). Складываются открытые, доверительные, доброжелательные отношения с педагогом. Задачи:Коррекционные. Достаточно успешно корректируется образ «Я», который ранее мог быть деформированным, улучшается самооценка, исчезают неадекватные формы поведения, налаживаются способы взаимодействия с другими людьми. Задачи:Психотерапевтические. «Лечебный» эффект достигается благодаря тому, что в процессе творческое деятельности создается атмосфера эмоциональной теплоты, доброжелательности, эмпатичного общения, признания ценности личности другого человека, забота о нем, его чувствах, переживаниях. Возникают ощущения психологического комфорта, защищенности, радости, успеха. В результате мобилизуется потенциал эмоций. Задачи:Диагностические. Арт-терапия позволяет получить сведения о развитии и индивидуальных особенностях ребенка. Это корректный способ понаблюдать за ним в самостоятельной деятельности, лучше узнать его интересы, ценности, увидеть внутренний мир, неповторимость, личностное своеобразие, а также выявить проблемы, подлежащие специальной коррекции. В процессе занятий легко проявляются характер межличностных отношений и реальное положение каждого в коллективе. Задачи:Развивающие. Благодаря использованию различных форм художественной экспрессии складываются условия, при которых каждый ребенок переживает успех в той или иной деятельности, самостоятельно справляется с трудной ситуацией. Дети учатся вербализации эмоциональных переживаний, открытости в общении, спонтанности. В целом происходит личностный рост человека, обретается опыт новых форм деятельности, развиваются способности к творчеству, саморегуляции чувств и поведения. Основная техника арт-терапевтического воздействия – это техника активного воображения, открывающая детям с ОВЗ неограниченные возможности для самовыражения и самореализации в продуктах творчества. Приемы арт-терапии опираются на идею о том, что любой ребёнок способен преобразовать свои внутренние конфликты и визуальные формы. Формы:АКТИВНАЯ –ребёнок сам создает продукт творчества: рисунки, скульптура, сказочные истории.ПАССИВНАЯ –ребёнок использует художественные произведения, созданные другими людьми: рассматривает картины, читает книги, прослушивает музыкальные произведения.СМЕШАННАЯ –ребёнок использует имеющиеся произведения искусства (музыкальные произведения, картины, сказки) для создания своих продуктов творчества Функции арт-терапии ПРОЦЕССЫ, ПОДДАЮЩИЕСЯ КОРРЕКЦИИ МЕТОДАМИ АРТ-ТЕРАПИИВЛИЯНИЕ МЕТОДИК АРТ-ТЕРАПИИ НА ПСИХИЧЕСКОЕ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕЗРИТЕЛЬНЫЕСЛУХОВЫЕТАКТИЛЬНЫЕ тонизирующее укрепляющееуспокаивающее стимулирующее расслабляющее Возможности арт-терапииПомогает устанавливать отношения между детьми; посредством искусства ребёнок не только выражает себя, но и больше узнаёт о других детяхПозволяет познавать себя и окружающий мир; в художественном творчестве ребёнок воплощает свои эмоции, чувства, надежды, страхи, сомнение и конфликты; всё это происходит на бессознательном уровне, и ребёнок узнает о себе много новогоРазвивает творческие возможности: во время занятий арт-терапией ребёнок может открыть в себе неизвестные ранее талантыЯвляется хорошим способом социальной адаптации детей с ОВЗ. Они чаще всего очень сильно социально дезадаптированыВ основном использует средства невербального общения, это очень важно для детей, которым сложно выразить свои мысли в словах При проведении занятий с использованием элементов арт-терапии очень важно, чтобы дети воспринимали занятия с положительной точки зрения, а не как коррекционные занятия для отстающих. Виды арт-терапииМузакотерапияБиблиотерапияДрамотерапияИгротерапияИзотерапияМаскотерапияКоллажОригамиПесочная терапияЦветотерапияСказкотерапияФототерапияРабота с глиной Одна из наиболее распространенных техник арт-терапии – изотерапия.Рисование дает возможность отобразить и увидеть свой внутренний мир, эмоциональные переживания, мечты и ресурсы.  РИСОВАНИЕ ЛАДОШКАМИ РИСОВАНИЕ ТРУБОЧКАМИ ПАЛЬЧИКОВЫЙ БАССЕЙН РИСОВАНИЕ КАРАКУЛЕЙ РАБОТА С ПЛАСТИЛИНОМ МОНОТИПИЯ РИСОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ РИСОВАНИЕ В ПАРЕ С РОДИТЕЛЯМИ РИСОВАНИЕ МАНДАЛЫ ВОСПРИЯТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ РЕПРОДУКЦИЙ ЭТАПЫ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССАПрояснение отношения ребенка к процессу рисования, к самой работе.Описание рисунка с точки зрения ребенка.Обсуждение содержания рисунка.Описание рисунка с использованием слова «Я».Идентификация себя с важными предметами на рисунке.Работа с героями рисунка.Обсуждение цветовой гаммы рисунка.Установление параллелей с ситуациями из жизни, их обсуждение. РЕЗУЛЬТАТОщитимая стабилизация эмоционального состояния воспитанников, создание предпосылок для регуляции эмоциональных реакций;Ощутимая социальная адаптация в группе сверстников, уверенность в собственных силах, позитивное отношение к себе; облегчение процесса коммуникации со сверстниками и взрослыми;Возможность невербального контакта с детьми с синдромом Дауна, преодоление коммуникативных барьеров и психологических защит;Укрепление мелкой моторики рук;Расширение словарного запаса;Активизация родителей на участие в жизни детей. ВЫВОД:Изотерапия, имея индивидуальную коррекционно-развивающую направленность, успешно может применяться для детей с проблемами социальной адаптации, эмоционально-волевой неустойчивостью, заниженной самооценкой, низкой работоспособностью, нарушениями в поведении. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ1. Аметова Л.А. "Формирование арт-терапевтической культуры младших школьников. Сам себе арт-терапевт". М., 2003.2. Берн Э. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. – В кн.: Игры, в которые играют люди. – СПб.: Лениздат, 20043. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1965.4. Зеньковский В.В. «Психология детства» – М., 20005. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. "Путь к волшебству, Теория и практика арттерапии". СПб.: Златоуст, 2005.6. Киселева М.В. "Арт-терепия в работе с детьми". СПб.: Речь, 2008.8. Копытин А.И. Теория и практика арттерапии. СПб., 2002.9. Короткова Л.Д. "Арт-терапия для дошкольников и младшего школьного возраста". СПб.: Речь -2001.10. Лебедева Л.Д. "Практика арт-терапии: подходы, диагностика". СПб.: Речь, 2003.11. Мухина В.С. Детская психология. Апрель Пресс, М., 200012. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб, 2007.13. Сучкова Н.О. Арт-терапия в работе с детьми из неблагополучных семей. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008.