Аналитическая деятельность заместителя директора по воспитательной работе. Методические рекомендации по анализу воспитательной работы
Аналитическая деятельность заместителя директора
по воспитательной работе
(методические рекомендации)
«Воспитание – великое дело:
им решается участь человека»
В.Г.Белинский
Опыт работы с заместителями директоров образовательных учреждений по воспитательной работе дает основание говорить о серьезных затруднениях, которые имеются в образовательных учреждениях в области методической работы по вопросам воспитательной работы. При этом следует отметить, что эти затруднения касаются как работы с классными руководителями, которые, по сложившейся традиции, являются нередко единственно ответственными за весь процесс воспитания детей, так и в целом с педагогическим коллективом, который призван обеспечивать образовательно-воспитательную среду.
Существуют различные подходы к реализации этой важнейшей проблемы. В первую очередь необходимо рассмотреть примерную схему анализа воспитательной работы за прошедший учебный год. Схема может включать следующие параметры:
оценка общешкольных дел и мероприятий в решении поставленных задач и проблем школы, их результативность, влияние на изменение качества внеурочных дел и уровня воспитанности учащихся; новые подходы в организации и проведении общешкольных дел;
оценка роли ученических объединений в организации разнообразной деятельности учащихся, в развитии творческого потенциала и самовыражения школьников; результативность дополнительного образования детей;
оценка детского движения и ученического самоуправления в развитии самостоятельной личности, активной гражданской позиции;
выявление причинно-следственных связей недостатков в воспитательной работе школы, в уровне воспитанности учащихся;
оценка деятельности классных руководителей и их профессиональной компетенции;
в организации воспитательной работы с учащимися класса;
в овладении современными технологиями и формами организации внеурочной деятельности учащихся;
в умении диагностировать уровень воспитанности учащихся и корректировать реальный рост их развития;
оценка позитивных результатов в деятельности классных руководителей, в динамике развития классного ученического коллектива.
Выводы:
что из намеченного дало эффективный результат, в чем он выразился, что не получилось и почему;
какие позитивные изменения в области воспитательной работы произошли в работе педагогического коллектива;
что нового появилось в организации и содержании воспитательной деятельности, чей опыт пропагандировался и внедрялся, каковы результаты его влияния на воспитательную деятельность.
Детальный анализ воспитательного процесса позволяет выстраивать воспитательные задачи на следующий временной период, при этом учитываются:
Деятельность школы по реализации Концепции российского образования.
Национально-региональные особенности воспитательного пространства школы.
Творческое саморазвитие детей и педагогов в учебно-воспитательном процессе.
Формирование в школьном коллективе уважительного отношения к правам и обязанностям.
Создание системы воспитания правовой культуры учащихся и родителей.
Повышение эффективности работы педагогического коллектива по воспитанию гражданственности и духовности личности школьника.
Создание условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся, для воспитания стремления к здоровому образу жизни.
Создание условий для самореализации личности каждого учащегося через эффективное развитие системы дополнительного образования.
Оказание помощи учащимся в жизненном самоопределении.
Развитие личности школьника и активной жизненной позиции в школьной воспитательной системе.
При определении задач на год рекомендуется предусмотреть актуальные проблемы воспитания, вытекающие из нормативных документов, итогов анализа за прошлый учебный год, научно-методической проблемы образовательного учреждения, достижений психолого-педагогической науки и инновационного опыта работы.
Основные критерии эффективности воспитательной работы с классным коллективом и оценки успешности деятельности классного руководителя.
Свидетельством эффективности воспитательной работы являются:
Уровень организации классного коллектива как в учебной, так и во внеучебной работе (дисциплина, порядок, четкая организация самообслуживания, обязательность выполнения заданий школьного коллектива и органов ученического самоуправления);
Уровень учебной мотивации у учеников класса (постоянный рост качества знаний, эффективность работы со слабоуспевающими школьниками, активность участия учеников класса во внеурочной учебной работе: в факультативах, учебных кружках, в научно-исследовательской работе, в учебных экскурсиях, предметных олимпиадах, конкурсах, вечерах, в интеллектуальных марафонах и т.п.);
Разнообразная и интересная для учеников внеучебная жизнь класса: походы, поездки, экскурсии, культпоходы, тематические классные часы, вечера, встречи, КВН, театральные постановки и т.п.;
Постоянный рост уровня воспитанности учащихся, определяемый умением классного руководителя изучить уровень воспитанности школьника и организовать педагогическое руководство его самовоспитанием и самообразованием;
Уровень развития классного коллектива (его сплоченность, поддержка друг друга, заинтересованность в делах класса, дружеские взаимоотношения, желание вместе развлекаться, общаться в свободное время; его организованность; развитость общественного мнения, характер связей в коллективе; активность и инициатива при участии в делах школьного коллектива; воспитательное влияние коллектива на его членов);
Степень развития сотрудничества класса с классным руководителем (уровень взаимного доверия, степень включенности классного руководителя в дела класса, наличие актива и взаимодействия актива и классного руководителя, взаимное развитие инициативы и творчества);
Контакты с семьями учащихся, активность участия родителей в воспитательном процессе;
Глубина и серьезность работы с трудными учащимися, оказания им педагогической поддержки на основе сугубо индивидуального подхода к каждому из них;
Комфортность и защищенность каждого воспитанника в классе и школе.
Свидетельством успешности деятельности классного руководителя являются:
Высокая эффективность воспитательной работы с классным коллективом в соответствии с перечисленными выше критериями;
Проявление и развитие творческой индивидуальности классного руководителя, наличие у него авторской педагогической технологии;
Стиль отношений с воспитанниками, определяемый прежде всего личностью самого воспитателя, системой его педагогических приемов и способов взаимодействия с учениками;
Степень его включенности в жизнь класса (участие в разнообразных делах классного коллектива, близость и частота личных контактов с учениками);
Степень владения умениями и навыками классного руководителя (умение поставить цели, спланировать работу, осуществить ее, оценить, проанализировать, сделать выводы и поставить новые задачи);
Степень сотрудничества и сотворчества с классным коллективом;
Хороший контакт с родителями воспитанников и успешное привлечение их к сотрудничеству;
Умение классного руководителя заинтересовать воспитанников своими увлечениями, умение организовать совместный интересный культурный досуг;
Взаимный интерес классного руководителя и воспитанников друг к другу; любовь и уважение ребят к своему классному руководите
Одним из сложных видов деятельности для педагогов, которые занимаются организацией воспитательного процесса в школе, является планирование. Предлагаем ряд рекомендаций, а также образцы различных видов планирования воспитательной деятельности.
1. Виды планов воспитательной работы в школе:
Годовой план воспитательной работы.
Текстовые планы воспитательной работы школы на каждую четверть.
Графические планы воспитательной работы школы на каждую четверть.
План работы объединений дополнительного образования.
Планы работы органов ученического самоуправления.
Планы работы классных руководителей по четвертям.
Разделы годового плана воспитательной работы школы:
Анализ внеучебной воспитательной деятельности педагогического коллектива и классных руководителей за предыдущий год.
Задачи внеучебной воспитательной работы на предыдущий год.
Работа с педагогическими кадрами, направленная на совершенствование педагогического мастерства учителя при осуществлении воспитательного процесса.
Вопросы, выносимые на педсоветы, совещания при директоре, совещания классных руководителей, на планерки.
Внеучебная работа с детским коллективом:
Традиционные общешкольные дела;
Режим работы школы в текущем году;
Организация деятельности органов ученического самоуправления;
Деятельность педагогического коллектива по развитию творческих способностей учащихся;
Работа факультативов и объединений дополнительного образования;
Основные дела во внеурочной деятельности школьного коллектива по месяцам и отдельные программы деятельности.
Осуществлению воспитательного процесса в школе мешают следующие проблемы:
загруженность учителя;
загруженность учащихся уроками и дополнительными заданиями;
разобщенность поколений ребят, а также обособленность семьи от жизни школы, которая создает не просто преграды в воспитании детей школой, учителями, но и ставит некоторые воспитательные моменты в полное противоречие с требованиями школы;
ограниченность материальных средств, выделяемых на воспитательный процесс.
Все это проблемы объективные, и их следует решать в процессе работы.
Кроме этого существуют проблемы, которые целиком зависят от нашей (учительской) работы, от нашего отношения к воспитанию:
отсутствия единства требований к учащимся, порой даже внутри педагогического коллектива, работающего в одном классе;
недостаточное внимание к воспитательному процессу в целом, в связи с чем воспитание становится чем-то формальным, утрачивает содержательность и одухотворенность;
разобщенность педагогического коллектива и в некоторых случаях отсутствие заинтересованности учителей предметников (не классных руководителей) во внеклассных делах, их нежелание видеть необходимость во внеучебной деятельности.
Все эти проблемы, безусловно, заслуживают обсуждения.
Не каждый учитель должен вести специальную воспитательную работу, а вот содействовать воспитательному процессу должен обязательно. Видеть в каждом учителе союзника в воспитательной деятельности, вносящего свой вклад в ее осуществление.
Примерные темы внутришкольного контроля
Административный контроль
Фронтальный тематический персональный классно-обобщающий
Фронтальный контроль
Сроки
Содержание
Рабочая группа
Итоги
Сентябрь
Предварительный фронтальный контроль:
- анализ результатов прошлого года;
- готовность школы к новому учебному году: материально-техническая база, обеспечение кадрами, комплектование кружков, объединений доп. Образования, создание в воспитательных центров, состояние школьной документации, анализ трудоустройства, итоги летнего отдыха
Руководители школы, бухгалтер
Педсовет, совещание при директоре, приказ по школе
Октябрь, январь
Текущий фронтальный контроль:
- итоги планирования воспитательной работы в классах, охват дополнительным образованием;
- сохранность контингента дополнительного образования;
- ведение документации классными руководителями;
- смотр лабораторий классных руководителей;
- выполнение учащимися Устава школы
Руководители школы, руководители МО, учителя, кл. руководители
Педсовет, совещание при директоре, производственное совещание, заседание МО или кафедры воспитания
Май
Итоговый фронтальный контроль:
- завершение учебного года: итоги работы за учебный год;
- диагностика эффективности методической работы, оценка деятельности классных руководителей, оценка работы органов ученического самоуправления и детских организаций;
- результативность деятельности кружков и секций дополнительного образования.
Тематический контроль
Заместитель директора по в/р, руководители МО
Итоговый педсовет, рабочее совещание при зам. директора , заседание МО
Октябрь
Изучение деятельности классных руководителей:
- 5-х (10-х) классов по адаптации учащихся;
- 9-х, 11-х классов по профориентации выпускников
Зам. директора по в/р
Справка, совещание при директоре
Ноябрь
Охрана жизни и здоровья детей, формирование здорового образа жизни; профилактика негативных проявлений среди учащихся; состояние горячего питания
Заместители директора
Справка, производственное совещание
Декабрь
Оценка деятельности аттестуемых учителей по внеклассной работе; состояние духовно-нравственного воспитания учащихся
Заместители директора
Совещание, справка, заседание МО кл. руководителей
Январь
Анализ результатов воспитательной работы за полугодие:
- итоги диагностики уровня воспитанности учащихся;
итоги контроля за уровнем профессионализма классных руководителей
Заместитель директора по воспитательной работе, кл. руководители, руководители МО
Педсовет, производственное совещание, совещание при ЗДВР
Февраль
Реализация программы «Семья и школа»: взаимодействие кл.руководителей с семьей по формированию личности, по работе с трудными, одаренными детьми, по профилактике и предупреждению употреблению нарковеществ
Заместитель директора по воспитательной работе, психолог, социальный педагог, родительский совет
Общешкольное собрание, совещание с участием родителей
Март
Гражданско-правовое образование и воспитание школьников; патриотическое воспитание и образование
Заместитель директора, руководители МО учителей истории, географии, литературы, кл.руководители
Справка, рабочее совещание с участием ученического актива
Апрель, май
Итоги работы над методической темой школы; анализ инновационных форм внеурочной работы с учащимися; летний отдых: задачи и перспективы
Заместители директора, руководители проблемных групп
Заседание методсовета, справка, семинар-совещание, рабочее совещание
Варианты тематического контроля
Анализ эффективности деятельности или профессиональной компетенции классных руководителей (молодых, опытных, классов коррекции)
О выполнении решений педсовета (ов), приказа РОО, школы о
Анализ работы классных руководителей:
- по созданию воспитательной системы;
- по обеспечению программно-целевого подхода в воспитательной работе;
- по поддержке деятельности детских организаций или органов самоуправления.
- мониторинг воспитанности учащихся 9-х, 11-х классов.
Персональный контроль
Сроки
Содержание
Рабочая группа
Итоги
Сентябрь, октябрь
Изучение готовности к работе молодых учителей и классных руководителей, их адаптация в педагогическом коллективе к требованиям школы
Директор, зам. директора, руководитель «школы молодого учителя»
Собеседования, рекомендации, оказание методической помощи
Октябрь, февраль
Изучение опыта аттестуемых учителей по организации внеурочной деятельности учащихся
Члены аттестационной комиссии
Представление характеристик, творческие отчеты, обобщение опыта
Март-апрель
Создание педагогических условий саморазвития, самовыражения учащихся во внеурочной деятельности классными руководителями 7-х и 9-х классов
Зам. директора по воспитательной работе, руководители МО, МО кл. руководителей
Собеседования, тематический отчет
В течение года
Взаимопосещение уроков учителями-предметниками, внеклассных мероприятий классными руководителями
Заместители директора, руководители МО
Собеседования, анализ и самоанализ уроков и внеклассных мероприятий
Варианты тем персонального контроля
- Изучение деятельности классного руководителя по реализации школьной методической темы.
- Профессиональная инфантильность и ее причины.
- Особенности работы классного руководителя 10-х, 11-х классов со старшеклассниками.
Классно-обобщающий контроль
Сроки
Содержание
Рабочая группа
Итоги
Октябрь
Изучение уровня организации учебно-воспитательного процесса класса
Заместители директора
Рабочее совещание
Январь
Организация учебно-воспитаельной работы в 8-х классах
Заместители директора
Совещании при директоре, справка
Февраль
Анализ уровня знаний и воспитанности учащихся 9-х классов
Заместители директора
Справка, рабочее совещание
Март
Анализ формирования у учащихся 10-го класса национального самосознания и межличностных отношений
Зам. директора по национальному образованию и воспитательной работе
Справка, объединенное заседание с участием старшеклассников
Май
Организация летнего труда и отдыха учащихся 10-го класса
Заместитель директора по воспитательной работе
Малый педсовет, собрание учащихся
Виды стимулирующего внутришкольного контроля
Самоконтроль
Мягкий контроль
Постоянный контроль
Для классного руководителя, который интересуется воспитательной работой:
- знает цели школы, заинтересован в их выполнении и много делает для этого;
- видит нерешенные проблемы в своей деятельности;
- не удовлетворен достигнутым, имеет ясные перспективы улучшения своих результатов;
- готов самостоятельно отвечать за результаты своей деятельности;
- опирается в работе на самоанализ, осуществляет критическую оценку используемых рекомендаций и методик;
- имеет стабильные положительные результаты в работе
Для классного руководителя, который проявляет интерес к работе в зависимости от созданных условий:
- знает цели, готов приступить к их выполнению;
- видит нерешенные проблемы в своей деятельности, но оправдывают их внешними отрицательными факторами;
- не удовлетворен достигнутым, но не имеет ясных перспектив;
- готов отвечать за результаты своей деятельности при условии помощи руководства;
- опирается в работе на готовые рекомендации с учетом данных самоанализа и самоконтроля;
- имеет личные достижения
Для классного руководителя, который интереса к работе не испытывает:
- целей не знает;
- не видит нерешенных проблем в своей деятельности;
- удовлетворен достигнутым, затрудняется в определении перспектив своей деятельности;
- не хочет брать на себя ответственность за результаты своей деятельности;
- опирается в работе на готовые разработки, рецепты;
- положительные результаты незначительны
Контроль уровня профессионального мастерства классных руководителей
1. Компетентность и добросовестность очевидны, проверены временем
Цель контроля:
Уровень продуктивности проводимой работы
2. Мастера своего дела, но нуждается в новых идеях
Цель контроля:
Увлечь идеей (собеседование, посещение мероприятий)
3. Нуждаются только в методическом контроле
Цель контроля:
Методическая помощь (посещение мероприятий, собеседование)
4. Недостаточная добросовестность, профессиональная инфантильность, низкий профессионализм
Цель контроля:
Наблюдение за профессионализмом (посещение, собеседование)
5. Вновь принятые на работу (со стажем и молодые)
Цель контроля:
Проверить, насколько учитель владеет педагогическим искусством. Прогноз пед. Потенциала. Оказание методической помощи
Примерная схема
аспектного анализа внеклассного мероприятия
Форма проведения
Содержание
Возможность самореализации личности во внеклассном мероприятии
Воспитательные возможности мероприятия
1. Место проведения(использование возможностей школы).
2. Соответствие оформления содержанию мероприятия.
3. Соответствие формы и содержания мероприятия.
4. Организация разных видов деятельности.
5. Четкость проведения.
6. Зрелищность.
7. Продолжительность
1.Взаимосвязь содержания мероприятия работой.
2. Продуманность мероприятия (глубина содержания и логика подачи материала, влияние содержания на развитие познавательных интересов учащихся).
3. Элемент поиска, новизна в содержании мероприятия.
4. Побуждает ли внеклассное мероприятие к самообразованию?
5. Внимание и интерес аудитории (опирается ли содержание мероприятия на интересы ребят)
1. Адресность (соответствие возрастным особенностям).
2. Творчество как элемент самореализации личности.
3. Является ли внеклассное мероприятие стимулом в духовном и интеллектуальном развитии личности.
4. Выразительность исполнения.
5. Формирование умений и навыков в процессе подготовки и проведения мероприятий
1. Массовость и активность учащихся.
2. Формированию каких черт творческой личности способствует данное мероприятие? (неординарность, организаторские качества, демократизм, гуманизм).
3. Воспитание общей культуры.
4. Состязательность и соревновательность.
5. Эмоциональный настрой.
6. Создание условий для самовыражения детей
Выводы: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предложения:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Примерные критерии оценки внеклассного мероприятия
Цель посещения_______________________________________________________________
Форма мероприятия____________________________________________________________
Ф.И.О. классного руководителя__________________________________________________
Показатели
Педагогические
Методические
Организационные
Актуальность содержания
Личностно-ориентированный подход
Психологическая готовность
учащихся
Уровень общения с детьми
Новизна формы
Образовательный уровень
Наличие ситуации успеха
Национальная насыщенность
Четкость
Наглядность
Уровень организаторских умений
Наличие самоуправления
Оценка качества
воспитательной работы классного руководителя
Процедура оценивания результатов работы педагога включает в себя следующие виды изучения:
Выполнение педагогами должностных обязанностей в виде собеседования в заранее установленном педколлективу порядке (например, по окончании каждого полугодия);
Выполнение плана воспитательной работы, где основным «зеркалом» профессионализма является раздел «педагогические наблюдения»;
Анализ анкет и опросников, диагностирующих характер отношений «воспитатель-воспитанник», «воспитатель-родители» и др.
Вовлеченность, занятость детей в дополнительной развивающей деятельности (помогающей социализации) в школе и за ее пределами: кружки, секции, клубы и т.д. (в особенности тех из воспитанников, у кого есть проблемы с учебой);
Результаты контроля посещенных классных часов, воспитательных мероприятий, наблюдения за поведением и деятельностью классного коллектива в общешкольных делах в течение учебного года и т.д.
Приступая к изучению деятельности классного руководителя, заместитель директора должен:
Четко сформулировать цель изучения, составить ее план;
Раскрыть объем, содержание, формы и методы изучения;
Ознакомить каждого проверяющего и проверяемого с методами педагогического анализа воспитательного процесса и способами фиксирования полученных данных;
Призвать к соблюдению в процессе работы доброжелательности и открытости.
Изучение состояния воспитательной работы с учащимися в каждом отдельном классе предполагает, прежде всего, ознакомление с планами классных руководителей.
Можно обратить внимание на следующее:
Как глубоко изучил классный руководитель ученический коллектив?
Сделал ли классный руководитель критический анализ содержания, форм, методов и результатов своей работы в классе?
Сумел ли поставить конкретные задачи с учетом общих целей, а также уровня воспитанности детей?
Какие мероприятия осуществлены и намечены для сплочения ученического коллектива?
Какое внимание уделил классный руководитель работе с активом класса, организации ученического самоуправления?
Уделено ли внимание совместной работе с учителями, работающими в данном классе?
Как классный руководитель привлекает родителей, общественность к воспитательной работе в классе, как организует работу по повышению педагогической культуры родителей?
Анализ главного документа классного руководителя – плана воспитательной работы – позволит заместителю директора составить представлении о целенаправленности его деятельности по воспитанию и развитию личности каждого ребенка в классном коллективе.
Использованная литература
Богуславская И.Г. Аналитическая деятельность заместителя директора по воспитательной работе // «Методист». – 2005. - № 3. – с. 58 – 60
Богуславская И.Г. Аналитическая деятельность заместителя директора по воспитательной работе // «Методист». – 2005. - № 4. – с. 46 – 57
Заголовок 115