Технологическая карта урока по изобразительному искусству на тему Гжель (5 класс)
Организационная информация
Автор/ы урока/занятия/мероприятия (ФИО) Иванова Виктория Васильевна
Должность учитель
Образовательное учреждение МБОУ «Кировская гимназия»
Город Кировск Ленинградской области
Предмет изобразительное искусство
Класс, профиль класса/ коллектив/ группа, количество человек 5 класс
Продолжительность урока/мероприятия 45 минут
Методическая информация
Тема урока /занятия/мероприятия
Гжель
Автор учебника, по которому ведётся обучение Л.А.НеменскаяКлассификация урока Урок с использованием технологии проектной деятельности
Цели урока/ занятия/ мероприятия
Дидактическая цель: создать условия для формирования представления о художественном промысле Гжель и её традиционном письме
Задачи урока/ занятия/ мероприятия 1.В сфере личностных УУД: знание культуры своего народа, развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России, творческой деятельности эстетического характера, воспитание российской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России.
2.В сфере регулятивных УУД: умение самостоятельно определять цели своего обучения, планировать пути их достижения; умение ставить и формулировать новые задачи в учёбе, умение оценивать правильность выполнения учебной задачи; владение основами самоконтроля, самооценки и принятия решений.
3.В сфере познавательных УУД: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов, приобретать навыки использования мазка- пятна как средства традиционного гжельского письма; развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; развивать навык поиска и выделения необходимой информации.
4.В сфере коммуникативных УУД: развить навыки коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе деятельности; воспитывать культуру речи, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку; воспитывать умение правильно отстаивать своё мнение, аргументировано убеждать другого человека, а также уметь соглашаться с оппонентом.
Учебный материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению
Усвоение новых знаний:
Познакомить с промыслом Гжель:
- усвоить приемы гжельского кистевого мазка - «мазка с тенями»;
- умения создавать композицию росписи в процессе практической творческой работы.
Необходимое оборудование, материалы и другие условия для качественного проведения урока Карточки с изображениями фигур предметов (тарелка, часы, изразец, кувшин, петушок),
заставки с изображением предметов (тарелка, часы, изразец, кувшин, петушок),
видеоролики,
презентация «Искусство Гжели»,
наглядно - демонстрационный материал,
папки с заданием,
материалы и инструменты для практической работы ( акварель, палитра, бумага, емкость с водой, кисти),
музыкальное сопровождение
Технологическая карта урока:
Этап урока Содержание этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся Контроль знаний регламент
1. Организационный момент Создание атмосферы доверия.
Постановка цели учебного занятия. Учитель предлагает вытянуть карточки с изображениями фигур предметов учащимся на входе в класс
-Учитель приветствует учеников, проверяет организацию рабочих мест учащихся для уже сформированных групп(5 групп по 6 человек)
-координатор группы (мастер) определяется в обсуждении
-использует разнообразные приемы мотивации, настраивает на позитивный лад Ребята сами вытягивают карточки с изображениями фигур предметов и рассаживаются в группы с заставками, изображенного. В обсуждении выбирается координатор группы (мастер).
Контроль готовности к уроку (наличие всех принадлежностей) 3 мин
2. Подготовка к восприятию нового материала
Мотивация к усвоению нового материала. Учитель предлагает учащимся познакомиться с видеосюжетом Просматривают видеоролик нет мин
3. Сообщение темы урока Постановка проблемы Учитель создает проблемную ситуацию Ученики выходят на сочетание белого/синего и промысел Гжель нет 2 мин
4. Объяснение нового материала. Мультимедийная лекция Изучение новой темы Интерактивная лекция учителя о народном промысле Гжель с показом презентации и видеофрагмента
Слушают. нет 6 мин
5. Актуализация знаний Проверка усвоения нового материала. Мозговой штурм. Постановка учебной задачи. Учитель предлагает открыть секрет росписи Гжель с помощью системы вопросов.
После выводит на экран основные элементы росписи Гжель и мастер- класс приемов гжельского кистевого мазка - «мазка с тенями»
Ученики анализируют материал интерактивной лекции, находят особенности гжельского письма и озвучивают их. 7 мин
6. Творческое добывание и применение знаний (практическая работа учащихся). Выполнение поставленной задачи. Использование техники двойного мазка. Цветотерапия. ТБ. Учитель координирует практическую деятельность учащихся:
1. знакомит учащихся с заданием;
2. сообщает озадании для группы: создать коллективный рисунок предмета с помощью традиционного гжельского письма;
3. организовывает самостоятельную работу учащихся в группе;
4. проводит текущий инструктаж в процессе выполнения работы по ТБ работы с красками и кистями, рациональном использовании материалов;
5. во время выполнения самостоятельной практической работы обеспечивает музыкальное сопровождение и обход учащихся 1. Ученики, выслушав учителя, изучают содержимое папки и приступают к заданию. 2. на листе с упражнениями пробуют технику «мазка с тенями»
3. переходят к основному заданию - используя новую технику, выполняют эскиз гжельского изделия ( с использованием материалов - кистей разной толщины, синей краски, палитры ),
3. на общем листе собирают одно изображение изделия. самоконтроль 20 мин
7. Подведение итогов. Рефлексия Обсуждение результатов совместной работы. Осмысление деятельности. Эмоциональное отношение к уроку. Учитель говорит о том, что урок подходит к концу. Просит координаторов группы (мастеров) вынести работы и повесить на доске. Принимает участие в обсуждении работ. Предлагает достать «гжельскую веточку» и приклеить на ней гжельские розы или шаблон цветка, в зависимости от настроения после урока, и вывесить на доске. Координатор группы вывешивает на доске изделие группы. Принимают участие в обсуждении работ. Каждый участник группы приклеивает цветок настроения, оценивает свою деятельность на коллективной работе. Координаторы групп выносят «веточку настроения» и помещают на доску. 5 мин