Взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности как фактор формирования всесторонне развитой личности
Представление педагогического опыта
учителя начальных классов
МБОУ «Инсарская средняя
общеобразовательная школа №2»
Дониной Татьяны Вячеславовны
Взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности как фактор формирования всесторонне развитой личности
Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса.
На современном этапе школьного образования проблема формирования всесторонне развитой личности приобретает особое значение в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники, потребности общества в людях образованных, способных быстро ориентироваться в обстановке, иными словами, обладающих вариативностью действий и комбинаторикой мышления, способных мыслить самостоятельно. Кроме этого личность должна иметь нравственные ценности, включающие в себя такие качества, как доброта, милосердие, мужество, скромность, справедливость, толерантность, любовь к Родине, патриотизм и гражданственность.
Добиться формирования всесторонне развитой личности можно только во взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности, являющихся важнейшим средством для осуществления индивидуального подхода к учащимся и учета их познавательной потребности. Только во взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности создаются условия способствующие:
повышению активности ученика как субъекта обучения;
творческому сотрудничеству между педагогами и учащимися;
ориентации деятельности учащихся на успех;
вариативности форм организации образовательного процесса, средств и условий деятельности;
формированию общечеловеческих ценностей.
Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.
В основе своего опыта ставлю принцип – неталантливых детей нет. Нужно только постараться выявить способности детей и содействовать их развитию.
Выполнение такого рода задачи становится возможным только в условиях активного обучения, стимулирующего умственную деятельность учащихся. Активное обучение, которое осуществляется с помощью интенсивных методов обучения, способствует формированию познавательного интереса к приобретению знаний и учебной деятельности.
Процесс формирования всесторонне развитой личности двухсторонний: с одной стороны, организационное и целенаправленное воздействие учителей, с другой - организованная и целенаправленная деятельность воспитанников.
Процесс воспитания будет успешным только в том случае, если ребенок будет сам стремиться к саморазвитию, если у него появится желание и интерес к определенному виду деятельности.
В триединой задаче: обучения, умственного развития и воспитания личности — мотивация является связующим звеном между тремя ее сторонами. Именно благодаря мотивации, как знания, так и процесс их приобретения могут стать движущей силой интеллекта и важным фактором воспитания всесторонне развитой личности.
Итак, каковы же основные условия, при которых возникала бы и развивалась мотивация?
Развитию мотивации, любви к изучаемому предмету и к самому процессу умственного труда способствует умелое сочетание урочной и внеурочной работы. Такая организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решает задачи проблемного характера.
Учебный труд, как и всякий другой интересен тогда, кода он разнообразен, однообразная информация и однообразные способы действий быстро вызывают скуку.
Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов.
Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся. Связь изучаемого с интересами, уже существовавшими у школьников ранее, также способствует возникновению интереса к новому материалу.
Ни слишком легкий, ни слишком трудный материал не вызывает интереса. Обучение должно быть трудным, но посильным.
Чем чаще проверяется и оценивается работа школьников, тем интереснее им работать.
Яркость, эмоциональность учебного материала, эмоциональная реакция, заинтересованность самого учителя с огромной силой воздействовать на школьника, на его отношение к предмету.
Теоретическая база опыта.
В соответствии с требованиями федеральной концепции стремлюсь использовать:
Системный подход, позволяющий выявить общие системные свойства и качественные характеристики составляющих систему отдельных элементов.
Личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельной и творческой сущности одаренного ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании и обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий.
Деятельностный подход, предполагающий обучение детей выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.
Полисубъектный (диалогический) подход, рассматривающий личность как систему характерных для нее отношений, как носителя взаимоотношений и взаимодействий социальной группы, что требует особого внимания к личностной стороне педагогического взаимодействия.
Культурологический подход, обусловленный объективной связью человека с культурой как системой ценностей.
В своей работе стараюсь руководствоваться следующими принципами педагогической деятельности:
принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
принцип интеграции урочной и внеурочной деятельности;
Одним из путей решения поставленных перед школой задач является осуществление целенаправленной взаимосвязи учебной и внеучебной деятельности учащихся.
Школьная практика показывает, что ввиду определенных трудностей, связанных с особенностями урочной системы (большое количество учащихся в классе, регламентирование характера и видов классно-урочных занятий и др.) учителю сложно в полной мере на уроке осуществить дифференцированный подход к обучению учащихся, учесть их индивидуальные склонности и особенности. Поэтому необходим выход за пределы регламентированной учебной деятельности, который открывает простор свободному выбору занятий, где могли бы ученики приложить приобретенный познавательный опыт, развивать свои способности и склонности, удовлетворять запросы и стремления.
Говоря о важности осуществления взаимосвязи классных и внеклассных занятий, можно отметить, что учение должно быть органически связано с другими видами внеурочной деятельности. Знания, полученные на уроках, должны находить широкое применение в других видах деятельности, обогащать их интеллектуальное содержание.
Взаимосвязанное построение учебных и внеучебных занятий в сочетании с дифференцированным обучением создает благоприятные условия для удовлетворения интересов как наиболее способных, так и отстающих учащихся путем сочетания различных форм их деятельности: индивидуальных, групповых, коллективных и т.д.
Совместное планирование классных занятий и внеучебной работы способствует обогащению содержания урока знаниями, полученными в процессе внеклассных занятий, повышает ценность приобретенных знаний, предоставляет учителю возможность обратиться и опереться на опыт учащихся, полученный ими вне урока, создать в сознании учащихся целостное представление о единстве и познаваемости окружающего их материального мира.
Наряду с расширением сферы познания и общения, включением учащихся в различные виды деятельности взаимосвязь учебного и внеучебного процессов предусматривает психологическую подготовку учащихся к успешному усвоению знаний, формируя способность переноса умений с внеклассных занятий на уроки и, наоборот, с урока на внеклассные занятия.
Согласно этому, повышение действенности взаимосвязи классной и внеклассной работы и дальнейшее развитие идеи единства содержания, форм и методов в процессе всей жизнедеятельности детей, идеи единства школьного и внешкольного процессов является одним из важных направлений решения задач, стоящих перед современной школой.
Анализ методической литературы и исследований, посвященных проблеме взаимосвязи классных и внеклассных занятий, позволяет выделить следующий комплекс дидактических задач, решаемых на ее основе:
1. Формирование и развитие познавательного интереса учащихся к изучению предмета;
2. Повышение качества знаний;
3. Формирование политехнических знаний и умений;
4. Расширение сферы познания и общения учащихся;
5. Развитие технического творчества;
6. Формирование потребности в самообразовании;
7. Профориентация школьников и подготовка их к труду.
Схематически взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности можно представить таким образом:
.
УРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ВНЕШНЯЯ СРЕДА
ВНУТРИШКОЛЬНАЯ СРЕДА
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Гражданско-патриотическое
направление
Проектно-исследовательская деятельность
Художественно-эстетическое
направление
Общественно-полезная деятельность
Спортивно-оздоровительное направление
Научно-познавательное
направление
Духовно-нравственное направление
Развитие информационно-коммуникативной компетенции
Развитие предметных компетенций обучающихся на основе решения компетентностных задач
Урочная деятельность Внеурочная деятельность
- исследовательские методы фронтальная (массовая):
- проекты - познавательные игры, конкурсы
- творческие задания - предметные недели
- различные технологии развивающего - конференции
обучения групповая:
- факультативы, кружки, элективные курсы
- проекты
- ШНОУ
индивидуальная:
- исследовательская работа
- творческие работы
Внутришкольная среда, интегрирующая урочную и внеурочную деятельность, представлена такими видами деятельности, как уроки, функционирование научного общества учащихся (НОУ), практические семинары, тренинги, ролевые игры, моделирование ситуации, система поощрения обучающихся за результативное участие в мероприятиях – конкурсах разного уровня и т.п.
Внешняя среда – это родители, жители города, наши социальные партнёры:
дошкольные образовательные учреждения;
центры дополнительного образования;
средне-специальные и высшие учебные учреждения;
учреждения культуры и спорта;
учреждения здравоохранения и специальной поддержки;
учреждения МВД и министерства обороны;
интернет-сообщества.
Отдельно следует остановиться на взаимодействии с родителями.
Работа с родителями должна вестись в четырех направлениях: 1) психологическое сопровождение семьи; 2) создание информационной среды для родителей; 3) организация совместной практической деятельности ребенка и его родителей; 4) поддержка и поощрение родителей на уровне школы.
Основным направлением психолого-педагогического сопровождения развития обучающихся является сохранение и укрепление здоровья. В рамках этого направления можно выделить основные задачи:
- развитие навыков саморегуляции и управления стрессом;
- формирование установок на здоровый образ жизни;
- профилактика школьного и дорожного травматизма.
При сочетании различных видов деятельности, форм работы можно добиться формирования всесторонне развитой, одаренной, компетентной личности.
Всесторонне развитая, одаренная, компетентная личность
Личность, способная к саморазвитию и самообразованию
Творческая личность
Личность, готовая к осознанному выбору и освоению образовательных программ с учетом интересов и возможностей
Личность, руководствующаяся в своей жизнедеятельности общечеловеческими ценностями и нормами морали и нравственности Личность, способная самостоятельно находить выход из проблемной ситуации, осуществлять поисковую деятельность Физически здоровая личность
Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.
Моя деятельность по формированию всесторонне развитой личности включает следующие направления:
Использование педагогических технологий и активных методов организации образовательного процесса
Считаю, что личный интерес обучающегося – это решающий фактор процесса образования, поэтому приоритетом обучения должно стать не освоение учениками определенного объема знаний, умений и навыков, а умение школьников учиться самостоятельно, добывать знания и уметь их перерабатывать, отбирать нужное, прочно их запоминать, связывать с другими.
Для повышения эффективности образовательного процесса при проведении уроков в начальной школе, использую следующие современные образовательные технологии:
1. Технология проблемного обучения
Её актуальность определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. Преодолевая посильные трудности учащиеся испытывают постоянную потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками. Эта технология привлекла меня новыми возможностями построения любого урока, где ученики не остаются пассивными слушателями и исполнителями, а превращаются в активных исследователей учебных проблем. Учебная деятельность становится творческой. Дети лучше усваивают не то, что получат в готовом виде и зазубрят, а то, что открыли сами и выразили по-своему. Технология проблемного диалога универсальна, так как применима к любому предметному содержанию и на любой ступени обучения.
2. Обучение в сотрудничестве (групповая работа)
Групповая работа играет положительную роль не только на первых этапах обучения, но и в последующей учебно-воспитательной работе. Методику групповой работы я стараюсь ввести уже с первых дней обучения ребенка в школе. Это могут быть уроки технологии, окружающего мира, где на первых этапах перед детьми не ставится сложных задач анализа и синтеза изучаемого материала. Например, на уроке ручного труда работа с пластилином, тема “10 наливных яблок”. Сначала каждый делает своё яблоко, а потом еще 5 всей группой и коллективно оформляют яблоньку, вешая на неё яблочки. Перед началом работы с детьми оговариваю правила работы: называть друг друга только по имени и в разговоре использовать только вежливые слова. Позже, когда дети хорошо узнают друг друга, начинаю работу по формированию групп на четверть. Основным принципом отбора являются личные симпатии, умение общаться, уровень интеллектуального развития ребенка.
И так как создаваемая группа является единым целым, то каждый ребенок должен быть задействован в работе. И потому методика такой работы предполагает распределить между детьми их обязанности. Главным в группе выбирается командир. Этот ребенок должен уметь организовать работу, направлять ее в нужное русло. Генератор идей – тот, кто подает идею, выделяет главную мысль изучаемого материала. Фиксатор – тот, кто записывает (желательно в схемах) все, что предполагает группа. Критик – выявляет недостатки в работе, критикует предлагаемое с позиции неприемлемого в данных условиях. Аналитик делает выводы, обобщает сказанное. Главная цель работы в группе – приблизиться к изучаемой проблеме вместе, независимо от твоей назначенной роли.
Работа в группах очень интересна детям, так как они ближе узнают друг друга, учатся общаться, учитывая интересы товарища. Учитель же, наблюдая за ребятами, может для себя провести мини-мониторинг психических особенностей ребенка (умение общаться в микроколлективе, обобщать сказанное, выражать свое мнение, определить уровень работоспособности).
На таких уроках ни один ребенок не остается в стороне. Даже дети с низким уровнем работоспособности, которые на уроке предпочитают молчать, делают попытки включиться в работу группы. Нельзя думать, что эта работа приносит результаты с первых уроков. Для этого требуется серия таких уроков и кропотливый труд учителя.
3. Игровые технологии
Игра — это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.
Игры позволяют осуществлять дифференцированный подход к учащимся, вовлекать каждого школьника в работу, учитывая его интерес, склонность, уровень подготовки по предмету. Упражнения игрового характера обогащают учащихся новыми впечатлениями, выполняют развивающую функцию, снимают утомляемость. Они могут быть разнообразными по своему назначению, содержанию, способам организации и проведения. С их помощью можно решать какую-либо одну задачу (совершенствовать вычислительные, грамматические навыки и т. д.) или же целый комплекс задач: формировать речевые умения, развивать наблюдательность, внимание, творческие способности и т. д.
Игровая деятельность используется мной в следующих случаях:
1) для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета (урок-игра «Путешествие по стране Знаний», урок – спектакль «Народные праздники»);
2) в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля). 4. Информационные образовательные технологии.
Урок с использованием информационных технологий становится более интересным для учащихся, в результате, становится более эффективное усвоение знаний; улучшается уровень наглядности на уроке.
Повышение эффективности урока за счет наглядности. Конечно, достигнуть этого можно и другими методами (плакаты, карты, таблицы,записи на доске), но компьютерные технологии, бесспорно, создают гораздо более высокий уровень наглядности.
Для получения новой информации и расширения кругозора учащихся на уроках и во внеурочное время использую презентации, которые составляю сама с привлечением материала, взятого из ресурсов Интернет.
Дети с удовольствием смотрят слайды, принимают активное участие в обсуждении увиденного. Для уроков окружающего мира презентация просто находка. Картинки окружающей нас природы, животные, моря, океаны, природные зоны, круговорот воды, цепочки питания – всё можно отразить на слайдах. И проверить знания проще: тесты, кроссворды, ребусы, шарады – всё делает урок увлекательным и запоминающимся. Таким образом, при активном использовании ИКТ в начальной школе успешнее достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения, повышается интерес к изучаемым предметам.5.Система инновационной оценки «Портфолио»
В настоящее время большую популярность приобретает образовательная технология “Портфолио”. Использование технологии «Портфолио» позволяет проследить индивидуальный прогресс ученика, помогает ему осознать свои сильные и слабые стороны, позволяет судить не только об учебных, но и о творческих и коммуникативных достижениях. 6. Личностно-ориентированные технологии
У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации учения.
7. Технологии развития критического мышления
Умение размышлять над тем, как получить знания (вызов); развивать аналитическое мышление и творческое мышление (осмысление); определять своё личное отношение к информации (рефлексия);умение ставить и решать проблемы. Основа для размышления младших школьников об обучении и знании.
8. Здоровьесберегающие технологии.
В моём классе она включает в себя: проведение тематических физминуток на каждом уроке, динамических пауз, участие в спортивных соревнованиях школы и района, проведение родительских собраний на тему «Режим дня в школе и дома», «Как сохранить здоровье ребёнка», «Компьютер и ребёнок», организацию горячего питания в школе для всех учащихся, серию встреч с врачом общей практики, организацию подвижных игр на переменах. Думаю, что наша задача сегодня – научить ребенка различным приёмам и методам сохранения и укрепления своего здоровья, чтобы затем, перейдя в среднюю школу и далее, ребята могли уже самостоятельно их применять.
Все вышеизложенные приёмы, новые технологии, применяемые на уроках и внеурочное время, дают возможность ребёнку работать творчески, способствуют развитию любознательности, повышают активность, приносят радость, формируют у ребёнка желание учиться.
Организация проектно-исследовательской деятельности
В условиях реализации ФГОС процесс обучения все больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых знаний. Безусловно, одной из разновидностей такого подхода является проектная и исследовательская деятельность.
На протяжении многих лет идёт большая дискуссия о проектно-исследовательской деятельности учащихся. Отрицательных и положительных мнений было огромное количество. На сегодняшний день стало понятно, что без подобной деятельности в школе обучение невозможно. Исследовательская деятельность способствует развитию познавательной активности школьников, учит их мыслить и делать самостоятельные умозаключения. Благодаря использованию метода проектов повышается вероятность творческого развития учащихся; естественным образом происходит соединение теории и практики; развивается активность учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности; укрепляется чувство социальной ответственности, а, кроме всего прочего, дети на занятиях испытывают истинную радость.
Учебная программа позволяет включать школьников в проектную исследовательскую деятельность постепенно, начиная с первого класса. Вначале – доступные творческие задания, выполняемые на уроках обучения грамоте, окружающего мира, трудового обучения и в форме коллективных творческих дел, проводимых во внеурочное время. А уже в 3-4 классах учащиеся выполняют довольно сложные проекты, под руководством учителя проводят коллективное научное исследование, в которое могут быть включены результаты проектно-исследовательской работы каждого ученика.
Работа над проектами позволяет выработать и развить специфические умения и навыки проектирования, а именно: освоение навыков целеполагания, формулирования проблемы, планирования работы, умение ориентироваться в информационном пространстве, умение самостоятельно конструировать свои наработки, презентовать их.
Дети младшего школьного возраста по природе своей исследователи и с большим успехом участвуют в различных исследовательских делах. Но, не секрет, что в первый класс общеобразовательной школы приходят дети с разной подготовкой. Поэтому работа учителя начальных классов строится в двух направлениях: первое – работа с детьми мотивированными на проектно-исследовательскую деятельность, и второе – работа с детьми, у которых подобной мотивации пока нет. Работа в первом направлении - научить ребенка самостоятельно «добывать» информацию из различных источников (книги, цифровые носители), анализировать эту информацию, делать свои выводы, представлять результаты своей деятельности. Работы учителя по второму направлению изначально ставит перед собой цель – сформировать у ребенка интерес к исследовательской деятельности. Только после этого можно ставить основную цель – развитие способностей к проектно-исследовательской деятельности, и умение вести такую работу.
Успешно можно объединить обе группы, если организовать коллективную работу всего класса над одним проектом. Преимущество этой методики состоит в том, что, внося свой посильный вклад в общую работу, ребенок присваивает общий результат и воспринимает его как собственный. Повышается самооценка детей обеих групп, которая приводит к дальнейшему развитию личности.
Важно сделать, чтобы результат проекта стал значимым этапом в жизни, как учащегося и его семьи, так и самого педагога. Для этого результаты проекта должны быть представлены учащимся класса и родителям, могут выступать как конкурсные работы.
Немаловажным условием развития творческих способностей учащихся начальной школы считаю выполнение ими исследовательских работ. На собственном опыте убедилась, что первоначально возникают трудности в оформлении работы, подготовке защиты, умении выступать на публике. Но после участия в конференциях различного уровня у ребят появляется уверенность в себе, и желание готовить новые работы, участвовать разнообразных конкурсах. Глядя на своих успешных одноклассников, другие дети также просят помочь им в подготовке исследовательской работы по выбранной теме. Это ещё раз доказывает, что для детей младшего школьного возраста характерно стремление к творчеству, желание познавать, быть успешным.
Не следует упускать из внимания учителя начальных классов участие в Международном форуме «Одаренные дети». При подготовке к конкурсу дети учатся выполнять рефераты, составлять защиту своей работы, представлять себя и свою идею.
Для того чтобы проектно-исследовательская деятельность имела положительные результаты, необходимо придерживаться следующих правил:
1. Учитывать интересы детей. Поставленная проблема и обозначенная тема должны быть значимыми для ребенка, выполняться им добровольно.
2.Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Дело в том, что для проекта требуется проблема, знакомая младшим школьникам и значимая для них.
3. Длительность выполнения проекта в режиме урочно-внеурочных занятий целесообразно ограничить одним уроком (в 1 классе), одной-двумя неделями (во 2 классе) и постепенно переходить к долгосрочным проектам, рассчитанным на месяц, четверть, полугодие (3-4 класс).
4. Формируя навыки научно-исследовательской и проектной деятельности учителю следует выстраивать свою работу с детьми от однопредметных проектов к межпредметным, от личных проектов к групповым и общеклассным.
5. Необходимо систематическое отслеживание учителем и учеником результатов работы.
6. Следует организовать сотрудничество участников педагогического процесса. Здесь можно говорить не только о сотрудничестве между учителем и учениками, но между родителями и учениками, и самими учениками.
Привлекая к этой работе родителей важно, чтобы они не брали на себя выполнение части работы детей над проектами, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей – важный фактор поддержки мотивации и обеспечение самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности
7. Свободное творчество ребенка в выборе темы проекта, решения проблемы, оформления и защиты проекта.
Таким образом, проектно-исследовательская деятельность должна приносить детям успех и удовлетворение. Мало того, чтобы деятельность была отмечена другими, надо помочь ребенку преодолеть свой страх и застенчивость, свою робость и неуверенность, помочь поверить в свои силы и добиться хорошего результата своей деятельности. Вот это и будет настоящим успехом, потому что ребенок шагнет вперед в своем личностном развитии.
Взаимодействие с социальными партнерами
Согласно требованиям ФГОС начального общего образования внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).
Как реализуется взаимодействие школы с социальными партнерами по данным направлениям, представляю на примере работы в своем классе.
Спортивно – оздоровительное направление реализуется через взаимодействие с ДЮСШ. Два раза в неделю руководитель спортивной секции принимает детей для дополнительного занятия спортом. Если учитывать, что в начальной школе отводится три часа на физическую культуру, то благодаря введению еще двух занятий спортивной секции ребенок пять раз в неделю занимается спортом, что положительно влияет на его здоровье. На занятиях спортивной секции используются такие формы работы, как физкультурные соревнования, подвижные игры, разные виды спортивно-оздоровительной деятельности. Также дети посещают футбольную секцию, где занятия проводятся как для мальчиков, так и для девочек. Отрадно, что неоднократно ребята участвовали в соревнованиях по мужскому и женскому футболу. Борьба на футбольном поле формирует в детях чувство коллективизма, ответственности, волевой характер.
Духовно-нравственное и общекультурное направление в классе реализуется через взаимодействие со Школой искусств. Дети посещают занятия, как в Доме детского творчества, так и в музыкальной школе. Раз в неделю руководители кружков Дома детского творчества организованно принимают детей и сопровождают их до Школы искусств и обратно. Благодаря чему уменьшается риск дорожно-транспортных происшествий с участием детей. В помещении Дома детского творчества ребята расходятся по интересам в несколько кружков. Большая часть мальчиков посещают кружок «Сделай сам». Мальчики пилят, сверлят, выжигают по фанере. Они изготавливали поделки зверей, птиц, подставки и другие виды изделий. Те дети, которым нравится изготовление мягкой игрушки, посещают кружок «Кудесница». Они вяжут из пряжи, шьют из меха персонажей мультфильмов, сказок, фигуры животных. Также в этом кружке дети учатся вязать салфетки, прихватки и многое другое. Работе с изонитью, вышивке по картону, изготовлению сувениров и многому другому дети учатся на занятиях объединения «Золотая игла». С огромным удовольствием и мальчики и девочки класса посещали занятия кружка «Модульное оригами». Ребята с гордостью приносили в класс выполненные ими фигуры лебедей, кошек, сов, рыбок.
Занятия кружков Дома детского творчества так увлекают детей, что они их посещают их не только в день занятий, но и в другие дни недели. Они знают, что там их всегда встретят приветливо, помогут им овладеть различными навыками, развить эстетический вкус, реализовать себя в новом виде деятельности.
Семь человек из класса посещают занятия в музыкальной школе, где они учатся игре на инструменте (баяне, аккордеоне, фортепиано), прослушиванию музыкальных произведений и т.д.
Посещая кружки и секции, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя, глубже изучается материал. На занятиях руководители стараются раскрыть у учащихся такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии детей.
Духовно нравственное направление реализуется также и в ходе школьных внеклассных мероприятий. Занятия проводятся в форме экскурсий, круглых столов, КВН, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, поисковых и научных исследований и т.д.
В развитии общеинтеллектуальных способностей детей немалую роль играют встречи с работниками Центральной Детской библиотеки. Благодаря проведенным мероприятиям дети познакомились и расширили свои знания о творчестве известных и менее известных детских писателей, расширили свои знания о городах нашей родины, узнали о различных видах животных, птицах, насекомых и о многом другом. Дети получали огромное удовольствие от подготовленных работниками детской библиотеки представлений, спектаклей, конкурсов загадок и других разнообразных мероприятий.
Социальное направление во внеклассной деятельности охватывается при взаимодействии со всеми субъектами социума: общественными организациями и ветеранами, с предприятиями, где работают родители учащихся, семьями воспитанников, с городскими детскими и молодежными организациями, с государственными учреждениями: военкоматом, службой МЧС, с учреждениями правозащиты и т.д. Регулярно организуются встречи: «Рядом с ветераном», «Знаешь ли ты закон?» «Здоровый образ жизни» и др., была организована встреча с республиканской группой «Поиск». Систематически проводятся собрания, конференции, заседания на патриотическую тематику, по профилактике правонарушения, по формированию гражданских качеств личности. В рамках школы осуществляет работу группа экскурсоводов из числа старшеклассников, готовящая экскурсии для учащихся по знаменательным датам и историческим событиям.
Одним из интенсивных способов гражданского воспитания в школе является социальное проектирование, осуществляемое как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Его цель – сделать условия, способствующие формированию у учащихся своей точки зрения по обсуждаемым проблемам, применению гражданских компетентностей. Традиционным стало участие в месячнике оборонно-массовой и спортивно-патриотической работы, посвященном Дню защитника Отечества, в мероприятиях, посвященных празднованию Дня России и другим памятным датам истории нашей страны. Большой воспитательный потенциал имеют акции «Милосердие», «Письмо солдату», военно-спортивные игры, конкурсы «А ну-ка, парни!». Систематически проводятся собрания, конференции, заседания на патриотическую тематику, по профилактике правонарушения, по формированию гражданских качеств личности.
Духовно-нравственное воспитание через работу краеведческого кружка
Деятельность краеведческого кружка ориентирована на патриотическое воспитание обучающихся, которая реализуется через формы: поисково-исследовательская работа, очные и заочные встречи с ветеранами и участниками военных действий, уроки мужества, просмотр фильмов патриотической направленности, тематические сборы, творческие конкурсы. Главные направления его деятельности состоят в изучении теоретического материала, сборе информации об истории города, подготовке сообщений, рефератов, докладов к урокам, связанных с историей района, города, в подготовке и проведении викторин и конкурсов по краеведческой теме, написании творческих работ. Формы творческих работ учащихся различны: исследовательские работы, сочинения, описание родословной и др. Наиболее лучшие работы представляются на районных, республиканских и всероссийских конкурсах.
Источниками исследования истории родного края для учащихся являются воспоминания родных, домашние архивы, материалы школьного музея, Инсарского краеведческого музея, районной газеты «Инсарский вестник», краеведческая литература и собственные изыскания.
Огромную воспитательную роль играют подготовленные краеведами для учащихся школы экскурсии о своих земляках, о самоотверженном труде жителей района в разные периоды истории, о героических подвигах земляков в период Великой Отечественной войны и современных необъявленных войн.
Каждое поколение учащихся школы выполняет работы на тему «История Великой Отечественной войны на примере моей семьи». Особенный энтузиазм у учащихся вызывают сообщения, подготовленные на основе рассказов родственников старшего поколения с выборкой фотографий из домашнего архива. Осуществляется сбор и оформление материала о судьбе работников тыла в годы Великой Отечественной войны.
Краеведение дает возможность увидеть не только положительные, но и темные стороны нашей истории. Дети, изучая судьбы жителей района в период репрессий, видя всю несправедливость тоталитарного государства, лучше начинают понимать те ценности демократического государства, которые вводятся в наше общество.
Необходимым компонентом воспитательной работы школы является формирование этнотолерантности, как одного из условий межличностного и межгруппового взаимодействия. Наличие в школе представителей трех основных национальностей Республики Мордовии: мордвы, русских и татар дает стимул для изучения истории, языка и культуры каждого народа. Так в рамках школы проводилось открытое заседание совета школьного музея «С кем хлеб, соль водишь, на того и походишь» (О взаимовлиянии национальных культур Мордовии). Данное мероприятие дало детям возможность увидеть друг друга с точки зрения представителя особой культуры с её неповторимыми колоритами, вызывающими уважение и восхищение. При ознакомлении с особенностями национальных культур народов Мордовии осуществляется ознакомление с одеждой, утварью, фольклором каждого из этносов, занятием населения края.
Одним из направлений краеведческой работы стало изучение творчества мордовских писателей. В рамках данного направления осуществлялся сбор информации о писателях Инсарского района.
Невозможно познать культуру своего народа без ознакомления с конкретными историческими объектами края, поэтому в рамках краеведческой работы осуществляется выход к историческим местам района и республики, посещение музеев и памятных мест. Так учащиеся школы неоднократно выезжали в краеведческий музей, музей С. Д. Эрзи, музей Боевой славы города Саранска, исторические места Темниковского, Ковылкинского районов, осуществляли экскурсии к месту прохождения границы Российского государства (окрестности г. Инсара), месту гибели стратонавтов (с.Усыскино Инсарского района), родину Героя Советского Союза В.Я. Антропова (с. Кульмеж Инсарского района) и т. д.
В ходе изучения истории своего города учащиеся знакомятся с архитектурными памятниками, происхождением названий улиц, роли города Инсара в истории республики и страны.
Итогом краеведческой деятельности явился ряд исследовательских работ о самобытности культур народов Мордовии и взаимовлиянии национальных культур, памятниках архитектуры и особенностях быта, исторических событиях и роли отдельной личности в ходе истории. В процессе теоретического исследования и практических работ учащиеся постигают огромный потенциал ценностей, норм и способов жизнедеятельности, содержащихся в народной культуре.
Таким образом, используя в воспитательном процессе неисчерпаемые возможности краеведения, можно приблизиться к выполнению основной цели воспитательной деятельности - формирование нравственного, образованного, трудолюбивого, физически и духовно развитого, способного к саморазвитию и творчеству, любящего свой край и свое Отечество гражданина.
Индивидуальная работа с одаренными детьми
Работу с одаренными детьми осуществляю следующим образом:
Во-первых, это целенаправленная урочная деятельность. В данной области осуществляются следующие виды деятельности: разнообразные типы уроков: беседы, лекции, уроки-викторины, уроки-экскурсии, уроки-встречи и т.д.; различные формы творческих заданий: сочинения-эссе, рефераты, проекты, исследовательские работы; участие в районных и республиканских конкурсах и предметных олимпиадах и т.д.Во-вторых, реализация программ: «Мир моих увлечений», «Спорт – здоровье будущего», «Культура и искусство мордовского края»
В-третьих, привлечение детей к деятельности научного общества учащихся, к участию в ежегодных школьных и республиканских конкурсах «Одаренные дети», создание условия для развития музыкальных, художественных и танцевальных способностей детей, для занятия спортом и туризмом.
В рамках данных направлений создаются условия для поддержания творческой среды, обеспечения возможности самореализации учащимися школы.
Работа с родителями
Несомненно, сильнейшим фактором формирования личности ребенка является социальный мир семьи. Необходимость и важность сотрудничества семьи и школы никогда не ставились под сомнение. Родители являются первыми и основными учителями ребенка до его поступления в школу и выполняют эту роль в дальнейшем.
Положительный результат при взаимодействии школы и семьи зависит от контакта с семьёй учащегося. Именно в семье закладывается фундамент добра, порядочности, ответственности, а в школе эти качества развиваются. Помочь семье в воспитании и обучении детей и одновременно поднять её ответственность за воспитание возможно в результате систематической, последовательно организованной работы.
Процесс взаимодействия семьи и школы начинается ещё до приема ребенка в 1 класс, когда учителя начальной школы посещают родительские собрания в детских садах. Уже здесь осуществляется настрой родителей на совместную деятельность по обучению и воспитанию ребенка, подготовке его к учебе в школе. Затем взаимные контакты продолжаются и в процессе оформления ребенка в школу и при работе «Малышкиной школы».
Первое родительское собрание в рамках школы строится таким образом, чтобы у родителей имелась возможность записывать интересующую их информацию, получать ответы на вопросы, возникающие при освещении конкретной темы, выражать своё мнение на групповое обсуждение, вносить свои предложения. Проводится анкетирование родителей, которое помогает учителю как можно ближе определить уровень интересов, увлечений, потребностей детей, запросов родителей для дальнейшего планирования работы.
Взаимодействие родителей и школы продолжается в процессе всего периода обучения ребенка в школе и здесь самое главное – не терять контакта с родителями, вести совместную воспитательную работу.
В школе совместная работа с родителями ведется по трём основным блокам:
1.Повышение уровня психолого – педагогических знаний:
- лекции, семинары;
- педсоветы с участием родителей;
- дни открытых дверей;
- индивидуальные консультации;
2. Вовлечение родителей в образовательный процесс:
- родительские собрания;
- помощь в укреплении материально- технической базы;
3. Участие родителей в управлении школой:
- Совет школы;
- классные родительские комитеты;
-Управляющий совет.
Большим подспорьем является электронный дневник и школьный сайт. Такая система работы позволяет повысить правовую и педагогическую культуру родителей, а также формировать практические умения и навыки в воспитании способных, талантливых детей, что ведёт к взаимопониманию между детьми, родителями и педагогом.
Таким образом, совместная деятельность педагогов, родителей и детей может быть успешной, если все положительно настроены на совместную работу, действуют сообща, осуществляют совместное планирование, подводят итоги деятельности.
Анализ результативности
Работая учителем начальных классов, стремлюсь уделять большое внимание развитию у учащихся интереса к учебной деятельности, успешному овладению детьми учебными компетенциями.
Стараюсь привлекать как можно большее количество учащихся к проектной и исследовательской деятельности. Так, за последние 2 года со своими исследовательскими работами семь учеников класса выступали на школьном, районном и республиканском уровнях и были отмечены различными призовыми местами.
Начиная со второго класса, привлекаю детей к участию в различных конкурсах. Так, в республиканском форуме «Одаренные дети» в 2012 году двум подготовленным участникам конкурса в номинациях «Успех моей будущей профессии» и «Компьютерный мир» жюри присудило третьи места, в 2014 году в номинациях «Компьютерный мир» и «Союз юных журналистов» первое и третье места.
В районном конкурсе «Калейдоскоп профессий» в номинации «Юные журналисты» ученику класса было присуждено 2 место. Данная же работа на республиканском конкурсе «Калейдоскоп профессий» была удостоена 2 места.
Учащиеся класса регулярно участвуют во Всероссийских конкурсах: «Человек и природа», «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Познание и творчество», в республиканском полиатлон-мониторинге, районных конкурсах рисунков и поделок, в различных школьных конкурсах.Трудности и проблемы при использовании данного опыта
Вместе с тем в работе по формированию всесторонне развитой личности есть некоторые проблемы.
Во-первых, проблемы с умственным и психическим развитием части учащихся, вызванных состоянием здоровья или неправильным влиянием семьи и окружения ребенка.
Во-вторых, в школе, в связи с отсутствием психолога, слабо поставлена работа по психолого-педагогической поддержке учащихся и педагогов. Так, неправильное или неадекватное выявление одаренности ребенка, может привести к тому, что ребенок, ранее проявлявший способности в избранной им деятельности, может не достигнуть высоких результатов и, как следствие, не оправдать возложенных на него надежд. В результате у него может сформироваться заниженная самооценка, проявления истинной одаренности снизятся.
В-третьих, возрастание учебной нагрузки обучающихся, что может привести к отрицательной динамике в состоянии здоровья ребёнка (зрение, осанка, угроза виртуальной зависимости).
Указанные проблемы приводят к тому, что творческий и интеллектуальный потенциал детей не раскрывается в полной мере.
Адресные рекомендации по использованию опыта
Данный педагогический опыт может быть адресован учителям образовательной области «Начальные классы», что особенно актуально в связи с переходом на новые образовательные стандарты. Опыт можно предложить всем учителям, кто использует активные формы на уроках и во внеурочной деятельности. Взаимосвязь урочной и внеурочной работы имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение, способствует повышению мотивации школьников к обучению. Такое сочетание не только углубляет и расширяет знания учащихся, но и способствует расширению культурного кругозора, эрудиции школьников, развитию их творческой активности, духовно-нравственной сферы и эстетических вкусов.