Конспект открытого урока по машиноведению на тему : Устройство и принцип работы швейной машины
Урок в разделе «Основы машиноведения»
5 классТема урока: «Устройство и принцип работы швейной машины»
ЦЕЛЬ урока: Начать формировать знания по основам машиноведения и умениям работы на электрической швейной машине с ножным приводом
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ урока :
Обучения :формирование знаний учащихся об истории создания и устройстве швейной машины
формирование знаний учащихся по правилам безопасной работы на швейной машине.
формирование навыков работы на швейной машине с электрическим приводом.
Воспитания :Воспитывать трудолюбие,
Воспитывать аккуратность.
Воспитывать коммуникативные навыки
Развития :Развивать наглядно-образное мышление
развитие аналитического мышления и самостоятельности решения творческих задач,
развитие мотивации к изучению предмета посредством игровых форм обучения
Методы обучения:
словесный,
наглядный,
практический
Наглядные пособия:
компьютерная презентация: «швейная машина: история и современность» ,
кроссворд Hot potatoes
электрические швейные машины brasher
Раздаточный материал:
Жетоны;
Раздаточные карточки с заданиями.
смайлики
Технические средства обучения:
Компьютер, колонки, проектор, экран, швейная машина
Тип урока:
комбинированный
На изучение темы " Устройство и принцип работы швейной машины " отводится два часа по 45 минут.
Структура урока:
Организация урока (2 мин.)
Повторение (15 мин.)
Изучение нового материала (28 мин.)
Практическая работа (40 мин.)
Итог урока (3 мин.)
Домашнее задание (2 мин.)
Ход урока
1.Подготовительный этап
1Приветствие.
2.Проверка готовности учащихся к уроку,
3.Проверка явки учащихся,
4.Объявление учащимся цели и задачей урока.
2.Основной этап
Повторение ранее изученного
Игра "Кроссворд" .Интерактивный кроссворд Hot potatoes
Учитель нажимает на пустые клеточки кроссворда, автоматически на экране появляются вопросы. За каждый правильный ответ с места ученице учитель выдает оранжевый кружок. В конце игры подсчитывается общее количество набранных кружочков.
Изучение нового материала
Рассказ учителя. "Что умеет швейная машина".
Всегда увлекательно было наблюдать, как бабушка ловко управлялась со швейной машиной.Это не сложный с виду механизм казался живым существом - таким он был ушлым, понятливым и послушным в ее руках. То из-под его доброй продолговатой мордочки со стрекотом бежала аккуратная прямая строчка, то выходила ровная ажурная мережка, то сами собой образовывались кокетливые вафельные сборки... Умела бабушкина машина пришивать пуговицы, штопать, латать,делать изящную вышивку. Самой большой наградой для детворы было, когда бабушка позволяла нам покрутить ручку машины. А сама лишь чуть поправляла шитье. Казалось, умная машина делала сложную, разнообразную работу сама. Но когда мне,наконец, довелось сесть за машину, оказалось, что все эти хитрые швейные операции умела делать бабушка, а не машинка. Много времени и терпения пришлось потратить, чтобы научиться у бабушки ее секретам.
Скажите, пожалуйста, девочки: "Чтобы вникнуть во все секреты работы на швейной машине, что нужно, прежде всего?" (ответы учащихся)
Ответ : Правильно, необходимо хоть в общих чертах разобраться в устройстве и работе машины.В этом нам поможет и ее интересная история.
Презентация №2..Первый известный нам проект швейной машины относится еще к концу ХV века. Его приписывают Леонардо да Винчи.(презентация №2, слайд - 2) А конструкция, распространенная сейчас, сложилась в общих чертах только к 50-м годам ХIХ века. Но и тогда это была довольно редкая диковина,достояние выставок немногих передовых швейных мастерских.
Сведения об истории создания швейной машины.
Швейная машина служит для стачивания деталей из ткани при пошиве различных изделий.
Люди много веков шили ручными стежками, и их никогда не оставляла мысль ускорить свою работу.Один француз, портной по профессии, придумал первую швейную машину, она была деревянной и вместо иголки шила крючком.
В 1755 году К. Вейзенталю был выдан патент на швейную машину, копирующую образование стежка вручную (машина однониточного цепного стежка). (презентация №2, слайд - 2)
В 1790 году патент на швейную машину для пошива сапог получил англичанин Т. Сент. Машина приводилась в движение рукой, вручную под иглой перемещалась и заготовка сапога. (презентация №2,слайд - 3)
В 1834 году американец Уолтер Хант изобретает иглу с ушком на заостренном конце и челночное устройство. Появляется первая машина двухниточного стежка, ее недостаток -отсутствует регулятор натяжения нижней нити. (презентация №2, слайд - 4)
В 1845 году в США Э. Хоу изобрел первую швейную машину челночного стежка.(презентация №2, слайд -5) Она была очень несовершенной: ткань при шитье на ней укрепляли вертикально, накалывая на шпильки. Перемещалась она только в прямом направлении благодаря специальной ленте.Изогнутая игла двигалась в горизонтальной плоскости, а челнок работал, как челнок в ткацком станке.
Швейные машины были громоздки, неудобны, часто ломались. Поэтому изобретатели продолжали их совершенствовать.
В дореволюционной России своего производства швейных машин не было. В Подольске американская фирма "Зингер" организовала сборочную мастерскую, в которой машины собирали из деталей,поступавших из-за границы.
После 1917 года наша страна создает заводы швейного машиностроения. В настоящее время бытовые и промышленные машины выпускают Подольский, Оршанский, Тульский и другие механические заводы.
Сегодня швейные машины есть почти в каждой семье. Срок их службы, по принятым стандартам, 25лет. Но немало "долгожителей" сохранилось и с довоенной поры, а то и дореволюционного выпуска.И работают!
Швейная машина - это добротно сделанная машина очень рациональной конструкции, надежная и простая в обращении. Вложенный в нее когда-то человеческий труд до сих пор приносит плоды. (учащиеся со слайдов записывают самое основное в тетрадь)
Слово учителя.
Швейные машины бывают промышленные и бытовые. Давайте рассмотрим их поподробней. (презентация№2)
Швейная машины, которые применяют в быту, отличаются по конструкции, техническим возможностям, дизайну, но устройство, наладка и правила эксплуатации имеют много общего.
Швейные машины современного типа не только стачивают куски ткани, но и обметывают осыпающиеся срезы, пришивают пуговицы, обрабатывают петли, вышивают и еще выполняют много-много других операций. (презентация №2)
Швейные машины бывают с ручным, ножным, электрическим приводами. Привод - это устройство, с помощью которого машина приводится в движение. (презентация №2)
Ручной привод постепенно уходит в прошлое.Работать на такой машине неудобно, потому что правая рука занята вращением рукоятки. Ножной привод освобождает руки для работы, это большое преимущество перед ручным приводом. Машина с ножным приводом очень удобна для обучения швейному делу, так как можно легко регулировать скорость вращения главного вала.
Машина с электрическим приводом наиболее быстроходна и современна, удобна в работе.
Рассказать и показать на швейной машине с электрическим приводом составные части машины, устройство и принципы работы (презентация №2, швейная машина )После чего учащиеся выполняют практическую работу по теме: "Знакомство с бытовой швейной машиной и ее составными частями"
Ход работы:
Познакомиться с названием деталей швейной машины.
Найти на швейной машине детали, указанные в учебнике , и внимательно рассмотреть их
На раздаточных листах выполнить задание по определению составных частей швейной машины.
Предупреждаю о возможных затруднениях при выполнении работы. В ходе практической работы осуществляю индивидуально- текущий инструктаж, обращаю внимание на приемы работы; при необходимости осуществляю групповой инструктаж. Обращаю внимание на соблюдение технике безопасности и правильной посадки.
Закрепление изученного материала.
1.Интеллектуальная разминка(презентация №2)
2.Вопросы и задания:
Каково основное назначение бытовых швейных машин?
Какие привод швейных машин теперь вы знаете?
С помощью чего машину можно привести в движение?
Кто изобрел первый проект швейной машины?
3.Заключительный этап
Подведение итогов урока
Активным учащимся выставляются оценки в журнал.
Прошу класс взять со стола смайлики с выражением лиц, соответствующее их настроению на уроке. Делаю вывод, какое настроение было у учащихся и понравился ли им урок.
Домашнее задание.
Принести к следующему уроку 2 катушки ниток, шпульку. Выучить основные термины, пройденные на уроке.