Рабочая программа по русскому языку


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Миролюбовская школа»
Красногвардейского района
Республики Крым
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора Директор МБОУ «Миролюбовская школа» по УВР _________________________/Р.Р. Меметов/
__________ / В.В. Самойленко/ Приказ № _____ от _______ 20___г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
РУССКИЙ ЯЗЫК
9 класса
уровень: базовый
2015/2016 учебный год

Составлена:
учителем русского языка и литературы
МБОУ «Миролюбовская школа»
Барановой В.А.
Рассмотрено и рекомендовано Рассмотрено
на заседании школьного МО учителей на заседании педагогического
филологического цикла _____________ совета школы
___________________/А.Я Минаева / Протокол №___ от______20__г.
Протокол №____ от _________20___ г.
Миролюбовка, 2015г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса «Русский язык» для 9 класса составлена в соответствии с основными положениями федерального базисного учебного плана (далее –БУП), примерной программой основного общего образования по русскому языку для
5-9 классов и авторской программой. Данная программа рассчитана на 66 часов (год) по количеству учебных недель – 33, 2 раза в неделю.
Нормативными документами для составления рабочей программы являются:
Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ.
Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», с изменениями и дополнениями.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
Письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 07.07.2005 г. № 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 сентября 2013 г. № 1047 «Об утверждении порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.04.2014 № 08-548 «О федеральном перечне учебников».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 02-600 (Зарегистрирован Минюстом России 03.03.2011 № 23290) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях» с изменениями, внесенными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.06.2011 № 85.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.01.2012 № 16 «О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09 марта 2004 года № 1312 «Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» (в редакции приказа Министерства образования и науки Российской Федерации РФ от 03 июня 2011г. № 1994).
Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 11.06. 2015 г. № 555 «Об утверждении Методических рекомендаций по формированию учебных планов общеобразовательных организаций Республики Крым на 2015/2016 учебный год».
Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В. В. Козлова, А.М. Кондакова. – 2-изд. - М.: Просвещение, 2009.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: учебное издание / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М.: Просвещение, 2010.
Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобренная решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 08.04.2015 №1/15. (5 класс).
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е.С. Савинов. М.: Просвещение, 2011. (6-11 классы).
Примерные программы по учебным предметам. Русский язык.5-9 классы. – 3-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011. – 112 с. (6-11 классы).
Учебный план МБОУ «Миролюбовская школа» на 2015/2016 учебный год.
Цели и задачи программы, её место в учебном процессе
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в V – IX классах формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Изучение русского языка на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания, знающей русский язык и уважающей языковые традиции других народов; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
формирование умений опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Согласно цели главными заданиями изучения русского языка в 9 классе являются:
подготовка грамотной личности, с высоким уровнем коммуникативной компетенции:
воспитание стойкой мотивации и сознательного стремления к изучению русского языка;
ознакомление с языковой системой и формирование на ее основе базовых лексических, грамматических, стилистических, орфоепических и правописных учений и навыков;
формирование общеучебных умений и навыков: коммуникативных, интеллектуальных, информационных, организационных;
формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
развитие всех видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо.
Виды контроля:
промежуточный:
постановка учебной задачи и выводы,
правильность выполнения упражнений и лингвистических задач,
монологическая устная и письменная речь,
полные ответы на вопросы,
составление схем и рассказов по ним,
моделирование языковых ситуаций,
планирование,
индивидуальные задания и сообщения,
графическое объяснение условий выбора орфограмм и пунктограмм,
фонетический, морфологический, морфемный, синтаксический разборы слов и предложений.
итоговый:
проектная деятельность,
творческие задания,
контрольные работы,
изложения,
диктанты,
сочинения всех видов,
языковой анализ текста.
Основными формами контроля знаний и умений обучающихся являются:
Диктант (объяснительный, предупредительный, графический, выборочный).
Диктант с грамматическим заданием
(основные виды грамматических разборов:
фонетический,
морфемный,
словообразовательный,
морфологический,
синтаксический,
орфографический,
пунктуационный,
лексический).
Сочинение (по данному сюжету, по данному началу, по рисунку).
Изложение (подробное, выборочное, сжатое).
Тесты.
Словарный диктант.
Контрольное списывание (осложненное и неосложненное, с условными пояснениями).
Общая характеристика учебного предмета, курса

Рабочая программа учебного курса «Русский язык» для 9 класса составлена в соответствии с основными положениями федерального базисного учебного плана (далее –БУП), примерной программой основного общего образования по русскому языку для 5-9 классов и авторской программой:
Примерная программа основного общего образования по русскому языку для образовательных учреждений с русским языком обучения. – Режим доступа: www.методкабинет.рфРусский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Л. М. Рыбченковой, О. М. Александровой, О. В. Загоровской и др. 5-9 классы – М. : Просвещение, 112 с.
и ориентирована на работу с учебным пособием и учебно-методическим комплексом:
Русский язык. 9 класс. Учебник / Рыбченкова Л. М., Александрова О. М., Загоровская О. В. и др. – М. : Просвещение, 2014. - 151
Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания.
Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.
Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.
Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ.
Используются такие формы обучения как диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения. Формы организации работы учащихся: индивидуальная, коллективная, фронтальная; парная; групповая
Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, схемы и др.), организационно-педагогические средства (карточки, раздаточный материал).
Структурные компоненты урока: установка, подготовка, представление, объяснение, тренировка, практика, усвоение.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане школы
Согласно Федеральному базисному учебному плану 2004 года (БУП) для образовательных учреждений Республики Крым предметы «Русский язык» и «Литература» являются обязательными базовыми общеобразовательными учебными предметами.
Базисным учебным планом определяется обязательное изучение русского языка и литературы на этапе основного общего образования.
ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН (ГОДОВОЙ)
для образовательных учреждений РФ с русским языком обучения
Учебные предметы Количество часов в год
IX

Русский язык 66
ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН (НЕДЕЛЬНЫЙ)
Учебные предметы Количество часов в неделю
IX
Русский язык 2
Данная программа рассчитана на 68 часов (год), по количеству учебных недель – 34.
С русским языком обучения
Диктант Словарный диктант Контрольная работа Изложение Сочинение
9 класс 2 4 4 3 3
Данная программа относится к образовательной области «филология», изучается в течении 1 года, реализуется за счет вариативной части и рассчитана на 68 часов (год) по количеству учебных недель – 34.
Планируемые результаты изучения предмета «Русский язык»:
Личностные:
понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа;
понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования;
осознание эстетической ценности русского языка;
достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения.
Предметные:
представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке РФ, средстве межнационального общения;
владение всеми видами речевой деятельности;
усвоение основ научных знаний о русском языке;
освоение базовых понятий лингвистики;
проведение различных видов анализа слова, синтаксического анализа словосочетания и предложения; анализ текста.
В результате изучения русского языка в 9 классе учащиеся должны
Речь.
Знать:
сведения о тексте, теме, основной мысли;
понятие различных видов устного и письменного высказывания;
особенности строения устного и письменного публичного высказывания;
Уметь:
определять стиль и тип высказывания;
определять тему и основную мысль текста;
использовать средства выразительности для создания собственного высказывания;
создавать различные виды высказывания в соответствии с ситуацией, учебной задачей;
Ключевые компетенции, формируемые в теме:
умение ставить цели, определять пути их решения;
выделять главное;
самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию;
использование для решения познавательных задач справочные пособия по русскому языку;
создание текста определенного функционально-смыслового типа;
отражение в устной и письменной форме результатов своей деятельности;
выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей;
адекватное восприятие устной речи и способность передать содержание прослушанного текста в развернутом виде в соответствии с целью учебного задания;
написание сочинения;
приведение примеров, подбор аргументов;
владение монологической и диалогической речью;
создавать тексты-повествования с использованием в них СП различных групп;
при анализе давать интерпретацию языковых явлений;
самостоятельно редактировать и творчески перерабатывать собственный текст;
понимать и анализировать художественную роль разговорного стиля в произведениях художественной литературы
Обобщение и систематизация изученного в 5-8 классах
Знать:
основные единицы языка и их особенности;
лексическое и грамматическое значение слова;
части речи и их смысловые, морфологические и синтаксические признаки;
основные правила правописания
Уметь:
правильно произносить слова с учетом вариантов произношения;
владеть приемом разбора слов по составу;
пользоваться этимологическим и словообразовательным словарем;
правильно писать слова с орфограммами, изученными в 5-7 классах
Синтаксис сложного предложения
Сложное предложение. Пунктуация
Сложное предложение и его признаки.
Сложные предложения с союзами и без союзов.
Классификация сложных предложений: сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные.
Знать:
признаки сложного и простого предложения;
классификацию сложных предложений;
Уметь:
различать изученные виды простых предложений;
строить простые и сложные предложения;
ставить знаки препинания в соответствии с типом предложения;
Ключевые компетенции, формируемые в теме:
выделять главное, классифицировать, рефлексировать, осуществлять самооценку деятельности;
находить способы взаимодействия при работе в группе;
уметь вступать в полемику и вести дискуссию;
уметь выполнять роль представителя группы, производителя идей;
производить синтаксический разбор сложных предложений
Сложносочиненные предложения
Знать:
строение сложносочиненных предложений;
средства связи в сложносочиненных предложениях;
смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения;
Уметь:
определять тип сложносочиненного союза и употреблять союзы в соответствии с типом предложения;
строить схему сложносочиненного предложения;
правильно ставить знаки препинания в сложносочиненных предложениях;
Ключевые компетенции, формируемые в теме:
выделять главное;
самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию;
использование для решения познавательных задач справочные пособия по русскому языку;
определять (находить) в тексте средства, подкрепляющие смысловые отношения в ССП;
производить синтаксический разбор ССП
Сложноподчиненное предложение
Знать:
строение сложноподчиненного предложения;
средства связи в сложноподчиненном предложении;
основные виды придаточных предложений;
Уметь:
строить сложноподчиненные предложения;
правильно употреблять средства связи в сложноподчиненном предложении;
находить границы сложноподчиненного предложения;
определять виды придаточных предложений;
строить схему сложноподчиненного предложения;
правильно ставить знаки препинания между главными и придаточными предложениями;
Ключевые компетенции, формируемые в теме:
определять (находить) в тексте средства, подкрепляющие смысловые отношения в СПП;
производить синтаксический разбор СПП;
формировать мировоззрение школьников;
уметь выбирать правильный стиль поведения в зависимости от ситуации; умение принимать решение в различных жизненных ситуациях;
Бессоюзное сложное предложение
Знать:
понятие бессоюзного сложного предложения;
смысловые отношения между простыми предложениями в составе бессоюзного сложного предложения;
Уметь:
находить бессоюзные сложные предложения;
составлять бессоюзные сложные предложения;
ставить знаки препинания в бессоюзном сложном предложении;
Ключевые компетенции, формируемые в теме:
отражение в устной и письменной форме результатов своей деятельности;
определять (находить) в тексте средства, подкрепляющие смысловые отношения в БСП;
производить синтаксический разбор бессоюзных сложных предложений,
Сложное предложение с разными видами связи
Знать:
понятие сложного предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи;
знаки препинания в сложных предложениях с различными видами союзной и бессоюзной связи;
Уметь:
уместно употреблять в устной и письменной речи сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи;
правильно строить сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи;
ставить знаки препинания в сложных предложениях с различными видами союзной и бессоюзной связи;
Ключевые компетенции, формируемые в теме:
обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как о науке и учёных-русистах.
Содержание учебного предмета:
Формирование содержания учебного курса осуществляется на основе принципов:
единства содержания обучения на разных его уровнях,
отражение в содержании обучения задач развития личности,
практической значимости и научности содержания обучения,
доступности обучения,
соблюдение преемственности.
Содержание программы выделяет три основных линии: формирование коммуникативной компетенции, формирование языковой и лингвистической компетенций, формирование культуроведческой компетенции.
СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ И ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ (ЯЗЫКОВЕДЧЕСКОЙ) КОМПЕТЕНЦИИ
Раздел I. О языке (1 час)
Русский язык среди языков мира.
Раздел II. Речь
Систематизация и обобщение сведений о тексте, теме и основной мысли связного высказывания, средствах связи предложений в тексте, о стилях и типах речи.
Особенности строения устного и письменного публичного высказывания (задача речи, типы речи, характерные языковые и речевые средства).
Композиционные формы:
Высказывания типа газетной статьи с рассуждением-размышлением (Что такое дружба? Деловой человек. Хорошо это или плохо? Воспитанный человек. Какой он?); эссе.
Высказывания типа статьи в газету с рассуждением-доказательством (Надо ли читать книги в век радио и телевидения? Почему я (не) люблю легкую музыку? Чем измеряется жизнь?); рецензия.
Деловые бумаги: заявления (стандартная форма, языковые средства, характерные для этого вида деловых бумаг), доверенность.
Тезисы, конспекты научно-популярных и публицистических статей.
Раздел III. Обобщение и систематизация изученного в 5-8 классах (11 часов)
Основные единицы языка и их особенности (звуки, морфемы, слова, словосочетания, предложения).
Лексическое и грамматическое значение слова.
Части речи и их смысловые, морфологические и синтаксические признаки.
Основные правила правописания.
Раздел IV. Синтаксис сложного предложения
Глава 1. Сложное предложение. Пунктуация (4 часа)
Сложное предложение и его признаки.
Сложные предложения с союзами и без союзов.
Классификация сложных предложений: сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные.
Глава 2. Сложносочиненные предложения (6 часов)
Строение сложносочиненных предложений и средства связи в нем: интонация и сочинительные союзы (соединительные, разделительные и противительные). Смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения.
Культура речи. Интонация сложносочиненного предложения.
Синонимика сложносочиненных предложений с различными союзами.
Стилистические особенности сложносочиненного предложения и ряда простых предложений.
Глава 3. Сложноподчиненное предложение (19 часов)
Строение сложноподчиненного предложения: главное и придаточное предложение в его составе; средства связи в сложноподчиненном предложении.
Основные виды придаточных предложений: определительные, изъяснительные, обстоятельственные (места, причины, времени, образа действия и степени, цели, условия, уступительные, сравнительные, следствия).
Место придаточного предложения по отношению к главному.
Предложения с несколькими придаточными.
Знаки препинания между главными и придаточными предложениями.
Культура речи. Синонимика союзных предложений. Стилистические особенности сложноподчиненного и простого предложений. Использование сложноподчиненных предложений в разных типах речи.
Глава 4. Бессоюзное сложное предложение (8 часов)
Смысловые отношения между простыми предложениями в составе бессоюзного сложного предложения.
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
Культура речи.
Выразительные особенности бессоюзных предложений.
Синонимика простых и сложных предложений с союзами без союзов.
Глава 5. Сложное предложение с разными видами связи (4 часа)
Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи. Знаки препинания в нем.
Культура речи. Правильное построение сложных предложений с различными видами связи.
Уместное употребление их (преимущественно в книжной речи).
Стилистические особенности сложного предложения с разными видами связи и текста с разными способами связи простых предложений.
Глава 6. Обобщение и систематизация изученного в 9 классе (6 часов)
Основные типы сложных предложений и их особенности.
Классификация сложных предложений. Знаки препинания в сложных предложениях.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

раз
дела Наименование разделов и тем Количество часов на раздел Контрольные работы Практическая
часть
1. Введение. 1 __ __
2. Повторение и систематизация изученного в 5-8 классах. 11 2 3
3. Синтаксис сложного предложения. Пунктуация 4 2 (из них 1 контрольный словарный диктант) 1
4. Союзные предложения. Сложносочиненное предложение (ССП) 6 1 __
5. Сложноподчиненное предложение (СПП). 19 5 (из них 2 контрольных словарных диктанта) 3
6. Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными. 5 1 1
7. Бессоюзное сложное предложение. 8 2 2
8. Сложные предложения с различными видами связи. 4 2 (из них 1 контрольный словарный диктант) __
9. Обобщение и систематизация изученного в 9 классе. 6 1 1
10. Резервные уроки 4 __ __
Итого: 68 16 11
Календарно-тематическое планирование

п\п Сроки выполнения Название раздела, тема урока Практичес
кая
часть Формы и темы контроля Оборудо
вание
П Ф 1. 02.09 Введение.
Русский язык как развивающее явление Развитие речи
Работа с цитатами Устный опрос
Составле
ние расска
за опорная схема, записи примеров на доске, учебник
2. 07.09
Повторение и систематизация изученного в 5-8 классах.
Фонетика. Орфография. Графика. Гласные и согласные в корне слова. Написание слов с шипящим на конце. Беседа с уч-ся
Выполн.
упр.
Устный опрос
Наблюде
ние учителя опорная схема, записи примеров на доске, учебник
3. 09.09 Р.р. Обобщение изученного о тексте: тема, основная мысль текста. Стили речи. Официально-деловой стиль. Развитие речи Устный опрос
Устное связное высказывание Учебник
4. 14.09 Лексика. Лексическое значение слова. Беседа с уч-ся
Выполн.
упр. Устный опрос
Учебник
5. 16.09 Морфемика и словообразование.
Написание о, ё после шипящих. Написание и, ы после ц.
Р.р. Подготовка к написанию контроль
ного изложения Выполн.
упр.
Развитие речи Устный опрос
Анализ задания опорная схема, записи примеров на доске, учебник
6. 21.09 Контрольное изложение№1. Развитие речи Контрольное изложение КИМы
7. 23.09 Морфология. Части речи и их смысловые, морфологические и синтаксические признаки. Написание не с разными частями речи. Беседа с уч-ся
Выполн.
упр. Устный опрос
опорная схема, записи примеров на доске, учебник
8. 28.09 Правописание сложных слов, приставок. Орфограммы на стыке приставки и корня. Одна и две буквы н в суффиксах различных частей речи. Беседа с уч-ся
Выполн.
упр. Устный опрос
опорная схема, записи примеров на доске, учебник
9. 30.09 Правописание сложных слов, приставок. Орфограммы на стыке приставки и корня. Беседа с уч-ся
Выполн.
упр. Устный опрос
опорная схема, записи примеров на доске, учебник
10. 05.10 Р.р. Чтение и его виды. Типы речи. Развитие речи Вырази
тельное чтение Учебник
11. 07.10 Контрольный диктант № 1 по теме «Повторение». Контрольный диктант КИМы
12. 12.10 Анализ контрольной работы. Слитное и раздельное написание наречий. Правописание производных предлогов, союзов, частиц. Беседа с уч-ся
Выполн.
упр. Устный опрос
опорная схема, записи примеров на доске, учебник
13. 14.10 Синтаксис сложного предложения. Пунктуация
Понятие о сложном предложении и его признаки. Выполн.
упр. Устный опрос
опорная схема, записи примеров на доске, учебник
14. 19.10 Типы сложных предложений и средства связи между частями его частями. Контрольной словарный диктант
№ 1 Выполн.
упр. Контроль
ный словарный диктант КИМы
15. 21.10 Р.р. Типы речи. Подготовка к контрольному сочинению Развитие речи Анализ задания Учебник
16. 26.10 Контрольное сочинение №1. Развитие связной речи Контрольное сочинение КИМы
17. 28.10 Союзные предложения. Сложносочиненное предложение (ССП) Строение сложносочиненного предложения и средства связи между простыми предложениями в его составе. Беседа с уч-ся
Выполн.
упр. Устный опрос
Анализ строения предложения опорная схема, записи примеров на доске, учебник
18. 09.11 Смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения. Беседа с уч-ся
Выполн.
упр. Устный опрос
Анализ строения предложения опорная схема, записи примеров на доске, учебник
19. 11.11 Знаки препинания в сложносочиненных предложениях. Беседа с уч-ся
Выполн.
упр. Анализ строения предложения
Устный опрос
опорная схема, записи примеров на доске, учебник
20. 16.11 Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненного предложения. Беседа с уч-ся
Выполн.
упр. Анализ строения предложения
Устный опрос
опорная схема, записи примеров на доске, учебник
21. 18.11 Контрольная работа№1 по теме «Сложносочи
ненное предложение». Выполн. Контроль
ной работы Контрольная работа КИМы
22. 23.11 Анализ контрольной работы и изложения. Повторение темы «Сложносочиненное предложение» Беседа с уч-ся
Выполн.
работы над ошибками Устные ответы
Контрольные тетради уч-ся
23. 25.11 Сложноподчиненное предложение (СПП).
Понятие о сложноподчиненном предложении. Подчинительные союзы и союзные слова. Строение сложноподчиненных предложений. Выполн.
упр. Устный опрос
Анализ строения предложения опорная схема, записи примеров на доске, учебник
24. 30.11 Классификация сложноподчиненных предложений. Выполн.
упр. Устный опрос
Анализ строения предложения записи примеров на доске, учебник
25. 02.12 Сложноподчинительные предложения с придаточными определительными. Выполн.
упр. Устный опрос
Анализ строения предложения опорная схема, записи примеров на доске, учебник
26. 07.12 Р.р. Строение текста. Использование различных стилей речи в художественном предложении. Подготовка к контрольному изложению Развитие речи Устный опрос
Анализ задания Учебник
27. 09.12 Контрольное изложение №2. Развитие речи Контрольное изложение КИМы
28. 14.12 Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными. Выполн.
упр. Устный опрос
Анализ строения предложения опорная схема, записи примеров на доске, учебник
29. 16.12 Р.р. Углубление знаний о стилях и жанрах речи. Развитие речи Устный опрос Учебник
30. 21.12 Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. Контрольный словарный диктант №2 Выполн.
упр. Устный опрос
Контроль
ный словарный диктант КИМы
31. 23.12 СПП с придаточными времени. Выполн.
упр. Устный опрос
Анализ строения предложения опорная схема, записи примеров на доске, учебник
32. 28.12 СПП с придаточными места. Выполн.
упр. Устный опрос
Анализ строения предложения Учебник
33. 11.01 СПП с придаточными причины, цели и следствия. Выполн.
упр. Устный опрос
Анализ строения предложения Учебник
34. 13.01 Р.р. Строение текста. подготовка к контрольному изложению Развитие речи Устный опрос
Анализ задания Учебник
35. 18.01 Контрольное изложение №3. Развитие письменной связной речи Контрольное изложение КИМы
36. 20.01 СПП с придаточными условия и уступки. Беседа с уч-ся
Выполн.
упр. Устный опрос
Анализ строения предложения опорная схема, записи примеров на доске, учебник
37. 25.01 СПП с придаточными образа действия, меры и степени. Беседа с уч-ся
Выполн.
упр. Устный опрос
Анализ строения предложения Учебник
38. 27.01 СПП с придаточными сравнительными. Контрольный словарный диктант
№ 3. Беседа с уч-ся
Выполн.
упр. Контрольный словарный диктант КИМы
39. 01.02 Систематизация и обобщение знаний изученного по теме «Сложноподчиненное предложение». Беседа с уч-ся
Выполн.
упр. Устный опрос
Синтакси
ческий разбор предложения опорная схема, записи примеров на доске, учебник
40. 03.02 Контрольная работа №2 по теме «Сложноподчиненное предложение» Выполн. заданий контроль
ной работы Контроль
ная
работа КИМы
41. 08.02 Анализ контрольной работы. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения. Беседа с уч-ся
Выполн.
упр. Устный опрос
Синтакси
ческий разбор предложения опорная схема, записи примеров на доске, учебник
42. 10.02 Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными. Понятие сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными Беседа с уч-ся
Выполн.
упр. Устный опрос
Анализ строения предложения опорная схема, записи примеров на доске, учебник
43. 15.02 СПП с несколькими придаточными. Беседа с уч-ся
Выполн.
упр. Устный опрос
Анализ строения предложения Учебник
44. 17.02 Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными. Беседа с уч-ся
Выполн.
упр. Устный опрос
Анализ строения предложения опорная схема, записи примеров на доске, учебник
45. 24.02 Контрольная работа№3 по теме «Сложноподчи
ненное предложение с несколькими придаточ
ными» Выполн. заданий контроль
ной работы Контроль
ная работа КИМы
46. 29.02 Анализ контрольной работы. Р.р. Эссе: понятие о жанре. Развитие речи Составле
ние текста Учебник
47. 02.03 Бессоюзное сложное предложение. Понятие о бессоюзном сложном предложении. Беседа с уч-ся
Выполн.
упр. Устный опрос
Синтакси
ческий разбор предложения Учебник
48. 09.03 Бессоюзное сложное предложение со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. Беседа с уч-ся
Выполн.
упр. Устный опрос
Синтакси
ческий разбор предложения опорная схема, записи примеров на доске, учебник
49. 14.03 Р. р. № 12. Публицистический стиль. Контрольное сочинение№2. Развитие речи Контрольное сочинение КИМы
50. 16.03 Бессоюзное сложное предложение со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Беседа с уч-ся
Выполн.
упр. Устный опрос
Синтакси
ческий разбор предложения опорная схема, записи примеров на доске, учебник
51. 21.03 Бессоюзное сложное предложение со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении. Беседа с уч-ся
Выполн.
упр. Устный опрос
Синтакси
ческий разбор предложения опорная схема, записи примеров на доске, учебник
52. 23.03 Обобщающее повторение по теме «Бессоюзное сложное предложение». Беседа с уч-ся
Выполн.
упр. Устный опрос
Синтакси
ческий разбор предложения опорная схема, записи примеров на доске, учебник
53. 04.04 Контрольный диктант № 2 по теме «Бессоюзное сложное предложение» Письмо под диктовку Контрольный диктант КИМы
54. 06.04 Работа над ошибками.
Р. р. Понятие о жанре рецензия. Развитие речи Устное составле
ние текста Учебник
55. 11.04 Сложные предложения с различными видами связи. Работа над ошибками. Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи. Беседа с уч-ся
Выполн.
упр. Устный опрос
Синтакси
ческий разбор предложения опорная схема, записи примеров на доске, учебник
56. 13.04 Предложения сложной конструкции. Контрольный словарный диктант №4 Беседа с уч-ся
Выполн.
упр Контроль
ный словарный диктант КИМы
57. 18.04 Синтаксический разбор предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи. Беседа с уч-ся
Выполн.
упр. Устный опрос
Синтакси
ческий разбор предложения опорная схема, записи примеров на доске, учебник
58. 20.04 Контрольная работа №4 по теме «Сложное предложение с различными видами связи». Выполн. заданий контроль
ной работы Контрольная работа КИМы
59. 25.04 Обобщение и систематизация изученного в 9 классе. Анализ контрольной работы. Основные типы сложных предложений и их особенности. Беседа с уч-ся
Выполн.
упр. Работа над ошибками
Устный опрос
опорная схема, записи примеров на доске, учебник
60. 27.04 Р.р.№17. Написание рецензии на газетную статью. Развитие речи Составле
ние рецензии Учебник
61. 04.05 Классификация сложных предложений. Беседа с уч-ся
Выполн.
упр. Устный опрос Учебник
62. 11.05 Контрольное сочинение №3. Развитие письменной связной речи Контрольное сочинение КИМы
63. 16.05 Повторение и систематизация изученного в 9 классе: пунктуация в сложноподчиненном предложении. Беседа с уч-ся
Выполн.
упр. Устный опрос
Синтакси
ческий разбор предложения опорная схема, записи примеров на доске, учебник
64. 18.05 Повторение и закрепление знаний лингвистического анализа текста. Беседа с уч-ся
Выполн.
упр. Устный опрос
Анализ текста опорная схема, записи примеров на доске, учебник
65-68. Резервные уроки Критерии оценивания
КРИТЕРИИ УСТНОГО ОТВЕТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний, учащихся по русскому языку.
Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями:
1) полнота и правильность ответа;
2) степень осознанности, понимания изученного;
3) языковое оформление ответа.
Отметка Степень выполнения учащимся общих требований к ответу
«5» 1) ученик полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;
2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные;
3) излагает материал последовательно, правильно с точки зрения норм литературного языка.
«4» ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
«3» ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:
1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;
2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;
3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
«2» если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
«1» ученик обнаруживает полно незнание или непонимание материала, отказывается от ответа без объяснения причин.
Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
Критерии оценивания знаний учащихся с помощью ТЕСТОВ
Отметка «5» (отлично) ставится, если верные ответы составляют 90%-100% от общего количества вопросов.
Отметка «4» (хорошо) может быть поставлена, если верные ответы составляют 80% от общего количества вопросов.
Отметка «3» (удовлетворительно) ставится, если работа содержит 50%-70% правильных ответов.
Отметка «2» (неудовлетворительно) ставится, если работа содержит менее 30%-50% правильных ответов.
Отметка «1» (очень плохо) ставится, если работа содержит менее 30% правильных ответов.
ОЦЕНКА ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ
Критерии и нормативы оценки ДИКТАНТОВ
Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.
Требования к тексту диктанта
Класс Контрольный диктант Словарный диктант
Кол-во слов (самостоятельных и служебных)1 Кол-во орфограмм2 Кол-во пунктограмм Кол-во слов с непроверяемыми орфограммами3 Кол-во слов Объяснение лексического значения слова
9 150-170 24 15 10 35-40 4 слова
1До конца первой четверти сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.
2Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее 2—3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные; они должны быть представлены 1—3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм и пунктограмм не должно превышать норм, представленных в таблице.
3 В тексты контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мер закреплялись (не менее чем на двух-трех предыдущих уроках).
Рекомендуемые нормы оценки за ДИКТАНТ
ОТМЕТКА Число ошибок (орфографических и пунктуационных)
«5» 0/0, 0/1, 1/0 (негрубая ошибка)
«4» 2/2, 1/3, 0/4, 3/0, 3/1 (если ошибки однотипные)
«3» 4/4, 3/5, 0/7, 5/4 в 5 классе; 6/6 (если есть ошибки однотипные и негрубые)
«2» 7/7, 6/8, 5/9, 8/6
«1» при большем количестве ошибок
Примечание.
При оценке диктанта исправляются,
но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:
1) в переносе слов;
2) на правила, которые не включены в школьную программу;
3) на еще не изученные правила;
4) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;
5) в передаче авторской пунктуации.
Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).
При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, т. е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.
К негрубым относятся ошибки:
1) в словах-исключениях из правил;
2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
4) в случаях трудного различения не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не...; не кто иной, как; ничто иное не…, не что иное, как и др.);
5) в собственных именах нерусского происхождения;
6) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
7) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.
Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.
Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.
Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слове требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода — воды, рот — ротик, грустный — грустить, резкий -резок).
Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается самостоятельно.
Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.
При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на один балл. Отличная оценка не выставляется при наличии трех и более исправлений.
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются две оценки (за каждый вид работы).
При оценке выполнения дополнительных заданий
рекомендуется руководствоваться следующим:
Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.
Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.
Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.
Контрольный словарный диктант.
При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:
Балл Количество ошибок
«5» ошибки отсутствуют
«4» 1-2 ошибки
«3» 3-4 ошибки
«2» 5-6 ошибок
«1» более 6 ошибок
Критерии пунктуационной грамотности.
Все пунктуационные ошибки отражают неправильное выделение смысловых отрезков в предложении и в тексте. Среди пунктуационных ошибок выделяются ошибки грубые и негрубые.
К негрубым относятся:
ошибки в выборе знака (употребление запятой вместо точки с запятой, тире вместо двоеточия в бессоюзном сложном предложении и т.п.);
ошибки, связанные с применением правил, которые ограничивают или уточняют действия основного правила. Так, основное правило регламентирует постановку запятой между частями сложносочиненного предложения с союзом и. Действие этого правила ограничено одним условием: если части сложносочиненного предложения имеют общий второстепенный член, то запятая перед союзом не ставится. Постановка учеником запятой в данном случае квалифицируется как ошибка негрубая, поскольку речь идет об исключении из общего правила;
ошибки, связанные с постановкой сочетающихся знаков препинания: пропуск одного из знаков в предложении типа Лес, расположенный за рекой, - самое грибное место в округе или неправильная последовательность их расположения.
Некоторые пунктуационные ошибки не учитываются при оценке письменных работ школьников. Это ошибки в передаче авторской пунктуации. Среди пунктуационных ошибок не выделяется группа однотипных ошибок. Это объясняется тем, что применение всех пунктуационных правил так или иначе основано на семантическом анализе предложений и его частей. В остальном учет пунктуационных ошибок идет по тем же направлениям, что и учет орфографических.
Критерии и нормативы оценки ИЗЛОЖЕНИЙ и СОЧИНЕНИЙ
Сочинения и изложения в V—IX классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развитие навыков связной речи».
Примерный объем текста изложений и сочинений
класс Объем текста для
подробного изложения классного сочинения
9 350-450 слов 3,0 – 4,0 страницы
К указанному объёму сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объём ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа письма учащихся, их общего развития.
Критериями оценки содержания и композиционного
оформления изложений и сочинений являются:
соответствие работы теме, наличие и раскрытие основной мысли высказывания;
полнота раскрытия темы;
правильность фактического материала;
последовательность и логичность изложения;
правильное композиционное оформление работы.
Нормативы оценки содержания и композиции изложений и сочинений выражаются в количестве фактических и логических ошибок и недочетов.
Так, отметка «5» ставится при отсутствии каких-либо ошибок, нарушающих перечисленные критерии, а отметку «4» можно поставить при наличии двух недочетов в содержании.
Основными качествами хорошей речи, которые лежат в основе речевых навыков учащихся, принято считать богатство, точность, выразительность речи, ее правильность, уместность употребления языковых средств, поэтому изложения и сочинения оцениваются с точки зрения следующих критериев:
- богатство (разнообразие) словаря и грамматического строя речи;
- стилевое единство и выразительность речи;
- правильность и уместность употребления языковых средств.
Показателями богатства речи являются большой объем активного словаря, развитой грамматический строй, разнообразие грамматических форм и конструкций, использованных в ходе оформления высказывания.
Показатель точности речи - умение пользоваться синонимическими средствами языка и речи, выбрать из ряда возможных то языковое средство, которое наиболее уместно в данной речевой ситуации. Точность речи, таким образом, прежде всего, зависит от умения учащихся пользоваться синонимами, от умения правильно использовать возможности лексической сочетаемости слов, от понимания различных смысловых оттенков лексических единиц, от правильности и точности использования некоторых грамматических категорий (например, личных и указательных местоимений).
Выразительность речи предполагает такой отбор языковых средств, которые соответствуют целям, условиям и содержанию речевого общения. Это значит, что пишущий понимает особенности речевой ситуации, специфику условий речи, придает высказыванию соответствующую стилевую окраску и осознанно отбирает образные, изобразительные средства. Так, в художественном описании, например, уместны оценочные слова, тропы, лексические и морфологические категории, употребляющиеся в переносном значении. Здесь неуместны термины, конструкции и обороты, свойственные научному стилю речи.
Снижает выразительность школьных сочинений использование штампов, канцеляризмов, слов со сниженной стилистической окраской, неумение пользоваться стилистическими синонимами.
Правильность и уместность языкового оформления проявляется в отсутствии ошибок, нарушающих литературные нормы - лексические и грамматические (а в устной речи произносительные) - и правила выбора языковых средств в соответствии с разными задачами высказывания.
Изложение и сочинение оценивается двумя оценками: первая – за содержание работы и речь, вторая – за грамотность (в журнале ее рекомендуется ставить на странице «Русский язык» и учитывать при выставлении итоговой оценки по русскому языку).
При выставлении оценки за содержание и речевое оформление согласно установленным нормам необходимо учитывать все требования, предъявляемые к раскрытию темы, а также к соблюдению речевых норм (богатство, выразительность, точность).
При выставлении второй оценки учитывается количество орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок. Грамматические ошибки, таким образом, не учитываются при оценке языкового оформления сочинений и изложений.
Основные критерии оценки за изложение и сочинение
Оценка Содержание и речь Грамотность
«5» 1.Содержание работы полностью соответствует теме.
2.Фактические ошибки отсутствуют.
3.Содержание излагается последовательно.
4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
5.Достигнуты стилевое единство и выразительность текста.
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании 1-2 речевых недочета. Допускаются:
1 орфографическая,
или 1 пунктуационная,
или 1 грамматическая ошибки
«4» 1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).
2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.
3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
4.Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов. Допускаются:
2 орфографические и
2 пунктуационные ошибки,
или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки,
или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок,
а также 2 грамматические
«3» 1.В работе допущены существенные отклонения.
2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
3.Допущены отдельные нарушения последовательности изложения
4.Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.
5.Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов. Допускаются:
4 орфографические и
4 пунктуационные ошибки,
или 3 орф. и 5 пунк.,или
7 пунк. при отсутствии
орфографических (в 5 кл.-
5 орф. и 4 пунк., а также
4 грамматических ошибки
«2» Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случат неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста.
В целом в работе допущено 6 недочетов и до 7 речевых недочетов. Допускаются:
7 орф. и 7 пунк. ошибок, или
6 орф. и 8 пунк., или
5 орф. и 9 пунк., или
9 пунк., или 8 орф. и
5 пунк.,
а также 7 грамматических
ошибок
ПРИМЕЧАНИЯ
1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинения на один балл.
2. Если объём сочинения в полтора - два раза больше указанного в настоящих «Нормах оценки…», то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2—3—2, 2—2—3; «3» ставится при соотношениях: 6—4—4, 4—6—4, 4—4—6. При выставлении оценки «5» превышение объёма сочинения не принимается во внимание.
3. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
4. На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведённые в разделе «Оценка диктантов».
ОЦЕНКА ОБУЧАЮЩИХ РАБОТ
Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.
При оценке обучающих работ учитываются:
1) степень самостоятельности учащегося;
2) этап обучения;
3) объем работы;
4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.
Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.
Первая и вторая работа, как классная, так и домашняя, при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.
Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.
ПОРЯДОК ВЫСТАВЛЕНИЯ ОЦЕНОК ЗА КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Неудовлетворительный результат контрольной, проверочной, итоговой работы учащегося, отраженный в журнале учета успеваемости класса, в обязательном порядке должен иметь следствием дополнительную работу с учеником, включающую консультацию по неосвоенному материалу и повторную работу, что отражается в журнале успеваемости класса оценкой, выставленной рядом с первой неудовлетворительной отметкой.
Материалы повторной работы сдаются в учебную часть. При выставлении четвертной, полугодовой оценки учащегося учитывается его успешность на протяжении всего периода подлежащего аттестации.
Итоговая контрольная работа не может быть поводом к снижению итоговой оценки учащегося за четверть или полугодие
ПОРЯДОК ВЫСТАВЛЕНИЯ ИТОГОВЫХ ОЦЕНОК
За учебную четверть и учебный год ставится итоговая оценка. Она является единой и отражает в обобщённом виде все стороны подготовки ученика по русскому языку: усвоение теоретического материала, овладение умениями, речевое развитие, уровень орфографической и пунктуационной грамотности.
Итоговая оценка не должна выводиться механически, как среднее арифметическое предшествующих оценок. Решающим при её определении следует считать фактическую подготовку ученика по всем показателям ко времени выведения этой оценки.
Однако для того чтобы стимулировать серьёзное отношение учащихся к занятиям на протяжении всего учебного года, при выведении итоговых оценок необходимо учитывать результаты их текущей успеваемости.
При выведении итоговой оценки преимущественное значение придаётся оценкам, отражающим степень владения навыками (орфографическими, пунктуационными, речевыми). Поэтому итоговая оценка за грамотность не может быть положительной, если на протяжении четверти (года) большинство контрольных диктантов, сочинений, изложений за орфографическую, пунктуационную, речевую грамотность оценивались баллом «2» или «1».
Отметка за четверть, полугодие может быть выставлена ученику при наличии у него не менее трех отметок за четверть и пять за полугодие. Отметка за четверть не может быть выставлена ученику по одной или двум отметкам, за исключением случаев длительной болезни. Ученик не имеющий или имеющий одну отметку и пропустивший ¾ учебного времени по предмету считается не аттестованным.
КЛАССИФИКАЦИЯ ОШИБОК
Условные графические обозначения
С – недочеты в содержании (логические - Л и фактические Ф ошибки).
цитатного материала; -информации.
Р – речевые недочеты. Точность и ясность речи. Под точностью и ясностью речи понимается владение достаточным словарным запасом, разнообразными грамматическими средствами для точного и понятного выражения мысли.
I – орфографические ошибки.
V – пунктуационные ошибки.
Г – грамматические ошибки
Выставление оценок:С – Р0 – 2«4»
I – V – Г4 – 3 – 1 «3»
Наименование учебно-методического обеспечения и
списка рекомендуемой литературы
Программы
Примерная программа основного общего образования по русскому языку для образовательных учреждений с русским языком обучения. – Режим доступа : www.методкабинет.рф.
Учебники
Русский язык. 9 класс. Учебник / Рыбченкова Л. М., Александрова О. М., Глазков А. В. и др. – М. : Просвещение, 2014.
Интернет-ресурсы
http://rusgram.narod.ru - Грамматика русского языка
http://www.gramota.ru - справочно-информационный интернет-портал «Русский язык».
http://www.ruscorpora.ru - национальный корпус русского языка: информационно-справочная система.
http://www.fipi.ru - федеральный институ педагогических измерений.
http://www.ruscorpora.ru - Национальный корпус русского языка.
http://www.mapryal.org - международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ).
http://www.ruslang.ru - Сайт Института русского языка имени В.В. Виноградова – (ИРЯ РАН).
http://ruslit.ioso.ru - кабинет русского языка и литературы Института содержания и методов обучения РАО.
http://www.ruscenter.ru - центр развития русского языка.
http://www.philology.ru - филологический портал.
http://www.slovari.ru - Электронные словари.
http://www.slovo.zovu.ru - Словарь смыслов русского языка.
http://www.gramota.ru - Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык».
http://teneta.rinet.ru/rus/rj_ogl.htm - Русский язык.
http://www.gramma.ru - Русский язык: говорим и пишем правильно.
http://slova.ndo.ru - Крылатые слова и выражения.
http://www.imena.org - популярно об именах и фамилиях.
http://www.philol.msu.ru - русская фонетика: мультимедийный интернет-учебник.
http://www.gmcit.murmansk.ru - информационные технологии на уроке русского языка
http://www.gimn13.tl.ru - искусство слова: авторская методика преподавания русского языка.
http://www.uroki.net - поурочное планирование, конспекты уроков, тесты, презентации к урокам, сценарии литературно-музыкальных вечеров.
http://language.edu.ru - коллекция «Диктанты – русский язык» Российского общеобразовательного портала.
http://www.rusword.org - мир слова русского.
http://yamal.org - опорный орфографический компакт: пособие по орфографии русского языка.
http://www.stihi-rus.ru - основные правила грамматики русского языка.
http://likbez.spb.ru - тесты по русскому языку.
http://repetitor.1c.ru/online - репетитор-онлайн. Русский язык и тесты по пунктуации.
http://www.riash.ru - журнал «Русский язык в школе», «Литература в школе» с приложением «Уроки Литературы»,
http://www.schoolpress.ru- журнал «Русская словесность».
http://www.schoolpress.ru - журнал «Русский язык и литература для школьников»
nashol.com/knigi-po-russkomu-yaziku – книги по русскому
ЛИСТ ФИКСИРОВАНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ
В РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
Дата внесения изменений, дополнений Содержание Согласование с курирующим предмет заместителем директора (подпись, расшифровка подписи, дата) Подпись лица, внесшего запись