Использование методов арт-терапии в работе с обучающимися с ограничеными возможностями здоровья на уроках изобразительного искусства


Использование методов арт-терапии в работе с обучающимися с ограничеными возможностями здоровья на уроках изобразительного искусства.
«Творчество и терапия частично совпадают:
то, что является творческим,
зачастую оказывается терапевтичным,
то, что терапевтично,
часто представляет собой творческий процесс».
К.РоджерсСовременное образование характеризуется вариативностью, поисками, направленными на разработку более совершенных педагогических теорий и концепций.
В Федеральном государственном образовательном стандарте специального (коррекционного) образования художественно-творческой деятельности уделено особое внимание: определено пространство и время в образовательном процессе, разнообразие направлений, квалифицированное педагогическое руководство. Художественно-творческую деятельность следует понимать как личностно - ориентированное взаимодействие учителя и ученика, целью которого является обеспечение условий для развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, становление их как личности. Сущность и основное назначение методов арт- терапии заключается в создании дополнительных условий для развития интересов, склонностей, способностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Основным механизмом коррекционного воздействия арт-терапии является механизм индивидуализации саморазвития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на основе общения с искусством.
Отечественные специалисты в области художественной педагогики Н. И. Саккулина, Н. А. Ветлугина, Е. А. Езикеева, Т. С. Комарова и другие утверждают, что процесс восприятия искусства детьми представляет собой сложную психическую деятельность, сочетающую познавательные и эмоциональные моменты. Художественная деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья обеспечивает их сенсорное развитие, способность различать цвет, форму, звуки, подводит его к более глубокому восприятию богатства красок, линий и их сочетаний, обеспечивает понимание языка различных видов искусства. Под руководством профессора М. Е. Бурно разработан метод «терапии творческим самовыражением». Метод активно используется не только педагогами, но и психологами, работающими в образовательных учреждениях разного типа и вида. Особенно актуальным, на сегодняшний день, является применение методов арт-терапии в образовательных учреждениях специальной (коррекционной) направленности.
Арт-терапия (лат. ars — искусство, греч. therapeia — лечение) представляет собой методику лечения и развития при помощи художественного творчества. Детская арт-терапия – это простой и эффективный способ психологической помощи, основанный на творчестве и игре. Другими словами, это – лечение творчеством.
Рисование способствует развитию эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые в свою очередь способствуют формированию эстетического отношения к действительности. Яркие краски и другие художественные материалы разнообразят жизнь учащихся, восполняют их потребность в приятных ощущениях. Наконец, занятия живописью, рисунком это одна из форм предметной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а предметная деятельность совершенно необходима им для физического, психического и умственного развития.
Уникальные особенности арт-терапии заключаются в следующем:  
создает положительный эмоциональный настрой;
способствует творческому самовыражению, развитию воображения, эстетического опыта, практических навыков изобразительной деятельности, художественных способностей в целом;
повышает адаптационные способности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к повседневной жизни, снижает утомление, негативные эмоциональные состояния и их проявления, связанные с обучением;
эффективна в коррекции различных отклонений и нарушений личностного развития.
Схема. Арт-терапия проявляется в различных направлениях (танцевальная, художественная, музыкальная, песочная и множество других направлений, которые с каждым годом расширяются)
Одним из видов арт-терапии является изо-терапия.
Изо-терапия это коррекция средствами изобразительного искусства. Она включает работу с песком, глиной, красками. Такого вида упражнения помогают активизировать детей и развить их сенсомоторные навыки, психические функции, формирует умение социального взаимодействия. Происходит коррекция и развитие творческих способностей обучающихся, в т. ч. детей с ограниченными возможностями здоровья, через средства изобразительной деятельности:
Снимается физическое и психологическое напряжение, увеличивается период работоспособности обучающихся.
Развивается эстетическое восприятие детьми художественных образов и предметов окружающего мира.
Развиваются художественно – творческие способности в продуктивных видах учебной деятельности.
Применение изо-терапии а коррекционной работе позволяет получить следующие позитивные результаты:
обеспечивает эффективное эмоциональное реагирование, придаёт ему социально приемлемые, допустимые формы;
облегчает процесс коммуникации для замкнутых, стеснительных или слабо ориентированных на общение детей;
даёт возможность невербального контакта, способствует преодолению коммуникативных барьеров и психологических защит;
создаёт благоприятные условия для развития произвольности и способности к саморегуляции.
Эти условия обеспечиваются за счёт того, что изобразительная деятельность требует планирования и регуляции деятельности на пути достижения цели;
оказывает дополнительное влияние на осознание своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний, создаёт предпосылки для регуляции эмоциональных состояний и реакций;
существенно повышает личностную ценность, содействует формированию позитивной «Я-концепции» и повышению уверенности в себе за счёт социального признания ценности продукта изо-терапии.
В работе необходимо использовать разнообразные формы организации изобразительной деятельности:
– учебную деятельность;
– индивидуальную работу;
–самостоятельную художественную деятельность обучающихся , с возможностью самостоятельного выбора художественного материала;
– взаимодействие с семьями обучающихся, которые совместно со своими детьми могут участвовать в ходе занятия. Они получают консультацию на отработку определенных приемов и способов получения изображения.
Достоинства изо-терапии.
Изо-терапия во многих случаях даёт возможность выхода отрицательным эмоциям.
Позволяет наблюдать привычные способы поведения участников в конфликтных ситуациях, в частности, в форме избегания, сотрудничества, компромисса, приспособления, а затем анализировать их и вырабатывать иные, более конструктивные способы поведения путём их «моделирования» в условиях изо-терапевтической работы.
Изо-терапия, используя результат детского творчества, позволяет наблюдать и оценивать динамику развития каждого обучающегося.
В изо-терапии применяются следующие виды заданий и упражнений:
Предметно-тематический тип: рисование на свободную тему, где предметом изображения выступает человек и его отношения с предметным миром и окружающими людьми. Пример задания: «Моя семья», «Я дома», «Что я люблю», «Нарисуй свой мир».
Образно-символический тип: изображение ребёнком в рисунке абстрактных понятий в виде созданных воображением ребёнка образов таких понятий как «добро», «зло», «счастье»
Упражнения на развитие образного восприятия, воображения и символической функции:
рисование по точкам;
волшебные пятна (кляксы);
рисование в воздухе;
графическая музыка;
Игры-упражнения с изобразительным материалом — экспериментирование с красками, карандашами, бумагой, пластилином, мелом и т. д. с целью изучения их физических свойств и экспрессивных возможностей.
Ожидаемый результат применения элементов изо-терапии на уроках изобразительного искусства
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья имеют возможность получить социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам (работа над рисунками, картинами, скульптурой является безопасным способом «выпустить пар» и разрядить напряжение).
Обеспечивается процесс коррекции психологического состояния учеников. Неосознанные внутренние конфликты и переживания часто бывает легче выразить с помощью зрительных образов, чем высказать их в процессе вербального общения.
Педагог получает материал для интерпретации и диагностических заключений. Продукты художественного творчества относительно долговечны, и ученик не может отрицать факт их существования. Содержание и стиль художественных работ дают возможность получить информацию о ребёнке, который может помочь в интерпретации своих произведений.
Улучшаются отношения между педагогом и учащимися. Совместное участие в художественной деятельности может способствовать созданию отношений эмпатии и взаимного принятия.
Развивается чувство внутреннего контроля. Работа над рисунками, картинами или лепка предусматривает упорядочение цвета и формы.
Развиваются художественные способности и повышается самооценка обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Большое внимание на уроках уделяется обсуждению работ обучающихся с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности.
Творческие работы обучающихся оцениваются по критериям, охватывающим следующие направления:
овладения обучающимся изобразительной деятельностью (легко ли усваивает новые техники, владеет ли навыками действия изобразительными материалами)
уровня цветовосприятия (передан ли реальный цвет предмета, разнообразна ли цветовая гамма )уровня эмоционального состояния (адекватно реагирует эмоциональные отклики педагога, критично оценивает свою работу. Выражает восторг от работы.)уровня самостоятельности и творчества (выполняет задания самостоятельно, в случае необходимости обращается с вопросами, самостоятельность замысла, оригинальность изображения)
уровня развития мелкой моторики рук (выполняет задание по инструкции, выполняет задание совместно с педагогом, либо не может манипулировать предметами и работать руками)
Выбор критериев зависит от темы урока, от формируемых знаний, умений от возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
По результатам итогового мониторинга можно сделать вывод:
- удовлетворились потребности обучающихся в коммуникации, в общении друг с другом, в обменивании впечатлениями, что способствовало обогащению их опыта и развитию творческих замыслов;
– повысилась динамика показателей уровня развития художественно-творческих способностей;
– тематика детских рисунков стала более разнообразной;
– работы обучающихся стали отличаться выразительностью и оригинальностью;
– ученики знают и умело используют нетрадиционные техники рисования, что свидетельствует о повышенном интересе к данному виду деятельности;
– у детей сформировались такие черты творческой личности, как целеустремлённость, самостоятельность, инициативность.
Основные принципы уроков изобразительного искусства с элементами изо-терапии:
Работа строится на следующих принципах:
От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.
Принцип наглядности выражается в том, что у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.
Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого обучающегося в учебный процесс.
Связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление, полученное от окружающей действительности.
 Желание ученика - основное условие урока. Творчество без желания невозможно, и, конечно, невозможен доверительный диалог.
Поощрение и благодарность ребенку.
Важным условием успешной работы является непосредственное участие самого педагога  в той работе, которую он предлагает. Педагог вместе с учеником говорит о своем настроении (в начале и в конце занятия), рисует, лепит, рассуждает о тех или иных произведениях, словом, выполняет все задания, которые дает учащимся.
Условия подбора техник и приемов создания изображений.
Рисуночные задания и упражнения с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья не должны ограничиваться обычным набором изобразительных средств (бумага, кисти, краски) и традиционными способами их использования. Перечислим условия подбора техник и приемов создания изображений, от которых зависит успешность арт-терапевтического процесса с обучающимися.
Условие 1. Техники и приемы должны подбираться по принципу простоты и эффектности.
Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья не должны испытывать затруднения при создании изображения с помощью предлагаемой техники. Любые усилия в ходе работы должны быть интересны, оригинальны, приятны.
Условие 2. Интересными и привлекательными должны быть и процесс создания изображения, и результат.
Обе составляющие в равной мере ценны для учащихся, и это отвечает природе детского рисования, является его особенностью. Изобразительная техника не противоречит потребностям и возможностям возраста, если обладает указанной чертой.
Условие 3. Изобразительные техники и способы должны быть нетрадиционными.
Во-первых, новые изобразительные способы мотивируют деятельность, направляют и удерживают внимание. Во-вторых, имеет значение получение учащимися необычного опыта. Раз опыт необычен, то при его приобретении снижается контроль сознания, ослабевают механизмы защиты. В таком изображении присутствует больше свободы самовыражения, а значит, неосознанной информации.
Применяя на уроках упражнения с элементами изотерапии педагог получает материал для интерпретации и диагностических заключений. Содержание и стиль художественных работ дают возможность получить информацию о ребёнке.
Приобщая обучающихся к искусству, я использую элементы разных техник нетрадиционного рисования. Среди них много таких, которые дают самые неожиданные, непредсказуемые варианты художественного изображения и колоссальный толчок воображению и фантазированию.
Более подробно разработаны и описаны некоторые нетрадиционные техники рисования в иллюстрированной брошюре «Экспрессия». 
В работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья возможно использовать следующие  арт-терапевтические техники: монотипия, кляксография и другие.
Условиями успешности педагогической деятельности является проникновение педагога в сложности и противоречия процесса развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, осознания факторов, способствующих его развитию, и факторов, тормозящих этот процесс. Организовывая уроки изобразительного искусства, педагог планирует помощь учащимся в развитии, педагогическую поддержку этого процесса, облегчение «трудной работы роста».
В заключении хочется сказать слова великого педагога В.А. Сухомлинского, что « Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».Советы для взрослых от арт- терапевта Виктории Нагаревич.
Устал- нарисуй цветы.
Злой- рисуй линии.
Болит – лепи
Скучно- заполни листок бумаги разными цветами.
Грустно- рисуй радугу.
Страшно- плети макраме.
Ощущаешь тревогу – сделай куклу-мотанку.
При возмущении – рвите бумагу на мелкие кусочки.
Чувствуешь беспокойство – складывай оригами.
Хочешь расслабиться – рисуй узоры.
Важно вспомнить – рисуй лабиринты.
Ощущаешь неудовольствие – сделай копию картины.