Рабочая программа по русскому языку. 3 класс. УМК Перспектива
Содержание
Пояснительная записка 3
Общая характеристика учебного курса 3-4
Место учебного предмета в учебном плане 4
Личностные, метапредметные и предметные результаты 4-5
Содержание курса 9
Тематическое планирование 11
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение 48
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» составлена в соответствие с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, рабочего Учебного плана МБОУ «Мамыковская СОШ» с. Мамыково, на основе типовой примерной программы, разработанной авторской программой Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной. (2011 год). Реализация программы предполагает использование УМК «Перспектива».
Цель обучения по комплекту «Перспектива»:
– формирование личности ребенка
– развитие универсальных учебных действий
– развитие способности учиться, познавать окружающий мир и сотрудничать.
Задачи программы:
•развивать все виды речевой деятельности (умения писать, читать, слушать и говорить), а также речевое мышление учащихся;
•обеспечивать усвоение программного материала по языку (по фонетике, графике, лексике, грамматике, орфографии); стимулировать развитие коммуникативно-речевых умений и навыков;
•пользоваться формулами речевого этикета в различных ситуациях общения;
•формировать представление о языке как о жизненно важном средстве общения, которое предоставляет учащимся широкие возможности для выражения собственных мыслей в общении с другими людьми и для познания окружающего мира;
•обеспечивать развитие функциональной грамотности учащихся на основе интеграции в изучении языка и речи учащихся;
•развивать интерес к изучению русского языка, воспитывать чувство любви и уважения к языку как величайшей культурной ценности народа;
•развивать творческие способности детей, их стремление к созданию собственных текстов.
Общая характеристика учебного курса
Методологической основой Стандарта является системно-деятельностный подход, который обеспечивает:
формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию;
проектирование и конструирование развивающей образовательной среды образовательного учреждения;
активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
построение образовательного процесса с учётом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся.
Место учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа составлена в соответствие с количеством часов , указанных в рабочем учебном плане МБОУ «Мамыковская СОШ» с. Мамыково.
Предмет «Русский язык» изучается в 3 классе в объеме 105 часов. (3часа в неделю)
4.Личностные, метапредметные и предметные результаты
На первой ступени школьного обучения обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности. Формирование ценностей многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
3. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.
4. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности.
5. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
6. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты:
1. Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
2. Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления.
3. Умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера, усваивать способы их решения.
4. Умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
5. Освоение начальных форм самонаблюдения в процессе познавательной деятельности.
6. Умение создавать и использовать знаково-символические модели для решения учебных и практических задач.
7. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве — Интернете), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.
8. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. Осознанное выстраивание речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации, составление текстов в устной и письменной форме.
9. Овладение следующими логическими действиями:
● сравнение;
● анализ;
● синтез;
● классификация и обобщение по родовидовым признакам;
● установление аналогий и причинно-следственных связей;
● построение рассуждений;
● отнесение к известным понятиям.
10. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. Умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Умение активно использовать диалог и монолог как речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач.
11. Определение общей цели совместной деятельности и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение.
12. Готовность конструктивно разрешать конфликты с учётом интересов сторон и сотрудничества.
13. Овладение базовыми межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами или процессами.
Предметные результаты:
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения и взаимопонимания, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Первоначальное усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических, лексических, грамматических), представляющих основные единицы языка и отражающих существенные связи, отношение и функции.
4. Понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания слова. Практическое усвоение заместительной (знаковой) функции языка.
5. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета. Умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
6. Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать приобретённые знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
ОЦЕНКА ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.
2.1. ДИКТАНТ.
Объем диктанта:
1-й класс – 15-17 слов.
2-й класс – 1-2 четверть – 25-35 слов.
3-4 четверть – 35-52 слова.
3-й класс – 1-2 четверть – 45-53 слова.
3-4 четверть – 53-73 слова.
4-й класс – 1-2 четверть – 58-77 слов.
3-4 четверть – 76-93 слова.
Отметка "5" – за работу, в которой нет ошибок.
Отметка "4" – за работу, в которой допущено 1-2 ошибки.
Отметка "3" – за работу, в которой допущено 3-5 ошибок.
Отметка "2" – за работу, в которой допущено более 5 ошибок.
Учет ошибок в диктанте:
1. Повторная ошибка в одном и том же слове считается за 1 ошибку (например, ученик дважды в слове "песок" написал вместо "е" букву "и").
2. Ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются как две ошибки (например, ученик написал букву "т" вместо "д" в слове "лошадка" и букву "с" вместо "з" в слове "повозка").
Ошибкой считается:
1. Нарушение орфографических правил при написании слов, включая ошибки на пропуск, перестановку, замену и вставку лишних букв в словах.
2. Неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями).
3. Отсутствие знаков препинания, изученных в данный момент в соответствии с программой; отсутствие точки в конце предложения не считается за ошибку, если следующее предложение написано с большой буквы.
Примечание:
2 исправления считаются за 1 ошибку.
Примечание.
При оценке контрольной работы учитывается в первую очередь правильность ее выполнения.
При оценивании работы учитель принимает во внимание каллиграфический навык.
При оценивании работы принимается во внимание не только количество, но и характер ошибок. Например, ошибка на невнимание в меньшей мере влияет на оценку, чем ошибки на изученное правило, в особенности на давно изученные орфограммы.
2.2. ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ.
Отметка "5" – без ошибок.
Отметка "4" – правильно выполнено не менее 3/4 заданий.
Отметка "3" – правильно выполнено не менее 1/2 заданий
Отметка "2" – правильно выполнено менее 1/2 заданий.
2.3. КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ
Отметка "5" – за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений.
Отметка "4" – за работу, в которой допущена 1 ошибка и 1-2 исправления.
Отметка "3" – за работу, в которой допущены 2-3 ошибки и 1-2 исправления.
Отметка "2" – за работу, в которой допущены 4 и более ошибок.
2.4. СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ
Объем:
2-й класс – 8-10 слов.
3-й класс – 10-12 слов.
4-й класс – 12-15 слов. Отметка "5" – без ошибок.
Отметка "4" – 1 ошибка и 1 исправление.
Отметка "3" – 2 ошибки и 1 исправление.
Отметка "2" – 3-5 ошибок.
3. СОЧИНЕНИЕ И ИЗЛОЖЕНИЕ.
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление (соблюдение языковых норм и правил выбора стилистических средств), вторая—за соблюдение орфографических и пунктуационных норм.
Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.
3.1. ИЗЛОЖЕНИЕ.
Отметка за содержание и речевое оформление:
Отметка "5" – правильно и последовательно воспроизведен авторский текст.
Отметка "4" – незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности.
Отметка "3" – имеются некоторые отступления от авторского текста, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, беден словарь.
Отметка "2" – имеются значительные отступления от авторского текста, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь.
Отметка за соблюдение орфографических и пунктуационных норм:
Отметка "5" – нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1 исправление.
Отметка "4" – имеются 1-2 орфографические ошибки и допущено 1 исправление.
Отметка "3" – имеются 3-6 орфографические ошибки и 1-2 исправления.
Отметка "2" – имеются более 6 орфографических ошибок.
3.2. СОЧИНЕНИЕ.
Отметка за содержание и речевое оформление:
Отметка "5" – логически последовательно раскрыта тема.
Отметка "4" – незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности.
Отметка "3" – имеются некоторые отступления от темы, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, беден словарь.
Отметка "2" – имеются значительные отступления от темы, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь.
Отметка за соблюдение орфографических и пунктуационных норм:
Отметка "5" – нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1 исправление.
Отметка "4" – имеются 1-2 орфографические ошибки и допущено 1 исправление.
Отметка "3" – имеются 3-6 орфографических ошибки и 1-2 исправления.
Отметка "2" – имеются более 6 орфографических ошибок.
Содержание курса
третий класс
Тема Кол-во часов
Собеседники. Диалог. 3 часа
Культура устной и письменной речи. 4 часа
Текст 7 часов
Язык –главный помощник в общении. 29часов
Состав слова(11 часов) 11 часов
Систематизация знаний по разделу «Части речи» 4часа
Имя существительное как часть речи 2 часа
Число имен существительных 2
Род имен существительных 2
Мягкий знак после щипящих 2
Изменение имён существительных по падежам. 8
Как разобрать имя существительное 2
местоимение 2
глагол 12
Имя прилагательное 13
повторение 2
Итого 105
Вид работы I четверть II четверть III четверть IV четверть Год
Диктант 3 1 2 3 9
Словарный диктант 2 3 1 6
Контрольное списывание 1 1 - - 2
Контрольная работа 1 1 2
Изложение 1 - - - 1
Сочинение - - - 1 1
тесты 1 1 2 1 5
6.Тематическое планирование
Третий класс№ Тема Виды учебной деятельности Планируемые результаты Виды контроля, измерители дата
метапредметныепредметные личностные По плану факт
Речевое общение. Повторяем-узнаем новое.(15 часов)
Собеседники. Диалог.(3 часа)
1 Смысловая форма речи Построение предложений, составление рассказа.
Р: освоение способов речевого общения.
П:систематизация знаний о языке как средстве общения.
К:формирование культуры общения научатся понимать значение языка как основного средства общения людей, помогающего выражать мысли и чувства; формировать отношение к языку как к великой ценности культурному достоянию русского народа.
текущий 2 Воображаемые коммуникативно-речевые ситуации Составление (устно) текстов-рассуждений
Находить в текстах предложения, разных по цели высказывания и по интонации.
Научатся строить диалог. Определять темы текстов, выбор заглавия.
Составление (устно) текстов-рассуждений. Развитие навыков сотрудничества, умения не создавать конфликтных ситуаций. текущий 3 Стиль общения Условия реального общения. Составление устных диалогов на одну из выбранных тем.
Определение связи главной мысли текста и его настроения.
Р: освоение способов речевого общения.
П:систематизация знаний о языке как средстве общения.
К:формирование культуры общения Научатся аргументировать свои высказывания.
Определять цель общения людей между собой.
Формирование умения общаться как умения слушать, говорить, читать и писать текущий Культура устной и письменной речи.(4часа)
4 Совершенствование устной речи Работа с пословицами о важности хорошей речи.
анализировать речевую модель общения: речь партнёра (собеседника) по речевому общению, цель и тему общения, его результат;
- совершенствовать культуру речевого общения: соблюдать нормы речевого этикета, уметь выразить просьбу, пожелание, благодарность, извинение; поздравлять, приглашать друзей, вести разговор по телефону, правильно обращаться к собеседнику;
- правильно использовать в общении вспомогательные средства: мимику, жесты, выразительные движения, интонацию, логическое ударение, паузы – в соответствии с культурными нормами;
- составлять диалоги, основанные на известных правилах продуктивного общения;
- соблюдать культуру письменного общения: писать буквы, предложения в соответствии с правилами русской графики и орфографии, соблюдать аккуратность в ведении записей, чёткость и красоту выполнения письменных работ;
- работа в паре;
- взаимодействие с партнёром. Возможность
научиться делать выводы о значении речи. Возможность научиться правильно использовать речь.
Формирование умения общаться как умения слушать, говорить, читать и писать текущий 5 Культура письма Знакомство с орфоэпическими нормами (нормами верного произношения) Возможность
научиться использовать коммуникативные задачи в своих высказываниях. Возможность научиться соблюдать орфоэпические и пунктуационные нормы русского языка.
Формирование умения общаться как умения слушать, говорить, читать и писать текущий 6 Значение правильного написания слова. Чтение, обсуждение и запись по памяти «золотого правила общения» Формирование умения общаться как умения слушать, говорить, читать и писать текущий 7 Входной контрольный диктант. Упражнения по обобщению знаний учеников обо всех известных орфограммах научатся применять правила правописания. Возможность научиться формулировать письменные ответы. Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций Проверочная работа Текст(7часов)
8 Текст и его особенности Работа с текстом, составление плана текста. Запись. Р: умение контролировать процесс и результаты своей деятельности.
П: формулирование
проблемы;
самостоятельное
создание способов
решения проблем
творческого и
поискового характера.
К: уметь устанавливать
контакт, организовывать
и осуществлять
совместную
деятельность;
налаживать
межличностные
отношения.
Возможность
научиться определять тему текста, главную мысль текста, озаглавливать текст.
Возможность научиться аргументировать свое мнение. Мотивация учебной деятельности;
принятие образа «хорошего ученика»;
уважительное отношение к иному мнению
текущий 9 Заглавие, тема, главная мысль.
Списывание и озаглавливание текста. Формирование умения общаться как умения слушать, говорить, читать и писать текущий 10 Связь предложений в тексте.
РР. Изложение Устанавливать связи между предложениями в тексте. Делить текст на части, выписывать словосочетания определять тему и основную мысль текста, озаглавливать текст. Р. Осуществлять действие по образцу и заданному правилу.
П. Уметь применять правила и пользоваться инструкцией.
К. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. Возможность научиться озаглавливать и передавать содержание текста по вопросам Мотивация учебной деятельности;
принятие образа «хорошего ученика»;
уважительное отношение к иному мнению
Текущий, индивидуальный 11 Части текста План текста. Словарный диктант Упражнение в применении алгоритма работы с проверяемыми и непроверяемыми безударны-ми гласными в корне слова Формирование умения общаться как умения слушать, говорить, читать и писать Текущий, диктант 12 Виды текста Определение типов текста. Возможность
научиться различать художественный и научный текст. Возможность научиться аргументировать свое мнение. Формирование умения общаться как умения слушать, говорить, читать и писать текущий 13 Контрольная работа по теме «Речевое общение» Письмо под диктовку. Самоконтроль выполненной работы Р: умение учиться и
способность к
организации
своей деятельности;
способность принимать,
сохранять цели и
следовать им в
учебной деятельности.
П: умение структурировать знания; умение
осознано и произвольно строить речевое
высказывание в
устной и письменной
форме.
К: контролировать действия партнёра. Возможность
научиться применять правила правописания. Возможность научиться формулировать письменные ответы. Контролировать процесс письма, сверяя свою запись с исходным текстом. итоговый 14 Работа над ошибками Списывание текстов различных типов Провести работу над ошибками, допущенными в контрольной работе. Возможность
научиться находить и исправлять ошибки. Возможность научиться классифицировать ошибки. Формирование умения общаться как умения слушать, говорить, читать и писать текущий Язык –главный помощник в общении.(29 часов)
15 Язык как средство общения. Звуки и буквы Работа по выявлению соответствия (соотношения) звуков и букв в словах. Р: умение контролировать процесс и результаты своей деятельности; умение адекватно воспринимать оценки и отметки.
П: умение структурироватьзнания.
К: взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. Возможность
научиться передавать звуки буквами. Возможность научиться анализировать, сравнивать, делать выводы. Формирование умения общаться как умения слушать, говорить, читать и писать текущий 16 Деление слов на слоги. Упражнения в различии открытого и закрытого слога. Р: умение учиться и
способность к
организации
своей деятельности;
способность принимать,
сохранять цели и
следовать им в учебной деятельности.
П: умение структурировать знания; умение
осознано и произвольно строить речевое
высказывание в
устной и письменной
форме.
К: контролировать действия партнёра Возможность
научиться правильно определять закрытый и открытый слог. Возможность научиться правильно делить слова на слоги. Возможность научиться анализировать, сравнивать, делать выводы. Формирование умения общаться как умения слушать, говорить, читать и писать текущий 17 Ударение. Упражнения в постановке ударения в словах и словоформах. Возможность
научиться определять ударный слог. Возможность научиться пользоваться орфоэпическим
словарем. Формирование умения общаться как умения слушать, говорить, читать и писать текущий 18 Орфограммы слова. Имена собственные Находить в тексте слова с изученными орфограммами. Объяснять изученные орфограммы. Использовать алгоритм проверки орфограмм.
Записывать под диктовку слова без ошибок, пропусков и искажений. Р: умение контролировать процесс и результаты своей деятельности; умение адекватно воспринимать оценки и отметки.
П: умение структурироватьзнания.
К: взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. Возможность
научиться классифицировать имена собственные по значению. Возможность учиться употреблять большую букву в именах собственных. Формирование умения общаться как умения слушать, говорить, читать и писать текущий 19 Безударная гласная в корне слова Проверка безударной гласной в корне слова Писать буквы, слова и предложения в соответствии с требованиями правил каллиграфии. Объяснять значение правильного написания слова для лучшего восприятия письменной речи. Возможность
научиться писать слова с безударной гласной. Возможность научиться работать по алгоритму. Формирование умения общаться как умения слушать, говорить, читать и писать текущий 20 Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова. Писать буквы, слова и предложения в соответствии с требованиями правил каллиграфии. Объяснять значение правильного написания слова для лучшего восприятия письменной речи. Возможность
учиться писать слова с безударной гласной. Возможность учиться работать по алгоритму. Формирование умения общаться как умения слушать, говорить, читать и писать текущий 21 Парные согласные. Тестовая работа Р.Умение взаимодействовать со взрослым и со сверстниками.
П.Развитие познавательных интересов и мотивов.
К .Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации Возможность
учиться писать слова с парной согласной.
Возможность научиться работать по алгоритму. Формирование умения общаться как умения слушать, говорить, читать и писать текущий 22 Слова с проверяемыми и непроверяемыми согласными. Составление устных ответов-рассуждений при объяснении написания слов с пропущенными буквами. Р.Умение взаимодействовать со взрослым и со сверстниками.
П.Развитие познавательных интересов и мотивов.
К .Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации Возможность
учиться писать слова с парной согласной.
Возможность научиться работать по алгоритму Формирование умения общаться как умения слушать, говорить, читать и писать текущий 23 Непроизносимые согласные.
Составление устных ответов-рассуждений при объяснении написания слов с пропущенными буквами. - использовать алгоритмы для решения определённых задач;
- сравнивать различные языковые единицы (слова по значению и по звучанию; слово, словосочетание, предложение по их главной функции);
- уметь пользоваться справочной лингвистической литературой;
- объективно оценивать свой уровень усвоения знаний;
- уметь применять полученные теоретические знания для решения практических задач;
- достижение договорённости и согласования общего решения;
- групповая работа;
- построение логической цепи рассуждений, доказательство;
- самооценка на основе критерий успешности;
- выдвижение гипотез и их обоснование;
- знакомство детей с ролью жеста в общении людей;
- учёт разных мнений;
- расширение знаний детей об окружающем мире
(игровые формы работы);
- поиск и отбор необходимой информации;
- использование критериев для обоснования своего суждения;
- поиск и выделение необходимой информации.
Возможность
учиться писать слова с непроизносимой согласной. Возможность научиться работать по алгоритму. Формирование умения общаться как умения слушать, говорить, читать и писать текущий 24 Разделительные твёрдый и мягкий знаки. Определение алгоритма проверки изучаемых орфограмм. Возможность
учиться писать слова с разделительными твердым и мягким знаками. Возможность научиться составлять алгоритм написания слов с разделительными твердым и мягким знаками. Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций текущий 25 Удвоенные согласные.
Словарный диктант. Работа над правописанием слов с удвоенными согласными. Проверить умение учащихся самостоятельно выполнять предложенные задания. Возможность
учиться писать слова с удвоенными согласными. Возможность научиться находить изученные орфограммы в словах. проявлять интерес к изучению темы; Понимание собственных достижений при освоении учебной темы ;Оценивать результат собственной деятельности текущий 26 Правила написания буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чн, чк, щн. Нахождение слов с изучаемыми орфограммами. Работа над сравнением. Возможность
учиться писать слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн. Возможность научиться находить в тексте сравнения, олицетворение.
Возможность научиться определять части речи, типы текстов проявлять интерес к изучению темы; Понимание собственных достижений при освоении учебной темы ;Оценивать результат собственной деятельности текущий После каникул 27 Контрольная работа по разделу «Мир общения. Повторяем – узнаём новое». Проверить умение учащихся самостоятельно выполнять предложенные задания. Р:Умение взаимодействовать со взрослым и со сверстниками.
П:Развитие познавательных интересов и мотивов.
К :Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации Возможность
научиться применять теоретические знания и умения при работе с языковым материалом .
Оценивать результат собственной деятельности контроль 29 окт28 Работа над ошибками.
Основные функции слова Провести работу над ошибками, допущенными в контрольной работе. Знакомство детей с ролью жеста в общении людей. Р: умение учиться и
способность к организации
своей деятельности;
способность принимать,
сохранять цели и следовать
им в учебной деятельности.
П: умение структурировать знания; умение осознано и произвольно строить
речевое высказывание в
устной и письменной
форме.
К: контролировать действия партнёра. Возможность
научиться делать выводы о значении слова, о роли жестов в речевом общении.
проявлять интерес к изучению темы; Понимание собственных достижений при освоении учебной темы текущий 31 окт 29 Как возникают слова. Словарный диктант. Определить основные функции слова.
Закрепить знания учащихся об устройстве слова. Р: выполнять самопроверку и взаимопроверку учебного задания;
Выполнять взаимооценку учебного задания
П: определять звуки-сигналы, жесты общения, определять условия развития русского языка, соотносить звуковую схему и лексическое значение слова, определять роль звукоподражания в поэзии, определять лексическое значение слова на основе этимологии и обосновывать своё мнение
К: адекватно взаимодействовать с партнёром а рамках учебного диалога Возможность
научиться делать выводы о структуре слова, его звуко – буквенной форме, лексическом значении. проявлять интерес к изучению темы; Понимание собственных достижений при освоении учебной темы текущий 30 Синонимы. Углубить знания учащихся о синонимах, об их роли в русском языке. Р: выполнять учебное задание в соответствии с целью
П: раскрывать смысл понятия «синонимы» и обосновывать своё мнение
К: учитывать разные мнения в рамках учебного диалога Возможность
научиться подбирать синонимы к словам и словосочетаниям.
Возможность научиться группировать синонимы. Возможность научиться делать выводы о значении синонимов в устной и письменной речи. Понимание собственных достижений при освоении учебной темы ;текущий 31 Антонимы Нахождение антонимов в пословицах.
Подбор антонимов к словам разных частей речи. Р: адекватно воспринимать оценку своих действий.
П: раскрывать смысл понятия «антонимы» и обосновывать своё мнение;
Определять фразеологические обороты со словами- антонимами и обосновывать своё мнение;
К: договариваться и приходить к общему решению при работе в паре Возможность
научиться подбирать антонимы к словам и словосочетаниям.
Возможность научиться использовать антонимы в речи. Возможность научиться делать выводы о значении антонимов в устной и письменной речи. Понимание собственных достижений при освоении учебной темы ;текущий 32 Омонимы Расширить знания учащихся об омонимах; обогащать словарь учеников новыми словами-омонимами. Р: самостоятельно корректировать ошибки в тексте
П: раскрывать смысл понятия «омонимы» и обосновывать своё мнение
Раскрывать смысл понятия «многозначность слова» и обосновывать своё мнение
К: самостоятельно выбирать речевые высказывания для эффективного общения Возможность
научиться подбирать омонимы к словам и словосочетаниям.
Возможность научиться группировать омонимы. Возможность научиться делать выводы о значении омонимов в устной и письменной речи Понимание собственных достижений при освоении учебной темы ;текущий 33 Многозначные слова Наблюдение за употреблением в различных контекстах многозначного слова в разных его значениях Возможность
научиться определять значение многозначных слов в контексте .Возможность научиться отличать омонимы и многозначные слова . Понимание собственных достижений при освоении учебной темы ;текущий 34 Слова с обобщающим значением. Находить в учебнике и других книгах необходимую информацию. Распознавать в тексте синонимы и антонимы. Различать лексическое значение и звуко-буквенную форму словаР: выполнять учебное задание в соответствии с целью
П:отличать имена собственные от имени нарицательного
К: адекватно взаимодействовать с партнёром а рамках учебного диалога Возможность
научиться отличать имена собственные, имена нарицательные.
Понимание собственных достижений при освоении учебной темы ;текущий 35 Проверочная работа. Повторение.
Контрольное списывание с заданием Р: выполнять учебное задание в соответствии с целью Научатся писать текст, вставляя пропущенные орфограммы; подбирать и писать синонимы к словам из текста;
Подбирать и писать антонимы к словам;
Определять в тексте фразеологический оборот, соответствующий предложенному выражению Осознавать собственные достижения при освоении учебной темы контроль 36 Работа над ошибками Провести работу над ошибками, допущенными в контрольной работе. Р: выполнять учебное задание в соответствии с целью Научатся находить и исправлять ошибки, допущенные в проверочной работе Понимание собственных достижений при освоении учебной темы текущий 37 Отличие словосочетания от слова и предложения Составление словосочетаний по заданным моделям Р: адекватно воспринимать оценку своих действий и вносить коррективы
П: раскрывать смысл понятия «словосочетание» и использовать его в активном словаре;
Различать предложение и словосочетание и обосновывать своё мнение
К: осуществлять взаимный контроль, приходить к единому мнению Возможность
научиться находить в предложениях словосочетания.
Возможность научиться правильно ставить вопросы от слова к слову в словосочетаниях. Проявлять интерес к изучению темы;
Понимание успешности при освоении темы текущий 38 Различение словосочетания на основе цели использования. Составление словосочетаний по заданным моделям Возможность
научиться находить в предложениях словосочетания.
Возможность научиться правильно ставить вопросы от слова к слову в словосочетаниях. Проявлять интерес к изучению темы;
Понимание успешности при освоении темы текущий 39 Предложение. Словарный диктант Составлять предложение, используя слова для выбора Проводить синтаксический разбор предложений, определять их вид по цели высказывания и интонации, Р: выполнять самопроверку и взаимопроверку при работе в паре
П: определять тип предложения по интонации и по цели высказывания и обосновывать своё мнение;
Определять грамматическую основу предложения и обосновывать своё мнение;
Определять смысл предложения и обосновывать своё мнение
К: формулировать понятное для партнёра высказывание, используя термины Возможность
научиться отличать предложение от словосочетаний и слов .
Возможность научиться определять признаки и типы предложений. Проявлять интерес к изучению темы;
Понимание успешности при освоении темы текущий 40 Главные члены предложения Главные члены предложения и их нахождение в тексте Р: учитывать характер ошибок, вносить коррективы
П: раскрывать смысл понятий «главные члены предложения» и «второстепенные члены предложения», раскрывать значение слова «объявление», определять главные члены предложения и обосновывать своё мнение
К: формулировать высказывание в рамках учебного диалога, используя фразу-констуктВозможность
научиться находить главные члены предложения.
Возможность научиться составлять предложения по их моделям. Проявлять интерес к изучению темы;
Понимание успешности при освоении темы текущий 41 Второстепенные члены предложения Нахождение в тексте второстепенных членов предложения и их обозначения Р: учитывать характер ошибок, вносить коррективы
П: раскрывать смысл понятий «главные члены предложения» и «второстепенные члены предложения», раскрывать значение слова «объявление», определять главные члены предложения и обосновывать своё мнение
К: формулировать высказывание в рамках учебного диалога, используя фразу-констуктВозможность
научиться находить второстепенные члены предложения.
Научатся выделять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам. Проявлять интерес к изучению темы;
Понимание успешности при освоении темы текущий 42 Предложения с однородными членами Нахождение в тексте однородных членов предложения и их обозначения Р: выполнять учебное задание в соответствии с правилом;
Выполнять самопроверку и взаимопроверку заданий и вносить корректировку
П:определять значение выражений «однородные члены предложения» и обосновывать своё мнение;
Определять знаки препинания в предложении с однородными членами с союзом или без него и обосновывать своё мнение
К:адекватно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога Возможность
научиться находить однородные члены предложения.
Возможность научиться ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами предложения. Проявлять интерес к изучению темы;
Понимание успешности при освоении темы текущий 43 Контрольная работа «Язык главный помощник в общении» Проверить умение учащихся самостоятельно выполнять предложенные задания. Р: выполнять учебное задание в соответствии с целью Возможность
научиться применять теоретические знания и умения при работе с языковым материалом контроль Состав слова(11 часов)
44 Работа над ошибками. Основа и окончание слова. Провести работу над ошибками, допущенными в контрольной работе.
Актуализировать знания детей о частях слова; показать, что части слова — это реально упот-ребляемые в целом ряде слов языковые единицы со своим значением, которое они привносят в слово. Возможность
научиться находить и исправлять ошибки. Возможность научиться классифицировать ошибки. текущий 45 Корень. Находить в слове орфограмму,определять ее тип, применять нужный алгоритм для ее проверки. Р: умение учиться и
способность к организации
своей деятельности;
способность принимать,
сохранять цели и следовать
им в учебной деятельности.
П: умение структурировать знания; умение осознано и произвольно строить
речевое высказывание в
устной и письменной
форме.
К: контролировать действия партнёра. Возможность
научиться находить в словах корень, приставку, суффикс. Возможность научиться образовывать однокоренные слова. Возможность научиться анализировать, сравнивать, делать выводы. Проявлять интерес к изучению темы;
Понимание успешности при освоении темы текущий 46 Корень. Однокоренные слова. Находить в слове орфограмму,определять ее тип, применять нужный алгоритм для ее проверки. Возможность
научиться находить в словах корень, приставку, суффикс. Возможность научиться образовывать однокоренные слова. Возможность научиться анализировать, сравнивать, делать выводы. Проявлять интерес к изучению темы;
Понимание успешности при освоении темы текущий 47 Написание корня слова с изученными орфограммами. Находить в слове орфограмму,определять ее тип, применять нужный алгоритм для ее проверки. Возможность
научиться находить в словах корень.
Возможность научиться проверять безударные гласные. Возможность научиться анализировать, сравнивать, делать выводы. Проявлять интерес к изучению темы;
Понимание успешности при освоении темы текущий 48 Приставка. Написание приставок и предлогов Находить в слове орфограмму,определять ее тип, применять нужный алгоритм для ее проверки. Р: выполнять учебное задание, используя правило;
Осуществлять взаимный контроль
П: объяснять значение слова «приставка», определять значение, которое приставка придаёт словам, раскрывать функцию разделительного Ъ, выбирать верное утверждение и обосновывать своё мнение
К: учитывать общепризнанные правила в совместной деятельности Возможность
научиться находить в словах приставку.
Возможность научиться определять значение приставок. Возможность научиться различать приставку и предлог .Творчески относится к процессу работы над составом слова и словообразованием, осознавать собственные достижения при освоении учебной темы текущий 49 Разделительный твёрдый знак в словах с приставками Находить в слове орфограмму,определять ее тип, применять нужный алгоритм для ее проверки. Возможность научиться правильно писать разделительный твердый знак после приставок, оканчивающихся на согласный звук текущий 50 Суффикс. Тестовая работа Находить в слове орфограмму,определять ее тип, применять нужный алгоритм для ее проверки. Р: выполнять учебное задание в соответствии с целью
П: определять родственные слова, основу слова, определять части слова, нулевое окончание в слове, определять значение приставки, суффикса в слове и обосновывать своё мнение
К: формулировать собственное высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога Возможность
научиться находить в словах суффикс.
Возможность научиться определять значение суффиксов Творчески относится к процессу работы над составом слова и словообразованием, осознавать собственные достижения при освоении учебной темы текущий 51 Окончание .Словарный диктант Находить в слове орфограмму,определять ее тип, применять нужный алгоритм для ее проверки. Возможность
научиться находить в словах окончание и основу.
Возможность научиться определять роль окончания и основы. Возможность научиться определять нулевое окончание. текущий 52 Как образуются слова Разбирать слова по составу, выделяя в них приставку, корень, суффикс, окончание. Образовывать слова по заданным словообразовательным моделям. Р: выполнять учебное задание в соответствии с правилом; выполнять самопроверку и взаимопроверку при выполнении учебного задания
П: определять способы словообразования с помощью суффикса и приставки, раскрывать значение понятия «сложные слова», определять соединительные гласные в словах и обосновывать своё мнение
К: формулировать понятные высказывания, используя термины, в рамках учебного диалога Возможность
научиться образовывать слова с помощью приставок и суффиксов.
Творчески относится к процессу работы над составом слова и словообразованием, осознавать собственные достижения при освоении учебной темы текущий 53 Сложные слова Возможность
научиться образовывать сложные слова на базе предложенных сочетаний слов. Разбирать сложные слова по составу. Творчески относится к процессу работы над составом слова и словообразованием текущий 54 Контрольная работа по разделу «Состав слова» систематизировать знания учащихся о составе слова; проверить уровень знаний учеников по изученной теме; Р: выполнять учебное задание в соответствии с целью Возможность
научиться применять теоретические знания и умения при работе с языковым материалом осознавать собственные достижения при освоении учебной темы контроль Части речи(49 часов)
Систематизация знаний по разделу(4 часа)
55 Работа над ошибками. Части речи. корректировать знания учащихся при выполнении работы над ошибками. Р: выполнять учебное задание в соответствии с целью
Р: выполнять учебное задание, используя алгоритм
П: раскрывать значение понятий «значимые (самостоятельные) части речи» , «служебные (не самостоятельные) части речи» и использовать их в активном словаре;
Определять значимые и служебные части речи , распределять слова по группам, используя вопрос и обосновывать своё мнение
К: формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины Научатся формулировать вопрос к соответствующей части речи; образовывать однокоренные слова разных частей речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол;
Дополнять предложение (текст) значимыми (служебными) частями речи;
Составлять и писать предложения из данных слов писать текст с известными орфограммами; писать орфограммы в новых словарных словах Проявлять интерес к изучению темы текущий 56 Определение частей речи с помощью вопросов. Определять части речи (имя существительное, глагол, имя прилагательное) по обобщенному значению предметности, действия, признака и по вопросам; правильно использовать их. Проявлять интерес к изучению темы текущий 57 Принципы выделения частей речи Проявлять интерес к изучению темы текущий 58 Роль слов разных частей речи в тексте Проявлять интерес к изучению темы текущий Имя существительное как часть речи(2 часа)
59 Имя существительное. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные Формировать представление уч-ся о предмете как о грамматическом понятии, показать разницу между бытовым и грамматическим пониманием предмета. Р: адекватно воспринимать оценку своих действий и вносить коррективы
П: определять имя существительное, определять одушевлённое и неодушевлённое имя существительное и обосновывать своё мнение
К: учитывать мнение партнёра при работе в паре и находить компромиссный вариант для общего решения Научатся определять часть речи, которой является каждое слово; дописывать имена существительные в каждую тематическую группу слов; дополнять текст именами собственными; выписывать из текста имена существительные одушевлённые и неодушевлённые; образовывать неодушевлённое имя существительное; образовывать однокоренное одушевлённое имя существительное, используя суффикс; писать орфограммы в новых словарных словах Проявлять интерес к изучению темы текущий 60 Собственные и нарицательные имена существительные Умение различать собственные и нарицательные имена существительные, одушевленные и неодушевленные имена существительные. Р: умение учиться и
способность к организации
своей деятельности;
способность принимать,
сохранять цели и следовать
им в учебной деятельности.
П: умение структурировать знания; умение осознано и произвольно строить
речевое высказывание в
устной и письменной
форме.
К: контролировать действия партнёра. Возможность научиться отличать в орфографическом оформлении имен собственных и нарицательных. Научатся различать смысловые отличия собственных и нарицательных имен существительных: название одного (единичного) предмета или группы однородных предметов; наличие или отсутствие характеристики предмета в слове. Расширить знания уч-ся об именах собственных обозначающих географические объекты (топонимы). формировать чувство гордости за свою Родину. Российский народ и историю России при работе с текстами об истории и культуре нашей страны. Древних и современных городах, известных людях;
текущий Число имен существительных(2 часа)
61 Число имён существительных познакомить учеников с именами существительными, не изменяющимися по числам Р: умение учиться и
способность к организации
своей деятельности;
способность принимать,
сохранять цели и следовать
им в учебной деятельности.
П: умение структурировать знания; умение осознано и произвольно строить
речевое высказывание в
устной и письменной
форме.
К: контролировать действия партнёра. Научатся употреблять имена существительные в составе словосочетаний и предложений, образовывать формы множественного числа Проявлять интерес к изучению темы текущий 62 Изменение имён существительных по числам. Употреблять имена существительные в составе словосочетаний и предложений. Образовывать формы множественного числа Р: умение учиться и
способность к организации
своей деятельности;
способность принимать,
сохранять цели и следовать
им в учебной деятельности.
П: умение структурировать знания; умение осознано и произвольно строить
речевое высказывание в
устной и письменной
форме.
К: контролировать действия партнёра. Научатся употреблять имена существительные в составе словосочетаний и предложений, образовывать формы множественного числа Проявлять интерес к изучению темы текущий Род имен существительных(2 часа)
63 Род имён существительных актуализировать знания учащихся о роде имен существительных; научить детей определять род имен существительных; Р: соотносить учебные действия с известным приёмом;
Выполнять взаимопроверку учебного задания
П: раскрывать значение понятий «мужской род», «женский род», «средний род» и использовать их в активном словаре;
Определять род имени существительного и обосновывать своё мнение
К: адекватно взаимодействовать с партнёром в рамках диалога при проверке учебного задания Научатся определять род имен существительных, согласовывать с ними другие части речи (имена прилагательные, глаголы прошедшего времени). Употреблять в речи имена существительные с «проблемным» определением рода. Проявлять интерес к изучению темы текущий 64 Употребление имён существительных разных родов Проявлять интерес к изучению темы текущий Мягкий знак после шипящих в конце(2 часа)
65 Мягкий знак после шипящих в конце имён существительных женского рода. Сопоставлять написание имен существительных женского и мужского рода, оканчивающихся на шипящие. Р: соотносить учебное действие с известным правилом; выполнять взаимопроверку и взаимооценку учебного задания
П: определять имена существительные женского рода с шипящим звуком на конце, определять роль «Ь» в именах существительных женского рода с шипящим звуком на конце и обосновывать своё мнение
К: договариваться и приходить к общему решению в совместной учебной деятельности Научатся рассказывать правило написания «Ь» в именах существительных женского рода с шипящим звуком на конце; определять род имён существительных и писать слова по группам; распределять слова по группам в зависимости от роли «Ь»; писать «Ь» в именах существительных женского рода с шипящим на конце;
Дописывать в стихотворный текст имена существительные с шипящим звуком на конце слова; подбирать к слову синоним-имя существительное с шипящим звуком на конце; составлять и писать предложения, используя сюжетную картинку, слова и словосочетания; писать известные орфограммы в словах Проявлять интерес к изучению темы текущий 66 Роль мягкого знака в конце имён существительных после шипящих научить детей разграничивать существительные с мягким знаком в конце после шипящих и без него; показать новую функцию мягкого знака — грамматическую.
Р: умение учиться и
способность к организации
своей деятельности;
способность принимать,
сохранять цели и следовать
им в учебной деятельности.
П: умение структурировать знания; умение осознано и произвольно строить
речевое высказывание в
устной и письменной
форме.
К: контролировать действия партнёра. Проявлять интерес к изучению темы текущий Изменение имён существительных по падежам.(8 часов)
67 Изменение имён существительных по падежам. познакомить учащихся с понятиями склонения и падежа; ввести названия падежей, познакомить детей с этимологией этих терминов для лучшего их запоминания; Р: выполнять учебное действие, используя алгоритм
П:раскрывать значение понятий «окончание», «склонение», «падеж» и использовать их в активном словаре; определять падежный вопрос для существительного (одушевлённого, неодушевлённого) и обосновывать своё мнение; различать вопросы родительного и винительного падежей и обосновывать своё мнение.
К: формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины Научатся называть падежи имен существительных по порядку. называть вопросы падежей имен существительных. изменять существительные по падежам. Определять падеж имен существительных по предложенному алгоритму.
Проявлять интерес к изучению темы; понимание своей успешности при изучении темы текущий 68 Именительный падеж имён существительных показать роль имени существительного в именительном падеже в предложении Р: выполнять учебное действие, используя алгоритм
П: раскрывать значение понятий «начальная форма слова», «именительный падеж», «родительный падеж», «дательный падеж», «винительный падеж», «творительный падеж», «предложный падеж» и использовать их в активном словаре; различать именительный и винительный падежи, определять роль существительного в предложении и обосновывать своё мнение.
К: учитывать мнение партнёра при взаимопроверке задания в рамках диалога
Научатся рассказывать о роли падежа в постановке вопросов и определении окончаний; о роли существительного с падежным окончанием в предложении; определять падеж существительного, используя вопрос или предлог; различать именительный и винительный падежи, используя вопрос и определяя роль существительного в предложении; составлять и писать предложения, выделяя в них главные члены и указывая падеж каждого существительного; писать словосочетания по образцу; писать словосочетания, в которых существительное стоит в родительном, дательном, творительном или предложном падеже с предлогом, выделяя окончание; писать имя адресата в дательном падеже; писать новые словарные слова; вставлять в предложение (текст) и писать подходящие по смыслу предлоги Проявлять интерес к изучению темы; понимание своей успешности при изучении темы текущий 69 Родительный падеж имён существительных учить детей находить в предложении имена существительные в родительном падеже по вопросам; Проявлять интерес к изучению темы; понимание своей успешности при изучении темы текущий 70 Употребление имён существительных в дательном падеже. формировать умение находить имена существительные в дательном падеже по вопросам; текущий 71 Винительный падеж имён существительных учить детей определять винительный падеж имен существительных по вопросам, предлогам и синтаксической функции, которую они выполняют текущий 72 Творительный падеж имён существительных обратить внимание на окончания имен существительных в творительном падеже; текущий 73 Предложный падеж имён существительных. познакомить учащихся со значением имен существительных в предложном падеже текущий 74 Обобщение о склонении имён существительных. Тестовая работа систематизировать знания детей о склонении имен существительных; Р: умение учиться и
способность к организации
своей деятельности;
способность принимать,
сохранять цели и следовать
им в учебной деятельности.
П: умение структурировать знания; умение осознано и произвольно строить
речевое высказывание в
устной и письменной
форме.
К: контролировать действия партнёра. Научатся называть падежи имен существительных по порядку. Называть вопросы падежей имен существительных. Изменять существительные по падежам. Определять падеж имен существительных по предложенному алгоритму.
Проявлять интерес к изучению темы; понимание своей успешности при изучении темы текущий Как разобрать имя существительное(2часа)
75 Морфологический разбор имени существительного учить детей делать устный и письменный разбор имени существительного как части речи; Р: выполнять учебное действие, используя алгоритм
П: раскрывать значение понятий «имя существительное», «признаки имени существительного», и использовать их в активном словаре; различать постоянные и изменяемые признаки имени существительного и обосновывать своё мнение
К: учитывать мнение партнёра при принятии общего решения в рамках учебного диалога Научатся рассказывать о постоянных и изменяемых признаках существительного; рассказывать алгоритм разбора существительного как части речи; определять в предложении существительные; разбирать существительное как часть речи, используя алгоритм Проявлять интерес к изучению темы; понимание своей успешности при изучении темы текущий 76 Контрольная работа по теме «Имя существительное» проверить уровень усвоения знаний по теме «Имя существительное»; Писать текст с изученными орфограммами; склонять существительное; определять в предложении падеж каждого существительного; разбирать существительное как часть речи; Возможность научиться планировать свои действия в соответствии с целью; выполнять самопроверку учебного задания осознавать собственные достижения при освоении учебной темы текущий Местоимение (2 часа)
77 Местоимение формировать умение верно использовать местоимения в речи; Р: выполнять самопроверку и взаимопроверку учебного задания
П: раскрывать значение понятий «местоимение», «личное местоимение» и использовать их в активном словаре; определять роль местоимения в речи и обосновывать своё мнение
К: адекватно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога Определять и указывать в тесте местоимения; писать местоимения, выбирая их из ряда слов и текста; писать существительные по группам, соответствующим местоимениям он, она, оно, они; писать существительные, которые можно заменить местоимением; писать текст, вставляя пропущенные орфограммы, редактировать и писать текст, заменяя повторяющиеся слова подходящими местоимениями Проявлять интерес к изучению темы; понимание своей успешности при изучении темы текущий 78 Роль местоимений в предложении. Тестовая работа. формировать умение верно использовать местоимения в речи; Р: умение учиться и
способность к организации
своей деятельности;
способность принимать,
сохранять цели и следовать
им в учебной деятельности.
П: умение структурировать знания; умение осознано и произвольно строить
речевое высказывание в
устной и письменной
форме.
К: контролировать действия партнёра. Возможность научиться сравнивать по значению и по функции имена существительные и местоимения. Редактировать тексты, используя личные местоимения. Проявлять интерес к изучению темы; понимание своей успешности при изучении темы Текущий, тестовый Глагол (12часов)
79 Глагол. Изменение глаголов по временам Распознавать глаголы в тексте на основе их значения и грамматических признаков. Р: выполнять учебное действие в соответствии с правилом
П:раскрывать значение понятий и использовать их в активном словаре; определять роль глагола в предложении и обосновывать своё мнение;
К: использовать речь для регулирования своего действия в рамках учебного диалога Научатся определять часть речи, которой является каждое слово; дописывать глаголы в каждую тематическую группу слов; дополнять текст глаголами; выписывать из текста глаголы; писать орфограммы в новых словарных словах Проявлять интерес к изучению темы; понимание своей успешности при изучении темы текущий 80 Глаголы настоящего времени научить детей образовывать формы глаголов настоящего времени по образцу; П: различать вопросы, на которые отвечают глаголы настоящего времени в единственном и множественном числе и задавать вопросы к глаголам настоящего времени и обосновывать своё мнение
Р: выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания
К: осуществлять взаимный контроль, приходить к единому мнению в рамках учебного диалога Научатся рассказывать правило определения времени глагола.
Определять: время глагола, используя правило; член предложения, выраженный глаголом.
Писать: текст, дополняя его глаголами; глаголы –антонимы; глаголы, распределяя их по группам соответственно форме времени; текст, вставляя пропущенные орфограммы.
Дописывать предложение, выбирая наиболее точное слово из предложенных в скобках Проявлять интерес к изучению темы; понимание своей успешности при изучении темы текущий 81 Глаголы прошедшего времени учить детей находить глагол в прошедшем времени по вопросу; П: раскрывать значение понятий «прошедшее время глагола», «формообразующий суффикс –л-», «род глагола» и использовать их в активном словаре; определять морфологические признаки глагола и обосновывать своё мнение
Р: выполнять учебное задание, используя правило
К: взаимодействовать в рамках учебного сотрудничества, принимать во внимание позицию партнёра Научатся рассказывать: о родовых окончаниях глагола прошедшего времени; правило определения окончания глагола прошедшего времени;
Определять окончание глагола прошедшего времени по его роду и числу.
Писать: глагол в форме прошедшего времени и выделять графически суффикс –л-; предложение, выбирая наиболее точное слово из предложенных в скобках текущий 82 Изменение глаголов в форме будущего времени познакомить детей с особенностями образования форм глаголов в будущем времени: будущее простое время и будущее сложное время; П: раскрывать значение понятий «простое будущее время», «сложное будущее время» и использовать их в активном словаре; определять условия для образования сложного будущего времени и обосновывать своё мнение
Р: выполнять учебное задание с взаимопроверкой
К: слышать и учитывать мнение партнёра в рамках учебного диалога при взаимопроверке учебного задания Научатся рассказывать о способах образования будущего времени глагола; образовывать и писать простую форму будущего времени глагола, используя вопрос; писать предложение (текст), заменяя прошедшее время глагола будущим; дополнять текст подходящими по смыслу глаголами; писать предложение, выбирая наиболее точное слово из предложенных в скобках; составлять предложение из группы слов и писать его текущий 83 Неопределённая форма глагола Словарный диктант учить детей находить глаголы в неопределенной форме в предложениях; познакомить учащихся с орфограммой «Мягкий знак после шипящих согласных в конце глаголов в неопределенной форме»; П: раскрывать значение понятия «неопределённая форма глагола» и использовать его в активном словаре; определять морфологические признаки глагола неопределённой формы и обосновывать своё мнение
Р: выполнять самопроверку и взаимопроверку учебного задания
К: адекватно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога Научатся распознавать в речи глаголы неопределённой формы
Образовывать глагольные формы настоящего, прошедшего и будущего времени. текущий 84 Изменение глаголов по числам. показать детям грамматическую природу изменения глаголов по числам, значение категории числа глаголов; Научатся распознавать в речи глаголы неопределённой формы
Образовывать глагольные формы настоящего, прошедшего и будущего времени в единственном и множественном числе. текущий 85 Административная контрольная работа Р: выполнять учебное задание в соответствии с целью Знать изученные правила, применять их при письме. осознавать собственные достижения при освоении учебной темы 86 Роль окончаний при изменении глаголов по числам. развивать речь учащихся при изменении текстов, при составлении рассказов по рисункам, при изложении текста.
Р: умение учиться и
способность к организации
своей деятельности;
способность принимать,
сохранять цели и следовать
им в учебной деятельности.
П: умение структурировать знания; умение осознано и произвольно строить
речевое высказывание в
устной и письменной
форме.
К: контролировать действия партнёра. Научатся наблюдать за изменением глаголов по числам 87 Изменение глаголов в прошедшем времени по родам 88 Не с глаголами. Тестовая работа Писать раздельно не с глаголами. П: определять случаи написания глагола с частицей не и обосновывать своё мнение
Р: выполнять учебное действие, используя правило
К: в рамках учебного диалога, формулировать понятные высказывания, используя термины Научатся рассказывать правило написания частицы не с глаголами; писать глаголы с частицей не; писать пословицы; составлять и писать правила поведения культурного человека осознавать собственные достижения при освоении учебной темы 89 Морфологический разбор глагола Определять грамматические признаки глаголов (время и число). Использовать грамотно нужные формы глаголов в устных высказываниях и в письменной речи. П: раскрывать значение понятий «глагол», «признаки глагола» и использовать их в активном словаре; определять род глагола и обосновывать своё мнение
Р: выполнять учебное действие, используя алгоритм;
К: согласовывать своё мнение с партнёром для принятия общего решения в рамках учебного диалога
Научатся определять глаголы в предложении; рассказывать о морфологических признаках глагола; рассказывать алгоритм разбора глагола как часть речи; определять и исправлять ошибки в морфологическом разборе глагола Проявлять интерес к изучению темы; понимание своей успешности при изучении темы 90 Контрольная работа по теме «Глагол». проверить уровень усвоения знаний по теме «Глагол»; Р: выполнять учебное задание в соответствии с целью Возможность научиться планировать свои действия в соответствии с целью; выполнять самопроверку учебного задания осознавать собственные достижения при освоении учебной темы Имя прилагательное (15 часов)
91 Имя прилагательное Находить имена прилагательные в тексте на основе их значения и грамматических признаков. П: раскрывать значение понятия «имя прилагательное», и использовать в активном словаре;
- определять роль прилагательного в тексте и обосновывать свое мнение.
Р: выполнять самопроверку и взаимооценку учебного задания.
К: использовать речь для регуляции своего действия в рамках учебного диалога..
Научатся рассказывать об имени прилагательном. Определять прилагательное в тексте и выделять графически. Писать:
прилагательные в соответствующую группу по значению;
прилагательные-антонимы, прилагательные-синонимы;
текст, дополняя его прилагательными, используя слова для выбора;
- текст, вставляя пропущенные орфограммы.
92 Изменение имён прилагательных по родам. Наблюдение за изменением имен прилагательных по родам. Выводы Мотивация учебной деятельности;
принятие образа «хорошего ученика»;
уважительное отношение к иному мнению
93 Изменение имён прилагательных по числам Наблюдение за изменением имен прилагательных по числам. Выводы Р. Осуществлять действие по образцу и заданному правилу.
П. Уметь применять правила и пользоваться инструкцией.
К. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. научатся классифицировать имена прилагательные по значению; понимать роль имен прилагательных в речи. Мотивация учебной деятельности;
принятие образа «хорошего ученика»;
уважительное отношение к иному мнению
94 Изменение имён прилагательных по падежам Наблюдение за изменением имен прилагательных по падежам. Выводы Р. Осуществлять действие по образцу и заданному правилу.
П. Уметь применять правила и пользоваться инструкцией.
К. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. Возможность научиться определять род и число имен существительных. Возможность научиться писать окончание имени прилагательного научаться склонять имена прилагательных. Проявлять интерес к изучению темы; понимание своей успешности при изучении темы 95 Связь имени прилагательного с именем сущ. Наблюдение за изменением имен прилагательных в зависимости от существительного. Выводы Р:Умение взаимодействовать со взрослым и со сверстниками.
П:Развитие познавательных интересов и мотивов.
К :Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации Научатся находить имена прилагательные в тексте на основе их значения и грамматических признаков. Применять алгоритм написания безударных окончаний имен прилагательных. Определять связь имени прилагательного с именем существительным. Проявлять интерес к изучению темы; понимание своей успешности при изучении темы 96 Контрольный диктант за год. Проверить знания обучающихся Р: выполнять учебное задание в соответствии с целью Возможность научиться планировать свои действия в соответствии с целью; выполнять самопроверку учебного задания осознавать собственные достижения при освоении учебной темы 97 Работа над ошибками. Образование имён прилагательных с помощью суффиксов показать детям грамматическую зависимость имени прилагательного от имени Р: умение учиться и
способность к организации
своей деятельности;
способность принимать,
сохранять цели и следовать
им в учебной деятельности.
П: умение структурировать знания; умение осознано и произвольно строить
речевое высказывание в
устной и письменной
форме.
К: контролировать действия партнёра. Научатся находить имена прилагательные в тексте на основе их значения и грамматических признаков. Применять алгоритм написания безударных окончаний имен прилагательных. Определять связь имени прилагательного с именем существительным. Проявлять интерес к изучению темы; понимание своей успешности при изучении темы 98 Проверка безударных окончаний имён прилагательных Основные признаки изученных единиц речи. познакомить учеников с алгоритмом проверки безударных окончаний имен прилагательных по окончанию вопроса П: раскрывать значение понятия «имя прилагательное», и использовать в активном словаре;
- определять роль прилагательного в тексте и обосновывать свое мнение.
Р: выполнять самопроверку и взаимооценку учебного задания.
К: использовать речь для регуляции своего действия в рамках учебного диалога..
Научатся находить имена прилагательные в тексте на основе их значения и грамматических признаков. Применять алгоритм написания безударных окончаний имен прилагательных. Определять связь имени прилагательного с именем существительным. Проявлять интерес к изучению темы; понимание своей успешности при изучении темы 99 Проверка безударных окончаний имён прилагательных Основные признаки изученных единиц речи. Тестовая работа. Проявлять интерес к изучению темы; понимание своей успешности при изучении темы 100 Морфологический разбор имени прилагательного. учить детей разбирать имя прилагательное как часть речи; Р. Осуществлять действие по образцу и заданному правилу.
П. Уметь применять правила и пользоваться инструкцией.
К. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. научатся как разбирать имя прилагательное как часть речи. Проявлять интерес к изучению темы; понимание своей успешности при изучении темы 101 Контрольная работа по теме: «Имя прилагательное проверить уровень усвоения знаний по теме «Имя прилагательное»; Р: выполнять учебное задание в соответствии с целью Возможность научиться планировать свои действия в соответствии с целью; выполнять самопроверку учебного задания осознавать собственные достижения при освоении учебной темы 102 Работа над ошибками Коллективная работа над ошибками, допущенными в контрольной работе Р:Умение взаимодействовать со взрослым и со сверстниками.
П:Развитие познавательных интересов и мотивов.
К :Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации Научатся самостоятельно работать над ошибками, отвечать на вопросы, устно и письменно объяснять правописание орфограмм. Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций 103 РР. Сочинение Писать сочинение повествовательного характера по сюжетной картинке, по личным впечатлениям (после предварительной подготовки). Р: умение учиться и
способность к организации
своей деятельности;
способность принимать,
сохранять цели и следовать
им в учебной деятельности.
П: умение структурировать знания; умение осознано и произвольно строить
речевое высказывание в
устной и письменной
форме.
К: контролировать действия партнёра. Научатся писать сочинение-описание (после предварительной подготовки). Составлять тексты-рассуждения на заданные темы. Контролировать процесс письма, сверяя свою запись с исходным текстом или образцом. осознавать собственные достижения при освоении учебной темы 104 Повторение изученного за год систематизировать изученный в третьем классе материал по всем разделам учебника; закрепить навык написания изученных орфограмм; создать положительную мотивацию к дальнейшему изучению языка. Р: умение учиться и
способность к организации
своей деятельности;
способность принимать,
сохранять цели и следовать
им в учебной деятельности.
П: умение структурировать знания; умение осознано и произвольно строить
речевое высказывание в
устной и письменной
форме.
К: контролировать действия партнёра. Научатся отличать основные единицы языка и речи, основные особенности текста и предложения, отличия текста от предложения. Мотивация учебной деятельности;
принятие образа «хорошего ученика»;
уважительное отношение к иному мнению
105 Повторение изученного за год Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
техические средства ( проектор, компьютер, магнитофон)
1. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Методическое пособие к учебнику «Русский язык». М., «Просвещение», 2013 год. 2. Нормативно-правовой документ. Контроль и оценка результатов обучения. — М., 1998. 3. «Перспектива»: Сборник рабочих программ.. — М.: Просвещение, 2011. 4. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Методическое пособие к учебнику «Русский язык». Диктанты, срезовые работы. М., «Просвещение», 2009 год. 5 6. Перфокарты, карточки.
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
Климанова Г.Ф., Бабушкина Т.В. Учебник «Русский язык» 3 класс, в двух частях, часть 1. М., «Просвещение», 2013 год.
Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Учебник «Русский язык» 3 класс, в двух частях, часть 2. М., «Просвещение», 2013 год.
Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. « Рабочая тетрадь №1» по русскому языку, 3 класс М., «Просвещение», 2014 год.
Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. «Рабочая тетрадь №2» по русскому языку, 3 класс. М., «Просвещение», 2014 год.
Печатные пособия
наглядные пособия (таблицы, учебные картины, схемы ,плакаты , таблички с терминами).
Цифровые образовательные ресурсы
Экранно-звуковые пособия
Электронное приложение к учебнику “Русский язык”
Учебно-практическое оборудование
учебные столы, доска