Рабочие программы по литературе в 10 классе (базовый уровень)
Рабочая программа
по литературе
для 10 класса
3 часа в неделю/ 105 учебных часов
уровень обучения: базовый
на 2015 – 2016 учебный год
Педагог - составитель:
учитель русского языка и литературы
АНО «Школа «Премьер» ЮАО г. Москвы
Становова Е. В.
Пояснительная записка
Общая характеристика программы
Рабочая программа по литературе для 10 класса составлена в соответствии с Федеральным компонентом «Стандарта основного общего образования по литературе» и «Примерной программой среднего общего образования по литературе», а также Программой по литературе под редакцией Коровиной В. Я.
Данный вариант программы обеспечен учебником-хрестоматией для общеобразовательных школ: Лебедев Ю.В. Русская язык и литература. Литература 10 класс: учебник в 2 ч. – М.: Просвещение, 2015. К данному варианту программы прилагается методические пособия: Беляева Н.В., Иллюминарская А.Е., Фаткуллова В.Н. Литература. 10 класс. Методические советы под ред. В.И.Коровина. Книга для учителя. М. Просвещение, 2011г. Егорова Н.В., Золотарева И.В. Поурочные разработки по литературе. 10 класс. М. 2011г., Турьянская Б.И., Гороховская Л.Н. Литература в 10 классе. Урок за уроком. М. 2011г.
В рабочей программе отведены часы на проведение уроков развития речи, где идёт обучение рецензированию отдельных сцен и целых литературных произведений, написанию сочинений, развивающим устную и письменную речь учащихся.
В рабочую программу внесены изменения, которые составляют не более 25% от примерной программы. Это обосновывается необходимостью более глубокого изучения основных произведений русской литературы 19 века для подготовки к итоговой аттестации обучающихся в формате сочинения, а также для развития коммуникативных универсальных учебных действий.
Цели и задачи изучения предмета
Изучение литературы на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие представлений о специфики литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторский позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
- совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написание сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
Изучение литературы в образовательных учреждениях реализует общие цели и способствует решению специфических задач:
- формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской литературы, отличающиеся от произведения русской литературы, отличающиеся от произведений родной литературы особенностями образно-эстетической системы;
- обогащение духовно-нравственного опыта и расширение эстетического кругозора учащихся при параллельном изучении родной и русской литературы;
- формирование умения соотносить нравственные идеалы произведений русской и родной литературы, выявлять сходство и национально-обусловленное своеобразие художественных решений;
2
- совершенствование речевой деятельности учащихся на русском языке: умений и навыков, обеспечивающих владение русским литературным языком, его изобразительно-выразительными средствами.
Специфика учебного предмета Литература
Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Изучение литературы сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления обучающихся об историческом развитии литературы, позволяет обучающимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Программа среднего (полного) общего образования сохраняет преемственность с программой для основной школы, опирается на традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Приобщение школьников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности обучающихся, воспитывать любовь и привычку к чтению.
Средством достижения цели и задач литературного образования является формирование понятийного аппарата, эмоциональной и интеллектуальной сфер мышления юного читателя, поэтому особое место в программе отводится теории литературы. Теоретико-литературные знания должны быть функциональными, т. е. помогать постижению произведения искусства. Именно поэтому базовые теоретико-литературные понятия одновременно являются структурообразующими составляющими программы. В каждом классе выделяется ведущая теоретико-литературная проблема – базовое понятие.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.
- выразительное чтение.
- различные виды пересказа.
- заучивание наизусть стихотворных текстов.
- определение принадлежности литературного текста к тому или иному роду и жанру.
- анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.
- выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.
- участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.
- подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.
Требования к результатам изучения предмета
Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
3
Личностные результаты:
* воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;* формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и само-образованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
* формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
* формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
* освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
* развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
* формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
* формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
* осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
* развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
* умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
* умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
* умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
* умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
* владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
* умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,
4
самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
* умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
* смысловое чтение;
* умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
* умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
* формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты:
• понимание ключевых проблем изученных произведений;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
* определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
* приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений
Система оценивания достижений обучающихся
В соответствии с Положением об оценивании, принятом в АНО «Школа «Премьер», действует критериальная система оценивания достижений обучающихся по предмету Литература.
5
Оценка устных ответов.
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:
· знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;
· умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;
· понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;
· знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;
· умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;
· уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.
При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:
Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.
Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.
Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
Оценка сочинений.
Сочинение – основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
С помощью сочинений проверяются:
а) умение раскрыть тему;
б) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;
в) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т. е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по литературе.
Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:
· соответствие работы ученика теме и основной мысли;
· полнота раскрытия темы;
· правильность фактического материала;
· последовательность изложения.
6
При оценке речевого оформления сочинений учитывается:
· разнообразие словаря и грамматического строя речи;
· стилевое единство и выразительность речи;
· число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.
Отметка Основные критерии отметки за содержание и речь
«5» 1. Содержание работы полностью соответствует теме.
2. Фактические ошибки отсутствуют.
3. Содержание излагается последовательно.
4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочетов.
«4» 1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).
2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.
3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
5. Стиль работы отличает единством и достаточной выразительностью.
В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.
«3» 1. В работе допущены существенные отклонения от темы.
2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.
4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.
5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.
«2» 1. Работа не соответствует теме.
2. Допущено много фактических неточностей.
3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
5. Нарушено стилевое единство текста.
В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.
Примечание.
1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую отметку за сочинение на один балл.
2. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
3. На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях.
Технические баллы выставляются так: 0 баллов – задание не выполнено 1 балл – задание выполнено не полностью или с не грубой ошибкой 2 балла – задание выполнено правильно Технические баллы, полученные по всем критериям, суммируются и переводятся в отметку по следующей шкале: До 50% - «2» 51% - 70% - «3» 71% - 90% - «4» 91% - 100% - «5»
Формы контроля
Промежуточный:
устный пересказ (подробный, краткий, выборочный, с изменением лица рассказчика, художественный) главы, нескольких глав повести, романа, стихотворения в прозе, пьесы, критической статьи;заучивание наизусть стихотворных текстов;
устный или письменный ответ на вопрос;
комментированное чтение;
характеристика героя или героев (индивидуальная, сравнительная) художественных произведений;
анализ (в том числе сравнительный) текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта;
выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения;
подготовка доклада, лекции на литературную или свободную тему, связанную с изучаемым художественным произведением;
работа с внетекстовыми источниками (словарями различных типов, воспоминаниями и мемуарами современников, дневниковыми записями писателей, статьями и т.д.);
составление конспектов критических статей, планов, тезисов к книге, фильму, спектаклю;
участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учётом мнения
оппонентов.
Итоговый:
написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений;
письменный развёрнутый ответ на проблемный вопрос;
творческий зачёт;
тест;
защита проектов.
8
Место учебного предмета Литература в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 204 часа для обязательного изучения учебного предмета Литература на этапе среднего общего образования. В Х классе выделяется 102 часа (по 3 учебных часа в неделю).
Содержание курса
Особенности историко-литературного процесса II половины 19 века.
А. Н. Островский
Драма «Гроза». Определение жанра, расстановка персонажей, роль пейзажа. Патриархальный мир в пьесе. Быт и нравы города Калинова. Купцы-самодуры в «Грозе». Трагическая острота конфликта Катерины с «темным царством». Молодое поколение в драме «Гроза». Смысл названия пьесы. «Гроза» в оценке критики.
И. А. Гончаров
Роман «Обломов». Особенности мироощущения главного героя. История крушения юношеских надежд. Тема «обломовщины» в романе. Любовь в жизни Обломова. Женские образы в романе. Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына. Возвращение Обломова к привычному существованию. Принцип сюжетной антитезы. Обломов и Штольц. Роман «Обломов» в критике современников
И. С. Тургенев
Характеристика эпохи на материале романа «Отцы и дети». История «отцов» как часть общего эволюционного развития жизни. Базаров – герой-идеолог. Базаров и Кирсановы. Нигилистическая программа Базарова. Анализ спора в 10 глава. Роль любовной истории в раскрытии идеи романа. Любовь в жизни Базарова и Павла Кирсанова. Взгляды Базарова до и после встречи с Одинцовой.
Базаров и народ. Идейно-художественное содержание сцены смерти.
Ф. И. Тютчев
Жизнь и творчество. Человек и природа в лирике Тютчева. Философская лирика Тютчева. Тема любви в лирике Тютчева.
А. А. Фет
Жизнь и творчество. Стихотворения Фета о природе. Искусство и красота в лирике Фета.
Н. А. Некрасов.
Тема поэта и поэзии в лирике Некрасова. Тема родины в лирике Некрасова. Некрасовский Петербург. Любовная лирика Некрасова. Стихотворения «панаевского» цикла. Замысел поэмы «кому на Руси жить хорошо». Смысл названия, особенности композиции. Картины народной жизни в поэме. Многообразие крестьянских типов. Тема русского богатырства, величие духа народа. Матрена Корчагина и Савелий. Проблема счастья, долга, смысла жизни в поэме. Легенда «О двух великих грешниках» и песни Гриши Добросклонова.
М. Е. Салтыков-Щедрин.
«История одного города». Сатира и гротеск в изображении истории как смены градоначальников. Художественное своеобразие сказок Салтыкова-Щедрина. «Коняга», «Медведь на воеводстве». Образ народа и его судьба, народ и власть в сказках. Проблема гражданского самосознания в сказках «Премудрый пискарь», «Вяленая вобла».
Ф. М. Достоевский.
Жизнь и творчество. Роман «Преступление и наказание» в социально-политическом аспекте эпохи. Образ Петербурга в романе. «Униженные и оскорбленные» в романе.. Семья Мармеладовых. Теория Раскольникова, её главные постулаты. Особенности поведения героя до и после преступления. Смысл притчи о Лазаре. Лужин и Свидригайлов – идейные «двойники» Раскольникова. Порфирий Петрович и противоречия теории Раскольникова. Образ Сони Мармеладовой. Идейно-художественное содержание эпилога.
Л. Н. Толстой
Личность и творчество. «Война и мир» - роман-эпопея. Замысел, история создания. «Мысль народная» в романе. Нравственно-философское содержание сцены «В салоне Шерер». Пьер Безухов и князь Андрей на фоне светского общества. Изображение жизни поместного дворянства. Отец и сын Болконские. Начало заграничного похода русской армии в 1805 году. Шенграбенсое сражение. Аустерлицкое сражение. Авторская философия войны. Князь Андрей на войне 1805. года. Жизненный кризис князя Андрея. Встреча Пьера и Андрея в Богучарове. Возвращение князя Андрея в общественную жизнь. Любовь в жизни князя Андрея. Наташа Ростова. Пьер и Андрей накануне войны 1812 года. Начало войны и авторская философия истории. Москва накануне Бородина. Пьер и Андрей накануне Бородина. Народный подвиг на Бородинском поле.
Кутузов и Наполеон: две жизненные философии. Смерть князя Андрея. Пьер в плену. Встреча с Платоном Каратаевым. История партизанской войны в романе. Завершение пути нравственных исканий Пьера. Нравственно-философское содержание эпилога. Проблема личности и истории в романе.
А. П. Чехов
«Маленький» человек в рассказах Чехова. «Футлярная тема» в рассказах Чехова. «Маленькая трилогия». Человек в потоке жизни. Тема душевного оскудения в рассказе «Ионыч». «Вишневый сад»: художественное своеобразие пьесы. Гаев и Раневская: жизненная неустроенность героев Образ Лопахина в пьесе. Образы Пети Трофимова и Ани. Образ вишневого сада.
И. В. Гёте
Нравственно-философские проблемы в произведении. Доктор Фауст и Мефистофель.
11
Перечень учебно-методического обеспечения
ТСО
Телевизор
Видеоплейер
Компьютер, соединенный с телевизором
DVD-плеер
Кассетный и СD-проигрыватель
Наглядные пособия
Портреты писателей 19 века
Портреты писателей 20 века
Учебное и учебно-методическое обеспечение для ученика:
Лебедев Ю.В. Русская язык и литература. Литература 10 класс: учебник в 2 ч. - М.: Просвещение, 2015.
Словари и справочники:
Быстрова Е. А. и др. Краткий фразеологический словарь русского языка. - СПб.: отд-ние изд-ва «Просвещение», 1994.
Лексические трудности русского языка: Словарь-справочник: А.А.Семенюк (руководитель и автор коллектива), И.Л.Городецкая, М.А.Матюшина и др. – М.:Рус.яз., 1994.
М.А.Надель-Червинская. Толковый словарь иностранных слов. Общеупотребительная лексика для школ, лицеев, гимназий). г.Ростов-на-Дону, «Феникс», 1995г.
Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка:80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН.; Российский фонд культуры; - 2 – е изд., испр. и доп. – М.: АЗЪ,1995.
Учебный словарь синонимов русского языка/Авт. В.И.Зимин, Л.П.Александрова и др. – М.: школа-пресс, 1994.
Электронные словари: Толковый словарь русского языка. С.И. и Н.Ю.ШведоваСловарь синонимов русского языка. З.Е. Александрова
Мещерякова М. Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь. М. 2004г.
Кучина Т.Г. Школьный справочник. Литература. Я. 1998г
Тураев С.В.. Тимофеев Л.И. Краткий словарь литературоведческих терминов. М. 1985.
Электронное пособие «Литература. Энциклопедия».
Список учебно-методической литературы
Лебедев Ю.В. Русская язык и литература. Литература 10 класс: учебник в 2 ч. - М.: Просвещение, 2015.
Турьянская Б. И. Гороховская Л. Н. Литература в 10 классе. Урок за уроком. – 2-е изд. – М.: ООО» ТИД «Русское слово – РС», 2011.
Золотарева И. В. Михайлова Т. И. Поурочные разработки по литературе 19 века: 10 класс, 1 полугодие. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2011.
Золотарева И. В. Михайлова Т. И. Универсальные поурочные разработки по литературе: 10 класс, 2 полугодие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2011.
Сахаров В. И. Зинин С. А. Литература. 10 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2 ч. Ч. 1. – 5-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008.
Сахаров В. И. Зинин С. А. Литература. 10 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2 ч. Ч. 2. – 5-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008.
Литература. 10 класс. Учебник. Базовый и профильный уровни. В 2 ч. / ; под ред. В. Г. Маранцмана. – 4-е изд., перераб. – М.: Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2010.
12
Лебедев Ю.В., Кузнецова М.Б. Литература. 10класс. Методические советы. М. Просвещение. 2010г.
Аркин И.И. Уроки литературы в 10 классе: Практическая методика: Книга для учителя, - М.: Просвещение, 2011.
Фогельсон И.А. Русская литература второй половины 19 века. - М.: Материк Альфа. 2006.
Я иду на урок литературы: 10 класс: книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2012
Коровина В.Я. Литература. Программы общеобразовательных учреждений. 5-11классы. М. 2010г.
Белокурова С.П. Сухих И.Н. Русская литература в 10 классе. Книга для учителя. М. 2010 г.
Электронные пособия:
«И.С.Тургенев. Страницы жизни»;
«Уроки литературы в 10 классе».
13
Календарно – тематическое планирование учебного материала по литературе
для учащихся 10 класса на 2015 – 2016 учебный год
Количество часов в курсе: 105 ( 3 в неделю)
Учитель Становова Е. В.
№ уроков
Название темы и количество часов. Сроки изучения (неделя месяца). Формируемые УУД Оценивание:
формы, сроки
1. Особенности историко-литературного процесса II половины 19 века. 1 час
2.09 владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
умение анализировать текст с точки зрения наличия в нём явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
умение представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой;
представление об изобразительно-выразительных возможностях русского, родного (нерусского) языка;
умение учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;
способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать своё отношение к ним в развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
владение навыками анализа художественных произведений с учётом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
представление о системе стилей языка художественной литературы;
владение различными приёмами редактирования текстов;
умение проводить лингвистический эксперимент и использовать его результаты в процессе практической речевой деятельности;
понимание и осмысленное использование понятийного аппарата современного литературоведения в процессе чтения и интерпретации художественных произведений;
владение навыками комплексного филологического анализа художественного текста;
сформированность представлений о системе стилей художественной литературы разных эпох, литературных направлениях, об индивидуальном авторском стиле;
владение начальными навыками литературоведческого исследования историко - и теоретико-литературного характера;
умение оценивать художественную интерпретацию литературного произведения в произведениях других видов искусств (графика и живопись, театр, кино, музыка);
сформированность представлений о принципах основных направлений литературной критики.
2-11. А. Н. Островский. 10 часов.
3.09-24.09 Творческая работа (14-17.09) Сочинение (22-24.09)
12-21. И. А. Гончаров. 10 часов.
28.09-20.10 Анализ эпизода (5-8.10) Сочинение (20.10)
22-31. И. С. Тургенев. 10 часов.
22.10-20.11 Контр. работа (26-30.10) Сочинение (17-20.11)
32-39. Ф. И. Тютчев А. А. Фет.
8 часов.
23.11-9.12 Зачет по стихам (01.12, 9.12) Анализ стихов (3.12-8.12)
40-47. Н. А. Некрасов. 8 часов.
10.12-25-12 Зачет по стихам (15-17.12) Сочинение(22-24.12)
48-52. М. Е. Салтыков-Щедрин.
5 часов. 11-20.01 Проверочная работа.
(19-20.01)
53-62. Ф. М. Достоевский. 10 часов.
21.01-12.02 Творческое задание (26-28.01) Анализ эпизода (1-3.02) Сочинение (10-12.02)
63-92. Л. Н. Толстой. 30 часов.
15.02-29.04 Устное сообщение (22-23.02) Анализ эпизода (14.-17.03 и 4-7.04) Творческое задание (6.04-10.04) Сочинение (26-28.04)
93-102. А. П. Чехов. 8 часов.
02-20.05 Анализ рассказа (10.05-12.05) Сочинение (18-20.05)
103-105. Итоговые уроки.
23-30.05
Итоговое сочинение (по графику)