Образовательный материал


План-конспект урока
АЛЮМИНИЙ,
ЕГО СТРОЕНИЕ, СВОЙСТВА И ПРИМЕНЕНИЕ

Класс 9 класс
Тема урока– Алюминий, его физические и химические свойства, применение (первый урок темы)
Тип урока – формирование и закрепление новых знаний
Вид урока – смешанный (используется несколько видов деятельности примерно одинаковых по времени)
Цель методическая: продолжить внедрение компетентностного подхода к обучению на уроках химии, как метода формирования умений действовать в заданной учебной ситуации.
Цели образования:
Обучения – продолжить знакомство с особенностями научного исследования на основе установления причинно-следственной связи между строением, свойствами и применением на примере алюминия.
Воспитания – формирование культуры общения, чувства сопричастности общему делу, умения работать коллективно через работу в парах, группе; воспитание культуры умственного труда, сохранения своего здоровья, соблюдения техники безопасности при работе с кислотами, щелочами.
Развития – развитие познавательных интересов, умения определять цель, выдвигать гипотезу через выполнение исследовательской работы; навыков самостоятельной работы и способность к рефлексии, коммуникативных качеств, уверенности в своих силах.
Методы и методические приемы – исследовательский, поисковый, лабораторная работа,работа в группах, решение проблемных ситуаций, взаимоконтроль, эвристическая беседа, тестирование
Оборудование и реактивы для учителя– штативы с пробирками, спиртовка, спички, держатель для пробирок, стакан с водой; бенгальский огонь, растворы соляной кислоты и гидроксида натрия, концентрированные растворы серной и азотной кислот, гранулы алюминия;
интерактивная доска, проектор, компьютер, выход в Интернет;
программное обеспечение: компьютерная презентация к уроку, Интернет-ресурсы.
Оборудование и реактивы для учащихся– штативы с пробирками, спиртовка, спички, держатель для пробирок, стакан с водой; бенгальский огонь, растворы соляной кислоты и гидроксида натрия, гранулы алюминия.
№ Этап урока Деятельность учителя
Деятельность ученика
Организационный момент Введение в тему урока Легенда-загадка, связанная с историей открытия алюминия Беседа об удивительных свойствах алюминия
личностные УУД: внутренняя позиция школьника учебно-познавательная мотивация
Формулировка темы, целей урока, выдвижение гипотезы Фронтальная беседа по вопросам Установление причинно-следственной связи строения, свойств и применения.
Запись темы урока в тетрадях
познавательные УУД:построение логической цепи рассуждений
регулятивные УУД:
познавательная инициатива, планирование, прогнозирование
Актуализация опорных знаний об алюминии Выполнение упражнения с помощью ЭОР
Характеристика по положению в ПСХЭ
Строение атома Al
Сравнение свойств и вывод об активности алюминия
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000036-1000-4ddd-9c4e-300046767db6/ch09_13_01.swfОбучающиеся делятся на три команды, выполнив задание, отвечают с места. Ответы комментируются и обсуждаются, сверяются с ответами на экране и переносятся в тетрадь
познавательные УУД:
анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия
структурирование знаний
использование знаково-символических средств
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме,
построение логической цепи рассуждений
коммуникативные УУД:
выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации
формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникаций
учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций
Исследование физических свойств http://fcior.edu.ru/card/7498/primenenie-alyuminiya-i-ego-soedineniy.htmlОбучающиеся рассматривают образцы алюминия на столах и высказывают свои предположения о возможном применении алюминия на основе его физических свойств
личностные УУД:
нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания
познавательные УУД:
выдвижение гипотез и их обоснование
Исследование химических свойств алюминия Фронтальная беседа:
Повторение общих химических свойств металлов
Инструкция по технике безопасности
Проведение исследования
1.Учитель подходит для консультирования и контроля к каждой группе
2.Демонстрация ЭОР Отношение алюминия к йоду
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/0aba781c-4185-11db-b0de-0800200c9a66/?from=d05469af-69bd-11db-bd13-0800200c9c09&interface=catalog&class=51&subject=313.Демонстрационный опыт
Отношение алюминия
к H2SO4 (конц) и HNO3(конц)
4.Подведение итогов исследования
http://fcior.edu.ru/card/7498/primenenie-alyuminiya-i-ego-soedineniy.htmlОбучающиеся на основе своих знаний об общих химических свойствах металлов, высказывают свои предположения о свойствах алюминия, о сходствах и различии с другими металлами и о способах доказательства
Обучающиеся по очереди говорят о цели своих исследований,
Проводят лабораторную работу в парах (4 вида заданий)
1 группа – Отношение алюминия к кислороду (горение бенгальского огня)
2 группа – Отношение алюминия к воде
3 группа – Отношение алюминия к соляной кислоте
4 группа – Отношение алюминия к гидроксиду натрия
Ученики рассказывают о своих наблюдениях, результаты выводятся на экране, проводится связь между свойствами и применением
познавательные УУД:
анализ, синтез
выдвижение гипотез и их обоснование
использование знаково-символических средств
поиск необходимой информации
моделирование и преобразование моделей разных типов (схемы, знаки и т.д.)
установление причинно-следственных связей,
коммуникативные УУД:
формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации
учет разных мнений,
координирование в сотрудничестве разных позиций
достижение договоренностей и согласование общего решения
разрешение конфликтов на основе учета интересов всех участников
управление поведением партнера
адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач
регулятивные УУД:
волевая саморегуляцияпознавательная инициатива
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Тренировочная фронтальная работа по составлению уравнений химических реакций с помощью ЭОР
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0aba781a-4185-11db-b0de-0800200c9a66/x9_159.swfСоставление уравнений реакций
Взаимоконтроль
познавательные УУД:
подведение под понятие использование общих приемов решения задач
использование знаково-символических средств
самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале
построение речевых высказываний
выведение следствий
регулятивные УУД:
контроль
коррекция
волевая саморегуляциякоммуникативные УУД:
адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач
Алюминий в природе Демонстрация ЭОР
http://fcior.edu.ru/card/1190/alyuminiy-v-prirode.htmlфизминуткаличностные УУД:
нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания
Самостоятельная работа с проверкой по эталону Выполнение теста
http://fcior.edu.ru/card/11621/testy-po-teme-alyuminiy.htmlпознавательные УУД:
анализ, сравнение, классификация
использование знаково-символических средств
использование общих приемов решения задач
рефлексия способов и условий действия
самостоятельная адекватная оценка правильности
выделение и формулирование проблемы
регулятивные УУД:
самостоятельный учет выделенных ориентиров действия в новом учебном материале
волевая саморегуляцияпознавательная инициатива
осуществление самоконтроля по результату и по способу действия
результатов действия, внесение необходимых корректив
коммуникативные УУД:
координирование разных позиций с учетом разных мнений
достижение договоренностей и согласование общего решения
личностные УУД:
развитие этических чувств и регуляторов морального поведения
Включение в систему знаний и повторение Фронтальная беседа При ответе ученик пользуется опорным конспектом
познавательные УУД:
анализ, синтез, сравнение, классификация
выделение необходимой информации
моделирование, преобразование модели
умение структурировать знания
построение речевых высказываний
подведение под понятие
выведение следствий и доказательств
коммуникативные УУД:
формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации
постановка вопросов
адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач
управление поведением партнера
личностные УУД:
нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания
Домашнее задание , составить электронные презентации о свойствах алюминия, истории открытия, получении, применении, влиянии на организм человека, перспективах применения алюминия и его соединений
Рефлексия учебной деятельности на уроке Сегодня на уроке я узнал …
Я удивился …
Теперь я умею …
Я хотел бы узнать… познавательные УУД:
рефлексия способов и условий действия контроль и оценка процесса и
результатов деятельности
регулятивные УУД:
эмпатияадекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности
коммуникативные УУД:
формулирование и аргументация своего мнения
планирование учебного сотрудничества
личностные УУД:
внутренняя позиция школьника
самооценка на основе критерия успешности