Актуальный педагогический опыт по теме: Технология модерации как средство формирования и развития универсальных учебных действий младших школьников
ОГАОУ ДПО
"Белгородский институт развития образования"
Технология модерации как средство формирования и развития универсальных учебных действий младших школьников
Редченко Светлана Владимировна,
учитель начальных классов,
МБОУ "СОШ №4" п.Чернянка
Чернянка, 2016
Содержание
Информация об опыте.....................................3
Технология описания опыта............................8
Результативность опыта..................................18
Библиографический список......22
Приложения к опыту.......................................24
Тема опыта: "Технология модерации как средство формирования и развития универсальных учебных действий младших школьников"
Раздел I
Информация об опыте
1.1. Условия возникновения, становления опыта
Модернизация современного образования предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его духовно-нравственного потенциала, способного к самоопределению и самореализации. [27 – с.73]
Становление опыта происходило на базе муниципального бюджетного учреждения "Средняя общеобразовательная школа №4", расположенной на территории п.Чернянка Белгородской области, которая является социокультурным центром микрорайона, стажировочной площадкой для молодых специалистов, лабораторией системно – деятельностной педагогики, работает в режиме "Школы полного дня", реализует программу "Доступная среда". Таким образом, в школе созданы все условия для эффективного обучения и воспитания детей.
Началом работы по теме опыта стало изучение стартового уровня возможностей первоклассников к продуктивной учебной деятельности и проведение наблюдения за формированием и развитием универсальных учебных действий. В диагностике участвовали 23 обучающихся 1 "А" класса.
Обнаружить стартовые возможности первоклассников и выявить индивидуальные различия между детьми стало возможным посредством проводимой диагностической работы с использованием фронтальных заданий и методик И.И.Аргинской, Г.Ф.Кумариной, Н.Я.Чутко, Н.А.Цирулик, Н.К.Индик, Н.В.Нечаевой. (Приложение 1)Диагностика личностных, коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий проводилась по методикам Т.А.Нежновой, Д.Б.Эльконина, А.Л.Венгера, Н.Г.Лускановой, Г.А.Цукерман, Д. Векслера в версии А.Ю. Панасюка, В.Г.Щур. (Приложение 2)
Результаты диагностик представлены в таблице:
Диагностика универсальных учебных действий
Познавательные УУД
Личностные УУД
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
Стартовая диагностическая работа (выявление уровня готовности к обучению)
Внутренняя позиция школьника
(Методика «Беседа о школе»)
Мотивация учебной деятельности
(Методика Н. Лускановой)
Самооценка
(Методика «Лесенка»)
(Методика «Рукавички»)
(Методика «Кодирование»)
Количество обучающихся
высокий
хороший
средний
низкий
очень высокий
высокий
средний
низкий
очень низкий
негативный
низкий
положительный
хороший
высокий
Заниженная
Адекватная
Завышенная
Неадекватно
завышенная
низкий
средний
высокий
низкий
средний
высокий
1
7
10
5
0
1
18
4
0
0
3
16
4
0
4
5
13
1
14
9
0
7
13
3
4%
30%
43%
22%
0%
4%
78%
17%
0%
0%
13%
70%
17%
0%
17%
22%
57%
4%
61%
39%
0%
30%
57%
13%
Полученные данные свидетельствуют о том, что: при положительном отношении к школе и учебе, частично сохраняется дошкольная ориентация, прослеживается приоритет социальных аспектов школьного образа жизни по сравнению с учебными аспектами. Наблюдается завышенная самооценка у большинства первоклассников, но есть и дети с заниженной самооценкой.
Выполняя знаково-символические действия – кодирование, когда было необходимо использовать замещение, регулятивное действие контроля, большинство обучающихся достаточно адекватно выполняли задание, но допускали около 25 % ошибок от выполненного объема или работали крайне медленно.
Выявлена недостаточная ориентация на социальные и собственно учебные аспекты школьной жизни. Большинство обучающихся не пытаются договориться или не могут придти к согласию, настаивают на своем при выполнении совместного задания, не способны еще координировать свои совместные действия.
Таким образом, анализ исходных данных показал необходимость формирования и развития универсальных учебных действий и поиска оптимальных условий и средств для этого. Решение проблемы автор опыта видит в усилении учебной мотивации всех обучающихся, активизации их личностной позиции, организации продуктивного сотрудничества при эффективном управлении педагогом процессами обучения, воспитания и развития. В этой связи возникала идея применения в педагогической практике технологии модерации, позволяющей организовать групповую работу в режиме сотрудничества.
1.2. Актуальность опыта
Федеральные Государственные Образовательные Стандарты требуют от общеобразовательных учреждений "воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире". [9 – с.24]
Значимость развития личности учащегося, его познавательных и созидательных способностей, формирования у него целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности также подчеркивается в "Концепции федеральных государственных стандартов общего образования". [15 – с.428]
Развитие личности становится смыслом и целью современного образования. А основным результатом современной школы по ФГОС НОО становится теперь не сама по себе система знаний, а ключевые компетенции, т.е. универсальные учебные действия. [25 – с.19–24]
В связи с этим встает необходимость изменения форм и методов работы с младшими школьниками, необходима переориентация на компетентностный подход, который предусматривает иную роль обучающегося в учебном процессе. [2 – с.151]
Наряду с этим, в массовой педагогической практике выявляются противоречия, подтверждающие актуальность опыта:
между современными требованиями к образованию и недостаточной эффективностью традиционно сложившихся субъект-объектных отношений;
между необходимостью выстраивать учебный процесс так, чтобы ученик сам оперировал учебным содержанием, умел работать в команде, и при этом у него формировались способности к самообразованию, саморазвитию, самоорганизации и недостаточной эффективностью традиционного подхода к организации групповой работы.
Разрешение данных противоречий автор опыта видит в организации ориентированного субъект-субъектного сотрудничества, основанного на диалоге, кооперации посредством применения в педагогической практике технологии модерации.
Таким образом, представляемый педагогический опыт актуален, соответствует государственной образовательной политике, передовым идеям современной педагогики и психологии, профессиональным интересам педагогической общественности и интересам самих учащихся.
1.3. Ведущая педагогическая идея опыта
Анализ противоречий позволил определить ведущую педагогическую идею опыта: создание необходимых условий, способствующих формированию и развитию универсальных учебных действий при организации процесса обучения младших школьников, используя технологию модерации.
1.4. Длительность работы над опытом
Работа над опытом охватывает период с сентября 2012 года по январь 2016 года.
1 этап – подготовительный (констатирующий) (2012 г.) - изучение образовательных и социальных заказов современного общества, изучение и анализ психолого-педагогической литературы и передового педагогического опыта по теме опыта, повышение квалификации педагога.
2 этап – основной (формирующий) (2012-2015 гг.) - практическая работа по разработке и апробации модели ученического самоуправления, формированию условий и созданию системы воспитания для успешной социализации обучающихся.
3 этап – заключительный (контрольный) (2016 г.) - анализ итоговых результатов работы по теме опыта, систематизация материалов.
Диагностика на промежуточном и заключительном этапе доказала успешность выбранного направления для решения обозначенной педагогической проблемы.
1.5. Диапазон опыта
Диапазон опыта представлен единой системой работы учителя на уроках и во внеурочной.
1.6. Теоретическая база опыта
Теоретическую основу опыта составила концепция развития универсальных учебных действий, разработанная на основе системно-деятельного, личностно-ориентированного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов), технология развития критического мышления (Д. Халперн) и идеи педагогики гуманизма, сотрудничества, общей заботы, личносто-ориентированного обучения (Ш.А. Амонашвили, Т.А. Матис, Ю.А. Полуянова, Г.А .Цукерман, И.С. Якиманская), а также работы, освещающие проблему освоения и использования интерактивных методов и форм обучения (А. Е. Авдюкова, П. Д. Гаджиева, Н.В. Бордовская, А.В. Хуторской), рассматривающие понятие модерации как педагогической технологии (А.В. Петров, Г. Хаусманн, X. Штюрмер).
Потребовалось осмысление того, как протекает процесс формирования универсальных учебных действий у младших школьников, какие условия для этого необходимы.
А.Г.Асмолов трактует термин "универсальные учебные действия" как "способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта". [3 - с.151] При этом знания, умения и навыки рассматриваются Н.В.Бордовской как "производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся". [4 - с. 36]
Для более точного определения путей формирования активной заинтересованности обучающихся в образовательном процессе, обеспечения комфортности на уроке каждого ученика, нацеленности обучающихся на достижение результатов, автором опыта были пройдены курсы "Эффективные образовательные технологии", "Активные методы обучения" и "Технология интерактивного обучения" (Образовательный портал "Мой университет"), "Теория, методика и современные образовательные технологии начального, основного общего и среднего общего образования" (АНО "Санкт-Петербургский центр дополнительного профессионального образования"), а так же участие в педагогической мастерской по теме "Современные образовательные технологии: технология развития критического мышления" (Методическая лаборатория. Автономная некоммерческая организация "Центр Развития Молодёжи").
Особенно значимыми для себя автор опыта выделила следующие понятия. Модерация – в переводе с латинского – приводить в равновесие, управлять, регулировать. В современном значении под модерацией понимают технику организации интерактивного общения, благодаря которой групповая работа становится более целенаправленной и структурированной, о чем говорит А.В.Петров [22 – с.9]. По мнению Г. Хаусманна и X. Штюрмера, в качестве обобщенной цели модерации может выступать организация групповой работы в режиме сотрудничества при соблюдении равноправия ее участников. Педагог в данной технологии выступает как модератор – организатор групповой работы, активизирующий и регламентирующий процесс взаимодействия участников группы, который обеспечивает деловое общение, протоколирование процесса обсуждения, промежуточных и групповых результатов работы.
Обобщив определения, можно сделать вывод, что модерация - это технология ведения групповой работы, направления ее хода с целью поиска путей разрешения проблемы и принятия общего решения.
Движущие силы модерации - это организация взаимодействия участников образовательного процесса. В процессе совместной работы обучающихся будут осуществляться различные интеракции.
С точки зрения психологии, интеракция - это взаимодействие, воздействие друг на друга [26], согласно концепции американского психолога Дж.Мида, интеракция - непосредственная межличностная коммуникация [13]. А доктор филологических наук В.Ю.Михальченко рассматривает понятие как интеракцию социальную - "социальное взаимодействие индивидов"; и речевую - "речевое взаимодействие индивидов на уровне речи". [19]
Технология модерации позволяет педагогу получить синергетический образовательный эффект (положительный эффект от объединения усилий, который больше чем суммарный эффект, созданный этими же лицами по отдельности).
Термин "синергетика" происходит от греческого "synergeia" "содружество", "сотрудничество" [12 - 176 с.] и акцентирует внимание на согласованности взаимодействия частей при образовании структуры как единого целого. Специалисты в области синергетического подхода Е.Н.Князева и С.П. Курдюмов суть образования видят в открытии человеком себя в сотрудничестве с самим собой и другими, когда саморазвитие обучающихся происходит не только за счет притока информации, воздействия извне, но прежде всего за счет использования внутренних ресурсов личности, группы.
Синергетика, основанная на усилении значимости самообразования, самоорганизации, самоуправления позволяет воздействовать на субъект с целью его самосовершенствования, саморазвития в процессе сотрудничества с командой и с самим собой.
Таким образом, по мнению автора опыта, в основе достижения развивающих целей обучения должна быть активная деятельность обучающегося, а учение должно рассматриваться как организованное сотрудничество в овладении новыми знаниями и решении проблем.
А для того, чтобы субъективный опыт обучающегося был включен в коллективную деятельность, должно быть обеспечено диалогическое взаимодействие, что решается путем применения технологии модерации в комплексе с активными методами обучения, что обеспечит синергетический эффект обучения.
1.7. Новизна опыта
Новизна опыта заключается в создании системы применения методов и приемов технологии модерации, нацеленных на формирование и развитие УУД младших школьников. Кроме того, автором опыта были разработаны авторские приемы в рамках системно-деятельностного подхода к построению учебного процесса.
1.8. Характеристика условий, в которых возможно применение данного опыта
Технология моделирования и построения системы работы на уроках и внеурочных занятиях с использованием технологии модерации, представленная в опыте работы, может быть использована в различных общеобразовательных учреждениях с обучающимися разных возрастных групп, независимо от определенного учебно-методического комплекта с учетом особенностей образовательного учреждения, класса, возраста обучающихся.
Раздел II
Технология описания опыта
Целью педагогической деятельности в данном направлении является формирование и развитие универсальных учебных действий младших школьников посредством применения на уроках и во внеурочной деятельности технологии модерации.
Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:
введение в педагогическую практику такой организации образовательного процесса, которая обеспечит самосовершенствование и саморазвитие личности обучающихся в ходе свободного активного взаимодействия;
создание условий для формирования и развития УУД младших школьников;
создание ситуаций выбора на уроках и во внеурочной деятельности с целью стимуляции самостоятельного и осознанного принятия решения;
подбор методов и приемов, а также разработка авторских, направленных на становление активной позиции школьника и повышение мотивации учебной деятельности.
Ключевые процессы модерации:
интеракция (эффективное взаимодействие: ученик – ученик, учитель – малая группа, учитель – класс, малая группа – малая группа, малая группа – класс, ученик – малая группа, ученик – класс в процессе совместной работы);
визуализация (позволяет материализовать ход обучения, поддерживает процесс коммуникации в группе; "...основана на принципе: только те идеи станут основополагающими для групповой работы, которые можно представить в виде образов, символов, схем, пиктограмм и т.п. – т.е., моделей совершающегося процесса" [22]);
вербализация (это процесс вербального (речевого) сопровождения коммуникации участников групповой работы; основная задача работы модератора в данном случае - предоставить возможность высказаться всем желающим, не уйти на собственный монолог, когда после реплик обучающихся сразу нужно делать выводы, обращая внимание на наиболее важные аспекты, конкретизируя смысл высказывания);
презентация (невербальное сопровождение коммуникации участников групповой работы - положение тела, мимика, жестикуляция, направление взгляда и т.д., которыми сопровождается высказывание, позволяющее определить состояние участников и направить дальнейшую работу обучающихся и всей группы);
обратная связь (взаимный обмен полученной информацией, причем она может быть не только содержательного плана, но и эмоционального, между участниками групповой работы).
Урок, построенный в технологии модерации, состоит из этапов:
Эффективность достижения целей модерация решает не только путём организации необходимых ключевых процессов, но и использованием специальных методов и приемов, причем, более всего для модерации подходят активные методы обучения (Приложение 3).
Начать урок можно с приветствия "Желаем успеха большого во всём!", сопровождаемого соединением пальцев: большой - указательный, большой - средний, большой - безымянный, большой - мизинец, а затем рукопожатие со словами "Здравствуйте!" (Приложение 4)
В первом классе на уроке обучения грамоте использовался прием "Градусник настроения", когда детям было предложено отправиться в путешествие по сказкам: "... Но, прежде чем отправиться в путешествие, мы должны убедиться, что все здоровы. Пригодится градусник, но необычный – он измеряет температуру настроения. Плохое настроение (ладони вместе) – хорошее настроение (ладони разведены). Покажите свое настроение".
На внеурочном занятии "Я - исследователь" во 2 классе по теме "Эксперимент" приветствие начинается со слов: "- Здравствуйте, юные исследователи! Сегодня мы будем работать в лаборатории, где я буду старшим сотрудником, а вы – лаборантами. Чем занимаются в лаборатории? (Проводят опыты, эксперименты)
- Что же такое эксперимент? (Ответы детей)...
Если в начале урока необходимо сформировать пары или группы для дальнейшей работы, то можно использовать такие способы: по желанию ребят, по предложению учителя (когда нужно сформировать равномерные группы по степени подготовки обучающихся), можно объединить рядом сидящих учеников или распределить команды по рядам, интересным будет распределение на группы по какому-либо признаку, например, в зависимости от времени года, когда родились ребята, или по цвету глаз, разные ответы в задании могут тоже быть признаком распределения.
На внеурочном занятии "Этика - азбука добра", говоря о дружбе, четырем ученикам было предложено пригласить к себе в команду по одному другу. Те, в свою очередь, пригласили еще по одному другу и т.д.
Подобные способы формирования различных интеракций могут использоваться на любом этапе урока или занятия.
На уроке русского языка в 3 классе (УМК "Школа 21 века") было предложено обратить внимание на слова, записанные в транскрипции: (п т(и ц ы(, (с(э к ц ы й(а(, (ц ы г а н(, (ц ы р к а ч к а(: Запишите слова буквами в левой колонке "Мы думаем, что...". (Дети работают парами в карточках)
- Одинаковые ли записи у вас получились? (Мнения расходятся)
- В каком случае возникло сомнение? Подчеркните цветным карандашом. Прием "Дерево предсказаний": - Можем сейчас дать точный ответ, как написать эти слова? (Нет) На доске вместо букв И, Ы учитель крепит вопросительные знаки.
- Попробуйте сформулировать тему урока.
Дети называют: "Обозначение звука (ы( после (ц(". (Приложение 5)
На уроке русского языка после определения темы урока "Правописание приставок, оканчивающихся на з-, с-" было предложено детям оформить "Дерево предсказаний", от чего зависит выбор буквы З или С. Дети высказывали свои предположения, а учитель размещал на импровизированном стволе дерева листья с их формулировкой. Возможные предположения были написаны на листиках заранее, то, что учитель не предполагал, записывалось по ходу высказываний. К концу урока на "Дереве предсказаний" остались только верные, лишние убирались по ходу урока.
Каждый этап урока должен сопровождаться процессом вербализации, когда все протекающие действия озвучиваются, проговариваются все действия. Лучшему пониманию сказанного способствуют образные выражения, афоризмы, метафоры, которые облегчают формирование образа у слушателей.
Можно применить авторскую игру "Умный паровозик".Суть игры: один из игроков называет какой-то факт, участники по очереди дополняют слова друг друга и становятся друг за другом - получается своеобразный "паровозик". Например: квадрат - это многоугольник..., у которого четыре стороны..., и четыре угла...., все стороны равны....
Суть методов и приемов, применяемых на данном этапе - на снежинках, фруктах, листьях и т.д. дети пишут, что они ожидают (хотели бы получить) от сегодняшнего урока, обучения в целом и чего опасаются, записав и прикрепив на определенную поляну, дерево и т.д. После выполнения сформулированные предположения, цели, пожелания, опасения систематизируются и подводятся итоги.
На внеурочном занятии "Этика: азбука добра" был использован прием "Ладошки". Дети после приветствия получили разноцветные ладошки (в дальнейшем цвет ладошек помог разделиться на группы), на которых записали, что ждут, чего опасаются. В конце занятия, если опасения или ожидания оправдались, запись оставили без изменений, если нет - зачеркивали. А можно просто предложить учащимся по кругу высказать свои ожидания от предстоящего занятия, начиная фразу со слов: "Я думаю., Мне кажется. Мне хотелось"
На данном этапе урока и на всех остальных педагог обращает внимание на процесс презентации. В контексте модерации это наблюдение за поведением детей, их позой, мимикой, жестами, что позволяет определить состояние участников: активность - пассивность, доверие - настороженность, подавление эмоций - эмоциональный всплеск. Тогда можно направлять дальнейшую работу обучающихся и всей группы.
Этап "Интерактивная лекция" и следующий этап "Проработка содержания темы" не проходят без визуализации. Визуализированный ход образовательного процесса позволит педагогу легко подвести промежуточные и итоговые результаты урока, а обучающимся легче воспринять новую информацию, вспомнить и закрепить пройденный материал. Оформляя результаты самостоятельного обсуждения новой темы, учащиеся подключают к обучению мощнейший потенциал творчества, что повышает мотивацию деятельности. Многие инструменты визуализации коллективного мышления представляют собой достаточно большое панно, на которых по блокам располагается необходимая информация.
Можно работать со стикерами - цветными наклейками, на которых будут записываться идеи, какие-либо данные. Стикеры помогают создать атмосферу игры, в процессе которой выстраивается определенная структура. Можно предложить разместить стикеры в определенной последовательности или по определенным темам. А можно сначала собрать идеи, затем распределить их по блокам.
Например, на уроке русского языка при изучении темы "Части речи" во 2 классе учащимся было предложено, работая в паре, записать на стикере любую ассоциацию. Карточки-стикеры педагогом, выступающим в роли модератора, размещались на панно хаотично. Затем дети, изъявившие желание, сгруппировали имеющиеся стикеры. По мере формирования блоков понятия добавлялись.
Когда будет достаточно опыта, автор предлагает использовать авторскую игру "Молчанка". Суть игры: собрать идеи, записав их на стикерах. Размещать стикеры можно по мере заполнения. Можно поработать сначала в группах, убрав повторяющиеся стикеры, или добавив новые по ходу обсуждения, произвольно разместить их на панно. Затем необходимо предложить желающим детям выходить к панно по одному и перемещать 1-2 стикера в определенное место. При этом нельзя разговаривать, давать советы. Желание выйти к доске сигнализируется рукой, а модератор отвечает кивком головы. Перемещая стикеры с понятиями, идеями, дети смогут самостоятельно выстроить определенную структуру. Такая работа повышает мозговую активность, формирует умение оценивать собственную деятельность и деятельность товарищей, выполнять самоконтроль, т.е. проявляются познавательные и регулятивные УУД.
Возможно применение авторской игры "Коллекционер".Класс делится на команды. Каждая группа получает случайный набор карточек, которые соответствуют определенным группам. Групп должно быть столько же или немного больше количества команд. Каждая команда должна собрать свою коллекцию, обмениваясь карточками с другими группами. Например, на уроке окружающего мира по теме "Моя малая родина" можно собрать такие коллекции, как реки, полезные ископаемые, растительный мир, животный мир, достопримечательности. На уроке русского языка можно собирать коллекции по частям речи. В конце работы нужно представить свою коллекцию классу.
На уроке математике во 2 классе (УМК "Школа 21 века")при изучении темы "Умножение на 9" детям было предложено поработать в группах и самим прийти к выводам, как можно легко выучить умножение на 9.
Группы работали по карточкам:
Порядок выполнения работы
Напишите в столбик однозначные числа, умножьте их на 9.
Найдите произведение.
Посмотрите и сделайте вывод, на сколько число десятков (произведения) меньше единиц (первого множителя).
Найдите подходящую карточку "Вывод" .
Подготовьте защиту по вопросам: - В чем заключалось исследование? -Удалось получить результат? - Были трудности в работе? - Как работали члены группы?
Прочитайте вывод: Мы провели исследование и пришли к выводу
Выступите с защитой.
Для второй группы давалось такое 2 задание: "Сложите количество десятков и количество единиц в каждом произведении."
Задание 2 для третьей группы: "Положите перед собой две ладошки и мысленно пронумеруйте пальчики слева направо. от 1 до 10. Приступаем к умножению. Умножим 3 на 9. Для этого загибаем третий пальчик слева. Справа остались пальчики, которые показывают количество десятков. А слева - количество единиц: 36. Пользуясь схемой-подсказкой, выполните умножение: 6х9= 5х9= 2х9= 7х9=. Результаты проверьте по таблице умножения.
Каждая группа проводила свою работу и пришла к соответствующим выводам: Сумма десятков и единиц в произведении равна 9. Число десятков на 1 меньше первого множителя. Число десятков в произведениях увеличивается на 1, а число единиц уменьшается на 1. Затем происходил обмен информацией. На следующих этапах урока велась работа по отработке навыка умножения на 9.
Автор опыта использует и такой универсальный прием как "Кластер", который может быть использован на любом этапе модерации. Суть приема в систематизации информации в виде гроздьев, когда в центре находится ключевое понятие, с которым связываются последующие информационные блоки. В результате получается сжатый опорный конспект по изучаемой теме.
Например, на уроке русского языка в 3 классе детям предстояло выяснить, от чего зависит выбор буквы при обозначении звука [Ы] после Ц. В группах дети должны были выполнить морфемный разбор слов с билетика и распределить слова на столбики. Догадавшись, что распределение зависит от места орфограммы в слове, дети сделали предположение о правописании слов с данной орфограммой, которую проверили по самостоятельно выбранному источнику - учебник, справочник, интернет. Вся работа в ходе урока оформлялась в виде кластера. (Приложение 4)
В процессе выдвижения и обсуждения идей, рассуждений, высказывания различных мнений постоянно идет процесс обмена знаниями между преподавателем и обучающимися, то есть, обеспечивается обратная связь, а так же идет целенаправленное добывание информации.
На уроках отработки навыка правописания орфограмм можно предложить авторский прием "Карусель", используемый на этапах урока "Интерактивная лекция" и "Проработка содержания темы" .
1 шаг: В каждой группе учащиеся получают индивидуальные карточки со словами, в которых пропущены орфограммы. Нужно определить орфограмму, вписать ее название в общую карточку, дописать пропуски в записанную формулировку правила.
2 шаг: Группы меняются местами, двигаясь по кругу. В карточках другой группы нужно ознакомиться с тем, что было записано ранее, если не согласны - внести коррективы, затем вставить в слова пропущенные буквы.
3 шаг: Еще раз группы меняются местами. Знакомятся с предыдущей работой, приводят свои примеры с данной орфограммой.
4 шаг: возвращаются на свои места, обобщают информацию и представляют классу.
Информацию, собранную в ходе урока, занятия, можно оформить в виде ментальной карты (интеллект-карта, Mind map - основное название, данное родоначальником метода английским психологом Тони Бьюзеном). В отличие от стикеров, ментальная карта направляет мышление по логическим связям-каналам. Можно сказать, что ментальная карта является упрощенным графическим отображением течения наших мыслей. [6]
На уроке литературного чтения при обобщении раздела "О детях и для детей" во втором классе был использован авторский прием "А вы знаете, что...". Называя авторов произведений, включенных в данный раздел или название произведений, главных героев (на этапе вхождения и погружения в тему), дети получали билетик. В зависимости от картинки на билетиках формируются группы. По рисунку дети определяют, с каким произведением будет работать их группа. Из предложенных, крепят на доску портрет автора произведения, главных героев, иллюстрации. Готовят творческое задание - инсценировка отрывка, создание диафильма, чтение по ролям, исполнение песни или составление викторины. Затем материал презентуется классу.
Аналогичная работа была не раз организована на уроках окружающего мира при изучении темы "животные", "природные сообщества", "водоемы" и др. А так же на классном часе "Мои права и обязанности", когда дети работали с выдержками из Конституции РФ, Конвенцией о правах ребенка, Уставом школы.
Автор опыта предлагает использовать также технику изготовления коллажа. Коллаж - это технический приём в изобразительном искусстве, предполагающий наклеивание на какую-либо основу материалов, отличающихся от неё по цвету и фактуре. Автор опыта видит возможным использование техники коллажа в учебной деятельности. Например, на уроке окружающего мира можно предложить группам изготовить коллаж "Питайтесь правильно!" или "Мы хотим дышать свободно!" из заранее подготовленных картинок, иллюстраций из журналов, слов из газет и рекламных листовок. Коллаж можно изготовить и на уроке русского языка, проиллюстрировав, например, что обозначают изучаемые части речи, или имена собственные и нарицательные.
Работа по изготовлению коллажа чаще проводится во время внеклассных мероприятий и внеурочных занятий: групповые коллажи "Мы за мир!", "Письмо солдату", "Сдать кровь - спасти жизнь!", индивидуальные - "Знакомьтесь, это -я!", "Мои питомцы" и т.д.
Яркий визуальный эффект и прочное запоминание материала дает так же театрализованное представление. Дети с большим удовольствием играют роли во время проведения мини-спектаклей на окружающем мире, при инсценировании литературных произведений.
Дидактическая игра может быть рассчитана и не на один урок, может охватывать внеурочную и внеклассную работу. Например, прием "Общественный займ", пришедший из опыта воспитательной работы автора опыта.
Класс разделен на команды. Команда "покупает" облигацию займа. На каждой облигации указаны направления деятельности. По каждому направлению должна быть проделана определенная, заранее оговоренная, работа. По мере выполнения заданий, купон "гасится" подписью руководителя игры, учителя-предметника, заместителя директора по учебно-воспитательной работе, начальником волонтерского отряда, социальным партнером и т.д. Работа с займом охватывает разные виды деятельности детей: работа с информацией, учеба, творчество, освещение вопроса в СМИ, социальное взаимодействие и т.д. Виды деятельности зависят от тематики займа и целесообразности работы по каждому направлению.
В ходе модерации на этапах "Интерактивная лекция", "Проработка содержания темы", а также "Подведение итогов, рефлексия" осуществляется и такой процесс, как обратная связь. Это взаимный обмен полученной информацией, причем она может быть не только содержательного плана, но и эмоционального, между участниками групповой работы.
Обратная связь может быть позитивной - в этом случае идет согласие с работой, поддержка идей; или негативное - отвергание, непринятие мнения, критика. Задача модератора - обеспечить корректность высказываний, нельзя допустить негативной критики, предложения должны быть конструктивными. Хорошо подойдет высказывание "Отвергаешь - предлагай!"
На этапе рефлексии возможно применение авторского приема "Реклама", который был разработан для внеклассной работы, но нашел применение и в учебной деятельности. Необходимо эмоционально и грамотно рассказать о чем-либо, убедив слушателей в необходимости и значимости рекламируемого "товара". Для того, чтобы заинтересовать "покупателей", необходимо увидеть главное в "товаре", выявить его сильные, главные стороны и представить в интересной форме. Рекламировать можно изучаемую букву, орфограмму, понятие, раздел учебника, явление, социальное действие и т.д.
Прием был использован и на внеурочном занятии "В мире книг" по теме "Мама, папа, я - читающая семья" - родители и дети после выполнения основных заданий, рекламировали понравившиеся произведения, сам процесс чтения. (Приложение 6)
Часто применяется на внеурочном занятии "Я - исследователь".
Этап "Эмоциональная разрядка" проводится в тот момент, когда педагог видит, что дети устали, работа непродуктивна. На данном этапе можно использовать приемы "Физкультминутка", "Говорящий лучик", "Вьюнок".
Положительный эффект применения технологии модерации:
возможность разностороннего подхода к решению проблемы (познавательные УУД);
уточнение взаимных позиций относительно рассматриваемого вопроса (регулятивные, личностные УУД);
уменьшение сопротивления изменениям и усвоению новой информации (познавательные УУД);
сглаживание скрытых конфликтов, т.е., принятие чужой точки зрения независимо от эмпатии - антипатии к определенным членам группы (коммуникативные УУД);
выработка группового решения и принятие его как собственного (коммуникативные, личностные УУД);
включение механизмов принятия личной ответственности за общий результат (личностные, регулятивные УУД). [23]
То есть, реализация представленных в данном педагогическом опыте форм, методов, приемов в рамках технологии модерации обеспечивает формирование и развитие УУД младших школьников.
Раздел III
Результативность
Автор опыта считает, что эффективность использования технологии модерации подтверждает мониторинг по основным критериям: мотивационный, отношение к учебным предметам и познавательная активность, волевой, диагностика сформированности универсальных учебных действий, проведённой для достоверности результата по тем же методикам, которые использовались на начальном этапе опыта (Приложение 2), а так же на основе решения типовых задач, предложенных авторским коллективом под руководством А.Г. Асмолова в пособии для учителя «Как проектировать универсальные учебные действия».
Результаты входной, промежуточной и итоговой диагностики по формированию УУД свидетельствуют о положительной динамике, подтверждая тем самым то, что изложенная система работы помогает создать образовательную среду, обеспечивающую развитие учеников.
Динамика развития УУД хорошо прослеживается на диаграммах:
Познавательные УУД 13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
Личностные УУД (внутренняя позиция школьника) 13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
Личностные УУД (мотивация учебной деятельности) 13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
Личностные УУД (самооценка) 13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
Коммуникативные УУД 13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
Регулятивные УУД 13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415Эффективность применения технологии модерации подтверждается и успешным усвоением предметов учебного плана. В течение ряда лет в классе, где работает автора опыта, наблюдается позитивная динамика учебных достижений обучающихся.
Результаты успеваемости, качества знаний обучающихся
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
Результаты независимых мониторинговых исследований свидетельствуют о стабильной работе педагога, эффективности применяемых методов и приемов, рациональном применении современных образовательных технологий.
Для изучения результативности освоения учебных программ учителем используются материалы по качественному учету успешности обучения школьников, в том числе и интегрированные (комплексные) проверочные работы, позволяющие оценить не только уровень усвоения предметных знаний, умений и навыков, но и уровень сформированности универсальных учебных действий младших школьников.
Особое внимание педагог уделяет организации работы со способными и одарёнными детьми, в основе которой – создание условий для развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся, повышения их мотивации к обучению. Результатом данной работы является увеличение количества результативного участия в предметных олимпиадах, что показано в диаграмме.
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415Таким образом, в результате реализации опыта работы произошли позитивные изменения в уровне познавательной активности учащихся на основе сформированных умений учиться.
Эффективность педагогического опыта подтверждается и тем, что ученики являются победителями и призёрами конкурсов различного уровня и направленности (Приложение 7).
Представленный опыт говорит о высокой эффективности применения технологии модерации в образовательном процессе. Наблюдается стабильное достижение ключевых эффектов успешного обучения. Видна положительная динамика в развитии универсальных учебных действий. А благоприятная психологическая атмосфера совместной деятельности становится эффективным мотивирующим фактором деятельности не только обучающихся, но и педагога.
Анализируя направления и результаты педагогической деятельности автора опыта, можно сделать вывод о перспективности работы по формированию и развитию УУД младших школьников, используя технологию модерации. Об этом свидетельствует тот факт, что педагоги школы используют в своей деятельности авторские приемы и наработки автора опыта. Свидетельством общественного признания достижений автора опыта служат благодарности различного уровня.
Библиографический список
Алексеева, Л.Л. Планируемые результаты начального общего образования / Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.- М.: Просвещение, 2010
Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов и др. – М.: Просвещение, 2010 - 151с.
Асмолов, А.Г. Формирование универсальных учебных действий в начальной школе. Система заданий / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская. - М.: Просвещение, 2011.
Бордовская, Н. В. Педагогика [Электронный ресурс]: учеб. для вузов / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. - СПб.: Питер, 2000.
Борисова, Г.В. Современные технологии обучения. Методическое пособие по использованию интерактивных методов в обучении / Под ред. Г.В.Борисовой., Т.Ю. Аветовой и Л.И. Косовой. – СПб.: Изд-во "Полиграф-С", 2002. -79 с.
Бьюзен Т. Интеллект-карты. Практическое руководство / Т. и Б. Бьюзен; пер. с англ. Е.А. Самсонов. – Минск: "Попурри", 2010.
Вербицкий, А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / А. А. Вербицкий. - М.: Высш. шк., 1991. - 207 с.
Давыдов, В.В. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т./ Гл. ред. В.В. Давыдов.- М.: Большая Российская энциклопедия, 1993.- Т.2.- 608 с.
Данилюк, А.Я. Серия «Стандарты второго поколения»: Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: учебное издание/ А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков. – М.: Просвещение, 2013.
Дунилова, Р.А. Реализация требований ФГОС к формированию и оценке универсальных учебных действий у младших школьников // Управление начальной школой. – 2013. – № 5 – С.6–12.
Калмыкова, З.И Развивает ли продуктивное мышление система обучения В.Ф. Шаталова?//Вопросы психологии. - 1987.-№2.С. 71-80.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. - М.: Издательский центр "Академия", 2000.
Комлев, Н.Г. Словарь иностранных слов / Н.Г.Комлев. - М.: АСТ, 2006.
Кондаков, A.M. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования / А.М. Кондаков. - М.: Просвещение, 2010.
Крившенко, Л.П. Педагогика: учебник для вузов / Л. П. Крившенко и др.; под ред. Л. П. Крившенко. - Гриф МО. - М.: Проспект, 2010.
Львов, М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. - 5-е изд., стер.; Гриф МО. - М.: Академия, 2008.
Манько, Н.Н. Когнитивная визуализация дидактических объектов в активизации учебной деятельности // Известия алтайского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. - № 2. - 2009. - С. 22-28.
Мельникова, Е.Л. Технология проблемного диалога: методы, формы, средства обучения / Е.Л. Мельникова. - М.: Баласс, 2008.
Михальченко, В.Ю. Словарь социолингвистических терминов / В.Ю. Михальченко. - Росийская академия наук, 2006.
Осипова, Н.В. и др. Показатели сформированности универсальных учебных действий обучающихся // Управление начальной школой. – 2010. – № 10 – С. 15–22.
Осмоловская, И. М. Формирвание универсальных учебных действий у учащихся начальных классов / И. М. Осмоловская, Л. Н. Петрова // Начальная школа. – 2012. - № 10
Петров, А. В. Дискуссия и принятие решений в группе: технология модерации./ А.В.Петров - СП6.: Речь, 2005.
Пашковская, И.Н. Разработка и внедрение инновационных образовательных технологий в образовательный процесс при введении в действие новых ФГОС / И.Н. Пашковская, Н.И. Королева.– СП.: Изд-во СПбГУСЭ, 2011. – 103с.
Прохорова, С.Ю. Методические условия формирования УУД у младших школьников // Управление начальной школой. – 2013. – № 8
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Министерство образования и науки РФ. - М.: Просвещение, 2010.
Харвест Словарь практического психолога/ Харвест, С. Ю. Головин. М.: АСТ, 1998.
Хуторской, А.В. Компетентностный подход в обучении : научно-методическое пособие. М. : Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2013.
Цукерман, Г.А. Как младшие школьники учатся учиться? / Г.А.Цукерман - Рига: Эксперимент, 2000.
Эдмюллер, А. Модерация: искусство проведения заседаний, конференций, семинаров/ А. Эдмюллер, Т. Вильгельм - М.: Изд-во «Мега-Л», 2007
Интернет - ресурсы:
Анисимова Е.В. Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе // Интернет-журнал "Эйдос". - 2012. -№5, http://www.eidos.ru
Данилов Д.Д. Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов), http://www.school2100.ru/
Образовательный портал "МОЙ УНИВЕРСИТЕТ" [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Приложение
1. Приложение №1 – Материалы для изучения стартового уровня первоклассников.
2. Приложение №2 – Материалы для проведения диагностики формирования УУД.
3. Приложение №3 – Методы модерации.
4. Приложение №4 – Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме "Способы образования имён существительных" (УМК: Начальная школа XXI века).
5. Приложение №5 – Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме "Обозначение звука (ы( после (ц(" (УМК: Начальная школа XXI века).
6. Приложение №6 – Внеурочное занятие "В мире книг" во 2 классе по теме "Мама, папа, я - читающая семья".
7. Приложение №7 – Сводная таблица результативности участия в мероприятиях различного уровня.
Редченко Светлана Владимировна
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215
Схема 7Схема 7Схема 7Root Entry#,##0\ "";[Red]\-#,##0\ ""О?
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·#,##0.00\ "";[Red]\-#,##0.00\ ""Оq*6
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0\ __-;\-* #,##0\ __-;_-* "-"\ __-;_-@_-ОЃ,>
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0.00\ __-;\-* #,##0.00\ __-;_-* "-"??\ __-;_-@_-О/¤15
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·#,##0"р.";[Red]\-#,##0"р."О;¦
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·#,##0.00"р.";[Red]\-#,##0.00"р."ОkЁ3
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0_р_._-;\-* #,##0_р_._-;_-* "-"_р_._-;_-@_-О{Є;
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0.00_р_._-;\-* #,##0.00_р_._-;_-* "-"??_р_._-;_-@_-а14 20% - Акцент1
·M
·
20% - Акцент120% - Акцент2
·M
·
20% - Акцент220% - Акцент3
·M
·
20% - Акцент320% - Акцент4
·M
·
20% - Акцент420% - Акцент5
·M
·
20% - Акцент520% - Акцент6
·M
·
20% - Акцент640% - Акцент1
·M
·
40% - Акцент140% - Акцент2
·M
·
40% - Акцент240% - Акцент3
·M
·
40% - Акцент340% - Акцент4
·M
·
40% - Акцент440% - Акцент5
·M
·
40% - Акцент540% - Акцент6
·M
·
40% - Акцент660% - Акцент1
·M
·
60% - Акцент160% - Акцент2
·M
·
60% - Акцент260% - Акцент3
·M
·
60% - Акцент360% - Акцент4
·M
·
60% - Акцент460% - Акцент5
·M
·
60% - Акцент560% - Акцент6
·M
·
60% - Акцент6Ввод Заголовок 1
·K
·Заголовок 1Заголовок 2
·K
·Заголовок 2Заголовок 3
·K
·Заголовок 3Заголовок 4
·=
·Заголовок 4Контрольная ячейка
·Џ
·Контрольная ячейкаСвязанная ячейка
·U
·Связанная ячейкаТекст предупреждения
·O
·14Текст предупрежденияДля изменения диапазона данных диаграммы перетащите правый нижний угол диапазона.