Современные тенденции модернизации специального образования детей с нарушениями речи. Целесообразность введения специального Федерального Стандарта образования детей с нарушениями речи
Современные тенденции модернизации специального образования детей с нарушениями речи. Целесообразность введения специального Федерального Стандарта образования детей с нарушениями речи
Существующая система обучения детей с нарушениями речи построена с учетом не только неоднородности вида и формы речевой патологии, но и комплекса взаимосвязанных факторов, отражающих их личностное, интеллектуальное, психофизическое развитие. На основе вариативности и степени выраженности расстройств речевой/языковой способности, характера их влияния на различные стороны психического развития разработаны научно-теоретические основы построения специального (коррекционного) педагогического процесса, система обучения детей с речевыми нарушениями.
Процесс обучения детей с нарушениями речи многофункционален. Он выполняет образовательную, развивающую, коррекционную, воспитательную функции, обеспечивая формирование всесторонне развитой личности на основе комплексного подхода, использования в полном объеме реабилитационного потенциала с целью обеспечения образовательных и социальных потребностей выпускников образовательных организаций, создания оптимальных условий для достижения равных возможностей.
В настоящее время на основе комплексного разностороннего изучения различных видов нарушений речевой деятельности создана фундаментальная научная база для развития и функционирования сети образовательных организаций для детей с нарушениями речи, определены структура таких организаций и содержание образовательного коррекционно-развивающего и воспитательного воздействия.
Современная образовательная система обучения детей с нарушениями речи должна развиваться в контексте гуманистических идей и взглядов, провозглашающих содействие полноценному развитию личности с особыми образовательными потребностями. Она должна представлять динамическую, развивающуюся структуру, характеризоваться наличием взаимосвязанных компонентов, подчиненных целям образования, воспитания и социализации детей с речевой патологией, их приобщения к человеческой культуре.
Развитие научных знаний, широкое внедрение в образовательный процесс информационных технологий, современные тенденции в области образования предопределяют необходимость пересмотра целей, задач, содержания, форм получения образования детьми с нарушениями речи. Специальные государственные Стандарты образования детей с нарушениями речи строятся на основе методологического подхода, предусматривающего непростое накопление суммы знаний, а формирование «академических» достижений обучающегося, трансформирование уровня полученных знаний в области «жизненной компетенции».
В связи с этим изменяется роль участников педагогического процесса. Акцент с получения учащимся готовой информации, транслируемой учителем, смещается на самостоятельный поиск, отбор, анализ, систематизацию и презентацию информации.
Методологической основой специального федерального Стандарта образования детей с нарушениями речи является системно-деятельностный подход, ключевым условием реализации которого выступает организация детского самостоятельного и инициативного действия в образовательном процессе, отказ от репродуктивных методов и способов обучения, ориентация на личностно-ориентированные, проблемно-поискового характера.
Специальный федеральный Стандарт образования детей с нарушениями речи, созданный с учетом особенностей их речевого и общего развития, будет обеспечивать обучение через деятельность, открывает широкие возможности для педагогического творчества, предоставляя возможность создания вариативных образовательных материалов, обеспечивающих пошаговую логопедическую коррекцию, развитие способности учащихся самостоятельно решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи в соответствии с их возможностями.
Область применения стандартов - образование и воспитание детей с нарушениями речи в условиях общеобразовательных организаций (интегрированное, инклюзивное обучение); образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам для учащихся с тяжелыми нарушениями речи в 2-х отделениях: 1-е отделение – для учащихся с выраженным общим недоразвитием речи (алалия, дизартрия, ринолалия, афазия) и с общим недоразвитием речи, сопровождающимся заиканием; 2-ое отделение – для учащихся с тяжелой степенью выраженности заикания, грубо нарушающего коммуникативную функцию речи.
Вследствие неоднородности состава детей с нарушениями речи Стандартом предусматривается широкий диапазон в организации и содержании школьного образования, соответствующий возможностям и потребностям всех категорий детей.
Внедрение специального государственного Стандарта образования детей с нарушениями речи позволит обеспечить реализацию прав каждого ребенка на образование, государственную гарантию получения качественного образования вне зависимости от региона проживания, тяжести нарушений речевого развития в форме классно-урочного, семейного, дистанционного обучения и воспитания, по индивидуальному учебному плану.