Конспект урока по математике Решение задач по теме делители и кратные


Урок-сказка «Колобок на новый лад»
Решение заданий по теме «Делители и кратные»
Цель: обобщение и систематизация знаний, решение задач методами нахождения наибольшего общего делителя и наименьшего общего кратного
Планируемые результаты изучения темы:
Личностные: проявляют познавательный интерес к предмету, осознают важность и необходимость знаний для человека
Предметные: умеют складывать и вычитать обыкновенные дроби с разными знаменателями, находя наименьшее общее кратное, сокращать дроби, находя наибольший общий делитель, применяют полученные знания при решении задач.
Метапредметные результаты изучения темы: познавательные: проводят сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; регулятивные: формировать навыки самостоятельной работы устного и письменного характера, взаимо- и самоконтроля; вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе учета характера сделанных ошибок; коммуникативные: считаются с разными мнениями, умеют приводить аргументированное рассуждение, проводить обобщение и вести диалог.Сценарий урока
Уже два урока мы с вами изучаем тему “Делители и кратные”. Иногда не все у Вас получается, но, как гласит закон философии, количество всегда переходит в качество. Перед вами на парте – оценочный лист урока, и я надеюсь, что вы уже достаточно взрослые, чтобы оценивать себя честно.
Индивидуальная работа (2 обучающихся, см. приложение 1)
Начать хотелось бы с крылатого выражения из «Сказки о золотом петушке» А. С. Пушкина: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!»
А вы любите сказки?
Колобок - самая знаменитая сказка! Проверим, как хорошо Вы знаете эту сказку!
Учитель:- кто испек колобка (бабушка)- от каких зверей уходил колобок?- кого первым встретил колобок? (заяц)- кого вторым встретил колобок? (волк)- третьим? (медведь)- четвертым? (лиса)Ребята, сегодняшний наш урок будет необычным. Мы с Вами побываем в гостях у сказки «Колобок на новый лад» и будем всячески помогать нашему герою!
Жил-был старик со старухою. Просит старик: «Испеки, старуха, колобок». — «Из чего печь-то? Муки нету». — «Э-эх, старуха! По коробу поскреби, по сусекам помети; авось муки и наберется».
Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела, и набралось муки пригоршни с две. Замесила на сметане, изжарила в масле и положила на окошечко постудить.
Колобок полежал-полежал, да вдруг и говорит: «А можно я погуляю?»«Можно, только не далеко»,-отвечает дедушка, -«но сначала ответь на вопросы»
1.Играем в “Верите ли вы”. Как обычно, 7 цифр в столбик
Верите ли вы, что делители числа делятся на эточисло без остатка? (нет)
Верите ли вы, что кратные числа делятся на эточисло без остатка? (да)
Верите ли Вы, что число может иметь только 2 делителя? (да)
Верите ли вы, что число может иметь только 1 делитель? (да)
Верите ли вы, что сократить дробь – это разделить числитель и знаменатель дроби на их наименьший общий делитель? (нет)
Верите ли Вы, что для того чтобы не усложнять вычислений при сложении дробей с разными знаменателями, обычно находят НОД? (нет)
Верите ли вы, что натуральные числа, имеющие только два делителя, называют простыми? (да)
Номер вопроса 1 2 3 4 5 6 7
Ответ нет да да да нет нет да
Критерии оценивания:
7 заданий – “5”,
6 заданий – “4+”,
5 заданий – “4”,
4 задания – “3”,
менее 4-х заданий – “Учи правила!”
Сделать запись в оценочном листе урока.
Нурлан и Никита работали индивидуально. Пожалуйста, покажите, что у Вас получилось.
Какой метод использовал при решении задачи Нурлан? (метод нахождения делителей)
Какой метод использовал Никита? (метод нахождения наименьшего общего кратного)
Попробуйте сформулировать тему урока.
Решение задач по теме: «Делители и кратные». Что для этого нужно знать? Чему мы ложны научиться?

Вернемся в сказку.
Колобок покатился — с окна на лавку, с лавки на пол, по полу да к дверям, перепрыгнул через порог в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, со двора за ворота, дальше и дальше.
Катится колобок по дороге, а навстречу ему заяц: «Колобок, колобок! Я тебя съем»«Не ешь меня, косой зайчик! Я выполню любое твое задание! Ну, тогда установи соответствие!
II. Установите соответствие.
Задание Ответ
НОК (2; 12)=
НОД(4;20)=
НОК(3;23)=
НОД(3;23)=
НОК(50;75)=
НОД(50;75)=
НОД(25;26)= 2; 12; 24; 4; 20; 80; 3; 23; 69; 1; 50; 75; 25; 150; 3750
Что повторили? Как найти НОД, НОК?
Числа, которые одновременно являются кратными нескольких чисел, называют их общими кратными. Наименьшее об. НОК (а;в)
Числа, которые одновременно являются делителями нескольких чисел, называют их общими делителями. Наибольший об. НОД (а;в)
Самооценка, критерии те же. Внесение в оценочный лист урока.
И покатился себе дальше; только заяц его и видел!..
Катится колобок, а навстречу ему волк: «Колобок, колобок! Я тебя съем!» — «Не ешь меня, серый волк! Я выполню любое задание!»


III. “Сократите дробь”
№ № 1 830=1 830=4152 1525=2 1525=353 927=3 927=134 2430=4 2430=455 100200=5 100200=12Проверка по эталону. Самооценка по количеству правильно выполненных заданий.
Запись в оценочном листе урока. И покатился себе дальше; только волк его и видел!..
Какие знания нам пригодились? Что такое наибольший общий делитель?
Катится колобок, а навстречу ему медведь: «Колобок, колобок! Я тебя съем». — «Где тебе, косолапому, съесть меня! Решу любые задания»
«Ну, хорошо, а выполни –ка ты самостоятельную работу!»- ответил медведь
(См. приложение 2)
Проверка по эталону. Самооценка по количеству правильно выполненных заданий. Запись в оценочном листе урока.
Какой вывод можно сделать о количестве делителей и кратных!?
Какие знания пригодились при сложении и вычитании обыкновенных дробей?
И опять укатился; только медведь его и видел!..
IV. Проблемная ситуация.
Итак, мы с вами порешали, дроби посокращали, себя оценили… А тут лиса! Жалуется она колобку, как трудно и скучно ей эти НОК и НОД считать, ведьв жизни это нигде не нужно. “Как ответить лисе?”- призадумался колобок. Поможем ответить на вопрос: “Зачем все это надо?” Вопрос серьезный, поэтому я Вам советую подумать группой. Ведь вместе мы – СИЛА!
Каждая группа получает задачи. Кружочком отмечена задача, за которую отвечает Ваша группа. На обсуждение, решение и оформление – 5 минут. Потом, как обычно, каждая группа представляет свою задачу. Если вы решили быстрее, и во всем уверены, каждый может решать любую понравившуюся задачу и затем оценить свое решение и внести оценку в оценочный лист.
Группируемся, как обычно. Приступаем к работе.
V. Учитель. Ребята, мы с вами решили задач, в которых нет ни слова про делители и кратные.
… И покатился колобок дальше!
А Вы помните с какого крылатого выражения ч начала урок?
А почему лиса его не проглотила? Какой урок извлекли Вы?VI. Рефлексия. Какие задачи мы с вами рассмотрели? Какие понятия помогли при их решении? Что такое НОД? Что такое НОД?
А что было целью нашего урока?Какой можно сделать вывод?
Хорошо. Подведем итоги. Посмотрите на свой оценочный лист и выставите итоговую оценку за урок. Это может быть “пять”, “четыре”, “три” или просто фраза “тема не понята”. Выставление оценок. И в последней строчке нарисуйте свое настроение, веселый, грустный или равнодушный Колобок.
VII. Домашнее задание. Передаем мне оценочные листы, открываем дневники и записываем домашнее задание: Придумать три интересные задачи, которые решаются с помощью НОК и НОД, и решить их.
Задание выполнять на двойном листочке.
Мне было приятно с Вами побывать в гостях у сказки! Спасибо! Урок окончен.