Конспект урока по чтению Рассказ Н.Носова Огурцы
Конспект урока по чтению в 3 классе.
Тема: Н.Носов «Огурцы»
Цели:
познакомить с новым произведением Н.Носова;
развивать речь и творческие способности учащихся;
совершенствовать навык выразительного чтения;
формировать нравственные качества.
Оборудование:
карточки с заданиями, учебник.
ХОД УРОКА.
Организационный момент
- Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять
И внимательно читать.
Проверка дом. задания.
- Давайте проверим, как вы выполнили домашнее задание.
- Какой Павлик? (Хитрый, неискренний)
Каким вы представляете Котьку? (Глупый, доверчивый)
- Игра «Вопрос – ответ»
Подготовка к восприятию. а) читай целыми словами.место – поместил - поместились.б) Читай первый раз плавно, по слогам, затем – целыми словами.о- гля- ды- вать- ся – оглядыватьсяо-0ста-но-вил-ся- остановилсяв) Читай внимательно.Соврал- сорвалСовать - совратьНарвали- навралиВыпрошу - выброшу.
Игра «Доскажи слово»
Я забрался в огород, зонт зелёный там растет.Кто-то хитрый под зонтом отыскал тенистый дом.Эй, ты кто? Ищу, зову, разгребаю я ботву.
Вот он!Вот он! Мой хитрец – вкусный, спелый огурец!
Изучение нового материала
Знакомство с текстом
Чтение 3 и 4 части (Чтение учителем, а затем самостоятельно учениками)
– Предположите, что могло произойти дальше?
Высказывания детей.
Работа по содержанию
– Какие чувства вызвал у вас рассказ?– Что вы можете сказать о поступке Павлика и Котьки?– За что мы осуждаем Павлика?– Понравился ли вам главный персонаж рассказа? Почему?– Могут ли эти слова Я. Акима, посвящённые В. Драгунскому, стать эпиграфом к нашему произведению? Почему?
На доске записаны слова: Юному человеку нужны все витамины, в том числе все нравственные витамины! Витамины доброты, благородства, честности, порядочности, мужества.”.
– Как на протяжении рассказа меняется состояние героя?
Составление схемы. На доску по-очереди прикрепляются карточки со словами:
РАДОСТЬ (Когда он её испытывал?)
ОГОРЧЕНИЕ (А это было в каком эпизоде?)
СТРАХ, СТЫД (При каких обстоятельствах так поменялось настроение?)
ОБЛЕГЧЕНИЕ и РАДОСТЬ (Когда произошли эти изменения?)
– Как вы считаете, ожидал ли Котька, что его мама именно так отнесётся к его поступку?– Правильно ли поступила мама?– Какою была мама? (строгой, справедливой, доброй, настойчивой)– В чём проявилась любовь матери к Котьке?– Почему Котька всё-таки решил отнести огурцы обратно, а не выбросить их?– Каким был дедушка-сторож?– В чём проявились строгость и доброта дедушки?– Как стало на душе у Котьки, после того как он искупил свою вину? Найдите и прочитайте.
Выборочное чтение
- Найти и подписать предложениями из текста иллюстрации к рассказу.
Проверка знания текста.
На доске приготовлены листочки. Необходимо последовательно их распределить.
Котька пришёл домой радостным.
Всё равно они уже расти не будут.
Пусть лучше у меня не будет сына
Он шёл по улице и плакал. Ему было страшно.
А ты на Павлика не смотри, сам
На душе у него было радостно.
Молодцы! Справились!
Работа с пословицами
– Какая из пословиц передаёт главную мысль рассказа “Огурцы”?
На доске записаны пословицы:
Старый друг лучше новых двух.
Украсть – в беду попасть.
За доброе дело берись смело.
Сам кашу заварил – сам и отвечай.
В заключении урока хочу вас спросить, так почему свой рассказ Н. Носов назвал «Огурцы»?( Огурцы были испытанием для Котьки. Из всего случившегося он вышел достойно.)