Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации первоклассников к школе
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направление программы – психологическое сопровождение детей
Данная программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, направлена на осуществление комплексного психолого-педагогического сопровождения детей в период адаптации к школе: учащихся первых классов.
Программа дает возможность отслеживать процесс развития, заниматься глубокой и всесторонней как профилактической, так и развивающей работой в зоне ближайшего развития детей определенного возраста, осуществлять индивидуальную поддержку тех, кто в ней нуждается.
Психолог становится полноправным участником образовательного процесса. У него появляется возможность тесно сотрудничать с педагогами в решении проблем и задач развития конкретных детей и ученического коллектива в целом, прежде всего - с классным руководителем.
Проблема адаптации первоклассника к обучению в школе является одной из самых важных для педагогики и психологии образования, так как от того, как ребенок адаптируется в школе, насколько успешно пройдут его первые месяцы и первый год в образовательном учреждении, зависит не только успешность его обучения, отношение к учению, учителю и сверстникам, но и способность к дальнейшему психическому, личностному и социальному развитию. Школьная дезадаптация чаще всего проявляется в невозможности обучения ребенка по программе в соответствии с его способностями, в нарушениях учебы и поведения, в конфликтных отношениях со сверстниками и педагогами, повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии.
Младший школьный возраст обещает ребенку новые достижения в новой сфере человеческой деятельности - учении. Этому возрастному периоду психологи уделяют достаточно много внимания, так как именно он особенно важен при формировании личности школьника, в нем закладывается потенциал дальнейшего развития ребенка. В этом возрасте ребенок проходит через кризис развития, связанный с объективным изменением социальной ситуации развития. Новая социальная ситуация вводит ребенка в строго нормированный мир отношений и требует от него организованной произвольности, ответственности за дисциплину, за развитие исполнительских действий, связанных с обретением навыков учебной деятельности, а также за умственное развитие.
С первых дней обучения ребенку предъявляются требования, касающиеся произвольности познавательных процессов, учебной мотивации, навыков, позволяющих успешно осваивать программу и т. д. У каждого ребенка, поступающего в школу, повышается психическая напряженность. Это отражается не только на физическом состоянии, здоровье, но и на поведении ребенка. К специфическим проблемам первоклассников можно отнести разновозрастный состав классов (6 и 7 лет) и неодинаковый уровень подготовки детей, что вызвано множеством программ подготовки к школе, не всегда согласованных с обучением в начальных классах. Даже хорошо подготовленные дети в период адаптации испытывают стресс, показывают не стабильные результаты. Дети с низким уровнем готовности способны потеряться, разочароваться в школе, в той школе, которую они так живо и красочно себе представляли. Таким образом, одним из главных направлений работы школьного психолога в начальной школе является помощь ученику в освоении учебной деятельности как в период адаптации в первом классе, так и на всем протяжении обучения в младших классах.
Успешность освоения учебной деятельности, прежде всего, заложена не в ранней программной подготовке дошкольника, а в полноценном освоении игровой деятельности. Так, в частности, в процессе развития сюжетной игры расширяется кругозор, формируется воображение, произвольность поведения, вырабатываются умения принимать правила, инструкцию, следовать заданному алгоритму, формируются познавательные интересы. В дальнейшем обучении, совместной работе с учителем у школьников, на основе познавательных интересов, формируются потребности в теоретических знаниях, что, в свою очередь, преобразуется в многообразие мотивов учебной деятельности. Зачастую подача содержания урока является приоритетной задачей для учителя, а задачи развития уходят на второй план или опускаются вовсе. На традиционных уроках в большей степени используются интеллектуальные, психологические ресурсы ребенка, и в меньшей степени - подкрепляются.
Таким образом, традиционные уроки не могут обеспечить в равной доле решение образовательных и развивающих задач. Возникает необходимость в проведении развивающих занятий, помогающих младшему школьнику не только приобрести навыки работы в классе, принятия учебной задачи, самостоятельной деятельности, но и актуализировать познавательные процессы, расширить кругозор, получить новый деятельностный опыт.
Психолого-педагогическое сопровождение это особый вид помощи (или поддержки) ребенку, обеспечивающей его развитие в условиях образовательного процесса. Полноценное развитие ученика на всех ступенях школьной жизни складывается из двух составляющих, которые должны согласовываться, взаимодополнять друг друга: реализация тех возможностей, которые ребенку открывает данный этап возрастного развития; реализация тех возможностей, которые предлагает ему данная социально-педагогическая среда. Следовательно, актуальным направлением работы школьного психолога является профилактика трудностей адаптации у первоклассников.
Основной целью программы является помощь детям в адаптации к школе, что подразумевает, в частности, развитие саморегуляции детей, предупреждение и снижение тревожности, а также помощь учителю в создании условий, способствующих интенсивному развитию познавательных возможностей и коммуникативных способностей первоклассников.
Задачи обучающие:
- формировать у первоклассников реальные представления об особенностях обучения в школе;
- формировать и развивать общеучебные умения и навыки (умение самостоятельно работать в заданном темпе, умение контролировать и оценивать свою работу).
Задачи развивающие:
- развивать у детей различные виды памяти, внимания, воображения;
- развивать речь при работе над словом, словосочетанием, предложением.
- развивать мышления в ходе усвоения детьми таких приёмов мыслительной деятельности как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.
- развивать сенсорную сферу ребят (глазомера, мелких мышц кистей рук) и двигательную сферу.
Задачи воспитательные:
- формировать навыки общения;
- корректировать трудности поведения и характера;
- формировать систему нравственных межличностных отношений (формирование «я-концепции»).
В соответствии с задачами можно выделить основные направления работы по адаптации первоклассников к школе:
1. Психологическая диагностика.
2. Консультативная работа с педагогами и родителями.
3. Профилактическая работа.
4. Коррекционно-развивающая работа.
5. Аналитическая работа.
Учитывая психологические особенности учащихся в работе используются следующие формы: - фронтальная; - групповая; - индивидуальная.
Методы работы:
-наблюдение;
-беседа;
- анкетирование;
- опрос;
- тестирование;
-игротерапия – метод моделирования системы социальных отношений в наглядно-действенной форме в особых игровых условиях;
-арттерапия – метод гармонизации развития личности через развитие способностей самовыражения и самопознания;
-тренинг – метод обучения ребенка адекватным формам поведения в проблемных ситуациях;
-психогимнастика – невербальный метод групповой терапии, в основе которой лежит использование двигательной экспрессии;
-метод социальной терапии – метод психологического воздействия, основанный на использовании социального принятия, признания, социального одобрения и положительной оценки ребенка значимым социальным окружением – как взрослыми, так и сверстниками.
Принципы модели психолого-педагогического сопровождения:
научность – использование научно обоснованных и апробированных в педагогической практике технологий и методик;
системность – организация системы работы со всеми участниками образовательного процесса;
комплексность - совместная деятельность различных специалистов, всех участников учебно-воспитательного процесса в решении задач сопровождения: классного руководителя, учителей, администрации, педагога-психолога и др.;
превентивность - обеспечение перехода от принципа «скорой помощи» (реагирования на уже возникшие проблемы) к предупреждению возникновения проблемных ситуаций.
открытость – последовательное использование ресурсов сетевого взаимодействия и социального партнёрства, открытость мероприятий для педагогических и руководящих работников ОУ,
технологичность - использование современных технологий, интерактивной стратегии в работе.
Ожидаемые результаты. 1.Повышение интеллектуального уровня. 2.Развитие познавательных процессов и мотивации учения. 3.Формирование умения включаться в задание, игру, контролировать свои действия, планировать их, действовать по правилу. 4.Устранение дефектов произвольного поведения. 5.Развитие произвольности психологических процессов. 6.Развитие навыков рефлексии.
Основные показатели благоприятной адаптации ребенка:
сохранение физического, психического и социального здоровья детей;
установление контакта с учащимися, с учителем;
формирование адекватного поведения;
овладение навыками учебной деятельности.
Индикатором трудности процесса адаптации к школе являются негативные изменения в поведении ребенка: это может быть чрезмерное возбуждение, даже агрессивность или, наоборот, заторможенность, депрессивность. Может возникнуть чувство страха, нежелание идти в школу и т.д.
Программа рассчитана на один год обучения.
Условия реализации программы
Содержание
Формы и методы
Сроки проведения
Предполагаемый результат
1. Наблюдение за процессом адаптации у учащихся 1 классов (на первичном и вторичном этапе).
Целевое посещение уроков, наблюдение во вне учебное время.
в течение года
Выявление учащихся, испытывающих трудности адаптации на первичном этапе и вторичном этапе путём наблюдения.
2. Психолого-педагогическая диагностика, направленная на выявление уровня адаптации первоклассников.
1. Экспертный опрос педагогов.
октябрь, апрель
Выявление учащихся, испытывающих трудности адаптации (на первичном и вторичном этапе) путём диагностики.
2. Экспертный опрос родителей первоклассников.
октябрь
3. Психологическое обследование первоклассников (тестирование групповое и индивидуальное).
сентябрь-октябрь, апрель
4. Анализ педагогической документации и материалов предыдущих исследований.
сентябрь
5. Углублённое психологическое обследование учащихся (индивидуально).
в течение года
3. Коррекционно-развивающая работа на этапе первичной и вторичной адаптации.
1. Коррекционно-развивающие занятия с учащимися (групповые)
октябрь-май
Формирование психологического статуса школьника у первоклассников, испытывающих трудности адаптации, коррекция эмоционально-волевой сферы,преодоление интеллектуальных трудностей при обучении в школе.
2. Коррекционно-развивающая работа с учащимися (индивидуально).
в течение года
4. Консультационная и просветительская работа с родителями первоклассников.
1. Общее родительское собрание: «Ребенок идет в первый класс. Возрастные особенности первоклассника, помощь ребенку в адаптации к школе со стороны родителей»
сентябрь
Повышение психологической компетентности в вопросах переживаемого детьми периода, принятие родителями на себя определённой ответственности за ребёнка, совместное решение проблемных ситуаций.
2. Родительское собрание: «Итоги первичной адаптации детей в школе».
ноябрь
3. Тематические консультации: проблемы развития внимания, мышления и т.п.; как повысить учебную мотивацию; самооценка; самостоятельность; проблемы тревожности, агрессивности и т.д.
в течение года по запросу
4. Родительское собрание: «Итоги адаптации детей в школе».
апрель
5. Индивидуальное консультирование
в течение года
6. Общее родительское собрание для родителей будущих первоклассников: «Особенности и трудности адаптации детей к школе. Причины школьной дезадаптации».
май
5. Консультационная и просветительская работа с педагогами 1 классов.
1. «Кризис 7 лет. Возрастные особенности. Трудности адаптации».
сентябрь
Повышение психологической компетенции педагогов, приведение в соответствиепедагогической и психологической стороны деятельности учителя, работающего с первоклассниками сцелью оказания помощи учащимся в период адаптации.
2. Консультирование по вопросам организации психолого-педагогической поддержки детей в период первичной адаптации
в течение года
3. Консультирование по актуальным запросам, касающихся проблем обучения, поведения конкретных детей или класса в целом.
в течение года
6. Подведение итогов первичной и вторичной адаптации первоклассников.
1. Педконсилиум по итогам первичной адаптации учащихся в 1 классах школы.
ноябрь
Выработка стратегии и тактики в оказании помощи учащимся, испытывающим трудности адаптации в школе.
2. Малый педсовет: «Итоги адаптации первоклассников».
ноябрь,
май
7. Методическая и аналитическая работа.
1. Подготовка опросников, анкет, тестов.
сентябрь
Осуществление готовности к выполнению запланированных мероприятий.
Осмысление результатов проведённой работы.
2. Подготовка к собраниям, коррекционно-развивающим занятиям.
в течение года
3. Изготовление наглядных пособий для коррекционно-развивающих занятий.
в течение года
4. Обработка диагностики.
в течение года
5. Анализ деятельности.
ноябрь, май
Этапы реализации программы:
I этап подготовительный (сентябрь – октябрь) включает:
1) Психологическое просвещение родителей и классных руководителя 1 класса.
2) Психолого-педагогическая диагностика участников образовательного процесса.
Основная задача данного этапа – определить актуальный уровень психического развития первоклассников, выявить детей, имеющих трудности адаптации и нуждающихся в коррекционной и развивающей работе в целях профилактики школьной неуспеваемости и дезадаптации.
Методы работы:
наблюдение на уроках и вне учебной деятельности;
экспертные опросы педагогов и родителей;
психологическое обследование самих детей;
анализ педагогической документации и материалов предыдущих обследований.
Наблюдение – наиболее распространённый и незаменимый метод в работе с первоклассниками. Применяется выборочное наблюдение, когда фиксируются только некоторые особенности поведения первоклассников. Фиксируются резко выраженные эмоциональные реакции, характерные ответы и ошибки, темп работы, активность на уроках, отношение к успехам неудачам и т.д. Путём систематического наблюдения выделяются дети моторно-расторможенные, возбудимые, раздражительные, малоподвижные, дети эмоционально неустойчивые и с преобладанием определённого типа эмоций, социально смелые, легко вступающие в контакт, робкие, застенчивые и т.д.
Результаты наблюдения фиксируются по схеме, включающей 7 шкал: учебная активность, усвоение программных материалов, поведение на уроке, поведение на перемене, взаимоотношения с одноклассниками, отношение к учителю, эмоции. Заполняется карта наблюдений на каждого первоклассника (см. Приложение 1).
Опрос педагогов рассматривается как основной способ получения информации (см. Приложение 2). Он позволяет:
- выявить соответствие ряда важнейших характеристик обучения, поведения и общения ребёнка, предъявляемым ему психолого-педагогическими требованиями;
- уточнить содержание и природу трудностей, возникающих у детей с нарушением поведения.
Опрос родителей является вспомогательным методом получения информации об отношении ребёнка к школе, некоторых аспектов его учебной деятельности и актуальном психологическом состоянии (см. Приложение 3).
Анализ документации предполагает работу с тетрадями школьников, просмотр медицинских записей в карте ребёнка.
Психологическое обследование детей направлено на получение информации о особенностях психолого-педагогического статуса школьника: это система отношения к миру, к себе и значимым видам деятельности, особенности мотивационно-личностной сферы, эмоциональное самочувствие. Помимо этого обследование позволяет уточнить содержание и природу школьных трудностей, возникающих у некоторых детей.
Учащиеся обследуются в групповой форме по следующим методикам:
Для изучения мотивации учения – мотивационная цветовая анкета (модификация анкеты Н.Г. Лускановой).
Для изучения эмоционального состояния ребенка в школе – проективная методика «Домики» в модификации Ореховой.
Для изучения тревожности детей, связанной со школьным обучением – методика «выбери лицо» (Темпл, Дорки, Амен); 2 опросника «Школьная тревожность», которые заполняются учителями и родителями.
(см. Приложение 4).
По итогам диагностики заполняются сводные таблицы по каждой методике.
Другие методики применяются по запросу или необходимости, включая индивидуальное обследование.
На основании проведенной работы на первом этапе заполняется карта адаптации на каждого первоклассника и оформляется справка, обобщающая все результаты (см. Приложение 5).
II этап организационный (октябрь) включает:
Формирование групп для дальнейшей коррекционно-развивающей работы по профилактике трудностей адаптации первоклассников.
Психологическое консультирование родителей и педагогов по итогам диагностики.
Результаты диагностики позволяют грамотно построить консультативную работу с родителями и педагогами. Ознакомление классных руководителей с индивидуальными особенностями учащихся в целях дифференциации процесса обучения. Индивидуальные и групповые консультации с родителями по результатам диагностики проводятся в течение I-II четвертей.
Основная задача - проинформировать родителей и педагогов о трудностях адаптации, об уровне актуального психического развития, дать соответствующие рекомендации и получить согласие на дальнейшую психолого-педагогическую работу с детьми.
Консультативная работа с педагогами и родителями, связанная с обсуждением результатов проведенной диагностики, конкретным запросом педагога или родителя в связи с проблемами обучения, общения или психологического самочувствия проводится в течение года.
III этап обучающий (октябрь – май) включает:
Психологическое просвещение педагогов и родителей.
Развивающая психолого-педагогическая, коррекционная работа с первоклассниками.
Основная задача данного этапа – профилактика трудностей адаптации у первоклассников.
Содержание (тематика) просветительной и консультативной работы, равно как и формы ее проведения, могут быть достаточно разнообразными и рассчитанными не на один год работы с педагогами и родителями. Примеры наиболее актуальных тем для психолого-педагогического семинара (см. Приложение 6).
IV этап заключительный (апрель-май):
Психолого-педагогическая диагностика участников образовательного процесса.
2) Консультационная и просветительская работа с родителями.
Основная задача - выявить динамику развития учащихся 1 класса.
Психолого-педагогическая диагностика участников образовательного процесса включает: - наблюдения на уроках,
- экспертные опросы педагогов, в итоге заполняется карта наблюдения за процессом адаптации, которая предназначена для фиксации наблюдений и оценок учителя по отношению к отдельным детям. В ней представлены параметры, на основании которых можно оценить деятельность ребенка, особенности его эмоционально–волевой сферы и положение в классе (заполняется 2 раза в год, в декабре и апреле). Проводится сравнительный анализ (см. Приложение 7).
- групповая диагностика первоклассников (включает методики, направленные на изучение особенностей сформированности познавательных процессов, произвольности, учебной деятельности и мотивации учения).
Консультационная и просветительская работа с родителями проводится в групповой форме на родительских собраниях: - родительское собрание: «Итоги адаптации детей в школе»; - общее родительское собрание для родителей будущих первоклассников: «Особенности и трудности адаптации детей к школе. Причины школьной дезадаптации».
Содержание коррекционно-развивающих занятий по профилактике трудностей адаптации первоклассников.
Занятия строятся в доступной и интересной форме. Основное содержание групповых занятий составляли игры и психотехнические упражнения, направленные на развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы, навыков адекватного социального поведения школьников. Занятия входят в систему сопровождения адаптации первоклассников к школе, поэтому в ходе их проведения проходят консультации с учителем на протяжении всего учебного года, встречи с родителями детей индивидуально и на родительских собраниях.
Программа рассчитана на 33 занятия по 1 академических часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю в каждой группе. Программа рассчитана на группу детей в возрасте от 6-7 лет, она разработана с учетом возрастных особенностей детей и включает занятия различной тематики, способствующие разностороннему развитию детей.
В группу включаются дети, показавшие низкую когнитивную готовность к школе, испытывающие трудности в поведении и общении в различных школьных ситуациях, испытывающие трудности в эмоциональной сфере, т.е. дети, которые в данный период находятся в состоянии дезадаптации. Приблизительная длительность каждого занятия – 35-45 минут, в зависимости от состояния детей, сложности предлагаемых упражнений и других конкретных обстоятельств работы. Дополнительно с групповыми занятиями проводятся индивидуальные занятия с этими детьми по развитию когнитивных умений и способностей, необходимых для обучения в школе. Индивидуальные занятия проводятся раз в неделю в течение 20-30 минут.
Структура занятия.
Каждое занятие состоит из ритуалов приветствия и прощания, разминки, основной части, рефлексии занятия.
Ритуалы приветствия-прощания являются важным моментом работы с группой, позволяющие сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия, что в свою очередь важно для плодотворной работы. Этот ритуал обычно предлагается психологом. В него должны быть включены все дети.
Разминка является средством воздействия на эмоциональное состояние детей, уровень их активности, выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. Разминка может проводиться не только в начале занятия, но и между отдельными упражнениями в случае, если психолог видит необходимость как-то изменить актуальное эмоциональное состояние детей. Определённые разминочные упражнения позволяют активизировать детей, поднять их настроение, другие, напротив, направлены на снятие эмоционального чрезмерного возбуждения.
Основное содержание занятия представляет собой совокупность психотехнических упражнений и приёмов, направленных на решение задач данного коррекционно-развивающего комплекса.
Рефлексия занятия предполагает оценку занятия в двух аспектах: эмоциональном (понравилось – не понравилось, было хорошо – было плохо и почему), и смысловом (почему это важно, зачем мы это делали). Рефлексия предполагает, что дети сами или с помощью взрослого отвечают на вопрос, зачем это нужно, как это может помочь в жизни, дают обратную эмоциональную связь друг другу и психологу.
Динамика развития детей отслеживается посредством проведения контрольных срезов через каждые 10 занятий. Также каждые пять занятий проводится консультация родителей детей, занимающихся в группе. На консультациях родителям предлагаются игры и упражнения по развитию ребёнка в домашних условиях.
Календарно-тематический план коррекционно-развивающих занятий
Количество часов
Всего 33 часа; в неделю 1 час.
№ п/п
Наименование разделов и тем
Всего часов
Дата по факту
1
Знакомство.
1
2
Мои друзья в классе.
1
3
Что значит быть школьником и зачем нужно ходить в школу.
1
4
Школьные трудности.
1
5
Домашние трудности.
1
6
Игрушки. Школьные принадлежности.
1
7
Игра «Круглый год»: наблюдательность, интерес к окружающему, учимся сравнивать, находить закономерности.
2
8
Внимание, координация движений, быстрота реакции.
1
9
Работа по образцу.
1
10
Пространственное восприятие и сенсомоторная координация.
1
11
Обобщение и классификация.
2
12
Слуховая память, речь, логическое мышление.
1
13
Невербальное воображение, знакомство с техникой рисования «Ладошка».
1
14
Действуй по инструкции.
1
15
Внимание, зрительная память, поиск закономерностей.
2
16
Соблюдай правила.
1
17
Вербальное воображение, мышление и речь.
1
18
Игра «Сравнилочки»: развитие памяти, внимания, логического мышления, умения составлять и сравнивать.
2
19
Выражаем свои эмоции.
1
20
Способность устанавливать причинно-следственные связи, развитие речи.
2
21
Настроение.
1
22
Логические цепочки.
1
23
Мои успехи в школе.
1
24
Составляем рассказы по картинкам.
1
25
Кто такой школьник?
1
26
Наш класс.
1
27
Моя школа.
1
28
Итоговое занятие
1
Итого
33
Список литературы
1. Битянова М.Р. Психолог в школе: содержание и организация работы / М.Р.Битянова. – М., 1998.
2. Битянова Л. Психологическое сопровождение детей / Л.Битянова // Школьный психолог. – 2000. – № 10.
3. Вачков И.В. «Психологическая азбука» первый год обучения, Ось – 89, 2003 г.
4. Груздева Ю.В., Богачкина Н.А. «Классные часы с психологом. 1 – 4 классы». – М.: «Глобус», 2009
5. Воднева, Г.Д. Адаптация к школе. Диагностика, предупреждение и преодоление дезадаптации: методическое пособие / Г.Д.Воднева. – Витебск, 2006.
6. Завьялова Т.П., Стародубова И.В. Сборник игровых занятий по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у младших школьников. – М.: АРКТИ, - 2010г.
7. Ильина М.В. Развитие вербального воображения. – М.: ПРрометей; Книголюб, 2003г.
8. Истратова О.Н. «Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники» - Ростов-на- Дону «Феникс», 2010
9. Костяк Т.В. «Психологическая адаптация первоклассников» - М.: «Академия», 2008
10. Локалова Н.П. “120 уроков психологического развития младших школьников”, “Ось-89”, 2008.
11. Овчарова Р.В. Практическая психология образования: учеб.пособие – 4-е изд.-М.: Издательский центр «Академия», 2008.
12. Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. Что необходимо знать к 1-му классу.- Ярославль: Академия развития, 2003г.
13. Тихомирова, Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей: популярное пособие для родителей и педагогов / Л.Ф.Тихомирова. – Ярославль, 1997.
14. Фопель К. «Чтобы дети были счастливы», Генезис, 2005 г.
15. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: программа формирования психологического здоровья у младших школьников / О.В.Хухлаева. – М.: Генезис, 2004 г.
16. Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей. популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1996г
17. Чибисова М.Ю., Пилипко Н.В. Психолог на родительском собрании.-2-е изд.-М.: Генезис, 2009г.
Интернет-ресурсы: www.practic.childpsy.ru
Приложение
Приложение 1.
Наблюдение
1-я шкала – учебная активность.
5 – активно работает на уроке, часто поднимает руку, отвечает правильно.
4 – на уроке работает, положительные и отрицательные ответы чередуются.
3 – редко поднимает руку, но отвечает верно.
2 – часто отвлекается, не слышит вопроса, активность кратковременная.
1 – пассивен на уроке, даёт отрицательные ответы.
0 – учебная активность отсутствует полностью.
2-я шкала – усвоение программных материалов.
5 – правильное и безошибочное выполнение учебных заданий.
4 – единичные ошибки.
3 – нестабильная успеваемость, перепады правильных и неправильных ответов.
2 – плохое усвоение материалов по одному из предметов.
1 – частые ошибки, неаккуратность в выполнении заданий, много исправлений, зачёркиваний.0 – плохое усвоение программных материалов, грубые ошибки и их большое количество.
3-я шкала – поведение на уроке.
5 – добросовестное выполнение всех требований учителя, дисциплинированность.
4 – выполняет требования учителя, но иногда отвлекается от уроков.
3 – часто разговаривает с товарищами, не собран.
2 – скован на уроке, напряжён, отвечает мало.
1 – выполняет требования частично, вертится, разговаривает.
0 – преобладают игровые интересы, на уроке занимается посторонними делами.
4-я шкала – поведение на перемене.
5 – высокая игровая активность, охотно участвует в игровых делах.
4 – малая степень активности, предпочитает занятия в классе с кем-либо одним из ребят.
3 – активность ребёнка ограничивается занятиями типа: делает уроки, моет доску, убирает класс.2 – не может найти себе никакого применения, переходит из одной группы детей в другую.1 – пассивен, избегает других.
0 – часто нарушает нормы поведения.
5-я шкала – взаимоотношения с одноклассниками.
5 – общителен, легко контактирует с детьми.
4 – мало инициативен, но легко вступает в контакт, если к нему обращаются.
3 – сфера общения ограничена, общается только с некоторыми.
2 – предпочитает находиться рядом с детьми, но не вступает с ними в контакт.
1 – замкнут, изолирован от других.
0 – проявляет негативизм по отношению к другим детям.
6-я шкала – отношение к учителю.
5 – проявляет дружелюбие по отношению к учителю, часто с ним общается.4 – дорожит хорошим мнением учителя о себе, стремится выполнять его требования.3 – старательно выполняет требования учителя, но за помощью часто обращается к одноклассникам.2 – выполняет требования учителя формально, стараясь быть незамеченным.
1 – избегает контакта с учителем, при общении с ним теряется, плачет.
0 – общение с учителем приводит к отрицательным эмоциям, плачет при любых замечаниях.
7-я шкала – эмоции.
5 – хорошее настроение, часто улыбается.
4 – спокойное эмоциональное состояние.
3 – эпизодически проявляется снижение настроения (цикличность).
2 – отрицательные эмоции преобладают.
1 – депрессивное настроение.
0 – агрессия.
Карта наблюдений в период адаптации
Фамилия, имя ребенка ____________________________________________ класс __________
Название шкалы
балл
балл
балл
балл
Учебная активность
Усвоение программного материала
Поведение на уроке
Поведение на перемене
Взаимоотношения с одноклассниками
Отношение к учителю
Эмоции
Общий балл
Выводы: уровень адаптации
Высокий уровень адаптации - 28–35 баллов, средний - 21–27 баллов, менее 20 – низкий.
Карта наблюдения за ребенком в школе:
№
Характеристика
Нет
Иногда
Часто
Беспокойный, неусидчивый, расторможенный.
Перебивает учителя, часто переспрашивает.
На замечания учителя не реагирует
Быстро нарастает утомление, истощение, ребенок становится вялым, безразличным, «ложится на парту», не слышит учителя
На замечания реагирует плачем, отказом от работы.
Склонен к истерикам, раздражителен
Не уверен в своих силах
Самостоятельная работа вызывает тревогу
Часто не понимает задания
Делает ошибки в заданиях, которые знает, как выполнять
Не может сконцентрироваться на задании
Быстро забывает инструкцию
Постоянно отвлекается, требует повышенного внимания учителя
При выполнении самостоятельных заданий задает много вопросов
В контакт с детьми вступает с трудом
Избегает общения с учителем
Не принимает участия в играх
На переменах становится особенно агрессивным, неуправляемым (замечания надо повторять несколько раз или держать ребенка за руку)
Приходит в школу неготовым – постоянно все забывает (карандаши, ручки, тетради и пр.)
Жалуется на самочувствие
Приложение 2.
Опросник для учителя. Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников в школе
Ответьте на приведённые ниже вопросы. Если Вы согласны с приведённым утверждением, поставьте напротив номера утверждения галочку.
Класс _________ Фамилия, имя учащегося ______________________________
1. Родители совершенно устранились от воспитания, почти не бывают в школе.2. При поступлении в школу ребёнок не владел элементарными учебными навыками (не умел считать, не знал буквы и т. д.).3. Не знает многое из того, что известно большинству детей его возраста (например, дни недели, времена года, сказки и т.д.)4. Плохо развита мелкая моторика (трудности с письмом, неодинаковые буквы).5. Бесцельно двигает руками.6. Часто моргает, иногда заикается.7. Грызёт ногти, сосёт палец или ручку.8. Очень любит играть, играет даже на уроках.9. Речь инфантильна, напоминает речь 4-5-летнего ребёнка.10. Чрезмерно беспокоен на уроках.11. Не может долго сосредоточиться на одном задании, всегда старается сделать побыстрее, не заботясь о качестве.12. После интересной игры, физкультурной паузы его невозможно настроить на серьёзную работу.13. При вопросе учителя часто теряется. Если дать время на обдумывание, может ответить хорошо.14. Очень долго выполняет любое задание.15. Очень долго перестраивается с одной деятельности на другую.16. Часто не может повторить за учителем простой материал.17. Требует к себе постоянного внимания со стороны учителя. Почти всё делает только после персонального обращения.18. Допускает много ошибок при списывании.19. Родители жалуются, что с трудом усаживают его за уроки.20. Не любит никаких усилий, если что-то не получается, бросает, ищет каких-то оправданий: рука болит и пр.21. К концу урока работает хуже, часто отвлекается, сидит с отсутствующим видом.22. Если что-то не получается, раздражается, плачет.23. Плохо работает в условиях ограниченного времени. Если его не торопить, может совсем «отключиться».24. Почти никогда не отвечает правильно, если вопрос требует сообразительности.25. После объяснения учителя не может выполнить аналогичное задание.26. Затрудняется применять ранее усвоенные понятия, навыки при объяснении учителем нового материала.27. Часто отвечает не по существу, не может выделить главное.
Обработка опросника
1
РО
2
3
4
НГШ
5
6
7
НС
8
9
И
10
11
12
ЧР
13
14
15
ИНС
16
17
18
НП
19
20
НМ
21
22
23
АС
24
25
26
27
НИ
Таблица разделена жирной вертикальной линией. Если номер отмеченного вопроса находится слева от линии, при обработке засчитывается 1 балл. Если справа – 2 балла.Максимально возможная сумма – 44б. Подсчитав, какую сумму баллов набрал ребёнок, можно определить его коэффициент дезадаптации: К= П : 44 х 100,где П – количество баллов, набранное ребёнком.Показатель до 14% - является нормальным, дезадаптация отсутствует.Показатель от 15 до 30% - свидетельствует о средней степени дезадаптации.Показатель выше 30% - серьёзная степень дезадаптации.Показатель выше 40% - свидетельствует о том, что ребёнок нуждается в консультации психоневролога.
РО – родительское отношение;НГШ – неготовность к школе;НС – невротические симптомы;И – инфантилизм;ЧР – чрезмерная расторможенность;ИНС – инертность нервной системы;НП – недостаточная произвольность психических функций;НМ – низкая мотивация учебной деятельности;АС – астенический синдром;НИД – нарушения интеллектуальной деятельности.
Приложение 3.
Анкета для родителей первоклассников
Школа № __________ класс ___________
Просим Вас ответить на приведенные ниже вопросы. Подчеркните тот вариант, который кажется Вам наиболее подходящим к Вашему ребенку.
Фамилия, имя ребенка _____________________________________________________
Охотно ли идет ребенок в школу?
- неохотно (ДА)
- без особой охоты (ВДА)
- охотно, с радостью (А)
- затрудняюсь ответить
2. Вполне ли приспособился к школьному режиму? Принимает ли как должное новый распорядок?
- пока нет (ДА)
- не совсем (ВДА)
- в основном, да (А)
- затрудняюсь ответить
3. Переживает ли свои учебные успехи и неуспехи?
- скорее нет, чем да (ДА)
-не вполне (ВДА)
- в основном да (А)
- затрудняюсь ответить
4. Часто ли ребенок делится с Вами школьными впечатлениями?
- иногда (ВДА)
- довольно часто (А)
- затрудняюсь ответить
5. Каков преобладающий эмоциональный характер этих впечатлений?
- в основном отрицательные впечатления (ДА)
- положительных и отрицательных примерно поровну (ВДА)
- в основном положительные впечатления (А)
6. Сколько времени в среднем тратит ребенок ежедневно на выполнение домашних заданий?
__________ (укажите конкретную цифру)
7. Нуждается ли ребенок в Вашей помощи при выполнении домашних заданий?
- довольно часто (ДА)
- иногда (ВДА)
- не нуждается в помощи (А)
- затрудняюсь ответить
8. Как ребенок преодолевает трудности в работе?
- перед трудностями сразу пасует (ДА)
- обращается за помощью (ВДА)
- старается преодолеть сам, но может отступать (ВДА)
- настойчив в преодолении трудностей (А)
- затрудняюсь ответить
9. Способен ли ребенок сам проверить свою работу, найти и исправить ошибки?
- сам этого сделать не может (ДА)
- иногда может (ВДА)
- может, если его побудить к этому (А)
- как правило, может (А)
- затрудняюсь ответить
10. Часто ли ребенок жалуется на товарищей по классу, обижается на них?
- довольно часто (ДА)
- бывает, но редко (ВДА)
- такого практически не бывает (А)
- затрудняюсь ответить
11. Справляется ли ребенок с учебной нагрузкой без перенапряжения?
- нет (ДА)
- скорее нет, чем да (ВДА)
- скорее да, чем нет (А)
- затрудняюсь ответить
Приложение 4.
Диагностические методики.
Диагностика мотивации учения. Мотивационная цветовая анкета (модификация анкеты Н.Г. Лускановой).
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
1. Нравится ли тебе в школе?Если «нравится» - заштрихуй квадратик красным цветом (26.). Если «не нравится» - синим цветом (Об). Если не знаешь - жёлтым цветом (16.).
2. Что тебе нравится больше всего?Играть с игрушкамизаштрихуй квадратик зелёным цветом (Об.). Смотреть телевизор или играть на компьютере - синим цветом (Об.). Заниматься со взрослым - красным цветом (26.). Если не знаешь - жёлтым цветом (16.).
3. Что тебе в школе нравится больше всего?Друзья - заштрихуй квадратик синим цветом (16.).Занятия - зелёным цветом (26.).Переменыкрасным цветом (Об.). Если не знаешь - жёлтым цветом (16.).
4. Хотел бы ты ещё на год остаться в детском саду?Хотел бы - заштрихуй квадратик синим цветом (Об.).Не хотел бы - красным цветом (26.).Если не знаешь - жёлтым цветом (16.).
5. Если бы была возможность учиться дома с мамой, ты бы согласился?Да - заштрихуй квадратик синим цветом (1 б.).Нет - красным цветом (26.). Если не знаешь - жёлтым цветом (1 б.).
Оценка:10 – 8 б. - положительная мотивация; 7-5 б. -внешняя мотивация; 4-2 6. -низкая мотивация; Менее 2 6. - негатив к школе.
Диагностика процесса адаптации ребенка к школе
Проективная методика "Школа зверей " Нежновой Т.А.
Поскольку психологическая защита формируется на неосознанном уровне, то исследование ее механизмов может проводиться с помощью проективных методик. Одна из них –"Школа зверей".
Она дает возможность выявить школьные неврозы на начальной стадии развития, выяснить причины и способы коррекции.
Неопределенность стимульного материала, атмосфера доброжелательности и отсутствие оценочных суждений позволяют ребенку раскрыться наиболее глубоко. К тому же рисование для младших школьников привычно и интересно. Анализ изображенного дает возможность сделать некоторые предположения о тех трудностях, которые возникли у детей в процессе учебной деятельности. Однако эта методика может применяться не только на этапе адаптации к школе, но и в более старшем возрасте – при работе с выявлением трудностей учащихся на различных уроках, в учебной деятельности и в общении с одноклассниками и учителями. Может проводиться как в групповой, так и в индивидуальной форме.
Оборудование. Бумага, цветные карандаши.
Предварительная подготовка
Ведущий. Сейчас мы с вами совершим удивительное путешествие в волшебный лес. Сядьте удобно, расслабьтесь, закройте глаза. Представьте, что мы оказались на солнечной лесной полянке. Послушайте, как шумят листья над головой, мягкая трава касается ваших ног. На полянке вы видите "Школу зверей". Посмотрите вокруг. Какие звери учатся в этой школе? А какой зверь в ней учитель? Чем занимаются ученики? А каким животным вы видите себя? Что вы при этом чувствуете? Проживите эти чувства в себе. Вы можете находиться еще некоторое время в этой "Школе зверей", пока я буду считать до 10, а затем откройте глаза.
Инструкция Ведущий. Вы побывали в "Школе зверей". А теперь возьмите карандаши и бумагу и попробуйте нарисовать то, что видели.
Дети выполняют задание.
Посмотрите внимательно на свой рисунок и найдите то животное, которым могли бы быть вы. Рядом с ним поставьте "х" или букву "я".
Интерпретация 1. Положение рисунка на листе.
Положение рисунка ближе к верхнему краю листа трактуется как высокая самооценка, как недовольство своим положением в коллективе, недостаточность признания со стороны окружающих.
Положение рисунка в нижней части – неуверенность в себе, низкая самооценка. Если рисунок расположен на средней линии, то у ребенка все в норме.2. Контуры фигур.
Контуры фигур анализируются по наличию или отсутствию выступов (типа щитов, панцирей, игл), прорисовке и затемнению линий – все это защита от окружающих. Агрессивная – если выполнена в острых углах; со страхом или тревогой – если имеет место затемнение контурной линии; с опасением, подозрительностью – если поставлены щиты, заслоны.
3. Нажим.
При оценке линий необходимо обратить внимание на нажим. Стабильность нажима говорит об устойчивости, слабый нажим – о проявлении тревожности, очень сильный – о напряженности. О тревожности может свидетельствовать разорванность линий, наличие обводов, следы стирания.4. Наличие деталей, соответствующих органам чувств, – глаза, уши, рот.
Отсутствие глаз свидетельствует о неприятии информации, изображение ушей (тем более больших и детально прорисованных) говорит о заинтересованности в информации, особенно касающейся мнения окружающих о себе. Открытый, заштрихованный рот – о легкости возникновения страхов. Зубы – признак вербальной агрессии.
5. Анализ качества и взаимодействия персонажей показывает особенности коммуникативных отношений. Большое количество вступающих в различные отношения друг с другом (играют, изображены в учебной деятельности и т.д.) и отсутствие разделяющих линий между ними говорит о благоприятных взаимоотношениях с одноклассниками. В противном случае можно говорить о трудностях в построении контактов с другими учениками.
6. Характер отношений между животным-учителем и животным, изображающим ребенка.
Необходимо проследить, нет ли противопоставления между ними? Как расположены фигуры учителя и ученика по отношению друг к другу?
7. Изображение учебной деятельности.
В случае отсутствия изображения [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] можно предположить, что школа привлекает ребенка внеучебными сторонами. Если же нет учеников, учителя, учебной или игровой деятельности, рисунок не изображает школу зверей или людей, то можно сделать предположение, что у ребенка не сформировалась позиция ученика, он не осознает своих задач как школьника.
8. Цветовая гамма.
Яркие, жизнерадостные тона говорят о благополучном эмоциональном состоянии ребенка в школе. Мрачные тона могут свидетельствовать о неблагополучии и угнетенном состоянии.
В целях изучения тревожности детей, связанной со школьным обучением, используются два опросника «Школьная тревожность», которые заполняются учителями и родителями.
Опросник для учителей
№
Показатели тревожности
Часто(2б)
Иногда (1б)
Никогда (0б)
1.
Ребёнок боится отвечать у доски
2.
Во время ответа начинает заикаться
3.
При обращении учителя легко краснеет
4.
Не уверен в правильности своих ответов, действий
5.
Панически реагирует на неудачи в учёбе
6.
Очень боится ошибиться при ответе
7.
Считает, что к нему плохо относятся в классе
8.
На уроке грызёт ногти, сосёт пальцы, крутит волосы
9.
Во время ответа совершает беспокойные движения пальцами
Опросник для родителей
№
Показатели тревожности
Часто (2б)
Иногда (1б)
Никогда (0б)
1.
Перед уходом в школу жалуется на плохое состояние
2.
Считает себя плохим учеником
3.
Боится, что не сможет правильно отвечать на вопросы учителя
4.
Жалуется на плохое отношение одноклассников, учителя к себе
5.
В школе неохотно расстается с родителями
6.
Бывают ночные страхи со школьной тематикой
7.
Избегает разговоров о школе
8.
Открыто выражает страх перед школой
Количественным показателем выраженности школьной тревожности является сумма баллов, полученных при оценивании ребёнка учителями и родителями. Результаты применения опросника «Школьная тревожность» удобно оформить в виде таблицы.
Ф. И. ученика
Оценка показателей тревожности учителем
Оценка показателей тревожности родителями
Об-щийбалл
1
2
3
4
5
6
7
8
1
2
3
4
5
6
7
8
Приложение 5.
Карта адаптации
ФИ ученика __________________________________________________________________ класс __________
Дата рождения: ______________________
Сведения о семье:
Категория семьи (нужное подчеркнуть):
Полная/неполная/многодетная/малообеспеченная/опека/неблагополучная
Количество детей в семье: __________________________________
Мать: _____________________________
______________________________________
Отец: ___________________________
_________________________________________
Образование (высшее, н/выс, среднее, неполное)
Работа (руководитель, служащий, специалист, рабочий, безработный)
Образование (высшее, н/выс, среднее, неполное)
Работа (руководитель, служащий, специалист, рабочий, безработный)
КАРТА АДАПТАЦИИ
№ п/п
Показатели адаптации
Уровень (поставить балл в соответствии с ключом).
Настроение ребенка
Контакты со сверстниками
Познавательная активность
Дисциплина
Реакции агрессии, гнева
Страх
Двигательная активность на перемене
Общее самочувствие
Усвоение программы
Ключ к карте адаптации:
Настроение ребенка
Настроение стабильное, эмоционально уравновешенное – 1
Эпизодические проявления снижения настроения – 2
Легкая депрессия, из которой ребенок выходит в случае интересных заданий – 3
Вялость, рассеянность – 4
Заторможенность, истерия, плач – 5
Выражение негативного отношения к школе – 6
Полное нежелание идти в школу - 7
Контакты со сверстниками
Легко и уверенно входит в коллектив – 1
Активно ищет и устанавливает контакты со сверстниками – 2
Инициативы в установлении контактов не проявляет, но при случае выражает готовность «сотрудничать» со сверстниками – 3
Робок, малоинициативен, избирателен в общении – 4
Не поддерживает социальных контактов - 5
Замкнут, недоверчив, стремится изолироваться от сверстников - 6
Познавательная активность
На уроках проявляет активность и интерес – 1
Посещает все уроки без принуждения – 2
Проявляет избирательный интерес к определенным урокам и остается равнодушным к другим – 3
Учится без видимого желания – 4
Не проявляет интереса к учебе, тяготится ею - 5
Дисциплина
С особой тщательностью и усердием выполняет все требования учителя – 1
Выполняет практически все требования учителя, усидчив, старателен, мало отвлекается – 2
Пытается идти в ногу с классом, но это не всегда получается из-за несобранности – 3
Требования учителя выполняет неохотно – 4
На уроках часто отвлекается – 5
Игнорирует требования учителя - 6
Реакции агрессии, гнева
Гнев проявляет редко, когда возникает необходимость, агрессия отсутствует – 1
Гнев практически отсутствует в силу характерологических особенностей – 2
Гнев отсутствует в связи со сниженным настроением – 3
Гнев отсутствует совершенно, ребенок не может постоять за себя – 4
Не всегда мотивированные проявления агрессии в отношении сверстников – 5
Отчетливые и частые проявления агрессии в отношении сверстников и даже учителя - 6
Страх
Страх отсутствует – 1
Эпизодически робок, застенчив, стеснителен – 2
Робок, застенчив, легко теряется – 3
Страх ярко выражен – 4
В случае выраженной тревоги и неуверенности ищет защиты у учителя - 5
Двигательная активность на перемене
Ребенок подвижен, активен - 1
Двигательная активность очень высока и проявляется в шумных развлечениях, шалостях – 2
Двигательная активность низкая – 3
Двигательная активность всегда низкая - 4
Общее самочувствие
Жалоб не предъявляет, чувствует себя бодрым – 1
Активно не жалуется, но после уроков возникает чувство усталости – 2
Периодически жалуется на недомогания – 3
Жалобы принимают устойчивый характер – 5
Проявление невротических расстройств - 6
Усвоение программы
Легко, с опережением – 1
В норме – 2
Удовлетворительно, с отдельными трудностями – 3
Серьезные затруднениями – 4
Количество баллов
Уровень адаптации
Оценка ситуации
9-17
высокий
Благоприятная
18-24
средний
Условно благоприятная
25 – 35
Низкий
Тревожная
Выше 35
Критический
Неблагоприятная
Приложение 6.
Темы просветительной и консультативной работы
Адаптация к школе. Предупреждение и преодоление дезадаптации.
Психологическое здоровье личности и ее адаптированность.
Возрастные особенности младшего школьника. Ориентация на них в педагогической деятельности.
Особенности проявления кризиса 7 лет.
Готовность к школе: физиологическая, социальная, психологическая.
Психологический статус школьника: ориентиры для развития.
Неблагоприятные варианты развития младшего школьника: хроническая неуспешность и школьная тревожность; "уход от деятельности"; негативное самопредъявление (демонстративность); социальная дезориентация; вербализм и интеллектуализм и др.
Психологические компоненты учебной деятельности. Становление и развитие самостоятельной учебной деятельности.
Познавательные процессы личности, методы и приемы их диагностики и развития.
Мотивация учения школьников и факторы ее развития.
Психологический климат школы (класса) как фактор развития личности.
Развивающее и развивающееся взаимодействие на уроке.
Условия и средства создания детского коллектива.
Отметка и оценка. Их роль в развитии младшего школьника.
Организация "ситуации успеха" на уроке и во внеурочной деятельности.
Мониторинг качества образования в начальной школе: психологические критерии и показатели, диагностический инструментарий.
Развитие рефлексивных способностей субъектов образования как условие их саморазвития.
Игра на уроке и после. Психологические особенности игрового взаимодействия.
13PAGE 14215
13PAGE \* MERGEFORMAT14215
Заголовок 115