«Работа педагогического коллектива школы по реализации проблемной темы школы «Педагогическое содействие в формировании всесторонне развитой личности средствами патриотического воспитания»
Выступление на педсовете на тему:
«Работа педагогического коллектива школы по реализации проблемной темы школы «Педагогическое содействие в формировании всесторонне развитой личности средствами патриотического воспитания»
В широком смысле понятие «патриотизм» означает олицетворение любви к своей Родине, ее истории, культуре, природе, к современной жизни, ее достижениям и проблемам, то есть патриотизм – это категория нравственная. Воспитание патриотизма и гражданственности в учащихся одно из приоритетных направлений государства. На каждом возрастном этапе проявления патриотизма и патриотическое воспитание имеют свои особенности. Воспитание патриотизма в нашей школе начинается с начальной школы. Многие нравственные качества человека закладываются в детские, школьные годы. Дети очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы, они легко откликаются на все инициативы, искренне сочувствуют и сопереживают. Младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм. Для учителя начальных классов это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Следуя требованиям «Федерального государственного образовательного стандарта начального, среднего и общего образования» , а также проблемной теме школы «Педагогическое содействие в формировании всесторонне развитой личности средствами патриотического воспитания» педагогический коллектив школы воспитание патриотизма реализует через
урочное - это преподавание курса «Севастополеведения» в начальной школе, где ребятам предлагается изучить историю своей семьи, своего города. Интерес вызывают занятия, связанные с темой «Моя родословная» или проект «История моей семьи - история России», где ребятам предлагается вместе с родителями составить родовое древо своей семьи, собрать старые фотографии, изучить семейный архив.
через систему дополнительного образования. В школе работают кружки патриотического направления «Зарничник», «Патриот», в которых обучаются 34 учащихся с 7 по 11 классов.
В плане воспитательной работы приоритетное направление - патриотическое. Главной целью является воспитание гражданских и патриотических чувств через формирование интереса к истории своего города, народа, его традициям и культуре, формирование у учащихся соответствующих знаний о праве .Основными направлениями в системе патриотического воспитания в ГБОУ «СОШ №18» являются:
Духовно – нравственное. Цель: осознание учащимися в процессе патриотического воспитания высших ценностей, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.
Гражданско – патриотическое. Воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, постоянной готовности к служению своему народу.
Основные формы работы по патриотическому воспитанию в ГБОУ «СОШ №18»:
Вахты Памяти у памятников «Бронепоезд Железняков», «Танк»;
Почетная вахта «Пост №1»;
Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны;
Уроки мужества и памяти;
Смотр строя и песни;
Участие в районных конкурсах и мероприятиях патриотической направленности;
Военно – спортивные игры «Зарница, «Рубеж»»;
Битва хоров (на лучшее исполнение патриотической песни);
Конкурс чтецов;
Уход и благоустройство закрепленных за школой памятников;
Проведение мероприятий посвященных государственной символики России;
Работа школьного самоуправления «Шефство школы над ветеранами»;
Организация изучения краеведческих материалов на уроках истории, географии, литературы.
Патриотическое воспитание учащихся реализуется также и через организацию экскурсий в краеведческие музеи и библиотеки города. Нашими социальными партнерами в воспитании и развитии детей являются:
- ГБОУ ДО СЦТКСиЭ;
- Центральная городская детская библиотека библиотека им. А. П. Гайдара;
- ГБУК г. Севастополя «Севастопольский художественный музей им. М.П. Крошицкого»;
- ГБОУ ДО ДДЮТ;
- ГБОУ ДО «Центр военно-патриотического воспитания учащейся
молодежи»;
- ГБОУ ДО «Севастопольская станция юных техников»;
Сотрудничество с учреждением дополнительного образования строится на договорной основе. Развитие социальных связей ГБОУ СОШ № 18 с культурными и образовательными учреждениями дает дополнительный импульс для духовного развития и обогащения личности ребенка с первого класса, совершенствует конструктивные взаимоотношения с родителями (законными представителями), строящиеся на идее социального партнерства.
Патриотическое воспитание учащихся реализуется через систему классных часов:
- изучение государственной символики России;
- уроки мужества;
- встречи с ветеранами ВОВ;
- беседы, посвященные чествованию памятных дат, дней воинской славы;
- классные часы, посвященные Дню пожилого человека, Дню защитника Отечества, Дню матери и другие мероприятия.
Эффективное патриотическое воспитание учащихся сегодня – это путь к духовному возрождению общества, восстановлению величия страны в сознании людей. Результативность работы школы по патриотическому воспитанию измеряется степенью готовности и стремлением школьников к выполнению своего гражданского и патриотического долга, их умением и желанием сочетать общественные и личные интересы, реальным вкладом, вносимым ими в дело процветания Отечества, родного края и малой родины.
В связи с введение ФГОС ООО в средней школе в 2015-2016 учебном году и продолжая работу над проблемной темой школы «Педагогическое содействие в формировании всесторонне развитой личности средствами патриотического воспитания» рекомендую создать творческую группу по разработке программы воспитания и социализации обучающихся ГБОУ СОШ №18 на 2017-2020 год в соответствии с требованиями ФГОС ООО.
Заголовок 115