Рабочая программа по педагогической риторике для студентов СПО по специальности Дошкольное образование
министерство образования республики саха (якутия)
ГАПОУ рс(Я) «намский педагогический колледж им. и.е.винокурова»
ПРОГРАММа учебной дисциплины
ОГСЭ.06 педагогическая риторика
(углубленная подготовка)
2015 г.
Программа учебной дисциплины разработана на основе Государственного образовательного стандарта по специальности высшего профессионального образования для специальности 44.02.01. «Дошкольное образование».
Организация-разработчик: ГАПОУ РС (Я) «Намский педагогический колледж им. И.Е. Винокурова»
Разработчик:
Аввакумова Ульяна Анатольевна – преподаватель русского языка и культуры речи.
Утверждена методическим советом ГАПОУ РС(Я) «намский педагогический колледж им.И.Е.Винокурова», протокол № 1 от «02» сентября 2015 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ учебной дисциплины
стр.
4
2. СТРУКТУРА и содержание учебной дисциплины
6
3. условия реализации программы учебной дисциплины
9
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
10
1. паспорт ПРОГРАММЫ учебной дисциплины
Педагогическая риторика
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки студентов среднего звена по специальности СПО 44.02.02. Дошкольное образование.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина Педагогическая риторика введена за счет часов вариативной части и относится к общему гуманитарному и социально-экономическому циклу основной профессиональной образовательной программы.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения УД
В ходе освоения учебной дисциплины студент должен достичь одну из важнейших целей профессиональной подготовки учителя – формирование коммуникативной компетентности педагога.
Задачи:
- овладение риторическими знаниями о сути, правилах и нормах общения, о требованиях к речевому поведению в различных коммуникативно-речевых ситуациях;
- овладение коммуникативно-речевыми умениями;
- осознание специфики педагогического общения, особенностей коммуникативно-речевых ситуаций, характерных для профессиональной деятельности учителя;
- овладение умением решать коммуникативные и речевые задачи в конкретной ситуации общения;
- овладение опытом анализа и создания профессионально значимых типов высказываний;
- развитие творчески активной речевой личности, умеющей применять полученные знания и сформированные умения в новых постоянно меняющихся условиях проявления той или иной коммуникативной ситуации, способной искать и находить собственное решение многообразных профессиональных задач;
- познание студентами сути речевого идеала как компонента культуры и педагогического общения.
В результате изучения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
системно анализировать и выбирать образовательные концепции;
владеть различными средствами коммуникации в процессе педагогической деятельности;
способами совершенствования профессиональных знаний и умений.
Формирование коммуникативной компетентности будущего учителя.
В результате изучения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
ценностные основы профессиональной деятельности в сфере образования;
теории и технологии обучения и воспитания, сопровождения субъектов педагогического процесса;
содержание преподаваемого предмета;
закономерности психического развития и особенности их проявления в учебном процессе в разные возрастные периоды;
способы взаимодействия педагога и различными субъектами педагогического процесса;
способы профессионального самопознания и саморазвития.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 84 часа, включая:
самостоятельной работы обучающегося – 28 часов;
всего занятий – 56 часов;
лабораторных и практических работ – 40 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 84
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 56
в том числе:
лекции 10
лабораторные и практические работы 40
контрольные работы Самостоятельная работа обучающегося (всего) в том числе: самостоятельная работа 28
Итоговая аттестация проводится в форме экзамена.
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РИТОРИКА
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрено) Объем часов Уровень усвоения
1 2 3 4
Раздел 1. Риторика как предмет Риторика как предмет изучения Риторика как предмет изучения 2 2
Самостоятельная работа: конспекты статей Практическая работа: сформулировать предмет риторики как предмет. Общение Общение. Виды общения 2 2
Самостоятельная работа: собеседование. Практическая работа: определить типы общения в текстах. Создание и восприятие текстов в процессе общения Создание и восприятие текстов (высказываний) в процессе общения 2 2
Самостоятельная работа: вопросно-ответная форма Практическая работа: определить понятие парцелляции. Коммуникативные качества речи Коммуникативные качества речи 2 2
Самостоятельная работа: собеседование Практическая работа: определить коммуникативные качества речи. Речевая деятельность учителя Речевая деятельность учителя 2 2
Самостоятельная работа: вопросно-ответная работа. Практическая работа: проанализировать запись урока. Охарактеризовать индивидуальные особенности речевой деятельности будущего учителя. Основы мастерства публичного выступления Основы мастерства публичного выступления 2 2
Самостоятельная работа: консультация Практическая работа: определить принципы публичного выступления Педагогический речевой идеал Педагогический речевой идеал 2 2
Практическая работа: дать определение педагогического речевого идеала. 2 Раздел 2. Риторика как предмет изучения Дискурс. Текст. Дискурс. Текст. Стили речи. Речевой жанр 2 2
Самостоятельная работа: подготовить сообщения по темам Практическая работа: защитить подготовленные сообщения по темам Общение Общение. Специфика педагогического общения 2 2
Самостоятельная работа: собеседование Практическая работа: определить особенности общения и педагогического общения 2 Речевая деятельность учителя Слушание, чтение, говорение и письмо 2 2
Самостоятельная работа: доклады Практическая работа: умение выступить перед аудиторией 2 Риторические каноны Инвенция. Диспозиция. Элокуция. Память 2 2
Самостоятельная работа: работа с текстом Практическая работа: умение работать с текстом 2 Ораторское искусство Ораторское искусство 2 2
Самостоятельная работа: устные высказывания Практическая работа: определить понятие «Ораторское искусство» 2 Письменные жанры профессионального общения Жанры профессионального общения 2 2
Самостоятельная работа: составление текстов Практическая работа: уметь составлять деловые письма. 2 Устные и письменные педагогические жанры Устные и педагогические жанры 2 2
Самостоятельная работа: составление текстов Раздел 3. Культурологическая парадигма риторики Риторика как компонент культурологической парадигмы Педагогический речевой или педагогико-риторический идеал 3 2
Практическая работа: определить роль речи учителя в становлении будущего педагога Общение Общение. Виды общения 3 2
Самостоятельная работа: подготовить рефераты Практическая работа: определить виды общения 3 Невербальные средства общения Невербальные средства общения, обеспечивающие эффективность общения 3 2
Практическая работа: определить роль коммуникативной ситуации 3 Устные профессионально значимые высказывания учителя Устные профессионально значимые высказывания учителя 3 2
Самостоятельная работа: конспекты. Практическая работа: определить устные профессионально значимые высказывания учителя 3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета гуманитарных и социально-экономических дисциплин.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя, оборудованное персональным компьютером с лицензионным или свободным программным обеспечением, соответствующим разделам программы и подключенным к сети Internet и средствами вывода звуковой информации;
- комплект учебно-наглядных пособий «Педагогическая риторика»;
Технические средства обучения:
- мультимедиапроектор и мультимедийная доска.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники
Барышникова Е.Н. Речевая культура молодого специалиста. – М.: Флинта. Наука, 2006.
Гойхман О.Я. Речевая коммуникация: Учебник. – М.: Инфра-М, 2006.
Голуб И.Б. Риторика: учитесь говорить правильно и красиво. – М.: Омега-Л, 2014.
Введенская Л.А. Русский язык и культура речи. – Ростов-на-Дону, 2001.
Белянин В.П. Живая речь. Словарь разговорных выражений. – М.: ПАИМС, 1994.
Дополнительная литература
Граудина Л.К. Вопросы нормализации русского языка.грамматика и варианты. – М., 1980.
Головин Б.Н. Основы культуры речи. – М.: Высшая школа, 1980.
Муратова А.А. Культура речи чителя. – М.: Воронеж, 2002.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, самостоятельной работы, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, исследований.
В результате изучения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
системно анализировать и выбирать образовательные концепции;
владеть различными средствами коммуникации в процессе педагогической деятельности;
способами совершенствования профессиональных знаний и умений.
Формирование коммуникативной компетентности будущего учителя.
В результате изучения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
ценностные основы профессиональной деятельности в сфере образования;
теории и технологии обучения и воспитания, сопровождения субъектов педагогического процесса;
содержание преподаваемого предмета;
закономерности психического развития и особенности их проявления в учебном процессе в разные возрастные периоды;
способы взаимодействия педагога и различными субъектами педагогического процесса;
способы профессионального самопознания и саморазвития.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Студенты умеют:
-определять стилевую принадлежность текста, создавать тексты разных функциональных стилей;
Выполнение упражнений, составление предложений, составление делового письма, тестирование.
-готовить и искать материал и словесно оформлять публичное выступление; Самостоятельная работа, подготовка докладов, выступление на конференции, решение ситуаций с использованием речевого этикета.
-соблюдать языковые нормы устной и письменной речи. Выполнение упражнений на практических занятиях, выполнение самостоятельной работы.
Студенты знают:
-основные характеристики функциональных стилей современного русского языка (научного, официально-делового, публицистического, разговорного); Тестирование, выполнение практических заданий, составление делового письма.
-нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи;
Устные практические работы: устное выполнение упражнений, работа у доски, участие на конференции, участие в беседе. Письменные работы: выполнение упражнений, самостоятельных работ.
-особенности устной публичной речи. Подготовка докладов, выступление на практических занятиях, конференции, тестирование.