Рабочая программа по сенсомоторике
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Зам директора по УВР Председатель Методического Совета
школы
________________ . ______________
«_______»______________2016г «_______»______________2016г.
Программа курса коррекционных занятий
«Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 1 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Л.А.Метиевой, Э.Я.УдаловойСоставитель:
Кызыл 2016г.
Пояснительная записка
Программа курса коррекционных занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» занятиям разработана на основании следующих нормативных документов:
Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014 №1599.
Адаптированной основной общеобразовательной программы школы №10 для детей с ОВЗ города Кызыла.
Актуальность: Данная программа курса коррекционных занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 1 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Л.А.Метиевой, Э.Я.Удаловой была адаптирована и утверждена для работы с учащимися МБС(К) ОУ № 10 г. Кызыла, как наиболее подходящая для коррекции и реабилитации детей с ОВЗ.
Младший школьный возраст — важнейший период формирования жизненного ресурса ребенка, этап становления его социальности, освоения общественных отношений, обогащения мировосприятия и развития личностных качеств. Особенно значим этот период жизни для детей, имеющих отклонения в умственном развитии, поскольку большая часть из них в настоящее время, что подтверждается статистическими данными, не является охваченной общественным дошкольным воспитанием, а значит, до школы ребенок не получает квалифицированную коррекционную поддержку. Наукой доказано, что из всех функциональных отклонений в состоянии здоровья человека по социальным последствиям умственная отсталость является наиболее распространенным и тяжелым дефектом развития. Современные требования общества к развитию личности детей, имеющих отклонения в развитии, диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, степень тяжести их дефекта, состояние здоровья, индивидуально-типологические особенности. А значит, речь идет о необходимости оказания комплексной дифференцированной помощи детям, направленной на преодоление трудностей овладения программными знаниями, умениями и навыками, что в конечном итоге будет способствовать более успешной адаптации в обществе и интеграции их в него.
Задачи гуманизации и индивидуализации процесса воспитания и обучения детей с интеллектуальными нарушениями, в свою очередь, требуют создания необходимых условий для их полноценного развития, становления как субъектов учебной деятельности. Теоретической основой нашей программы коррекционных занятий явились концептуальные положения теории Л. С. Выготского: об общих законах развития аномального и нормально развивающегося ребенка; о структуре дефекта и возможностях его компенсации; о применении системного подхода к изучению аномального ребенка, об учете зон его актуального и ближайшего развития при организации психологической помощи; об индивидуализированном и дифференцированном подходе к детям в процессе реализации коррекционной психолого-педагогической программы. В качестве базовых использованы подходы к сенсорному воспитанию детей, разработанные в отечественной психологии и педагогике В. Н. Аванесовой, Л. А. Венгер, А. В. Запорожцем, Н. П. Сакулиной, Н. Н. Поддьяковым и др. Определению коррекционного пространства нашей программы способствовали научно-практические и методические рекомендации В. В. Воронковой, И. Ю. Левченко, В. Г. Петровой, В. В. Ткачевой, У. В. Ульенковой.Программа курса коррекционных занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» предполагает следующие цели: на основе создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе. Достижение цели предусматривает решение ряда задач, основная из которых следующая: обогащение чувственного познавательного опыта на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи, нацеленное на развитие психических процессов памяти, мышления, речи, воображения.
Задачи:— формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
— коррекция недостатков познавательной деятельности детей путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве; — формирование пространственно-временных ориентировок; —развитие слух голосовых координаций;
— формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов); — совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;
— обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии;— исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно-двигательной координации;
— формирование точности и целенаправленности движений и действий. В программе четко просматриваются два основных направления работы: формирование знаний сенсорных эталонов — определенных систем и шкал, являющихся общепринятыми мерками, которые выработало человечество (шкала величин, цветовой спектр, система фонем и др.), и обучение использованию специальных (перцептивных) действий, необходимых для выявления свойств и качеств какого-либо предмета. Заметим, что работа по формированию сенсорных действий не является самоцелью, а представляет лишь часть общей работы и занимает в ней определенное место. Развитие сенсорной системы тесно связано с развитием моторной системы, поэтому в программу включены задачи совершенствования координации движений, преодоления моторной неловкости, скованности движений, развития мелкой моторики руки и др. Овладение сенсорными эталонами как способами ориентировки в предметном мире, формирование сенсорно-перцептивных действий невозможно без закрепления опыта ребенка в слове. Через все разделы программы в качестве обязательной прошла задача постепенного усложнения требований к речевому опосредованы деятельности учащихся: от овладения соответствующей терминологией до развернутого сопровождения собственных действий речью и вербального определения цели и программы действий, т. е. планирования. Итак, структура программы курса коррекционных занятий в МБС(К)ОУ №10 VIII вида г.Кызыла по развитию психомоторики и сенсорных процессов включает в себя следующие разделы:
— развитие моторики, графо моторных навыков;
— тактильно-двигательное восприятие;
—кинестетическое и кинетическое развитие;
—восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов; —развитие зрительного восприятия;
— восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств;
—развитие слухового восприятия;
—восприятие пространства;
—восприятие времени.
I. Раздел «Развитие моторики, графо моторных навыков» решает ряд задач, связанных с расширением двигательного опыта учащихся, развитием умения согласовывать движения различных частей тела, целенаправленно выполнять отдельные действия и серии действий по инструкции педагога, что является основой для формирования у учащихся пространственной ориентировки. Коррекционная направленность занятий предполагает также работу по укреплению моторики рук, развитию координации движений кисти рук и пальцев. Для учащихся с интеллектуальными нарушениями характерно наличие синкинезий, тонических движений, слабость мышц, неумение рационально распределять мышечные усилия, неловкость движений, недостаточная сформированность праксиса и т. д. Общеизвестно, что ученики с двигательной недостаточностью на уроках русского языка с трудом осваивают технику письма. Из-за несовершенства моторики при обучении математике испытывают затруднения в работе со счетными палочками, линейкой, угольником. Идентичные трудности проявляются в процессе ручного труда, рисования. Моторное недоразвитие тормозит овладение предметными действиями, а значит, и овладение ориентировкой в окружающем мире. Для формирования полноты представлений у детей об объектах окружающего мира в программу включен раздел, основной целью которого является развитие тактильно-двигательного восприятия. Разные предметы обладают рядом свойств, которые невозможно познать с помощью только, например, зрительного или слухового анализатора. Речь идет о различении поверхностей предметов на ощупь (мягкий, твердый, шершавый, колючий и др.), определении их температурного режима (горячий, холодный и др.), вибрационных возможностей. Тактильные ощущения, которые возникают при последовательном ощупывании предмета, выделении его контура (или объема), поверхности, позволяют уточнить знания детей о материалах, их свойствах и качествах, сформировать обобщенное представление о самом объекте. Формирование ощущений этого вида у детей с интеллектуальной недостаточностью значительно затруднено. При исследованиях обнаружены пассивность и недостаточная целенаправленность осязательной деятельности как младших, так и старших школьников; асинхронность и несогласованность движений рук, импульсивность, поспешность, недостаточная сосредоточенность всей деятельности и соответственно большое количество ошибок при распознавании объектов. Обычно такие дети удовлетворяются первым распознаванием объекта, которое основано на одном-двух неспецифических признаках, и не делают дополнительных попыток проверить правильность своего решения. При этом многие информативные признаки предмета (объекта, явления) остаются не воспринятыми. Сложность создания осязательного образа предмета у ребенка объясняется его формированием на основе синтеза массы тактильных и кинестетических сигналов, полноценной работы кожно-механического анализатора, развития мышечно-двигательной чувствительности. II. Раздел «Кинестетическое и кинетическое развитие» предполагает формирование у детей ощущений от различных поз и движений своего тела или отдельных его частей (верхних и нижних конечностей, головы, туловища, глаз) в пространстве. Кинестетические ощущения (кожная, вибрационная чувствительность, т. е. поверхностная чувствительность) — чрезвычайно важный вид чувствительности, так как без них невозможно поддержание вертикального положения тела, выполнение сложно координированных движений. Кинестетический фактор несет информацию о взаиморасположении моторных аппаратов в статике и движении. Он тесно связан с осязанием, что способствует обеспечению более тонких и пластичных подкреплений сложных комплексов рук, ног, кистей, пальцев, органов артикуляции, глаз и т. д. В чувственном познании осязательно-двигательное восприятие преобладает над чисто зрительным. Формирование представлений ребенка о схеме собственного тела формируется исключительно на кинестетической основе. И. П. Павлов назвал кинестетические, или проприоцептивные, восприятия работой двигательного анализатора. Для обеспечения точности движений необходимо осуществлять анализ того сопротивления окружающих предметов, которое должно быть преодолено тем или иным мышечным усилием. Кинетический фактор, или моторная составляющая (мышечно-суставная чувствительность, т. е. глубокая чувствительность), является ведущим при осуществлении зрительно-моторных, слуха моторных, координационно-моторных факторов. Умение сосредоточивать внимание, мобилизовать сенсорно-двигательную память, сформированные зрительно-моторные и вестибулярно-моторные координации также служат основой формирования познавательной деятельности ученика. Отклонения в развитии моторики сказываются на динамике не только двигательных навыков, но и мыслительных процессов, формировании речи, письма и др. Основной задачей раздела «Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов» является пополнение и уточнение знаний учащихся о сенсорных эталонах. Ученые констатируют, что в детском возрасте не обнаружено оптимумов развития даже по отношению к самым элементарным сенсомоторным функциям, что свидетельствует о незавершенности в этих возрастных фазах процессов сенсомоторного развития. С учетом особенностей психофизиологического развития детей с интеллектуальными нарушениями становится ясно, что данный вид работы требует системного и последовательного подхода. Такие дети затрудняются в различении, дифференциации общих, особых и единичных свойств, в последовательности обследования и различения форм. Им свойственны фрагментарность, обедненность восприятия, слабая направленность процессов анализа и сравнения. Эти же особенности проявляются и при знакомстве с величиной предметов.
Для детей с интеллектуальными нарушениями характерно снижение цветовой чувствительности. Обычно они правильно различают белый и черный цвет, насыщенные красный, синий. Но недостаточно дифференцируют цвета слабонасыщенные, не воспринимают оттенки и цвета, соседние по спектру, путают их названия. Программа предусматривает усложнение требований не только к формированию собственно сенсорных эталонов (формы, величины, цвета), но и к умению группировать предметы по различным (в том числе самостоятельно выделенным) нескольким признакам (2—3), составлять сериационные ряды, сравнивать плоскостные и объемные фигуры, использовать различные приемы измерения. Особую трудность вызывает у детей конструктивная деятельность в силу недостаточной сформированность аналитико-синтетической деятельности, образного мышления. Введение в программу задач, связанных с конструированием, вызвано ее особой значимостью для более полного познания объектов и явлений окружающего мира, для практической и мыслительной деятельности детей, что в конечном итоге будет способствовать сознательному усвоению программного материала на разных уроках (математика, рисование, лепка, ручной труд и др.). Введение в программу раздела «Развитие зрительного восприятия» обусловлено рядом своеобразных особенностей зрительного восприятия школьников с интеллектуальной недостаточностью, которые значительно затрудняют ознакомление с окружающим миром. К ним относятся: замедленность, узость восприятия, недостаточная дифференцированность, снижение остроты зрения, что особенно мешает восприятию мелких объектов или составляющих их частей. При этом отдаленные предметы могут выпадать из поля зрения, а близко расположенные друг к другу предметы — восприниматься как один большой. Узость восприятия мешает ребенку ориентироваться в новой местности, в непривычной ситуации, может вызвать дезориентировку в окружающем. Общеизвестно, что зрение более чем какой-либо другой анализатор позволяет получать широкую, многоаспектную и разнообразную информацию об окружающем мире. Примерно 90% всей информации человек получает с помощью зрения. Специфическая черта зрительного восприятия — возможность обозрения, т. е. осмысленного восприятия объектов и явлений, находящихся в поле зрения, в их многообразных и сложных связях и отношениях. Зрительные образы играют важную роль в развитии познавательных процессов, эмоциональной сферы, в формировании многих умений и навыков. Точность и действенность зрительного восприятия, сохранение зрительного образа в памяти определяют в конечном счете эффективность формирования навыков письма и чтения у учащихся. Решение задач раздела «Восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств» способствует познанию окружающего мира во всем многообразии его свойств, качеств, вкусов, запахов. Особое значение придается развитию осязания, так как недостатки его развития отрицательно сказываются на формировании наглядно-действенного мышления и в дальнейшем на оперировании образами. С помощью осязания уточняется, расширяется и углубляется информация, полученная другими анализаторами, а взаимодействие зрения и осязания дает более высокие результаты в познании. Органом осязания служат руки. Осязание осуществляется целой сенсорной системой анализаторов: кожно-тактильного, двигательного (кинестетический, кинетический), зрительного. Пассивность и недостаточная целенаправленность осязательной деятельности у детей с интеллектуальными нарушениями не могут дать полные представления об исследуемом объекте; для них характерна ориентировка на отдельные, часто несущественные признаки объекта. Одной из основных проблем сенсорного воспитания является проблема познания чувства тяжести, чувства вкуса, развития обоняния. Дети с интеллектуальной недостаточностью слабо осознают возможности барических ощущений, обонятельного, вкусового анализаторов. Как показывает практика, нужно специальное обучение, чтобы эти ощущения стали определяющими при знакомстве с определенными группами предметов (например, косметическая продукция, специи и др.). Восприятие предмета (объекта, явления) с помощью разнообразных органов чувств дает более полное и правильное представление о нем, помогает узнавать предмет по одному или нескольким свойствам (включая запах, вкус и др.). Значительные отклонения, наблюдаемые в речевой регуляции деятельности ребенка с интеллектуальными нарушениями, имеют в своей основе недостатки слухового восприятия вследствие их малой дифференцированность. Дети обычно рано и правильно реагируют на интонацию обращающегося к ним взрослого, но поздно начинают понимать обращенную к ним речь. Причина — в задержанном созревании фонематического слуха — основы для восприятия речи окружающих. Определенную роль играют и характерная общая неактивность познавательной деятельности, неустойчивость внимания, моторное недоразвитие. У детей с интеллектуальной недостаточностью отсутствует должное соответствие между словом, обозначающим предмет, и конкретным образом. Недостаточно воспринимая и осмысливая предметы и явления окружающей действительности, учащиеся не испытывают потребности в их точном обозначении. Накопление слов, обозначающих свойства и качества объектов и явлений, осуществляется значительно медленнее, чем у сверстников с нормальным развитием. Для решения указанных недостатков в программу включен раздел «Развитие слухового восприятия». Создание основы для более полного овладения речью возможно через использование игровых приемов работы, направленных на различение речевых, музыкальных звуков и шумов; выполнение имитационных и разных двигательных упражнений различного ритмического рисунка; игру на детских музыкальных (в том числе шумовых) инструментах и т. д. Состояние слухового восприятия влияет на ориентировку в окружающем: пространственная ориентация и различного рода деятельность требуют способности дифференцировать звуки, шумы, локализовать источники звуков, определять направление звуковой волны. Развитый фонематический слух является основой и предпосылкой успешного овладения грамотой, что особенно актуально для учащихся. Работа над разделом «Восприятие пространства» имеет принципиальное значение для организации учебного процесса в целом. Затрудненности пространственной ориентировки проявляются не только на всех уроках без исключения (в первую очередь на уроках русского языка, математики, ручного труда, физкультуры), но и во внеурочное время, когда остро встает вопрос ориентировки в школьном здании, на пришкольной территории, близлежащих улицах. Пространственные нарушения оцениваются многими исследователями как один из наиболее распространенных и ярко выраженных дефектов, встречающихся при интеллектуальных нарушениях. Пространственные характеристики есть не что иное, как установление отношений и взаимосвязей между предметами и явлениями. Особенно значим данный фактор при понимании отношений сравнений, сложных логических конструкций, пространственном анализе и синтезе информации от органов чувств различной модальности. В процессе формирования пространственных представлений единство всех признаков у детей устанавливается не сразу, а постепенно, через движения тела, конечностей, повороты головы, глаз и т. д., при условии словесного опосредованы деятельности. Таким образом, только совокупность кинетических и кинестетических ощущений, единство визуального и слухового восприятия при соответствующем уровне развития аналитико-синтетического мышления способствуют формированию у ребенка целостного пространственного образа. Важное место занимает обучение детей ориентировке в ограниченном пространстве — пространстве листа и на поверхности парты, что также с большим трудом осваивается учащимися с интеллектуальной недостаточностью в силу особенностей их психического развития. Раздел «Восприятие времени» предполагает формирование у детей временных понятий и представлений: секунда, минута, час, сутки, дни недели, времена года. Это очень сложный раздел программы для учащихся с интеллектуальными нарушениями, так как время как объективную реальность представить трудно: оно всегда в движении, текуче, непрерывно, нематериально. Временные представления менее конкретны, чем, например, пространственные представления. Восприятие времени больше опирается не на реальные представления, а на рассуждения о том, что можно сделать за тот или иной временной интервал. Еще сложнее формируются у детей представления о последовательности основных жизненных событий и их продолжительности. А умением определять время по часам ученики коррекционной школы зачастую не овладевают и к старшим классам. Тем не менее подчеркнем важность данной работы: от умения ориентироваться во времени зависит осознание учеником режима дня, качество выполнения различных видов практической деятельности в течение определенного временного промежутка, дальнейшая социальная адаптация. Все разделы программы курса занятий взаимосвязаны, по каждому спланировано усложнение заданий от 1 к 4 классу. В основе предложенной системы лежит комплексный подход, предусматривающий решение на одном занятии разных, но однонаправленных задач из нескольких разделов программы, способствующих целостному психическому развитию ребенка (например, развитие мелкой моторки, формирование представлений о форме предмета, развитие тактильного восприятия или упражнения на развитие крупной моторики, пространственная ориентировка в классной комнате, развитие зрительной памяти и т. д.). Данный курс занятий является коррекционно направленным: наряду с развитием общих способностей предполагается исправление присущих детям с интеллектуальными нарушениями недостатков психофизического развития и формирование у них относительно сложных видов психической деятельности. При этом отметим, что коррекционная направленность данного курса не может в полной мере заменить собой коррекционную направленность всего процесса обучения и воспитания в специальной (коррекционной) школе. Общая коррекционная работа, осуществляемая в процессе урока, должна дополняться на занятиях индивидуальной коррекцией недостатков, характерных для отдельных учащихся или подгрупп учащихся. Например, у одних детей больше выражено недоразвитие мелкой моторики рук, у других ослаблены процессы зрительного восприятия, для третьих характерны значительные затруднения в ориентировке в пространстве. Есть дети с расторможенным поведением; им трудно сосредоточиться, приложить длительные усилия, достичь результата в деятельности. Коррекционная поддержка и разнообразные виды помощи особенно нужны тем учащимся, которые с трудом усваивают программный материал по математике, русскому языку, труду. Итак, назовем те категории обучающихся, которым адресована данная программа курса коррекционных занятий: — дети с умеренной степенью умственной отсталости, принятые в школы VIII вида; — дети с легкой степенью умственной отсталости, не прошедшие дошкольную подготовку; — дети с легкой степенью умственной отсталости, в структуре нарушения которых имеется более грубое недоразвитие отдельных психических функций. Отметим, что в классе может быть несколько учеников, требующих разных мер индивидуальной коррекции. В этом случае эффективность работы будет зависеть, в частности, от правильного подбора детей на подгрупповые и индивидуальные занятия. Главная задача педагога-психолога на данном этап работы — полноценное обследование учащихся с позиций системного подхода, выделение видимых затруднений ребенка в процессе учебной деятельности, определение их первичного и вторичного характера, установление причинности. Состав подгрупп имеет подвижный характер: ученики любого класса могут быть выведены на индивидуальную коррекцию или, напротив, включаться в групповую работу, что определяется степенью необходимой им помощи. Коррекционные индивидуальные и групповые (до 4 человек) занятия проводятся по расписанию продолжительностью 15—25 мин; на каждый класс учебным планом выделены 2 занятия в неделю. Структура занятий предусматривает сочетание разных видов деятельности: музыкально-ритмической, изобразительной, конструктивной, игровой и др., в процессе которых и решаются задачи сенсорного развития детей. Коррекционная работа требует специально созданной предметно-пространственной развивающей среды, к которой относятся сенсорно-стимулирующее пространство, сенсорные уголки, дидактические игры и пособия. Немаловажным фактором успешной реализации программы является профессиональная компетентность педагога-психолога. Курс имеет безоценочную систему прохождения материала. В результате целенаправленной деятельности на занятиях по развитию психомоторики и сенсорных процессов школьники должны научиться
—ориентироваться на сенсорные эталоны;
—узнавать предметы по заданным признакам;
—сравнивать предметы по внешним признакам;
—классифицировать предметы по форме, величине, цвету, функциональному назначению; — составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам; — практически выделять признаки и свойства объектов и явлений; — давать полное описание объектов и явлений; — различать противоположно направленные действия и явления; — видеть временные рамки своей деятельности; — определять последовательность событий; — ориентироваться в пространстве; — целенаправленно выполнять действия по инструкции; — самопроизвольно согласовывать свои движения и действия; — опосредовать свою деятельность речью. Своевременная психолого-педагогическая помощь младшим школьникам с интеллектуальной недостаточностью является необходимой предпосылкой их успешного обучения.
1 класс (66 часов)
Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий (2 часа). Развитие моторики, графо моторных навыков (14 часов). Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (броски в цель, ходьба по «дорожке следов»). Согласованность действий и движений разных частей тела (повороты и броски, наклоны и повороты). Развитие и координация движений кисти рук и пальцев. Пальчиковая гимнастика. Специальные упражнения для удержания письменных принадлежностей. Развитие координации движений рук и глаз (нанизывание бус, завязывание узелков, бантиков). Обводка, штриховка по трафарету. Аппликация. Сгибание бумаги. Тактильно двигательное восприятие (4 часа).
Определение на ощупь объемных фигур и предметов, их величины. Работа с пластилином, тестом (раскатывание). Игры с крупной мозаикой. Контрастные температурные ощущения (холодный — горячий). Различение и сравнение разных предметов по признаку веса (тяжелый — легкий). Кинестетическое и кинетическое развитие (4 часа). Формирование ощущений от различных поз и движений тела, верхних и нижних конечностей, головы. Выполнение упражнений по заданию педагога, обозначение словом положения различных частей своего тела. Выразительность движений (имитация повадок зверей, игра на различных музыкальных инструментах).
Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов (18 часов). Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) на эмпирическом уровне в процессе выполнения упражнений. Выделение признака формы; называние основных геометрических фигур. Классификация предметов и их изображений по форме по показу. Работа с геометрическим конструктором. Сопоставление двух предметов контрастных величин по высоте, длине, ширине, толщине; обозначение словом (высокий — низкий, выше — ниже, одинаковые и т. д.). Различение и выделение основных цветов (красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый). Конструирование геометрических фигур и предметов из составляющих частей (2—3 детали). Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (2—3 детали с разрезами по диагонали). Развитие зрительного восприятия (5 часов). Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2—3 деталей, по инструкции педагога). Дифференцированное зрительное восприятие двух предметов: нахождение отличительных и общих признаков. Определение изменений в предъявленном ряду. Нахождение лишней игрушки, картинки. Упражнения для профилактики и коррекции зрения. Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений) (4 часа). Контрастные температурные ощущения (холодный — горячий). Различение на вкус (кислый, сладкий, горький, соленый). Обозначение словом собственных ощущений. Запах приятный и неприятный. Различение и сравнение разных предметов по признаку веса (тяжелый — легкий). Развитие слухового восприятия (5 часов). Различение звуков окружающей среды (стук, стон, звон, гудение, жужжание) и музыкальных звуков. Различение речевых и неречевых звуков. Подражание неречевым и речевым звукам. Восприятие пространства (7 часов). Ориентировка на собственном теле: дифференциация правой (левой) руки (ноги), правой (левой) части тела. Определение расположения предметов в пространстве (вверху — внизу, над — под, справа — слева). Движение в заданном направлении в пространстве (вперед, назад и т. д.). Ориентировка в помещении по инструкции педагога. Ориентировка в линейном ряду (порядок следования). Пространственная ориентировка на листе бумаги (центр, верх (низ), правая (левая) сторона). Восприятие времени (5 часов). Сутки. Части суток. Работа с графической моделью «Сутки». Обозначение в речи временных представлений. Последовательность событий (смена времени суток). Вчера, сегодня, завтра. Дни недели.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 1 «а» класса МБОУ СОШ 10 для детей с ОВЗ
— Целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога. — Правильно пользоваться письменными принадлежностями, копировать несложные изображения. — Анализировать и сравнивать предметы по одному из указанных признаков: форма, величина, цвет. — Различать и называть основные цвета. — Классифицировать геометрические фигуры. — Составлять предмет из 2—3 частей. — Определять на ощупь величину хорошо знакомых предметов. — Зрительно определять и называть отличительные и общие признаки двух предметов. — Классифицировать предметы и их изображения по признаку соответствия знакомым сенсорным эталонам, делать простейшие обобщения. — Различать речевые и неречевые звуки. — Ориентироваться на собственном теле и на плоскости листа бумаги. — Выделять части суток и определять порядок дней недели.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 1 «б» класса (со сложным дефектом )МБОУ СОШ 10 для детей с ОВЗ
—выполнять действия по инструкции педагога, с оказанием организующей и контролирующей помощи со стороны педагога; — Правильно пользоваться письменными принадлежностями, копировать несложные изображения. — Анализировать и сравнивать предметы по одному из указанных признаков: форма, величина, цвет. — Различать и называть основные цвета. — Классифицировать геометрические фигуры. — Составлять предмет из 2—3 частей. — Определять на ощупь величину хорошо знакомых предметов. — Зрительно определять и называть отличительные и общие признаки двух предметов. — Классифицировать предметы и их изображения по признаку соответствия знакомым сенсорным эталонам, делать простейшие обобщения. — Различать речевые и неречевые звуки. — Ориентироваться на собственном теле и на плоскости листа бумаги. — Выделять части суток и определять порядок дней недели.
Схема обследования уровня сформированностимоторных и сенсорных процессов у детей
1. Оценка состояния общей моторики (диагностические задания Н. И. Озерецкого, М. О. Гуревича): Оценка статического равновесия — сохранить равновесие в течение не менее 6—8 с (средний уровень, удовлетворительный результат) в позе «аист»: стоя на одной ноге, другую согнуть в колене так, чтобы ступня касалась коленного сустава опорной ноги, руки на поясе. Ребенок должен сохранять равновесие и не допускать дрожания конечностей. _________ Оценка динамического равновесия — преодолеть расстояние 5 м прыжками на одной ноге, продвигая перед собой носком ноги коробок спичек. Отклонение направления движения не должно быть при этом более 50 см. _______________ 2. Оценка ручной моторики: — выполнение поочередно каждой рукой следующих движений: вытянуть вперед второй и пятый пальцы («коза»), второй и третий пальцы («ножницы»), сделать «кольцо» из первого и каждого следующего пальца; ____________ — координация движений обеих рук «кулак — ладонь»: руки лежат на столе, причем одна кисть сжата в кулак, другая — с распрямленными пальцами. Одновременное изменение положения обеих кистей, распрямляя одну и сжимая другую. ______________ Тесты зрительно-моторной координации: — срисовывание простых геометрических фигур, пересекающихся линий, букв, цифр с соблюдением пропорций, соотношения штрихов; ___________ — срисовывание фразы из 3—4 слов, написанной письменным шрифтом, с сохранением всех элементов и размеров образца. ___________ 3. Оценка тактильных ощущений: — узнавание знакомых предметов на ощупь (расческа, зубная щетка, ластик, ложка, ключ) правой и левой рукой попеременно. ______________ — узнавание на ощупь объемных (шар, куб) и плоскостных (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник) геометрических фигур. _____________ 4. Оценка владения сенсорными эталонами: Тесты цветоразличения — раскладывание в ряд 7 карточек одного цвета, но разных оттенков: от самого темного до самого светлого; _______________ — называние и показ всех цветов спектра, называние и показ не менее 3 оттенков цвета, имеющих собственное название (малиновый, алый и т. д.). ______________ Различение формы: — группировка геометрических фигур с учетом формы (перед ребенком выкладывают в ряд треугольник, круг, квадрат. Необходимо подобрать к ним соответствующие фигуры из 15 предложенных). ______________ В зависимости от возраста детей можно усложнить данное задание: увеличить количество предъявляемых форм (до 5) и раздаточного материала (до 24). Восприятие величины — раскладывание в порядке убывающей (возрастающей) величины 10 палочек длиной от 2 до 20 см; ______________ — ранжирование по величине в ряд 10 элементов на основе абстрактного восприятия, определение места, куда нужно поставить в ряд ту фигуру, которую убрал экспериментатор. ____________ 5. Оценка зрительного восприятия: — узнавание и называние реалистичных изображений (10 изображений); __________ — узнавание контурных изображений (5 изображений); ____________ — узнавание зашумленных и наложенных изображений (5 изображений); __________ — выделение букв и цифр (10), написанных разным шрифтом, перевернутых. ______ 6. Оценка слухового восприятия: — воспроизведение несложных ритмических рисунков; ___________ — определение на слух реальных шумов и звуков (или записанных на магнитофон): шуршание газеты, плач ребенка, звуки капающей воды из крана, стук молотка и др.; _____ — определение начального согласного в слове (ребенку дают 4 предметные картинки; услышав слово, он поднимает ту картинку, которая начинается с соответствующего звука). ___________ 7. Оценка пространственного восприятия: — показ и называние предметов, которые на таблице изображены слева, справа, внизу, вверху, в центре, в правом верхнем углу и т. д.; ____________ — выполнение аналогичного задания в групповой комнате, определение расположения предметов в пространстве (над — под, на — за, перед — возле, сверху — снизу, выше — ниже и т. д.); _____________ — конструирование по образцу из 10 счетных палочек. __________________ 8. Оценка восприятия времени: — с ребенком проводится беседа на выяснение ориентировки в текущем времени (часть суток, день недели, месяц, время года), прошедшем и будущем (например: «Весна закончится, какое время года наступит?» И т. д.). _______________ Оценка выполнения любого задания оценивается по трем качественным критериям: — «хорошо» — если ребенок выполняет задание самостоятельно и правильно, объясняя его, полностью следуя инструкции, допуская иногда незначительные ошибки; — «удовлетворительно» — если имеются умеренные трудности, ребенок самостоятельно выполняет только легкий вариант задания, требуется помощь разного объема при выполнении основного задания и комментировании своих действий; — «неудовлетворительно» — задание выполняется с ошибками при оказании помощи или учащийся совсем не справляется с заданием, испытывает значительные затруднения в комментировании своих действий. На коррекционные занятия зачисляются ученики, результаты выполнения заданий у которых оценены как «удовлетворительно» и «неудовлетворительно».
Заключение:
Дата: Учитель – дефектолог: _______
Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №10 VIII вида» города Кызыла Республики Тыва
г.Кызыл, Республика Тыва, ул.Оюна Курседи, 160, тел.3-17-95, 3-42-56
Утверждаю_______
Зам. по УМР Скачек Е.С
Тематический план курса «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»для учащихся 1—4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида
Кызыл – 2014
Название раздела, тематика занятий Количествочасов Дата
1 класс 68 Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий 2 Развитие моторики, графомоторных навыков 14 Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (бросание в цель) 1 Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (повороты, перестроения) 1 Формирование чувства равновесия («дорожка следов») 1 Развитие согласованности действий и движений разных частей тела (повороты с движениями рук, ходьба с изменением направления и т. д.) 2 Развитие мелкой моторики пальцев рук. Пальчиковая гимнастика 2 Развитие навыков владения письменными принадлежностями (карандашом, ручкой) 2 Обводка по трафарету (внутреннему и внешнему) и штриховка 2 Развитие координации движений руки и глаза (завязывание шнурков, нанизывание бусин) 1 Работа в технике рваной аппликации 1 Сгибание бумаги. Вырезание ножницами прямых полос 1 Тактильно-двигательное восприятие 4 Определение на ощупь величины предмета (большой — маленький — самый маленький)Дидактическая игра «Чудесный мешочек» 1 Определение на ощупь плоскостных фигур и предметов 1 Упражнения в раскатывании пластилина. Лепка «Угощение» 1 Игры с крупной мозаикой 1 Кинестетическое и кинетическое развитие 4 Формирование ощущений от различных поз тела, вербализация собственных ощущений. Дидактическая игра «Море волнуется» 1 Движения и позы верхних и нижних конечностей (сенсорная тропа для ног, «акробаты», имитация ветра) 1 Движения и позы головы по показу, вербализация собственных ощущений 1 Выразительность движений. Имитация движений (оркестр, повадки зверей) 1 Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов 18 Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) 2 Выделение формы предмета, обозначение формы предмета словом 2 Группировка предметов и их изображений по форме (по показу: круглые, квадратные, прямоугольные, треугольные) 1 Дидактическая игра «К каждой фигуре подбери предметы, похожие по форме» 1 Работа с геометрическим конструктором (по показу: крупный напольный «Лего») 1 Дидактическая игра «Какой фигуры не стало» (3—4 предмета) 1 Различение предметов по величине (большой — маленький) 1 Сравнение двух предметов по высоте и длине 1 Сравнение двух предметов по ширине и толщине 1 Моделирование геометрических фигур из составляющих частей по образцу 1 Знакомство с основными цветами (красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый) 1 Дидактическая игра «Назови цвет предмета» 1 Различение и обозначение основных цветов. Дидактическая игра «Угадай, какого цвета» 1 Конструирование объемных предметов из составных частей (2—3 детали) 2 Составление целого из частей (2—3 детали) на разрезном наглядном материале 1 Развитие зрительного восприятия 5 Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2—3 деталей, по инструкции педагога) 1 Нахождение отличительных и общих признаков двух предметов. Игра «Сравни предметы» 1 Дидактическая игра «Какой детали не хватает» (у стола — ножки, у стула — спинки, у ведра — ручки) 1 Дидактическая игра «Что изменилось» (3—4 предмета) 1 Упражнения для профилактики и коррекции зрения 1 Восприятие особых свойств предметов 4 Развитие осязания (контрастные температурные ощущения: холодный — горячий), обозначение словом 1 Вкусовые ощущения (кислый, сладкий, горький, соленый). Дидактическая игра «Узнай по вкусу» 1 Развитие обоняния (приятный запах — неприятный запах). Дидактическая игра «Определи по запаху» 1 Барические ощущения (восприятие чувства тяжести: тяжелый — легкий). Упражнения на сравнение различных предметов по тяжести 1 Развитие слухового восприятия 5 Выделение и различение звуков окружающей среды (стон, звон, гудение, жужжание). Дидактическая игра «Узнай на слух» 2 Различение музыкальных звуков и звуков окружающей среды (шелест листьев, скрип снега, шум шин). Прослушивание музыкальных произведений 1 Различение речевых и музыкальных звуков 1 Дидактическая игра «Кто и как голос подает» (имитация крика животных) 1 Восприятие пространства 7 Ориентировка на собственном теле (правая или левая рука, правая или левая нога) 1 Движение в заданном направлении в пространстве (вперед, назад и т. д.) 1 Ориентировка в помещении (классная комната). Определение расположения предметов в помещении 1 Ориентировка в линейном ряду (крайний предмет, первый, на третьем месте и т. д.) 1 Ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая или левая сторона) 1 Составление на листе бумаги комбинаций из полосок, плоскостных геометрических фигур 1 Расположение предметов на листе бумаги. Дидактическая игра «Расположи верно» 1 Восприятие времени 5 Сутки. Части суток (утро, день, вечер, ночь). Упражнения на графической модели «Сутки» 1 Последовательность событий (смена времени суток) 1 Понятия «сегодня», «завтра», «вчера» 1 Неделя. Семь суток. Порядок дней недели 1 Дидактическая игра «Веселая неделя» 1 2 класс 68 Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий 2 Развитие моторики, графомоторных навыков 14 Развитие точности движений (метание в цель мяча, стрел; «Кольцеброс») 2 Координация движений (игры с мячом, обручем) 2 Обучение целенаправленным действиям по двухзвенной инструкции педагога (2 шага вперед — поворот направо и т. д.) 1 Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением 1 Упражнения на синхронность работы обеих рук (работа со шнуром, нанизывание бус) 1 Штриховка в разных направлениях и рисование по трафарету 2 Обводка по трафарету орнамента из геометрических фигур 1 Развитие координации движений рук и глаз (по инструкции педагога) 1 Графический диктант (по показу) 1 Вырезание ножницами из бумаги по шаблону прямоугольных, квадратных, треугольных форм 1 Работа в технике объемной аппликации 1 Тактильно-двигательное восприятие 4 Определение на ощупь предметов с разными свойствами (мягкие, жесткие, холодные, теплые) 1 Определение на ощупь формы предметов. Дидактическая игра «Волшебный мешочек» 1 Работа с пластилином и глиной (твердое и мягкое состояние) 1 Игры со средней мозаикой 1 Кинестетическое и кинетическое развитие 4 Движения и позы верхних и нижних конечностей (упражнения по инструкции педагога) 1 Движения и положения головы (по инструкции педагога), вербализация собственных ощущений 1 Движения и позы всего тела. Дидактическая игра «Зеркало» 1 Имитация движений и поз (повадки зверей, природных явлений) 1 Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов 14 Формирование эталонов объемных геометрических фигур (шар, куб) 2 Группировка предметов по форме (объемные и плоскостные) 1 Сравнение 2—3 предметов по высоте и толщине 1 Сравнение 2—3 предметов по длине и ширине 1 Группировка предметов по форме и величине по инструкции педагога 1 Группировка предметов по форме и цвету по инструкции педагога 1 Составление сериационных рядов по величине из 3—4 предметов по заданному признаку 1 Различение цветов и оттенков. Дидактическая игра «Что бывает такого цвета» 1 Подбор оттенков к основным цветам. Дидактическая игра «Подбери предмет такого же цвета» 1 Конструирование предметов из геометрических фигур (2—4 детали) 1 Выделение и различение частей знакомых предметов (стул — спинка, ножки, сиденье; шкаф — дверцы, стенки и т. д.)1 Составление целого из частей (3—4 детали) на разрезном наглядном материале 2 Развитие зрительного восприятия 5 Формирование навыков зрительного анализа и синтеза предметов, состоящих из 3—4 деталей (по инструкции педагога) 1 Нахождение отличий на наглядном материале (сравнение двух картинок) 1 Развитие зрительной памяти. Дидактическая игра «Что изменилось?» (4—5 предметов) 1 Различение наложенных изображений предметов (2—3 изображения) 1 Упражнения для профилактики и коррекции зрения 1 Восприятие особых свойств предметов 6 Развитие осязания (температурные ощущения). Приборы измерения температуры (градусник) 1 Различие вкусовых качеств (сладкое — горькое, сырое — вареное). Дидактическая игра «Узнай на вкус» 1 Развитие обоняния (контрастные ароматы: резкий — мягкий; пищевые запахи), обозначение словом ощущений 2 Восприятие чувства тяжести от разных предметов (вата, гвозди, брусок и т. д.), словесное обозначение барических ощущений 2 Развитие слухового восприятия 5 Дифференцировка звуков шумовых и музыкальных инструментов (погремушка, барабан, колокольчик, ложки, гармошка, бубен) 1 Характеристика звуков по громкости и длительности (шумы, музыкальные и речевые звуки) 1 Различение мелодии по характеру (веселая, грустная). Прослушивание музыкальных произведений 1 Звуковая имитация (подражание звукам окружающей среды) 1 Дидактическая игра «Кто позвал тебя, скажи» (различение по голосу) 1 Восприятие пространства 7 Ориентировка в помещении, движение в заданном направлении, обозначение словом направления движения 1 Ориентировка в школьном помещении, понятия «дальше — ближе» 1 Ориентировка на листе бумаги (выделение всех углов) 1 Расположение плоскостных и объемных предметов в вертикальном поле листа 1 Расположение плоскостных и объемных предметов в горизонтальном поле листа, словесное обозначение пространственных отношений между предметами 1 Пространственная ориентировка на поверхности парты 1 Дидактическая игра «Определи положение предмета», вербализация пространственных отношений с использованием предлогов 1 Восприятие времени 7 Порядок месяцев в году 2 Времена года. Работа с графической моделью «Времена года» 1 Знакомство с часами (циферблат, стрелки) 1 Меры времени (секунда, минута, час, сутки) 1 Определение времени по часам. Игры с моделью часов 2 3 класс 68 Обследование вновь принятых детей 1 Развитие моторики, графомоторных навыков 12 Упражнения на развитие меткости («Кольцеброс», дартс, «Тир») 1 Развитие согласованности движений на разные группы мышц (по инструкции педагога) 1 Обучение целенаправленным действиям по двух- и трехзвенной инструкции педагога (два шага вперед — поворот направо — один шаг назад и т. д.) 1 Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением 1 Совершенствование точности мелких движений рук (завязывание, развязывание, шнуровка, застегивание) 1 Обводка контуров предметных изображений, штриховка в разных направлениях 1 Рисование бордюров по образцу 1 Графический диктант (зрительный и на слух) 2 Вырезание ножницами из бумаги по контуру предметных изображений 2 Работа в технике объемной и рваной аппликации 1 Тактильно-двигательное восприятие 5 Определение предметов на ощупь, выделение разных свойств и качеств (мягкие и жесткие, крупные и мелкие предметы) 1 Восприятие поверхности на ощупь (гладкая, шершавая, колючая, пушистая). Дидактическая игра «Что бывает ... (пушистое)» 2 Работа с пластилином и глиной (раскатывание, скатывание, вдавливание). Лепка «Овощи» 1 Игры с сюжетной мозаикой 1 Кинестетическое и кинетическое развитие 4 Формирование ощущений от статических и динамических поз различных частей тела (глаза, рот, пальцы), вербализация собственных ощущений 2 Выразительность движений (имитация повадок животных, инсценирование школьных событий) 2 Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов 14 Сравнение и обозначение словом формы предметов (3—4 предмета) 1 Понятие «овал». Упражнения в сравнении круга и овала 1 Комбинирование разных форм из геометрического конструктора по инструкции 1 Сравнение и обозначение словом величины разных предметов по двум параметрам (длинный и широкий, узкий и короткий и т. д.) 1 Дидактическая игра «Часть и целое» 1 Составление сериационных рядов по величине из 4—5 предметов 2 Группировка предметов по самостоятельно выделенному признаку 1 Цветовой спектр. Цвета теплые и холодные 1 Составление сериационного ряда из 4—5 кругов разной насыщенности одного цвета 1 Дидактическая игра «Цветик-семицветик» 1 Узнавание предмета по его отдельным частям. Дорисовывание незаконченных изображений знакомых предметов 1 Составление предмета или целостной конструкции из мелких деталей (пазлы, настольный «Лего») 2 Развитие зрительного восприятия 6 Совершенствование зрительно-двигательной координации рук и глаз. Рисование бордюров по наглядному образцу 1 Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (сравнение двух картинок) 1 Сравнение трех предметов, отличающихся незначительными качествами или свойствами 1 Тренировка зрительной памяти. Дидактическая игра «Что изменилось?» 1 Дидактическая игра «Повтори узор» («Сделай так же») 1 Упражнения для профилактики и коррекции зрения 1 Восприятие особых свойств предметов 6 Развитие осязания (теплее — холоднее), словесное обозначение. Определение контрастных температур предметов (грелка, утюг, чайник) 1 Различение пищевых запахов и вкусов, их словесное обозначение 1 Определение различных свойств веществ (твердость, сыпучесть, вязкость, растворимость) 2 Развитие дифференцированных ощущений чувства тяжести (тяжелее — легче). Взвешивание на ладони, определение веса на глаз 2 Развитие слухового восприятия 6 Определение направления звука в пространстве (справа — слева — спереди — сзади). Дидактическая игра «Догадайся, откуда звук» 1 Выполнение действий по звуковому сигналу (поворот головы на определенный звук). Дидактическая игра «Прерванная песня» 2 Различение музыкальных и речевых звуков по высоте тона 1 Различение мелодий по темпу, прослушивание музыкальных отрывков 1 Развитие чувства ритма. Дидактическая игра «Мы — барабанщики» 1 Восприятие пространства 7 Ориентировка в пространстве (в помещении и на улице), вербализация пространственных отношений с использованием предлогов 1 Развитие пространственного праксиса, словесный отчет о выполнении задания. Дидактическая игра «Куда пойдешь, то и найдешь» 1 Моделирование пространственного расположения мебели в комнате. Дидактическая игра «Обставим комнату» 1 Деление листа на глаз, на две и четыре равные части 1 Расположение предметов в вертикальном и горизонтальном полях листа 1 Ориентировка на листе бумаги разного размера, прикрепленном к доске (вертикальное расположение листа) 1 Расположение предметов и их перемещение на поверхности парты 1 Восприятие времени 7 Определение времени по часам 2 Длительность временных интервалов (1 с, 1 мин, 5 мин, 1 ч) 1 Дидактическая игра «Успей за 1, 2, 5 мин» 1 Объемность времени (сутки, неделя, месяц, год) 2 Времена года, их закономерная смена. Дидактическая игра «Когда это бывает?» 1 4 класс 68 Обследование вновь принятых детей 1 Развитие моторики, графомоторных навыков 10 Развитие согласованности движений на разные группы мышц (по инструкции педагога) 1 Соотношение движений с поданным звуковым сигналом (один хлопок — бег вперед, два хлопка — бег назад и т. д.) 1 Выполнение целенаправленных действий по трехзвенной инструкции педагога (поворот направо — два шага вперед — один шаг назад), словесный отчет о выполнении 2 Совершенствование точности мелких движений рук (мелкая мозаика, «Лего», соединение колец в цепочку) 1 Графический диктант с усложненными заданиями 2 Вычерчивание геометрических фигур (окружность, квадрат, треугольник) 1 Дорисовывание симметричной половины изображения 1 Вырезание ножницами на глаз изображений предметов (елочка, снежинка, яблоко) 1 Тактильно-двигательное восприятие 5 Тонкая дифференцировка предметов на ощупь по разным качествам и свойствам (выпуклый, вогнутый, колючий, деревянный, горячий) 2 Закрепление тактильных ощущений при работе с пластилином и глиной 1 Игра «Волшебный мешочек» (с мелкими предметами) 1 Игры с мелкой мозаикой 1 Кинестетическое и кинетическое развитие 4 Сочетание движений и поз различных частей тела (по инструкции педагога), вербализация поз и действий 1 Упражнения на расслабление и снятие мышечных зажимов 1 Воображаемые действия (вдеть нитку в иголку, подбросить мяч, наколоть дров, прополоскать белье) 2 Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов 12 Группировка предметов по двум самостоятельно выделенным признакам, обозначение словом 1 Сравнение и группировка предметов по форме, величине и цвету 2 Составление сериационных рядов по самостоятельно выделенным признакам из 4—5 предметов 1 Использование простых мерок для измерения и сопоставления отдельных параметров предметов (по длине, ширине, высоте) 2 Цветовой спектр. Смешение цветов (оттенки) 1 Определение постоянных цветов. Дидактическая игра «Назови цвет» 1 Конструирование сложных форм предметов («Технический конструктор», мелкие пазлы) 1 Узнавание предмета по одному элементу 1 Узнавание предмета по словесному описанию. Дидактическая игра «Узнай по описанию» 2 Развитие зрительного восприятия 7 Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (сравнение 2—3-предметных (сюжетных) картинок) 2 Нахождение нелепиц на картинках 2 Дидактическая игра «Лабиринт» 1 Тренировка зрительной памяти. Дидактическая игра «Нарисуй по памяти» 1 Профилактика зрения. Гимнастика для глаз 1 Восприятие особых свойств предметов 10 Развитие дифференцированных осязательных ощущений (сухое — влажное — мокрое и т. д.), их словесное обозначение 1 Температура. Градусники для измерения температуры тела, воды, воздуха 2 Развитие дифференцированных вкусовых ощущений (сладкий — слаще, кислый — кислее и т. д.), словесное обозначение 1 Дифференцированное восприятие ароматов (запах фруктов, цветов, парфюмерии). Дидактическая игра «Угадай предмет по запаху» 1 Упражнения в измерении веса предметов на весах 1 Определение противоположных качеств предметов (чистый — грязный, темный — светлый, вредный — полезный) 2 Определение противоположных действий, совершаемых с предметами (открыть — закрыть, расстегнуть — застегнуть, одеть — раздеть)2 Развитие слухового восприятия 6 Различение звуков по длительности и громкости (неречевых, речевых, музыкальных) 1 Дифференцировка звуков по громкости и по высоте тона (неречевых, речевых, музыкальных). Дидактическая игра «Определи самый громкий (высокий) звук» 1 Развитие слухомоторной координации. Дидактическая игра «Запрещенный звук» 1 Определение на слух звучания различных музыкальных инструментов. Дидактическая игра «Угадай, что звучит» 1 Формирование чувства ритма. Игровые упражнения 1 Дидактическая игра «Угадай по голосу» 1 Восприятие пространства 6 Ориентировка в помещении и на улице по словесной инструкции 2 Определение расположения предметов в ближнем и дальнем пространстве 1 Моделирование расположения предметов в пространстве, вербализация пространственных отношений 1 Моделирование пространственных ситуаций по инструкции педагога (расстановка мебели в кукольной комнате) 1 Ориентировка на листе бумаги разного формата (тетрадный, альбомный, ватман) и по-разному расположенного (горизонтально, вертикально, под углом) 1 Восприятие времени 7 Определение времени по часам 1 Длительность временных интервалов. Дидактическая игра «Береги минутку» 2 Работа с календарем и моделью календарного года 1 Дидактическая игра «Когда это бывает?» 1 Последовательность основных жизненных событий 1 Возраст людей 1