Конспект урока: Подготовка швейной машины к работе. Заправка машины 5 класс


Урок №
Дата:
Тема: Подготовка швейной машины к работе. Заправка машины
Цели урока:
Образовательные:
познакомить с правилами заправки верхней и нижней нити, устройством шпульного колпачка;
ознакомить с правилами ТБ при работе со швейной машиной;
научить заправлять верхнюю и нижнюю нити.
Развивающие:
развивать у обучающихся умение организовывать работу в группах (парах сменного состава), умение анализировать, ставить себе и другим оценки;
продолжать развитие моторики пальцев рук.
Воспитательны:
воспитывать аккуратность;
возбудить интерес к работе на швейной машине;
убедить в значимости приобретенных знаний.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Сообщение материала
 –  Отгадайте, о чем говорится в загадке:
На полянке шерстяной Пляшет тонконожка,Из-под туфельки стальнойВыползает стежка.
 –  Конечно же, это швейная машина, с которой вы познакомились на прошлом уроке.
История:
Швейная машина – это устройство, выполняющее механические движения сшивания текстильных материалов и кожи, для изготовления одежды, обуви и других швейных изделий. Первую швейную машину изобрел немецкий профессор Вальтер в 1755 году.
Главным достоинством швейной машины являются скорость шитья и возможность поставить швейное производство на поток. Швейные машины стали основным технологическим оборудованием при изготовлении одежды.Современные швейные машины могут: (работа с наглядностями)
автоматически присбаривать ткань,
обрабатывать петли,
выполнять около 47 стежков и 30 типов строчек,
прошивать кожу и различные виды тканей от батиста до драпа, вышивать.
в них возможна установка двойной иглы для шитья сразу двумя (даже разноцветными) нитками
Вопросы:
Есть ли у вас дома швейная машина?
Как она приводится в движение? (ручным приводом, ножным приводом, электрическим приводом)
Для чего, по вашему мнению, человек изобрел машину?
Легко ли на ней работать?
Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы машина работала?
Чтобы шить на машине, необходимо с ней правильно обращаться: быть аккуратным, уметь смазывать и налаживать машину. Также необходимо правильно заправлять швейную машину. Сегодня мы  с вами познакомимся с порядком заправки верхней и нижней нитей в швейной машине, а на практической работе вы научитесь заправлять и верхнюю и нижнюю нити.
Все ли помнят правила  безопасной  работы на  швейной машине? Повторим правила, играя в «светофор» (при ответе на высказывание: не согласен – поднимаем красный круг, сомневаюсь  –  желтый, все правильно  –  зеленый)1. Машину с ручным приводом ставят на край стола (на расстоянии 5…10 см. от переднего края).2. Перед началом работы одеть рабочую одежду.3. Ткань не тянуть и не подталкивать ее под лапку во время шитья.4. Посторонние предметы на платформе машины работе не мешают (убрать с машины посторонние предметы)
3. Последовательность заправки верхней нитки (с практическим закреплением)
Для работы на швейной машине нужно уметь заправлять верхнюю и нижнюю нитки в определенной последовательности. Неточность в заправке ниток приводит к неполадкам в работе машины.
На ваших столах лежат необычные инструкции по заправке ниток. Смотрите на них и слушайте внимательно. Чтобы лучше запомнить последовательность заправки верхней нити послушайте сказку, которая называется «Приключения Любопытной Маши»В некотором царстве, в школьном государстве жили-были Умелые ручки. Однажды им попался моток ниток и ручки, недолго думая, сделали из него куклу, которую подарили кабинету труда. Днем кукла спокойно сидела на полке под стеклом, а ночью отправлялась в путешествие по кабинету. Она была очень любопытная и совала свой нос во все уголки. Поэтому жители кабинета прозвали ее Любопытной Машей.Швейные машины долго стояли закрытыми, но как-то учительница их раскрыла и ушла домой. Варвара быстро спрыгнула с полки и помчалась рассматривать новое чудо. Вначале она забралась на стул, потом на платформу, затем залезла на рукав машины и здесь увидела катушку ниток, от которой куда-то ниточка тянулась. Вспомнила Маша, что в сказках всегда ниточка от клубочка тянется и дорогу показывает. Решила она посмотреть, куда же ведет ниточка и пошла за ней.Давайте же и мы сядем за швейные машины и проследим за путешествием Маши. (дети переходят к швейным машинам,  берут с собой инструкционные карты и по ним начинают заправлять верхнюю нить в ходе рассказа учителя)Пошла Маша по рукаву машины и видит у самого  края милиционер стоит. Вспомнила она поговорку «Язык до Киева доведет» и спросила дорогу. Милиционер, которого звали «Нитенаправитель» дорогу и показал. Стала девочка по ниточке вниз спускаться и застряла. Придавили ее с двух сторон шайбы регулятора натяжения верхней нити. Трудно выбраться Маше, да ничего, она девочка трудолюбивая, настойчивая. Выбралась и стала продвигаться вперед. Только прошла немного и хотела отдохнуть, да не тут-то было. Кто-то вдруг потянул ее вверх, да так быстро, что и не заметила, как очутилась в ушке нитепритягивателя. Посмотрела вниз, страшно ей стало. Да делать нечего: взялся за дело – доводи до конца. И стала она спускаться. И тут, откуда ни возьмись, опять милиционер, да не один, а целых два и оба ей дорогу показывают. Добралась она к ушку иглы. Смотрит Маша: вот он – конец нитки!
Ребята, а как вы думаете, можно по-другому заправить верхнюю нить?Конечно  –  нет! А почему?
А теперь запишите в тетради последовательность заправки верхней нитки:(можно раздать  карточки)
Катушечный стержень.
Нитенаправитель.
Регулятор натяжения верхней нитки.
Компенсационная пружина.
Нитепритягиватель.
Нитенаправитель.
Нитенаправитель.
Игла.
Проверьте правильность заправки.
А сейчас давайте поиграем и закрепим в памяти ЕДИНСТВЕННЫЙ путь верхней нити.Мы с вами побудем немного в роли деталек машины.(Ролевая игра)
Чтобы получилась качественная строчка, нам нужно уметь правильно заправлять еще и нижнюю нить.
Устройство шпульного колпачка
Для заправки нижней нитки в машину используют шпульный колпачок, в который вставляется шпулька с намотанной ниткой. Рассмотрим рисунок  Колпачок состоит из пластинчатой пружины, которая крепится к корпусу винтом. Косая прорезь под пружиной служит для вывода нитки из шпульки наружу. Для установки шпульного колпачка в машину служит защелка. Установочный палец закрепляет шпульный колпачок в челночном устройстве.
Последовательность заправки нижней нитки (с практическим   закреплением)
Возьмите вторую инструкцию и поэтапно повторяйте указания.
1. Пальцами правой руки возьмите шпульку так, чтобы нитка была намотана в направлении на себя. (Если шпульку установить наоборот, то во время шитья будет рваться нитка).2. В левую руку взять шпульный колпачок так, чтобы установочный палец был вверху.3.  Установите шпульку в колпачок.4.  Нитку заведите в косую прорезь на корпусе.5.  Протяните нитку под пружину натяжения.6.  Выведите нитку в прорезь на конце пружины.7. Установите иглу в крайнее верхнее положение.8. Отодвиньте задвижную пластину и пальцами левой руки наденьте шпульный колпачок на центровой стержень так, чтобы установочный палец вошел в паз накладного кольца.  Большим пальцем левой руки  придавите колпачок до щелчка.9.  Закройте задвижную пластину.10. Выведите нижнюю нитку вверх. Для этого левой рукой держите конец верхней нити, не натягивая ее. Вращайте правой рукой маховое колесо на себя, чтобы игла вошла в игольную пластину и вышла из нее. После этого левой рукой потяните нитку, и конец нижней нитки выйдет наверх.11. Концы обеих ниток заведите за лапку.12. Сложите ткань вдвое, подложите ее под лапку и проколите иглой.  Опустите лапку. Вращайте маховое колесо на себя. Выполните строчку.13. Остановите машину, поднимите иглу и лапку, отведите ткань в сторону и обрежьте нитки, оставляя концы ниток 8…10 см.14. Приведите машину в порядок.
3. Закрепление новых знаний и умений учащихся
Беседа
– Из каких частей состоит машинная игла?– Кто может рассказать последовательность заправки верхней нити?– Как правильно установить шпульку в шпульный колпачок?
4. Итоги урока
Заправка ниток в швейную машину является одним из этапов подготовки ее к работе. Правильность и точность этих действий в значительной степени влияет на качество шитья.
5. Домашнее задание
Повторить последовательность заправки  верхней и нижней нитей
Повторить названия частей иглы.
Продолжить работу по изучению терминологии.