Коспект урока-заставки перед изучением рассказа Е.Носова Кукла ( рассказ Е.И.Носова «Белый гусь»).
Рассказ Е.И.Носова «Белый гусь».
(Урок-заставка перед изучением рассказа Е.И.Носова «Кукла».)
Познавательная цель: после урока ученики должны знать
понятия гуманность, сочувствие, подвиг, нравственный подвиг;
тексты художественной литературы, в которых раскрывается данная тема.
Развивающая цель: после урока учащиеся должны уметь:
находить примеры подобных подвигов в литературе и в современной жизни;
анализировать;
выделять главное;
сравнивать факты;
доказывать и опровергать.
Воспитательная цель: после урока ученики должны понимать:
Животные способны на отчаянные поступки во имя спасения;
люди, совершающие подвиги, обозначают для нас нравственные координаты духовного пространства.
Учебно-воспитательные задачи этапов урока:
Организационный этап: обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке и психологически подготовить учащихся к общению и предстоящему занятию.
Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материла. Научить учеников формулировать цель и выбирать конкретные средства для ее достижения.
Этап знакомства текста и анализирования текста: познакомить учащихся с рассказом «Белый гусь» Е.Носова; помочь осознать, что вкладывается в понятие « подвиг»; на примере биографии Л. Н. Толстого показать учащимся, что человек способен к нравственному и становлению, пройдя путь духовных исканий; добиться усвоения учащимися способов и методов воспроизведения изучаемого материала.
Этап работы в группах: закрепить в памяти учащихся те знания и умения, которые необходимы им для самостоятельной работы по материалу; добиться в ходе закрепления повышение осмысления полученного материала.
Этап рефлексии: подвести итоги урока; добиться усвоения учащимися способов и методов воспроизведения изучаемого материала.
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Как работает на цель
1.Организационный момент Слово учителя: Сегодня, надеюсь, вы будете активными на уроке, не только слушающими, но и говорящими, умеющими правильно высказать свою точку зрения, ведь по словам Франца: «Слова – тоже поступки». А если поступок требует физического и духовного напряжения, то скажите , как он будет называться?
Слушают.
Ответ: Подвиг. Нравственный подвиг. Мотивация
2. Индивидуальная работа с понятием «подпиг» (Погружение в тему).
- Так что же является подвигом?
На первой половине листа напишите ассоциации, которые у вас возникают при слове честность, а во втором столбике напишите антонимы к вашим ассоциациям
Работают с таблицей, заполняя её:
подвиг ассоциации антонимы
Идет осмысление понятия.
Идет актуализация личного опыта.
3. Индивидуальная работа по определению личных ценностей. Упражнение «Ценности».
Учащиеся разбиваются на группы по 4-5 человек. Каждому предлагается выбрать карточки с ценностями:
- общественное признание;
- материальный достаток;
- любовь к близким;
- семья;
- удовольствия, развлечения;
- самосовершенствование;
- свобода;
- справедливость;
- честность;
- решительность;
- вера;
- целеустремлённость;
- любовь к животным.
Необходимо выбрать 5 главных ценностей – самых значимых, 2 – не очень значимые в данный момент.
Для дальнейшей нашей работы разобьёмся на новые группы по максимальному совпадению ценностей.
Обсуждаются варианты в группах.
Идет актуализация личного опыта
4. Актуализация знаний
Фронтальная работа.
- Из словаря С.И.Ожегова: «Подвиг»:
Героический, самоотверженный поступок.
- Из словаря Ефремовой Т.Ф.: «Подвиг»:
а) Важное по своему значению деяние. б) Действие, совершенное в трудных, опасных условиях.
- Таким образом, получается, что Нравственный подвиг – поступок, требующий напряжения духовных и физических сил, воли, разума.
1. Упражнения на ознакомление.
На доске написаны предложения:
«Другие гуси как гуси, а этот…Никому прохода не дает. У него сейчас гусята, вот и лютует».
- Что вам известно?
2.Составление рассказа по предложению: «Другие гуси как гуси, а этот…Никому прохода не дает».
- Попытаемся составить рассказ из 3-4 предложений по этому предложению.
- Можно ли поведение гуся считать способностью на самоотверженный поступок?
2.Упражнение на определение композиции текста.
Игра «Разрезанные тексты»:
Учащиеся получают наборы карточек с наклеенными на них отрывками текста «Белый гусь».
Задания:
По абзацам данного текста, скажите, что еще становится известным.
Найдите им соответсвующее место в тексте ( составить из разрезанных карточек текст).
3.Знакомство с текстом. Упражнения на узнавание ключевых слов.
- Прочитайте название текста на доске: Белый гусь.
- Какие вопросы возникли?
- Написал рассказ Е.И.Носов. Какую информацию вы получили?
- Прочитаем текст.
Отвечают на вопросы.
Ответ: ( по Толковым словарям)
Подвиг- поступок, который совершает человек во имя общего блага. Нравственный подвиг- это подвиг не только во имя кого-то, а прежде всего во имя самосовершенствования.
Ответ: Текст о птице.
Ответ: У гуся есть гусята.
Ответ: Гусь злой из-за гусят.
Ответ: Гусь с гусятами гулял по проселочной дороге. Вдруг он увидел приближающуюся собаку и стал кидаться на нее, чтобы защитить гусят.
Ответ: У гуся нет гусыни. Что случилось с гусем под градом? Что стало потом?
Ответ: Все гуси белые. Почему автор подчеркивает именно этот неотличительный признак.
Ответ: Этот гусь отличается от других гусей. Белый, но не по цвету, а чем? ( чистый)
Ответ: Это рассказ, значит, речь пойдет об одном эпизоде из жизни гуся.
(обучающиеся молча читают)
Развитие способности резюмировать прочитанное, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах.
Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе, а также развитого образного мышления.
Отработка навыка синтезировать и обобщать понятия и информацию,
осмысленно использовать понятия.
5. Постановка цели урока.
6. Анализ рассказа Цель урока: выявление концепции понимания ответственности и храбрости, «философии подвига» Е.И.Носова на примере рассказа «Белый гусь».
Упражнения на определение частей текста, которые представляют интерес с точки зрения читающего.
- Что мы узнаём о гусе с первых строк?
- Почему гусь стал злым?
- Зачем гусь бросался на всех?
- Почему его назвали легкомысленной птицей?
- Как вели себя гуси под градом?
- Как повел себя белый гусь?
- Почему он не побежал, как все?
- Какое цветовое решение нашел автор в этих словах: струйка крови.
- Кто вызывает наибольшее сочувствие?
- Чьи действия были наиболее правильным?
На данном этапе вы должны проанализировать текст в группах:
Упражнения, контролирующие умение работать с текстом.
Зачитайте партнеру вслух из текста факты, которые относятся к теме храбрости и смелости гуся.
Выпишите из текста факты, которые могли бы служить иллюстрацией к тезису: «Чтобы выразить философию подвига, человеческой жизни, любви, смерти, … литератору необходимо создать «знак», «образ», что в буквальном переводе с греческого означает идею». ( В.П.Астафьев).
Подчеркните в тексте определения подвига гуся – адмирала.
Назовите заглавие абзаца текста, в котором вы нашли главную информацию.
Можно ли соотнести поведение птиц и животных с поведением людей?
Озаглавьте каждую отдельно прочитанную часть
Самоввод. В карточке есть образец выполнения задания.
Ученик должен ответить на вопросы, научиться объяснять товарищу. Во время этой работы он может задавать вопросы учителю или консультанту, пользоваться справочником, словарем. Выполнение подобных заданий стимулирует самостоятельную мысль учащихся, дает им возможность высказать свое видение литературной ситуации.
Совершенствование коммуникативных способностей; развитие готовности к межличностному общению, сотрудничеству.
Упражнения, контролирующие уровень восприятия текста.
По данным прочитанного текста сделайте рисунок, заполните таблицу...
К прочитанному тексту составьте вопросы для товарища: уточняющие, наводящие, выявляющие глубину понимания, провокационные.
Ответьте на вопросы:
Что же включает в себя понятие «подвиг», «нравственный подвиг»?
Встречаются ли в современной жизни люди, которые способны на нравственный подвиг?
7. Защита ответов.
8. Высказывание суждений.
9.Защита ответов 3 и 4 групп.
10. Высказывание суждений.
Учитель предлагает заслушать ответы 1 и 2 группы.
Учитель предлагает 3и 4 группам высказать суждение об ответах 1 и 2 группы.
Заслушивают 3 и 4 группы.
Учитель предлагает 1 и 2 группам высказать суждение об ответах 3 и 4 группы. Слушают, делают пометки, которые помогут сформировать суждение об ответах других групп.
Задают уточняющие вопросы. Развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию.
12.Анализ культур-ного образца. Путь духовных исканий проходит каждый человек на протяжении всей своей жизни. У одних он связан с самопожертвованием во благо народа, а у других - с самосовершенствованием своей души. И те и другие послужили основой для создания литературных образов как в классической литературе. Обратимся к творчеству Л. Н. Толстого. Вся его жизнь – это нравственные искания. “Счастливые периоды моей жизни были только те, когда я всю жизнь отдавал на служение людям”- писал в своем дневнике великий писатель. Он считал, что жить для себя одного нельзя. Это духовная смерть, поэтому самыми счастливыми годами Л.Толстой считал те, когда он всего себя отдавал благу людей, работе в основанной им Яснополянской школе, помощи голодающим.
- Можно ли жизнь Л.Толстого назвать подвигом?
- Способен ли я на нравственный подвиг?”
Высказывают суждение. Отработка умения выделять главное, обобщать, делать выводы, давать оценку высказываниям одноклассников.
13. Рефлексия. Мысленный эксперимент.
- Предложите новый вариант движения сюжета, который приведёт к благополучному финалу.
(в течение эксперимента в любом случае дети приходят к выводу, что трагический финал произведения не избежен).
- Как бы вы поступили на месте главного героя?
- Был бы ты благодарен животному, который спас бы тебе жизнь?
- Кому ты был бы благодарен больше за спасенную жизнь: животному или человеку?
Ответ: Рассказчик мог бы помочь гусю.