Закрепление пройденного материала по теме «Нумерация многозначных чисел»


Урок математики в 4 классе
Тема: Закрепление пройденного материала по теме «Нумерация многозначных чисел»
Цель: обобщение и систематизация  знаний о нумерации многозначных чисел.
Задачи:
Обучающие:
- читать, записывать, сравнивать многозначные числа в пределах 1000000;  
- представлять любое    многозначное число в виде суммы разрядных слагаемых;
- совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки;
- продолжить работу над решением простых и составных задач.
Развивающие:
- продолжить работу  над развитием математической речи;
- учить анализировать, сравнивать, делать выводы.
- способствовать развитию логического и творческого мышления учащихся, их памяти, внимания и интереса к предмету.
Воспитательные: - способствовать воспитанию навыков самоконтроля и самопроверки; патриотизма к малой родине, дружбы и взаимопомощи ; умения работать в коллективе.
Тип урока: урок-путешествие
Оборудование:  рисунки с изображениями: корабля, шторма, сказочного острова, тонущего человека, айсберга, пиратов, острова «Нумерация»; карточки с заданиями.Ход урока:
Ι. Организационный момент:
- Здравствуйте, ребята. Садитесь.
Прозвенел звонок для нас.Все зашли спокойно в класс.Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво.Тихо сели, спинки прямо.Вижу, класс наш хоть куда.Мы начнём урок, друзья.
- Сегодня мы проведем не совсем обычный урок. Мы отправимся с вами в путешествие на корабле.
ΙΙ. Проверка домашнего задания:
- Вспомните тему предыдущих уроков.
- А тему сегодняшнего урока вы узнаете немного позже, а сейчас давайте проверим, как вы выполнили домашнее задание.
- В первом задании у вас было числовое выражение. Назовите порядок действий в данном выражении. (Деление, вычитание, сложение)
- Назовите ответ. (480.000)
- Скажите, можем ли мы назвать это число многозначным? Почему?
- Охарактеризуйте его. А пока мы будем характеризовать число, решение задачи № 2 запишем у доски. (В числе 480.000 содержится 4 сотни тысяч, 8 десятков тысяч., в разряде единиц тысяч стоит ноль. Эти разряды составляют класс тысяч. В числе 480.000 записаны три нуля в классе единиц. Это обозначает, что в числе отсутствуют единицы первого класса.)Проверка задачи №2.
- Что мы узнали первым действием? (Сколько после обеда продали пачек муки)
- Что мы узнали вторым действием? (Сколько муки было в магазине)
- Назовите ответ. (80 килограмм муки)
- Является ли это число многозначным? Почему? ( Нет, для записи используется только два знака, это двузначное число)
- Что нужно сделать, чтобы это число стало многозначным? (Умножить на 1000)
- Поднимите руку, кто выполнил домашнее задание без ошибок?
- Молодцы! Вы справились с домашним заданием.
ΙΙΙ. Устный счет.
- Напомню, что мы отправляемся в путешествие по морю на корабле. У каждого из вас на партах лежат маленькие кораблики. Будьте внимательны во время путешествия, потому что в конце урока вы поместите свои кораблики на тот остров, на котором вам больше всего понравилось в путешествии. И прежде чем мы пересядем на большой корабль, нам необходимо выполнить геометрическое задание, чтобы наш корабль поплыл.

- Посмотрите на корабль, назовите, какие геометрические фигуры вы видите. (Трапеция, треугольник, прямоугольник).
- Как найти периметр треугольника? Найдите периметр треугольника.
- Как найти периметр прямоугольника? Найти периметр прямоугольника.
- Молодцы! Вы удачно справились с заданием и мы с вами находимся на корабле. А для того, чтобы путешествие было удачным, необходимо соблюдать следующие условия:
-быть очень внимательными;
-правильно выполнять задания;
-не допускать ошибок, иначе можно потерпеть кораблекрушение.
- А сейчас мы должны узнать название страны, в которую отправимся путешествовать. На доске вы видите числа. Их нужно расположить в порядке возрастания.
1.209 5.038 1.352 5.124 3.865 4.756 3.884 4.702 9.901
Н Ц У И М А Е Р Я
ΙV. Постановка темы и цели урока.
- А давайте перевернем числа и прочитаем, какое слово у нас получилось. (Нумерация)
- Сегодня мы отправляемся с вами в страну под названием Нумерация.
- Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока? (Нумерация многозначных чисел)
- Как вы думаете, какие знания мы будем с вами закреплять?
- Сегодня на уроке, ребята, мы с вами вспомним, как правильно читать многозначные числа, сравнивать их, выполнять арифметические действия над многозначными числами, вспомним разрядный состав многозначных чисел, ну и, конечно же, будем решать задачи.
V. Работа по теме урока:
-  Перед путешествием скажем волшебные слова:
Плыви, плыви кораблик,
На запад, на восток,
Канаты – паутинки
А парус – лепесток.
Препятствие «Шторм»
- Ребята, над нами сгустились черные тучи. Кажется, сейчас начнется шторм. Чтобы преодолеть стихию, нужно пройти по высоким волнам, которые вынесут нас к Сказочному острову. На карточках записаны числа словами. Вам нужно их записать цифрами. (Один ученик у доски.)
Карточка 1.
Шестьсот двадцать четыре тысячи пятьсот двадцать пять; триста двадцать одна тысяча шестьсот семь; пятьдесят семь тысяч сто восемьдесят два; девятьсот девяносто восемь тысяч четыреста сорок шесть.
2.Сказочный остров
- Вот и выплыли мы к Сказочному острову. Жители этого острова приготовили вам задание. Вы должны представить числа в виде суммы разрядных слагаемых. (Два ученика у доски, остальные в тетрадях расписывают два любых числа)
Карточка 2.
253.301, 730.160, 509.207, 56.894.
- А теперь пришло время немного отдохнуть.
Физкультминутка
Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем мы с тобою!
Мы теперь плывем по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй.
Поглядите: чайки важно
Ходят по морскому пляжу.
Сядьте, дети на песок,
Продолжаем наш урок.
3 . Айсберг
- Посмотрите в подзорную трубу – прямо по курсу огромный айсберг. Это препятствие надо преодолеть. Решите примеры. На выполнение этого задания у вас три минуты.
Карточка 4.
660.000-320.000 230.000·3
460.000+430.000 480.000:2
Фронтальная проверка выполнения задания.
4. Пираты Карибского моря
- Ребята! Смотрите – злые пираты Карибского моря расставили нам ловушки. Чтобы выбраться из них, нужно решить задачу.
- Прочитаем условие задачи.
Карточка 5.
Из города А в город В отправились навстречу друг другу две машины. Скорость первой машины – 70 км/ч, а скорость второй – на 40 км/ч больше. Найдите расстояние между городами, если машины были в пути 4 часа.
- К какому виду задач мы ее отнесем? (Задачи на движение)
- Давайте вспомним величины, какие встречаются в таких задачах? (Скорость, время, расстояние)
- Как найти скорость? ( Расстояние делим на время)
- Как найти время? ( Расстояние делим на скорость)
- Как найти расстояние? (Скорость умножаем на время)
- Мы можем сразу ответить на вопрос задачи? ( Нет)
- Чтобы ответить на вопрос задачи, что нам нужно знать? ( Скорость второй машины)
- Каким действием найдем скорость второй машины? (Сложением)
- Узнав скорость второй машины, что мы можем найти? ( Скорость сближения)
- Каким действием найдем? (Сложением)
- Узнав скорость сближения, мы можем ответить на вопрос задачи? ( Можем)
- Как найдем расстояние? (Скорость умножим на время)
- Записываем решение задачи. ( Один ученик у доски)
- Какой ответ в задаче? ( 720 км)
- Является ли это число многозначным? Почему? ( Нет. Для записи используются три символа, это трехзначное число)5. Запись домашнего задания.
- С такой же задачей вы столкнетесь, выполняя домашнее задание. Только в домашней задачке вы будете находить время. А также вам необходимо будет решить примеры. Откройте учебник на странице 55 и посмотрите задание № 1. Вопросы есть по оформлению?
- Перед решением примеров вспомните порядок выполнения действий в выражениях со скобками.
- Запишем в дневники домашнее задание: с. 55 № 1, 2
6. «Тонущий человек»
- Ребята, посмотрите! Человек за бортом! Давайте скорее спасать его, бросаем спасательные круги! Круги – это знаки сравнения.(≥ ≤ =) А для начал давайте вспомним правило сравнения многозначных чисел.
Карточка 3.
574.215 .. 573.215 56.000 .. 65.0007.615 .. 7.165 3.714 .. 3.174
652.123..624.350 4.598 .. 98.478
- Решаем самостоятельно в тетрадях. На выполнение этого задания вам отводится три минуты.
Фронтальная проверка выполнения задания.
6. Остров «Нумерация» (Рисунок 7)
-  Наконец, ребята мы добрались до нашего острова «Нумерация». На этом острове живут замечательные многозначные числа. Живут они дружно, никогда не ссорятся.
-  Молодцы, ребята! Вы настоящие отважные путешественники. Вы замечательно справились со всеми препятствиями.
Почему корабли не садятся на мель?
А по курсу идут сквозь туман и метель?
Потому что, потому что вы заметьте-ка,
Помогает нам во всем
МА-ТЕ- МА- ТИ- КА!
VΙ. Итог урока:
- Ребята, скажите, пожалуйста, какова была тема нашего урока?
- Какое задание вам понравилось больше всего? Какое было самым сложным?- Как вы оцениваете свою работу на уроке?
- Я благодарю вас за работу и выставляю вам отметки.
Выставление отметок с комментированием.
VΙΙ. Рефлексия:
- А сейчас возьмите кораблики, которые лежат у вас на парте и прикрепите их к тому острову, на котором вам было интереснее всего, куда бы вы хотели вернуться.
- Спасибо за урок.