Понятие сюжет как вопрос методологии режиссуры театрализованных представлений
В. В. Кудрявцева
Понятие “сюжет”, как вопрос методологии режиссуры театрализованных представлений и праздников.
В данной статье ставится проблема о не изученности такого понятия, как «сюжет» в сценариях театрализованных представлений и праздников, с целью выявления основных методологических особенностей данного понятия в сценариях режиссуры театрализованных представлений и праздников.
Ключевые слова: режиссура, сюжет, фабула, методология, массовый праздник, театрализованное представление
Victoriia Kudryavtseva
The dramatic plot as a problem of director’s methodology of mass shows and festivals.
The problem of obscurity of such notion like 'A plot" in the scenarios of mass shows and festivals is rised in this article. The purpose is to reveal the main methodologic singularities of this notion in the scenarios of mass shows and festivals. Keywords: tradition, national, historic memory, continuity, cultural synthesis, cultural achievements of a historic generality of people
Сведения об авторе (степень, звание, должность на основном месте работы)
Кудрявцева Виктория Витальевна, магистрант кафедры режиссуры театрализованных представлений и праздников.
Kudruavtseva Victoriia , the master (marina_rio@mail.ru)
Контактная информация:
электронныи
· адрес – Leka1620@mail.ru,
телефоны – 89213440854
Личная информация : 16.05, 4010 029898, выдан ТП # 33 Красногвардейского района по СПб и Лен.области,26.05.2010, индекс: 197733.
Понятие "сюжет" в театрализованном представлении и праздников
Несколько лет изучая различные вопросы по теме режиссуры массовых праздников, становится заметным, что множество вопросов методологии режиссуры и сценарного мастерства в области театрализованных представлений и праздников являются недостаточно изученными. Именно поэтому стоит обратиться к одной из таких недостаточно изученных тем, а именно к понятию " сюжета" в сценариях театрализованных представлений и праздников.
Для того, чтобы разобраться в понятии "сюжет" в театрализованном представлении и праздника, стоит обратиться к понятиям “сюжета” в классической драматургии. Почему же нам интересна классическая драматургия?
Формирование определенных методологических и теоретических основ режиссуры театрализованных представлений и праздников невозможно без понимания методологии классической режиссуры. Так как именно в этих классических режиссерских системах были заложены те основы, которые впоследствии стали основами режиссуры театрализованных представлений и праздников. Это позволяет “ говорить не вообще о режиссуре, а об ее особом направлении, реализуемом в праздничной культуре общества”. Так , например, Г.А. Товстоногов в своей работе “Зеркало Сцены” говорит о том, что “классика потому и классика, что аккумулирует в себе размышления о многих сторонах человеческого бытия и духа. Со временем некие его стороны уходят на второй план, а то, что вчера было не главным, сегодня становится основным”.
И в первую очередь стоит нам определить разницу между понятиями «сюжета» и «фабулы» в классической драматургии.
Фабул в мировой драматургии существует не так много , но при этом каждая драма отличается от другой. Отличительной чертой в данном случае является сюжет. Таким образом, стоит дать определение каждому из этих понятий, для более четкого понимание различии.
Фа
·була фактическая сторона повествования, те события, случаи, действия, состояния в их причинно-следственной, хронологической последовательности, которые компонуются и оформляются [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] на основе закономерностей, усматриваемых автором в развитии изображаемых явлений.
Таким образом, фабулой является хронологический ряд событий, происходящих в пьесе. То есть расположение основных событий в том хронологическом порядке , в которой они действительно происходили. Что же такое сюжет? В чем же принципиальное отличие, ведь можно сказать, что сюжет – это также в ряд событий.
Сюжет (от [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] sujet «предмет») в драматургии, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], кино и играх ряд событий (последовательность сцен, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]), происходящих в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (на [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]) и выстроенных для [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]по [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Сюжет основа формы произведения.В предельно общем виде сюжет это своего рода базовая схема произведения, в которую входит последовательность происходящих в произведении действий и совокупность существующих в нём отношений персонажей.
То есть можно сказать, что сюжет – это последовательность событий , в которую ее поставил сам драматург для вскрытия той или иной идеи. Также сюжет помогает в решении ряда других проблем, о которых я расскажу далее.
Итак, для простоты понимания разницы между двумя понятиями "фабула" и "сюжет" найдем схематичное отображение этих понятий. Схематичный эквивалент будет выглядеть следующим образом.
Если АБВГДЕ - события , происходящие в пьесе, то:
Фабула - АБВГДЕ
Сюжет - ВБАДЕГ
Вопрос о сюжете в классической драматургии подробно рассматривал Э.Бентли в работе «Жизнь Драмы». Понимание сюжете по Бентли собственно отвечает и вопросам сюжетики в театрализованном представлении и празднике.
Например, он рассматривал вопрос о том, что является "исходным материалом" для сюжета. Материалом для сюжета становится сама жизнь и события происходящие в жизни. Сами по себе события еще лишены драматичности. Они обретают драматичность, только будучи увидены глазами зрителя. Увидеть в чем-то драматизм значит, во-первых, воспринять элементы конфликта и, во-вторых, эмоционально откликнуться на эти элементы конфликта. Эмоциональный отклик состоит в том, что конфликт вас волнует, поражает, потрясает. Конфликт, взятый сам по себе, тоже лишен драматизма. Погибни все мы в пламени ядерной войны, конфликты останутся в мире физики и химии. Эти конфликты представляют собой не драматическое столкновение, а простой процесс. Если драма есть нечто такое, что можно воспринять, то должен быть и некто, воспринимающий ее. Драма целиком принадлежит миру человека. Следовательно можно сказать, что с помощью сюжета мы и строим драматичность события.
Также Бентли доказал, что "напряженное ожидание" является основой любого сюжета. Именно оно является соединительным звеном, связывающее жизнь и сюжет. Это рассказ, история. Зная известное количество случаев, можно легко составить из них историю для этого достаточно соединить их при помощи союза «и». Психология историй проста до примитивности. Она рассчитана на наш интерес к тем самым насильственным действиям, о коих столь пренебрежительно отзывается Мюир. Ведь если вас интересуют сплетни, скандалы, несчастные случаи и катастрофы, то стоит мне рассказать эпизод А, и вы захотите узнать эпизод Б. От эпизода к эпизоду ваш интерес будет все возрастать, и вы не дадите мне прервать повествование. Бывает, человек и орехи-то не любит, а щелкает их один за другим и никак не может остановиться. Нечто похожее происходит и тут. Как раз в этом и состоит секрет Шехерезады из «Тысячи и одной ночи». Ей удалось так заинтересовать халифа, происшествиями А и Б, что он откладывает ее казнь, чтобы услышать эпизоды В и Г. Халиф этот напоминает «внутреннее сопротивление» каждого читателя, а Шехерезада любого рассказчика и драматурга.
Что создает напряженное ожидание? Не одно только наше неведение относительно дальнейших событий, но и активное желание узнать, что же произойдет дальше, заблаговременно подогретое автором. Первая из страстей человеческих, по словам Декарта, это изумление (admiratio). Эпизод А должен изумить нас только тогда мы захотим узнать эпизод Б. При этом с самого начала уместно использование динамичного и грубого жизненного материала, о котором я уже говорил, ибо на наш интерес к нему смело можно рассчитывать. Ведь в этом случае для перехода от первого эпизода к следующему повествователю бывает достаточно приложить минимум художественных средств.
Таковы два основных компонента, порождающих в повествовании эффект напряженного ожидания
Таким образом, мы кратко рассмотрели вопрос понимания “сюжета” в классической драматургии. Теперь стоит разобрать понятие сюжета в театрализованном представлении и празднике.
Нам предстоит разобраться, что же является аналогом сюжета в театрализованном представлении и празднике и существует ли он вообще.
В самом начале мы сделали вывод о том, что этот вопрос в малой степени изучен: данной теме не посвящена ни одна из работ специальной литературы. Поэтому перед нами стоит задача разобраться в этом понятии. Для этого обратимся к специфической литературе: литературе по режиссуре массовых праздников, а миенно И.М. Туманова, Д.М. Генкина, А.Н. Чечетина, с конкретной задачей найти упоминание о сюжете в этих работах.
Вначале разберем работу И.М. Туманова «Режиссура массового праздника и театрализованного концерта». В главе о драматургии массового праздника, есть несколько упоминаний о сюжете. Но, конкретного, определения или методологии его построения не имеется. Я хотела бы озвучить эти упоминания:
1. «Подготовив, таким образом, участников праздника, режиссер и сценарист должны повести их по намеченному сюжету за своей основной мыслью, раскрытию которой должны служить и исполнительские, актерские силы, и те приемы, которыми будет достигаться их приближение к зрителю, и многое другое, зависящее от развития авторской и режиссерской фантазии.»
2. “Поэтому, развивая сюжет массового представления, надо определить кульминацию, которая обобщит тему праздника и вовлечет всех зрителей в орбиту своего влияния. Надо добиваться того, чтобы в ходе представления, праздника возникла новая, активно действующая сила, способная стереть грани между исполнителями и зрителями, превратить зрителей в участников массового действия.»
Более понятие “сюжет” в данной работе не встречается даже в контексте. Но можно, исходя из общего текста данной главы, сделать определенные выводы из работы Туманова, о том, что же такое сюжет в празднике. Туманов тщательно разбирает драматургию массового праздника, разбирая элементы композиции, а также такие моменты, как работа с артистами и зрителями. В следствии информации из этой главы, можно сказать , что сюжет является основой логического развития представления, построения образного его ряда от пролога через развитие и кульминацию к финалу. «Специфика массового праздника предопределяет в его сценарии и режиссуре особое значение логики развития действия, логики сцепления образного строя, логики композиции.» Таким образом, можно сказать, что сюжет и является этой логикой. Итак, выведем первое понятие "сюжет":
Сюжет - это логика развития действия, логика сцепления обращного строя, логика композиции в сценарии театрализованного представления и праздника.
Далее обратимся к работе Д.М. Генкина «Массовые праздники». В этой работе также существует такая глава, как «О драматургии и режиссуре массовых праздниках». И в одной из частей этой главы, также есть несколько упоминаний сюжета.
В параграфе , под названием « О сценарии массовых праздников» Д.М. Генкин упомянул о специфике сюжета в массовом празднике. В отличии от И.М. Туманова Д.М. Генкин раскрывает понятие сюжета, как неотъемлемую часть написания сценария. Генкин пишет о том, что подчас для массового праздника мало определить только тему и идею. Так как получается, что в постановке не будет конкретики, а будет разговор «Вообще» о войне, «вообще» о женщинах, что мы зачастую и видим в наших праздниках. Также стоит добавить , что неконкретный разговор вряд ли затронет эмоционально зрителя.
Поэтому в сценариях массового праздника подчас не хватает «конкретного сюжета, т.е. основного, развивающегося по ходу действия события или цепи событий, расположенных в пространственно-временной связи.»
Избрав сюжет, нужно организовать художественный и публицистический материал сценария так, чтобы он отвечал теме и идее, выступающим в качестве основного критерия подбора. Говоря словами, А.П. Довженко, режиссер и сценарист должны научиться «извлекать кубические корни из материала, соответственно теме» . Сюжет должен быть воплощен от события к событию. Это может быть хронологический переход, то есть последовательный переход от события к событию.Либо ретроспективный способ – когда естественная хронология событий нарушена драматургом для достижения определенной мысли.
И все же в массовом празднике, мы вряд ли можем сказать, что любой из выстроенных сюжетов, является сюжетом в полной мере. Поэтому для большей точности назовем логику сцепления событий – сюжетной линией или сюжетным действием. Но сюжетным действием оно может называться действием только в том случае, когда оно встречает контрдействие и развивается в виде драматического конфликта. Иначе речи ни о сюжете, ни о сюжетной линии быть просто не может. Ведь без конфликта не существует драматургии. Конфликт, как гласит теория драмы, есть основа любого драматургического произведения, определяющая и сюжетное построение, и композицию. Иначе, если нет основного конфликта, сюжет не сможет воплотить нужное действие, сделать ярким образы его героев. Другое дело, что конфликт, особенно в драматургии массового праздника, - это не всегда столкновение агностических сил, он может выражаться в преодолении трудностей, препятствий при осуществлении тех или иных положительных целей, столкновения человека с окружающей средой. То есть может быть использован надличный конфликт.
Таким образом, удачно найденный и разработанный конфликт помогает выстроить сюжет. Движимое конфликтом сюжетное построение действие должно иметь также сюжетный ход, красной нитью проходящей через все эпизоды. То есть сюжетны ход – это прием , это способ закрепление логики действия. Своеобразие сюжетного хода для массовых праздников состоит в том, что он обязательно должен быть образным, зрительным, отвечающим одновременно замыслу сценариста и режиссера. Заданный сюжетный ход, двигающий развитие сюжета, является основным связывающим моментом при монтаже эпизодов сценария, он как бы нанизывает все действие. Что касается синтеза документов и искусства, а также разнообразных выразительных средств, то на основе творческого монтажа этих компонентов, на основе единой авторской мысли, единой сюжетной линии создается произведение совершенно нового комплексного жанра.
Итак сделаем определенные выводы.
Сюжетная линия в массовом празднике – это основное, развивающееся по ходу действия событие или цепь событий, расположенных в пространственно-временной связи. Это логика представление, логическая цепь перехода от одного события к другому, от одного эпизода к другому. Если в классической драматургии эти переходы обусловлены причинно-следственной связью, то в массовом празднике может присутствовать и другая причина. Также стоит уточнить, что сюжет является также составным элементом композиции сценарии, в следствии этого, рассматривать сюжет возможно только лишь в неразрывной связи с другими элементами композиционного построения массового праздника и театрализованного представления.
Развитие основной темы. Сюжетом или сюжетной линией является логичный переход одного эпизода в другой в том, случаем если каждый эпизод отражает заданную тему и идею, при этом каждый эпизод раскрывает тему с новой стороны.
Пример. Открытие Азиатских Игр в Гуан Чжоу 2010. Несколько эпизодов были развитием основной темы: темы воды.
Так как город Гуан Чжоу находится на юге, а на юге Китая очень много воды, Вода –становится основным символом, основной темой всего мероприятия. Можно сказать,что вода- это символ юга Китая. Именно вода дала югу и его народам особенный характер и особенности, которые сильно отличают их от северянин. Поэтому вода очень важна и почитаема югом Китая .Кроме этого вода в самом мероприятии , по словам создателей, символизирует четыре источника:источник жизни, источник человечества, источник культуры, источник этого города. И что важно, этот смысл не только произнесен режиссерами в какой-либо статье об Открытии, а действительно был выражен на сценической площадке. Всё открытие начинается с капли воды, которая потом превращается в море.Одна маленькая лодка потом превращается в гигантский парусник. Эта трансформация несла в себе глубокий смысл Китайской философии: всё великое состоит из маленького дела и каждому надо ценить даже каплю воды.
Теперь я бы хотела проанализировать несколько самых ярких эпизодов данного спортивного мероприятия. Хочется выделить сразу, что именно тема воды связывало драматургически все эпизоды, тем самым можно сказать, что весь праздник обретал некое единство и целостность. Вода становилась основной темой каждого эпизода, также водой была покрыта вся сценическая площадка.
Первый эпизод знакомит нас с традиционным Китаем, на воде которого вырастают различные растения. Второй эпизод называется « Плавание». И что бы мне хотелось отметить в этом эпизоде, так это то, что он является в отличие от первого эпизода драматургически простроенным, то есть в нем есть и экспозиция, и развитие действия, и кульминация, и финал. Также массовые герои здесь были не просто «носителями» выразительных средств, а олицетворением главных действующих героев, что является правильным использованием в празднике массового героя.
Есть несколько способов построения сюжета в массовом театрализованном действие:
хронологический способ
ретроспективный способ
Конфликт является стержнем развития сюжета. Так как если не будет конфликта не будет повода для развития сюжета. Сюжетное действие называется действием только в том, случае если ему противопоставлено контрдействие.
Образным и зримым воплощением сюжета является сюжетный ход. Сюжетный ход – это способ воплощения сюжета, некий прием связки и объединения эпизодов. Если объяснять на простом примере, то ярким примером может послужить детский праздник. Сюжетом в «Дне защиты детей» или «Дне матери» может являться поиски мамонтенка своей мамы с встречающимися на его пути препятствиями, а сюжетным ходом является – его путешествие на льдине, в следствии путешествия он наталкивается на разные континенты, где перед нами открываются истории матерей и детей различных стран.
Пример. «Гроза 12го года». Театрализованное представление , посвященное юбилею 2012 году. Петергоф. Сценарным Ходом являлось перемещение на Машине времени из 2012 в эпоху 1812 года, дабы очутиться вна поле боя и воочию увидеть происходящее.
Далее обратимся к работе А.И. Чечетина “Основы драматургии театрализованных представлений”. Данная работа разделена на две части: историческую и теоретическую. В теоретической части и говорится в одной из глав о сюжете, в данной случае он будет описываться в контексте особенностях сценария театрализованного представления и праздника. “Одним из существенных проявлением конфликта в драме, как известно, является сюжет – скак система событий, имеющих причинно-следственные связи” В сюжете и через сюжет драматурги в подавляющем большинстве случаев выявляют связи и противоречия между людьми и целыми социальными группами, многосторонне раскрывают изображаемые характеры и обстоятельства.
Сюжет в таком качестве в сценарии театрализованного представления почти не имеет места, но если и встерчается (чаще всего в представлениях обозренческого характера или в отдельных номерах), то здесь он разряжен, раскован, специфичен. Определенеие сюжета театрализованного представления, разработка его структуры – одна из важнейших и пока не решенных теоретических проблем.
Художественное воплощение определенных мыслей, чувств, фактов и обстоятельств текучей и противоречивой действительности осуществляется в сценарии театрализованного представленияглавным образом с помощью не сюжета, а ряда других выразительных средств. Публицистичность и документальность как специфические особенности сценария театрализованного представления, необходимость воплощения идейно-художественного замысла обращаться то к речи живых действующих лиц, то к лирическим высказываниям, то к документальным материалам выдвигают на первый план композицию. Копозиция становится одним из главных средств при помощи которой и создается конфликтная ситуация – чаще всего как внутренняя контрастность тем, как определенное сочетание номеров и эпизодов.
Итак. Теперь же в развитии своей мысли А.И. Чечетин подходит к основному вывводу – выводу отличия роли сюжета в театрализованном представлении и празднике : “Если в драме композиция является моментов, определяющим структуру действенно развивающегося сюжета, моментом чрезвычайно важным, но обусловленными элементами формы. То в сценарии театрализованного представления, в виду ослабления функции сюжета композиция берет на себя роль главного организатора художественно-документального материала, его роль становится определяющей.” Именно поэтому в процессе создания литературного сценария важнейшим моентом творчества становится монтаж материала, композиционное решение.
Таким образом, vы можем сделать вывод о том, что никакой деформации понятия сюжет в театрализованном представлении не существует. Только лишь из-за специфики театрализованных представлений и праздников, из специфики построения конфликта и методики написания сценария, сам сюжет как таковой, как определенная история с подробным описанием коллизий и перепетий, уходит на второй план. На первый план выходит композиция, как принципиальная монтажная структура представления. Также зачастую сюжет в прямом его проявлении и вовсе осутствует на предсталении или празднике. Что же в таком случае является его заменой? Вся таже композиция соответствующая линии развития темы. Взять, например, спортивно-массовый праздник или площадной праздник, или праздничный концерт, не всегда в этих мероприятиях присутствует сюжет в прямом его смысле. Можно ли в таком случае обойтись вовсе без такого соединяющего звена, коим мог бы быть сюжет? Конечно, невозможно, иначе праздник перестанет быть целостным произвеением искусства. Таким образом, линия развития темы в празднике дает толчок для создания четкой композиции мероприятия. Ярким проявлением достижения единства праздника, за счет развития темы является Открытие Азиатских Игр в ГуанЧжоу-2010.
Обратившись же к работе Д.Н. Аля “Основы драматургии”, к сожалению, не нашла обращения к понятию сюжета. Описывая как классическую драматургию, так и драматургию театрализованных представлений акцентирует отдельное внимание на понятии “Композиция”. Выделяя ее, как основополагающее понятие в создании целостности произведения.
Таким образом, проанализировав основную литературу по вопросу режиссуры и сценарного мастерства мы можем сделать о том, что в массовых праздниках все же существует понятие "сюжета", правда оно имеет отличный характер от аналогичного понятия в классической драматургии. Эти отличия были разобраны выше и они дают основание для того, чтобы сказать, что данный вопрос требует более подробного изучения и внесения данной темы в учебники по сценарному мастерству.
Черкашенинов Л.Ф., Вопросы подготовки режиссеров массовых праздников и концертно-зрелищных программ в институтах искусств и культуры: учебное пособие/Л.Ф.Черкашенинов; Алтайская государственная академия кульуры и искусств. – Барнаул:Изд-во АлтГаки,2009 – 22 с.
Товстоногов Г., Зеркало сцены. Статьи, записи, рецензии: в 2х т. Т.1./ Г. Товстоногов. –Л. : Искусство, 1980. – с. 180
И.М. Туманов, Режиссура массового праздника и театрализованного концерта. – М.: 1976.
Генкин Д.М. Массовые праздники. М.: «Просвещение», 1975.,с. 103.
Довженко А.П. Лекции на сценарном факультете ВГИКа, М., 1963., с. 14.
Чечетин А.И., Основы драматургии театрализованных представлений., М.: Просвещение, 1981, с. 108-109.
Чечетин А.И., Основы драматургии театрализованных представлений., М.: Просвещение, 1981, с. 108-109.
13 PAGE 14315
Default Paragraph FontTable Normal
No List