Взаимодействие учителя — логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми с умеренными и тяжёлыми нарушениями интеллекта
Публикация в рамках Областного заочного методического объединения педагогов и педагогов-психологов
Взаимодействие учителя - логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми с умеренными и тяжёлыми нарушениями интеллекта
В российском образовании, в том числе и специальном образовании, существует практика интеграции детей с умеренными и тяжёлыми нарушениями интеллекта в современную образовательную среду. Дети, имеющие подобные нарушения интегрированы в специальную (коррекционную) общеобразовательную школу VIII вида. Обучение ведётся в специальном классе по индивидуальным образовательным маршрутам, которые составляются на каждого ребёнка, с учётом его индивидуальных возможностей. В С(К)ОУ в процессе обучения детей с тяжёлыми нарушениями интеллекта приходится сталкиваться с наличием глубоких и разнообразных нарушений учебной деятельности учащихся. Это обусловлено глубиной и особенностями основного и сопутствующих дефектов, влиянием социальных факторов. Так в одном классе обучаются дети с синдромом Дауна, с РДА, с ДЦП. Необходимо отметить, что родители такого ребёнка становятся полноправными участниками образовательного и воспитательного процесса. Роль семьи в воспитании, социальной адаптации ребёнка, имеющего множественные нарушения развития, становится ещё более значимой. В последние годы интерес специалистов не ограничивается только методическими вопросами. На первый план выступает активное изучение семьи, воспитывающей ребёнка с нарушениями развития. Поэтому работа с семьёй является важной составляющей в работе школьного логопеда.
При поступлении ребёнка, в специальную коррекционную школу VIII вида, проводится комплексное обследование специалистами: логопедом, психологом, дефектологом. При проведении диагностических мероприятий специалисты опираются на следующие принципы:
принцип комплексности и многоаспектности изучения проблем семьи;
принцип гуманности и деликатного отношения к членам семьи и к самому ребёнку;
принцип единства диагностики и коррекции;
принцип конфиденциальности профессиональной этики специалиста.
Изучение семьи ребёнка с нарушениями в развитии является неотъемлемой частью логопедического обследования. В процессе обследования учитель - логопед выясняет следующие факторы:
состав семьи;
возраст, образование родителей ребёнка;
жилищные условия;
уровень педагогической компетенции родителей, их воспитательских качеств и способностей;
внутрисемейный климат;
модели семейного воспитания.
Перечисленные факторы учитываются при формировании системы работы с семьёй ребенка. Необходимо, чтобы изучение семьи не превратилось в формальность. Полученные данные должны помочь привлечь семью к активному и плодотворному участию в развивающем процессе. Беда многих родителей - недостаток элементарных психолого-педагогических знаний, отчужденность, нежелание налаживать социальные контакты, неадекватная оценка состояния собственного ребёнка. Успех в воспитании и обучении ребенка с тяжелыми нарушениями интеллекта, в условиях специальной коррекционной школы VIII вида, во многом зависит от желания родителей узнать как можно больше.
Психокоррекционное воздействие, направленное на семью, представлено несколькими формами работы:
Групповая форма
1.Выступление логопеда на родительском собрании. Совместным с логопедом, родительским собраниям уделяется должное внимание. Важно, что бы родители поняли необходимость ежедневного выполнения домашних заданий.
2.Консультации, семинары-практикумы. Содержание консультаций должно быть чётким и содержать только доступный родителям материал. Наиболее важными темами для консультаций, семинаров – практикумов являются следующие темы:
«Особенности психофизического развития младшего школьника»
«Значение артикуляционной гимнастики в формировании правильного произношения»
«Пальцы помогают говорить»
«Развивающие игры »
«Формирование графических навыков»
«Как помочь ребёнку научится читать»
3. Родительский клуб. Эта форма работы является наиболее эффективной. Родительский клуб может создаваться как в рамках одного класса, так и для нескольких классов. Лучше создавать родительский клуб в первый год обучения. Работа клуба рассчитана на 1-2 года.
Заседания родительского клуба проводятся 5-6 раз в год. Работа клуба позволяет решить следующие задачи:
выявить психолого-педагогические проблемы семьи, воспитывающей ребёнка с нарушениями развития;
определить наиболее эффективные формы взаимодействия учителя - логопеда с родителями.
Цель первого этапа работы клуба – выявить проблемы семьи. Для этого используется анкетирование, наблюдение. Анализ результатов позволит судить от психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развитии детей.
Цель второго этапа – выявить наиболее эффективные формы сотрудничества с семьёй. Заседания клуба проводятся в виде бесед, консультаций, круглого стола, совместных занятий родителей и детей, просмотра видеофрагментов логопедических занятий, обсуждения и распространения семейного опыта, встреч с другими специалистами школы и медицинскими работниками. На третьем этапе подводятся итоги работы родительского клуба. Логопед выясняет, какие темы были наиболее полезными, планируется работа на следующий год. Эффективность данной формы работы зависит от активного участия всех участников клуба.
Индивидуальная форма
Индивидуальная форма работы осуществляется в виде бесед или консультаций. В начале года учитель - логопед знакомит родителей с результатами обследования. Рассказывает о пробелах в развитии ребёнка, дает советы, рекомендации. В процессе беседы с родителями ребёнка с нарушениями развития важно соблюдать педагогическую этику.
Основной формой взаимодействия учителя – логопеда и родителей является тетрадь для домашних заданий. Она является своеобразным телефоном доверия, любой родитель может задать в ней интересующий его вопрос.
Не менее важным являются и наглядные формы работы, так как большую часть информации мы воспринимаем зрительно. Речевой уголок в каждом классе отражает тему занятия, даёт практические рекомендации по формированию речевых навыков. Уголок знакомит родителей с различными играми и игровыми упражнениями. Папка-передвижка в кабинете логопеда представляет материал с практическими советами и рекомендациями.
Современные информационные технологии позволяют продолжить разговор с родителями ребёнка с нарушениями в развитии на странице сайта образовательного учреждения и на персональном сайте учителя – логопеда.
Все перечисленные формы работы помогают достичь наилучшего результата в общем развитии ребёнка и способствуют гармонизации внутрисемейных отношений, а самое главное помогают интегрироваться в современное общество. Проблема взаимодействия семьи и школы на сегодняшний день остаётся одной из самых актуальных. Задача учителя – логопеда подойти к решению данной проблемы творчески.