Презентация по русскому языку Подготовка к написания сжатого изложения 9 класс
Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ОГЭ. 9 класс Цель урока: подготовить учащихся 9 класса к написанию сжатого изложения на материале публицистического текста. Задачи урока: Повторить приемы сжатия текста.Отработать приемы сжатия текста на практике.Повторить особенности публицистического текста.Познакомить с текстом на литературную тему. Способствовать развитию умения самостоятельно оценивать свои возможности. Памятка для учащихся «Как писать сжатое изложение» Внимательно прочитайте тест и выделите в нем важные, необходимые мысли.В каких словах заключена главная мысль.Разбейте текст на части (микротемы) и сгруппируйте его вокруг существенных мыслей.Подумайте, какая информация в каждой части является второстепенной, от каких подробностей можно отказаться. Приемы сжатия текста Исключение подробной информации Выделяем главное; убираем подробностиУпрощение. Обобщение частной информации Вычленяем единичные существенные факты; объединяем их в одно целое; подбираем подходящие языковые средства; составляем новый текст. Задачи публицистического стиля: Передача информации;Воздействие на читателей или слушателей. Языковые средства публицистического стиля: водные слова; антитезы;повторы; восклицательные предложения;предложения побудительного характера Жанры публицистики: газетная статья;журнальная статья; очерк;репортаж; фельетон; ораторская речь;судебная речь;выступление на радио, телевидении; доклад;рекламный текст (слоган) Василий Александрович Сухомлинский(1918—1970) Изложение Подробное максимально полно воспроизвести исходный текст, сохранив композиционные и языковые особенности Сжатое кратко, в обобщённой форме, передать содержание текста, отобрать существенную информацию, исключить подробности, найти речевые средства обобщения Я вспоминал сотни ответов мальчишек на вопрос, каким человеком тебе хочется стать. Сильным, храбрым, мужественным, умным, находчивым, бесстрашным... И никто не сказал – добрым. Почему доброта не ставится в один ряд с такими доблестями, как мужество и храбрость? Но ведь без доброты, подлинной теплоты сердца невозможна душевная красота человека. Добрые чувства, эмоциональная культура – это средоточие человечности. Сегодня, когда в мире и так достаточно зла, нам стоит быть более терпимыми, внимательными и добрыми по отношению друг к другу, по отношению к окружающему живому миру и совершать самые смелые поступки во имя добра. Следование путём добра – путь самый приемлемый и единственный для человека. Он испытан, он верен, он полезен и человеку в одиночку, и всему обществу в целом. Учить чувствовать и сочувствовать – это самое трудное, что есть в воспитании. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что они усваиваются одновременно с познанием первых и важнейших истин, главная из которых – это ценность жизни, чужой, своей, жизни животного мира и растений. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу, школу воспитания добрых чувств. Я вспоминал сотни ответов мальчишек на вопрос, каким человеком тебе хочется стать. Сильным, храбрым, мужественным, умным, находчивым, бесстрашным... И никто не сказал – добрым. Почему доброта не ставится в один ряд с такими доблестями, как мужество и храбрость? Но ведь без доброты, подлинной теплоты сердца невозможна душевная красота человека. Добрые чувства, эмоциональная культура – это средоточие человечности.Сегодня, когда в мире и так достаточно зла, нам стоит быть более терпимыми, внимательными и добрыми по отношению друг к другу, по отношению к окружающему живому миру и совершать самые смелые поступки во имя добра. Следование путём добра – путь самый приемлемый и единственный для человека. Он испытан, он верен, он полезен и человеку в одиночку, и всему обществу в целом.Учить чувствовать и сочувствовать – это самое трудное, что есть в воспитании. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что они усваиваются одновременно с познанием первых и важнейших истин, главная из которых – это ценность жизни, чужой, своей, жизни животного мира и растений. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу, школу воспитания добрых чувств Микротемы к тексту Без доброты невозможна душевная красота человека.Путь добра был, есть и будет единственно верным жизненным путем человека.Воспитывать в ребенке добрые чувства трудно, для этого ребёнок должен пройти эмоциональную школу. Домашнее задание: Написать сочинение на тему «Модно ли быть добрым?»