Урок технологии для 1 класса «Как работать с пластилином» (приёмы работы с пластилином). «Цыплёнок».
БОУ ЧР «Ибресинская общеобразовательная школа-интернатдля обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Минобразования Чувашии
План-конспект урока технологии в 1 классе по теме:
«Как работать с пластилином» (приёмы работы с пластилином). «Цыплёнок».
Автор: Петрова Светлана Алексеевна
учитель начальных классов
п. Ибреси, 2016г.
Аннотация.
Урок применяется в преподавании технологии в 1 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида при изучении раздела «Работа с глиной и пластилином». Конспект адресуется учителям начальных классов и воспитателям. Урок нацелен на формирование теоретических и практических навыков работы с пластилином, развивает творческие способности, расширяет кругозор.
Введение.
Выполняя данную работу, учащиеся разрабатывают мелкую моторику рук, у них развиваются творческие способности, художественный и эстетический вкус, вырабатывается аккуратность, усидчивость. Дети учатся определять поэтапное выполнение и работать по составленному алгоритму. Большое внимание уделяется здоровьесберегающим технологиям. В содержание урока включены: гимнастика для пальчиков, физкультурные паузы.
Основная часть (план-конспект)
Предмет: Технология.
Тема: «Как работать с пластилином» (приёмы работы с пластилином). «Цыплёнок».
Цель: научить изготавливать из пластилина объемную многодетальную фигурку цыпленка.
Задачи:
Обучение планированию ближайшей операции с опорой на предметно-операционный план. Обучение приёму «прищипывание пластилина».
Формирование умения соединять детали, используя приём «примазывания».Учить соблюдать пропорции и пространственные соотношения деталей, частей при лепке объёмной фигуры.
Формирование умения анализировать образец объёмного многодетального изделия с помощью учителя.
Формирование представлений о предметах природного мира группы «Домашние птицы». Закрепление умения скатывать заготовки шарообразной формы.
Коррекция мелкой моторики: координация движений пальцев, регуляция мышечного усилия.
Воспитывать бережное отношение к пластилину, терпение, аккуратность.
Планируемые результаты:
Предметные:
научатся изготавливать объемные многодетальные изделия по образцам, предметно-операционным планам, скатывать из пластилина шар и затем путем вытягивания, прищипывания, примазывания придавать нужную для фигурки цыпленка форму; анализировать образец объёмного многодетального изделия с помощью учителя; планировать ближайшие операции с опорой на предметно-операционный план.
Метапредметные:
познавательные - научатся выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, находить для их объяснения соответствующую речевую форму; получат возможность научиться самостоятельно комбинировать и использовать освоенные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей;
регулятивные - научатся руководствоваться правилами при выполнении работы; получат возможность научиться самостоятельно определять творческие задачи и выстраивать оптимальную последовательность действий для реализации замысла;
коммуникативные - научатся в доброжелательной форме комментировать и оценивать достижения товарищей, высказывать им свои предложения и пожелания.
Личностные: будет сформировано понимание необходимости гармоничного сосуществования предметного мира с миром природы; может быть сформирована привычка к организованности, порядку, аккуратности.
Оборудование: учебник, пластилин, подкладная дощечка, стека, салфетка, игрушка курочка, образец целый и в деталях объёмной фигурки «цыпленок», мяч, дидактический материал «Домашние птицы».
Основные понятия и термины: Пластилин, прищипывание, примазывание.
I. Организационный момент:
Прозвенел звонок для нас,
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда,
Мы начнем урок труда.
-У каждого рабочего человека есть свои правила, и у нас тоже есть правила рабочего человека. Давайте вспомним эти правила:
Каждый работает на своем рабочем месте.
Внимательно слушать объяснение учителя.
Прежде чем начать работу, правильно приготовь свое рабочее место.
На уроке соблюдай тишину, не отвлекай товарища.
Во время работы содержи рабочее место в порядке.
Научился сам – помоги товарищу.
Работать надо дружно.
Закончил работу – убери свое рабочее место.
II. Сообщение темы и цели урока:
- Послушайте загадку, разгадав её, вы узнаете тему нашего урока:
Материал я непростой,
Из брусочков и цветной
Из меня лепи, играй,
Руки мыть не забывай.
(Пластилин)
-Тема нашего урока: «Как работать с пластилином.»
Вспомните, пожалуйста, правила работы с пластилином:
Работать пластилином на дощечке.
Руки вытирать салфеткой.
Пластилин нельзя разбрасывать.
-Отгадайте загадку:
Весь я золотистый,
Мягкий и пушистый.Я у курицы ребенок,А зовут меня - …(цыпленок).
-Сегодня из пластилина мы будем лепить цыпленка. Лепить будем интересным способом. Из отдельных кусочков пластилина, соединяя их в единое целое.
III. Вступительная беседа:
1.Работа с дидактическим материалом «Домашние птицы». 2. Игра «У кого кто?». Учитель бросает мяч и называет домашнюю птицу, а дети называют ее птенцов.
Утка – утенок, гусыня – гусенок, индюшка — индюшинок, курица – цыпленок.
3. Проблемная ситуация.
Учитель показывает игрушку курочку.
- Как курица подзывает своих цыплят? Правильно, «Ко-ко-ко» — говорит курочка. А цыплят не видно. Где цыплята?
Предлагает детям выбрать из предложенных картинок, изображение цыплёнка, описать его. Какие цыплята? Желтые, пушистые, маленькие. Как цыплята говорят? Правильно, «пи-пи-пи» — говорят цыплята.
У мамы курицы нет цыпляток, ей надо помочь, вылепить деток. Поможем нашей курочке?
Пальчиковая гимнастика «Цыплята»:
Все пальцы одной руки соединяем друг с другом. Изображаем, как цыплятки зернышки клюют, постукивая клювом по столу.
- Что за желтые комочки бегают по травке?
Собирают червячков в луже у канавки.
- Пи-пи-пи, пи-пи-пи.
IV. Рассматривание образца изделия.
Какого цвета пластилин использовала я, чтобы вылепить цыпленка?
Из каких частей состоит цыпленок? (Голова, туловище, два крылышка, две лапки. На голове хохолок, клюв, глаза.)
Какой формы голова и туловище? (Голова и туловище – круглой формы.)
Какого размера голова по сравнению с туловищем? (Маленькая.)
Какого размера туловище по сравнению с головой? (Большое.)
Назовите самые маленькие части. (Глаза, клюв.)
Из пластилина какого цвета изготовлены глаза и клюв? (Голубой и красный.)
-Сегодня, я научу вас лепить такого славного цыпленка и у нашей курочки появятся детки!
V. Планирование работы и инструктаж. (По предметно-операционным планам учебника.)
-Посмотрите на нашу табличку подсказку. С чего мы начинаем работу? (C туловища.)
-Какую деталь сделаем потом? (Голову.)
-А затем? (Крылья.)
-Какие части цыпленка изготавливаем самыми последними? (Глаза и клюв).
- Давайте с вами разберем, как мы будем лепить цыпленка? (По образцам деталей объемной фигурки.)
1) Берем брусок пластилина желтого цвета и делим на две части. Разомнем, круговыми движениями скатаем в шар одну часть пластилина. Затем прищипываем наш шар, получается туловище с хвостом.
2) Берем вторую часть бруска, делим на две части. Разомнем, круговыми движениями скатаем в шар одну часть пластилина. Затем прищипываем наш шар, получается голова с хохолком.
3) Из оставшегося куска пластилина круговыми движениями катаем два шара, сплющиваем их и получаем два крылышка.
4) Из красного пластилина лепим маленький шарик, чуть прищипываем, делаем клювик, из голубого пластилина маленькие шарики глазки.
5) Когда все детали сделаны, нам надо их соединить:
- примазываем голову к туловищу;
- прижимаем крылышки к туловищу;
- прижимаем глаза и клюв к голове;
- устанавливаем цыпленка на подставку.
Физкультминутка:
Озорной цыплёнок жил.
Головой весь день крутил.
Влево, вправо повернул.
Ножку левую согнул.
Потом правую поднял
И на обе снова встал.
Начал крыльями махать,
Поднимать и опускать.
Повернулся влево, вправо-
Хорошо на свете, право!
А потом гулять пошёл –
Червячка себе нашёл!
Практическая работа.
-Чтобы у вас получились правильные и красивые цыплята, работу выполняйте аккуратно, используйте помощницу – таблицу и приёмы лепки, с которыми мы с вами сегодня познакомились.
(Учитель контролирует правильность приемов работы, объем и качество выполненного изделия, соблюдение норм безопасности во время работы. Помогает учащимся, испытывающим трудности в процессе деятельности. Во время работы звучит тихая спокойная музыка.)
Физкультминутка: игра «Курочка с цыплятами»
-Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать, (ходьба на месте)
А за ней ребятки, желтые цыплятки.
«Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко, (грозят пальчиком)
Лапками гребите, зернышки ищите. (приседают и гребут руками)
VII. Проверка. Оценка и анализ работы учащихся.
Выставка работ учащихся. Дети со своими цыплятами подходят к курочке и дарят ей.
Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание результатов работы.
В процессе просмотра работ учитель организует обсуждение качества изготовления изделий:
- Правильность выполнения изделия.
- Соблюдение пропорций.
- Правильность выполнения операций соединения.
VIII. Итог урока.
-Что мы сегодня делали на уроке?
-Кого научились лепить?
-Какие приемы использовали для лепки цыпленка?
-Курочке очень понравились ваши цыплятки. Она рада. А вы, ребята, молодцы! Все очень хорошо потрудились, научились лепить цыпленка, узнали новые загадки, вспомнили приёмы работы с пластилином и правила техники безопасности.
IX. Уборка рабочих мест.
Правила уборки рабочего места:
* Собери со стола и с пола пластилин по цветам и убери в коробку.
* Стеком очисти рабочую доску, крышку парты, если там остались следы пластилина. Соскреби прилипший к полу пластилин – грязный выброси в мусор, чистый убери в коробку.
* Протри стек и крышку парты тряпкой. Стек и принадлежности убери в папку.* Тщательно вытри руки тряпкой и вымой их с мылом.
* Все принадлежности убери.
Список использованных источников.
1. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, подготовительный класс, 1-4 классы под редакцией В.В.Воронковой, Москва, «Просвещение», 2010 г.
2. «Обучение учащихся I-IV классов вспомогательной школы».// Под ред. В.Г. Петровой. - М., 2007.
3. Л.А. Кузнецова «Технология. Ручной труд» 1 класс, С.-Петербург: филиал издательства «Просвещение», 2011.
4. Л.А. Кузнецова «Методическое руководство к учебнику «Технология. Ручной труд» для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида», 2011.