Планирование внеурочной деятельности танцевальное занятие
БОУ ДПО (ПК) С «Чувашский республиканский институт образования»
Министерства образования Чувашской Республики
Кафедра дошкольного и начального образования
ПРОЕКТ ПО ТЕМЕ
«Организация внеурочной деятельности
в 1-4 классах
по спортивно-оздоровительному направлению»
Научный руководитель
Чернова Н.Н.,
кандидат пед.наук,
доцент кафедры дошкольного и начального образования
Выполнила: Жагерева Елена Анатолиевна
учитель начальных классов
МБОУ «Большесундырская СОШ»
Моргаушского района
Чувашской Республики
Чебоксары 2016г.
ПРОБЛЕМА ПРОЕКТА: низкая двигательная активность младшего школьника в современном мире.
Цель проекта: выявить педагогические условия, способствующие повышению уровня двигательной активности младшего школьника.
Задачи проекта:
Изучить передовой опыт решения подобной проблемы.
Раскрыть требования ФГОС НОО по организации внеурочной деятельности младших школьников.
Проанализировать личный опыт организации кружковой деятельности младших школьников в школе.
Разработать рабочую программу танцевального кружка с целью повышения двигательной активности в рамках требований ФГОС НОО.
Ожидаемый результат: готовность педагога к организации эффективной кружковой работы для повышения двигательной активности младших школьников.
Конечный продукт: рабочая программа танцевального кружка в школе, информация в методическую копилку.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
Введение
Определение внеурочной деятельности.
Требования ФГОС НОО к организации внеурочной
деятельности младшего школьника
Значение двигательной активности
для роста и развития младшего школьника
2.Основные педагогические средства и
методы повышения двигательной активности младших школьников во внеурочное время
Организация танцевального кружка, как одна из форм
внеурочной деятельности, повышающего двигательную активность младших школьников (из опыта работы) 3.1 Программа внеурочной деятельности «Красота и гармония посредством движения» муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Большесундырская СОШ» Моргаушского района Чувашской Республики учителя начальных классов Жагеревой Елены Анатолиевны, для 1-4 классов
Заключение
Использованная литература
Введение
«Мы с удовольствием смотрим, как подвижны дети,
Мы с сожалением видим, как малоподвижны старики….
Движение – это ЖИЗНЬ!»
В нашей стране живут 33 млн. маленьких россиян. Согласно данным Роспотребнадзора России, абсолютно здоровых детей среди сегодняшних первоклассников всего лишь 20%.
Уровень заболеваемости растёт от младших классов к старшим. Так, по данным профилактических медицинских осмотров, за первый год обучения в школе острота зрения снижается у 2,56 % осмотренных, а к окончанию школы, ещё у 9,21 %. Диагноз «сколиоз» имеет менее 1 % первоклассников и 3,43 % выпускников. Аналогичная картина и по другим заболеваниям. В итоге в выпускных классах до 62 % учащихся считаются больными, что ограничивает выбор профессии, поднимает проблему репродуктивного здоровья. При этом тревогу вызывает не только физиологическое, но и психическое здоровье школьников: только 35 % выпускников можно считать психически здоровыми. Врачи утверждают, что без движений ребенок не может вырасти здоровым. По мнению психологов, развитие личности осуществляется в деятельности. Первые представления о мире, его предметах и явлениях приходят к ребенку через движения. Многие известные педагоги отмечают, что движения являются важным средством не только развития, но и воспитания ребенка, способствуя формированию его как личности.
Сейчас в связи с развитием информационных технологий 70% детей страдают от гиподинамии.
Гиподинамия – не просто недостаток движения, это своеобразная болезнь, определение которой звучит так: «Нарушение функций организма (опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения) при ограничении двигательной активности». Человеческий организм в ходе своего эволюционного развития запрограммирован природой для движения, причем активная двигательная деятельность с раннего детства должна быть не в какой-то период жизни, а на всем ее протяжении с раннего детства до глубокой старости. Сам человек, все его органы и системы тысячелетиями формировались в движении.
Недостаток двигательной активности - одна из наиболее распространенных причин адаптационных ресурсов организма младших школьников. Пребывание на уроках, приготовление домашних заданий, чтение книг, занятия у компьютера, настольные электронные игры, отдых у телевизора, нахождение в транспорте - все эти формы времяпрепровождения проходят в статическом состоянии.
Актуальность избранной темы объясняется необходимостью оптимизации двигательной активности младших школьников. Физиологи считают движение врожденной жизненно необходимой потребностью человека. Полное удовлетворение потребности в движениях, по их мнению, особенно важно в дошкольном возрасте и младшем школьном возрасте, когда формируются основные системы и функции организма. В начальной школе идет бурный рост и становление организма ребенка, двигательная активность в значительной степени определяет его физическое развитие и работоспособность. Длительная неподвижность ребенка в течение 4-5 уроков в сидячем положении приводит к застою крови в области нижних конечностей, таза, живота, ухудшается кровоснабжение головного мозга, что отрицательно сказывается на жизнедеятельности нервных клеток, а, следовательно, на внимании детей.
Противоречие между объемом учебной нагрузки и предельно допустимыми санитарно-гигиеническими нормами, по имеющимся данным, приводит к тому, что нагрузка учащихся 1- 4 классов до 20 % превышает существующие гигиенические и физиологическим нормативы.
В дни, когда по расписанию проводится урок физической культуры, дефицит двигательной активности составляет в среднем 40%, а в дни, когда уроков нет, он увеличивается до 80%. Следовательно, суточный объем активных движений должен быть не менее двух часов, а недельный – не менее 14 часов.
Все вышеизложенное подтверждает актуальность выбранной темы.
Внеурочная деятельность младших школьников
Внеурочная деятельность является составной частью учебно - воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Сегодня внеурочная деятельность понимается преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.
Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.
Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, КВНов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д. Посещая кружки и секции, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя, глубже изучается материал. На занятиях руководители стараются раскрыть у учащихся такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии младших школьников.
Внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность. Занятия могут проводиться не только учителями общеобразовательных учреждений, но и педагогами учреждений дополнительного образования. Для достижения поставленной цели я изучила методическую литературу, Интернет ресурсы, передовые опыты коллег.
1.1 Требования ФГОС НОО к организации внеурочной деятельности младшего школьника.
Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе и позволяет реализовать требования федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования в полной мере. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности.
Целью внеурочной деятельности является содействие в обеспечении достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (личностных, метапредметных. предметных) обучающимися 1-4-х классов.
Задачи:
1.Организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся совместно с общественными организациями, РДТ, театрами, библиотеками, семьями учащихся.
2.Включение учащихся в разностороннюю деятельность.
3.Формирование навыков позитивного коммуникативного общения.
4.Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.
5.Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата.
6. Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура)- для формирования здорового образа жизни. Согласно требованиям ФГОС начального общего образования внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).
Спортивно – оздоровительное направление реализуется через такие формы как физкультурные праздники и соревнования, факультативы, кружки (подвижных, народных, оздоровительных игр), детские спортивные секции, разные виды спортивно-оздоровительной деятельности.
Согласно СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 рекомендовано проводить не менее 3-х уроков физической культуры в неделю, предусмотренных в объеме максимально допустимой недельной нагрузки, а также включать для увеличения двигательной активности обучающихся в учебные планы предметы двигательно-активного характера (хореография, ритмика, современные и бальные танцы, обучение традиционным и национальным спортивным играм).
Значение двигательной активности для роста и развития младшего школьника.
"Движение как таковое может по своему действию заменить любое лечебное средство, но все лечебные средства мира не могут заменить действие движения" (Тиссо XVIII в. Франция)
Потребность в движении - одна из общебиологических потребностей организма, играющая важную роль в его жизнедеятельности и формировании человека на всех этапах его эволюционного развития. Развитие происходит в неразрывной связи с активной мышечной деятельностью.
Потребность в движении заложена в самом существе живого организма. Отсутствие физических упражнений тормозит всестороннее развитие человека, ухудшает его состояние и приводит к преждевременному старению. Еще знаменитый врач Древней Греции Гиппократ утверждал: "Ничто так не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие".
От состояния двигательной сферы и соответственно возможностей в овладении теми или иными движениями, моторными актами, двигательной деятельностью в целом очень многое зависит в жизни человека: от развития жизненно- необходимых способов передвижения (лазанье, ходьба, бег и др.) и формирования элементарных навыков самообслуживания в раннем и дошкольном детстве до овладения учебно-трудовой деятельностью в школьном возрасте и, наконец, выбора в будущем желаемой профессии, требующей высокого уровня координации движений.
Двигательная функциональная система оказывает благотворное влияние на весь организм и особенно на деятельность мозга. Доказано, что двигательная активность способствует повышению умственной работоспособности, речевому развитию, полноценному формированию произвольных движений и действий, лежащих в основе двигательного поведения человека. Как свидетельствуют специальные исследования в этой области, именно прогресс в развитии движений (двигательного анализатора) в большой мере определяет прогресс развития функций мозга человека.
Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нем. Движения – первые истоки смелости, выносливости, решительности маленького ребенка, а у более старших детей - форма проявления этих важных человеческих качеств.
Многие известные педагоги отмечают, что движения являются важным средством не только развития, но и воспитания ребенка, способствуя формированию его как личности. С помощью собственных движений, сопровождаемых соответствующими словами взрослых, ребенок познает окружающий его предметный мир, выражает свое отношение к нему, учится целенаправленно действовать в нем. Именно в движениях начинают просматриваться первые ростки смелости, решительности, выносливости, настойчивости маленького ребенка, которые в будущем станут формой проявления этих и других важных качеств личности. В играх с движениями и правилами ребенок приобретает навыки человеческого общения, осваивает опыт социального поведения.
Таким образом, двигательная активность является не только фундаментом настоящего и будущего здоровья и физического развития ребенка, но и представляет собой условие и средство его общего и психического развития, формирования его как личности.
Достаточный уровень двигательной активности ребенка, удовлетворение его потребности в движениях можно обеспечить за счет правильной организации двигательного режима в детском саду, в школе и дома. В детских учреждениях такой режим обеспечивается особым распорядком дня, в котором предусматривается время для разнообразных видов занятий по развитию двигательной сферы детей. К сожалению, не всегда, особенно в условиях школы, дети имеют возможность получить достаточный уровень двигательной нагрузки. Это не позволяет им в полной мере удовлетворять свои физиологические потребности в движении.
Существует ежедневная потребность в движениях. Она должна удовлетворяться так же, как потребность в пище. Доказано, что суточное число движений здорового школьника колеблется в пределах 10-40 тыс. шагов и составляет в среднем 12-18 тысяч локомоций. Суточной нормой двигательной активности (ДА) для современных школьников считают 19-22 тыс. шагов.
Удовлетворение ежечасной потребности следует осуществлять за счет малых форм физического воспитания: утренней гимнастики, гимнастики до уроков, физкультминуток на уроках и гимнастики для глаз, динамических перемен. Кроме того, ежечасная двигательная потребность реализуется на уроках физкультуры и уроках труда, а также подвижных играх, на прогулках.
В данной таблице представлено примерное распределение двигательной активности в течение дня.
Классы Ежедневный объем времени Культурно-оздоровительные мероприятия
Гимнастика до учебных занятий Физкультминутка на уроках Подвижные перемены Спортивный час в группе продленного дня
I - IV 2 часа 5 минут 3* 5 минут 15*3 минут 1 час
Двигательный отдых является средством повышения умственной работоспособности и сохранения здоровья учащихся. По наблюдениям профессора Н. Т. Лебедевой, если не дать ребенку достаточно двигаться в первой половине дня, то он реализует дефицит движения позднее, но это может привести к повышенному травматизму.
Двигательная активность принадлежит к числу основных факторов, определяющих уровень обменных процессов организма и состояние его костной, мышечной и сердечно - сосудистой системы. Она связана тесно с тремя аспектами здоровья: физическим, психическим и социальным и в течение жизни человека играет разную роль. Потребность организма в двигательной активности индивидуальна и зависит от многих физиологических, социально-экономических их культурных факторов. Уровень потребности в двигательной активности в значительной мере обуславливается наследственными и генетическими признаками. Для нормального развития и функционирования организма сохранения здоровья необходим определенный уровень физической активности. Этот диапазон имеет минимальный, оптимальный уровни двигательной активности и максимальный.
Младший школьный возраст - наиболее активный период в формировании двигательной координации ребенка. В этот период закладываются основы культуры движений, успешно осваиваются основы культуры движений, приобретаются новые двигательные навыки. Однако при дозировании физических нагрузок в младшем школьном возрасте необходимо проявлять определенную осторожность. У ребенка этого возраста, с одной стороны еще не завершился процесс формирования двигательного аппарата, а с другой - изменились общий режим и ритм жизни в связи с началом учебы в школе. Поэтому следует ограничивать применение силовых упражнений, тренировочных нагрузок на выносливость, строго контролировать длительность занятий. Кроме школьных уроков физкультуры физическая активность младшего школьника должна обязательно дополняться утренней физической зарядкой и 2-3 домашними тренировочными занятиями.
Минимальный уровень позволяет поддерживать нормальное функциональное состояние организма. При оптимальном, достигается наиболее высокий уровень функциональных возможностей и жизнедеятельности организма; максимальные границы отделяют чрезмерные нагрузки, которые могут привести к переутомлению, резкому снижению работоспособности. Следует учитывать, что на уроках физического воспитания возможны разные признаки утомляемости детей, в зависимости от индивидуальных особенностей организма каждого ребенка, важно вовремя увидеть эти признаки .Движение - фундамент настоящего и будущего здоровья детей, их гармонического физического развития. Это важнейшее условие и средство общего развития ребенка, формирования его психики, способностей, жизненной активности.
Чем раньше начата с ребенком работа по формированию у него двигательной сферы, тем меньше вероятность возникновения отклонений в его моторике и тем более благотворно скажется влияние двигательных функций на его психофизическое развитие. Здесь уместно будет, перефразировав известное высказывание, заметить, что предупредить отставание в моторном развитии ребенка легче, чем устранить его.
2 .Основные педагогические средства и методы повышения двигательной активности младших школьников во внеурочное время.
Двигательная активность учащихся складывается из : -ежедневной (утренняя гимнастика, пешая ходьба, подвижные перемены и подвижные паузы в режиме учебного дня)
-и периодической, которая может быть весьма разнообразной.
Двигательная активность школьника должна занимать не менее трети суточного времени и различаться для детей разных возрастных групп. У детей младшего возраста больше доля неорганизованной двигательной активности, но значительно меньше вклад тех ее видов, которые могут быть отнесены к трудовой деятельности. Некоторые виды двигательной активности могут рассматриваться как взаимозаменяемые. Так, например, занятия в спортивных секциях и в некоторых кружках художественной самодеятельности (в частности, танцевальных) могут быть вполне сопоставимы по интенсивности и объему физической нагрузки. Большую роль в повышении двигательной активности младших школьников во внеурочное время играет танцевальная деятельность, кружки по физкультуре, туристические кружки.
Танцевальная деятельность младших школьников позволяет решать задачи физического, музыкально-ритмического, эстетического и, в целом, психического развития детей. Формирование осанки, культуры движений, мимики, развитие музыкального вкуса повышают уверенность ребёнка в себе. Совершенствование координации движений способствует повышению коммуникативной активности ребёнка. Высокая выразительность и эмоциональность занятий оказывают положительное влияние на психическое самочувствие младших школьников.
Потребность в двигательной активности у детей младшего школьного возраста настолько велика, что врачи и физиологи называют этот период «возрастом двигательной расточительности». И именно занятия ритмикой, овладение танцевальным искусством помогают творчески реализовать эту потребность, «ибо бесконечное разнообразие движений позволяет развивать не только чувство ритма, укреплять скелет, мускулатуру, но и стимулирует память, внимание, мышление и воображение ребёнка».
3.Организация танцевального кружка, как одна из форм внеурочной деятельности, повышающего двигательную активность младших школьников (из опыта работы).
Проанализировав личный опыт организации кружковой деятельности, я пришла к выводу, что регулярные систематические занятия в танцевальном кружке непосредственно повышают двигательную активность ребенка. Танцевальный кружок в МБОУ «Большесундырская СОШ» Моргаушского района работает по программе внеурочной деятельности «Красота и гармония посредством движения», разработанная в соответствии с требованиями ФГОС НОО, формируемого образовательным учреждением в рамках спортивно-оздоровительного направления. В программу кружка входят упражнения и движения классического, народного и бального танцев, доступные детям 6-10 летнего возраста, обеспечивающие формирование осанки учащихся, правильную постановку корпуса, ног, рук, головы, развивающие физические данные, координацию движений, тренирующие дыхание, воспитывающие эмоции, вырабатывающие навык ориентации в пространстве.
Материально-техническая база реализации программы начального общего образования по Стандарту соответствует действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательного учреждения, предъявляемым к: помещениям, предназначенным для занятий хореографией.
3.1 ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Красота и гармония посредством движения» муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Большесундырская СОШ» Моргаушского района Чувашской Республики учителя начальных классов Жагеревой Елены Анатолиевны,
для 1-4 классов.
Программа «Красота и гармония посредством движения» предназначена для преподавания основ хореографического искусства с первого по четвертый класс в режиме внеурочной деятельности по спортивно - оздоровительному направлению. Программа является основой занятий для танцевального кружка. Она предусматривает систематическое и последовательное обучение.
Программа внеурочной деятельности для младших школьников составлена на основе следующих документов и материалов.
«Федеральный государственный стандарт начального общего образования», утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009г. № 373 и от 22.09.2011г. № 2357;
Основная образовательная программа начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Большесундырская СОШ» Моргаушского района Чувашской Республики.
учебного плана муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Большесундырская СОШ » Моргаушского района;
Цель программы "Красота и гармония посредством движения" — воспитание нравственно – эстетических чувств, формирование познавательного интереса и любви к прекрасному, раскрытие художественно–творческих, музыкально–двигательных способностей, творческой активности, самостоятельности, выносливости, упорства и трудолюбия воспитанников.
Задачи:
Развивать двигательную активность и координацию движений;
Формировать красивую осанку, учить выразительным, пластичным движениям в игре и танце;
дать всем детям первоначальную хореографическую подготовку, выявить их склонности и способности;
способствовать эстетическому развитию и самоопределению ребёнка;
привитие интереса к занятиям, любовь к танцам;
гармоническое развитие танцевальных и музыкальных способностей, памяти и внимания;
дать представление о танцевальном образе;
развитие выразительности и осмысленности исполнения танцевальных движений;
воспитание культуры поведения и общения;
развитие творческих способностей;
воспитание умений работать в коллективе;
развитие психических познавательных процессов — память, внимание, мышление, воображение;
организация здорового и содержательного досуга.
Общая характеристика программы.
Курс введен в часть основной образовательной программы начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Большесундырская СОШ» Моргаушского района Чувашской Республики в рамках спортивно-оздоровительного направления.
Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года. Отличительными особенностями являются: определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.
В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
Данная программа рассчитана на четыре года обучения с 1 по 4 класс (дети в возрасте 6,5 -10 лет)
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ
В группе занимаются и мальчики, и девочки. Время проведения 35 - 40 минут. Занятие состоит из нескольких этапов: разминка, повторение изученного, теория, разучивание новых танцевальных движений, закрепление, отработка синхронности исполнения движений.
Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом.
Программа нацелена на общее, гармоничное психическое, духовное и физическое развитие, а ее содержание и формы работы могут конкретизироваться в зависимости от возможностей детей, от ведущих целей их воспитания (например, коррекционных). Поэтому содержание программы, практический материал могут варьироваться с учетом условий ее использования. И главное, на что должен быть нацелен педагог, это приобщение к движению под музыку всех детей — не только способных и одаренных, но и в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения зрения.
Занятия включают чередование различных видов деятельности:
музыкально - ритмические упражнения и игры,
слушание музыки,
тренировочные упражнения у в партере,
танцевальные элементы и движения,
творческие и самостоятельные задания
Формы:
- обучающее занятие
- тренировочное занятие
- коллективно – творческое занятие
- контрольное занятие
- индивидуальное занятие
- беседы по истории танца и истории балета
- музыкальное занятие (прослушивание музыкального материала, беседы о музыке, музыкальные игры)
- неформальные мероприятия (посещение культурных мероприятий, досуг внутри коллектива)
Все занятия тесно взаимосвязаны, дополняют друг друга. Знания, умения и навыки, приобретённые на занятиях хореографией, находят широкое применение на других занятиях и уроках в школе.
Методы:
Словесный (объяснение, замечание)
Наглядность (личный показ педагога)
Практический (выполнение движений)
Способы обучения:
Занятия должны быть разнообразными как по содержанию (ритмические упражнения, задания на ориентировку, разучивание упражнений тренировочного характера, разучивание и повторение танцев), так и по набору применяемых методов.
При повторении необходимо избегать однообразия, скуки, вносить в знакомое движение, танец элемент новизны, предъявлять новые требования, ставить новые задачи.
Любое задание, которое предлагается выполнить учащимися, должно соответствовать степени подготовленности к нему.
Весь процесс обучения необходимо строить на сознательном усвоении знаний и навыков.
Занятия должны идти в хорошем темпе, не следует долго отрабатывать одно и то же движение, танец, долго объяснять, пытаясь научить всему сразу.
На занятии следует закрепить все навыки, которые вырабатывались ранее, повторить пройденные движения и фигуры.
Структура занятий:
Подготовительная часть (разминка)
Основная часть (разучивание нового материала)
Заключительная часть (закрепление выученного материала)
Итог: В течение года выступления на школьных праздниках, концертах в ДК.
Программа рассчитана на четыре года обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Хореография обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребёнка, для его гармоничного духовного и физического развития.
Занятия танцем формируют правильную осанку, прививают основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дают представление об актёрском мастерстве.
Танец имеет огромное значение как средство воспитания национального самосознания. Получение сведений о танцах разных народов и различных эпох необходимо, т.к. каждый народ имеет свои, только ему присущие танцы, в которых отражены его душа, его история, его обычаи и характер. Однако, учитель, придерживаясь содержания программы, может творчески подходить к проведению занятий. Это зависит от уровня общего и музыкального развития детей, мастерства педагога, условий работы.
Результаты изучения учебного предмета.
Личностные результаты:
укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;
наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии;
формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с ритмикой и хореографией.
развитие мотивов танцевальной - учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) творчества.
продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе танцевальных.
развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, понимание и сопереживание уважительное отношение к историко-культурным традициям других народов.
Метапредметные результаты:
наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия;
ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни микро - и макросоциума (группы, класса, школы, города, региона и др.);
овладение способностью к творческой реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;
применение знаково-символических средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам танцевального искусства;
планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин неуспешности, умение корректировать свои действия;
участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей;
умение воспринимать окружающий мир во всем его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии.
Предметные результаты:
развитие художественного вкуса, устойчивый интерес к танцевальному искусству и различным видам танцевально - творческой деятельности;
развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов хореографических искусств, размышлять о танце и ритмике как о способе выражения духовных переживаний человека;
общее понятие о роли ритмики в жизни ребенка и его духовно-нравственном развитии, знание основных закономерностей хореографического искусства;
представление о художественной картине мира на основе освоения отечественных традиций и постижения историко-культурной, этнической, религиозной самобытности танцевального искусства разных народов;
использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания танцевальных произведений в различных видах хореографической и учебно-творческой деятельности;
готовность применять полученные знания и приобретенный опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности.
участие в создании театрализованных и танцевально-пластических композиций, импровизаций, театральных спектаклей, танцевальных фестивалей, концертов, конкурсов и др.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Цель: Развивать двигательную активность и координацию движений, творческие способности детей средствами танцевального искусства.
Возраст: 6-10 лет
Продолжительность занятий - 35 - 40минут
1-ый класс (34 часа)
№ Тема урока Коррекционные цели и задачи Музыкальное оформление Часы Дата
1 четверть (9 часов)
1 Знакомство с уроком ритмики. Местоположение в классе «Найди свое место» Пространственная ориентация. Развитие зрительного восприятия. Бубен. 1 2 Постановка корпуса: положение рук, ног. Поклон - приветствие Развитие зрительного и слухового восприятия Мелодия «Полька» 1 3 Упражнения ритмопластики Развитие координации движения, внимания Марш, полька 1 4 Виды шага: с высоким подъемом колена. Виды бега: легкий, высокий Развитие равновесия «Марш», любая быстрая мелодия 1 5 Шаг марша Развитие пространственной ориентации Маршевые мелодии 1 6 Перестроение в линии, колонны, пары. Развитие координации движения Детские песни (фонограммы-минусовки) 1 7 Подвижные игры под музыку Создание музыкально-двигательного образа «Ветерок-ветер», «После дождя», «Гладить кошку» 1
8 Пальчиковая гимнастика, музыкальные игры Развитие речи, музыкального слуха Плавные, спокойные мелодии 1 9 Развитие ритма у детей. Выразительность и четкость исполнения движений Русская мелодия «Ой, на горе-то» 1 2 четверть ( 8 часов)
1 Игра «Огуречик», «Паровоз». Развитие координации Маршевые мелодии 1 2
«Марш» (сфлажками). Галоп по кругу, на месте. Комбинации с флажками. Прыжки по 6 позиции ног Развитие слухового внимания, памяти Мелодия «Полька» 1 3 Передача ритмического рисунка Развитие общей и речевой моторики Ритмичные мелодии 1 4 Элементы народного танца: Развитие четкого выразительного исполнения движений. Активизация двигательной памяти Народные мелодии 1 5 «Ковырялочка» - носик, пятка, три притопа. Развитие ритма
Русская народная мелодия 1 6 Сюжетно-образные движения: «Ветерок-ветер», «После дождя», «Колка дров» Создание музыкально-двигательного образа Русские народные мелодии 1 7 Упражнения с предметами (флажки) Развитие равновесия, памяти, внимания Современные ритмы. Фонограммы детских песен 1 8 Передача ритмических рисунков (ложки). Приемы игры на ложках «маятник», «цоканье копыт» Учить различать динамику (тихо-громко), изменение темпа Русские мелодии «Светит месяц», «Ах, вы, сени…» 1 9 Пляска с притопами Выразительность исполнения движений. Чувство ритма «Галоп» укр. мелодия 1 3 четверть (11 часов)
1 Танец «Марш». (с флажками). Пляска с притопами Развитие координации движений Маршевые мелодии. Русские народные мелодии 1 2 Галоп в парах на месте и по кругу в комбинации с флажками Развитие положительных эмоций Мелодия «Полька» 1 3 Элементы народного танца. Вращение - повороты вокруг себя через правое плечо «Пружинка». Хороводный шаг. Развитие восприятия (зрительного и слухового), памяти Народные мелодии 1 4 Положение рук, ног в хороводе с платочками Развитие выразительности движений Народная мелодия «Во поле береза стояла» 1 5 Хоровод с голосовым сопровождением. Развитие координации движений «Светит месяц» народная мелодия 1 6 Композиционная работа пляска «Стукалка» (укр. Мелодия)Формирование творческих способностей Народная мелодия «Стукалка» 1 7 Игра на детских музыкальных шумовых инструментах Развитие чувства ритма Народные мелодии (аккордеон) 1 8 Подвижная музыкальная игра «На бабушкином дворе» Развитие воображения, творчества Спокойные мелодии 1 9 Музыкальная игра «Заводные игрушки» Развитие внимания, мышления Спокойные мелодии 1 10 Движения парами Развитие чувства партнера Хороводные мелодии 1 11 Игра на ложках, бубнах
Развитие чувства ритма, слуха Русские народ. Мелодии 1 4 четверть (8 часов)
1 Передача ритмических рисунков хлопками, притопами Развитие чувства ритма, внимания, памяти «Раз. Два, три…» фонограмма 1 2 Упражнения с предметами (ленты, мячи) Развитие умения удерживать предмет в руке Детские мелодии 1 3 Модели перестроений (круг, полукруг, линия) Развитие координации движений Детские мелодии 1 4 Положение рук, ног, корпуса в танце. Поскоки. Прыжки по 6 позиции ног. Хлопки в ладоши Развитие чувства ритма, координации Плясовые мелодии 1 5 Поскоки вокруг себя, на месте. Прыжки с выносом ноги назад, в сторону (поочередно) Активизация двигательной памяти Веселые мелодии детских песен 1 6 Пляска с предметами (платочки) Учить правильно держать предмет в руке Хороводные мелодии 1 7 Прослушивание мелодии детских песен. Игра на музыкальных инструментах Совершенствование приемов игры на ложках Аккордеон, фо-но 1 8 Игры – потешки «Лесная зверобика» « На бабушкином дворе» Формирование творческих способностей Детские мелодии 1 2-ой класс (34ч.)
№ Тема урока Коррекционные цели и задачи Музыкальное оформление Часы Дата
1 четверть (9 часов)
1 Галоп в парах и по одному, поскоки на месте, в движении. Правило выполнения поскоков Развитие четкости, выразительности, координации Мелодия «Полька» 1 2 Положение корпуса, рук, ног, головы в продвижении по кругу Развитие эмоциональной сферы Мелодия «Полька» 1 3 Передача ритмических рисунков на ложках. Развитие чувства ритма, памяти, координированностиРусские народные мелодии 1 4 Полька в комбинации с движением галопа. Поскоки по кругу Активизация двигательной памяти «Полька» 1 5 Сюжетно-образные движения (зайчики, лисички…) Развитие активности, творчества, воображения Детские мелодии 1 6 Парная пляска Формирование чувства партнера, интереса, самостоятельности «Парная пляска» мелодия польки чешская 1 7 Русский хоровод: постановка корпуса, головы. Ходьба вправо, влево, не сужая круг Формирование интереса к хороводным русским танцам Русская народная мелодия «Выйду ль я…» 1 8 Русская хороводная пляска Воспитывать интерес к народному танцу «Выйду ль я…» - хороводная 1 9 Игра на бубнах и погремушках Развитие чувства ритма, интереса Аккордеон. Русские народные мелодии 1 2 четверть ( 8 часов)
1 Комбинация движений с флажками Развитие ловкости, точности исполнения движений Маршевые мелодии 1 2 Элементы народного танца: положение корпуса, рук, ног в литовском танце Развитие выразительности исполнения. Активизация внимания Литовская народная мелодия «Литовская полька» 1 3 Шаги – приставки, двойные, тройные притопы Развитие ритма Маршевые мелодии 1 4 Парная полька – композиционная работа. Поскоки, хлопки, галоп, кружения Формирование правильной осанки Мелодия «Добрый жук» 1 5 Композиционная работа – «Литовский танец» Формирование творческих способностей Литовская мелодия 1 6 Полька Учить правильно выполнять поскоки, галоп по кругу Литовская мелодия 1 7 Игры с пением, со стихами. Сюжетно-образные движения Развитие музыкально-двигательного образа Любые мелодии 1 8 Пальчиковая гимнастика «Веселый зоосад», «Разманка» Развитие положительных эмоций. Воспитание дружеских взаимоотношений Детские мелодии 1 3 четверть (11 часов)
1 Полька в парах Развитие двигательной памяти, чувства партнера Полька 1 2 Виды бега: легкий, на месте, со сменой направления, С выносом ноги вперед. Различные виды перестроений Модели – перестроения в графическом варианте Ритмичные маршевые мелодии 1 3 Ход на полупальцах. Комбинации движений с флажками. Активизация двигательной памяти Маршевые мелодии 1 4 Элементы классического танца Развитие четкости исполнения «Полонез» 1 5 Положение рук, ног. Акцентированный шаг, шаг с носка Развитие четкости, организованности «Полонез» 1 6 Вращение вокруг себя парами Развитие координации движений Спокойные мелодии 1 7 Игра на детских шумовых инструментах Совершенствование приемов игры на шумовых инструментах Русская народная мелодия «Ах, вы, сени…» 1 8 Пальчиковая гимнастика Развитие крупной и мелкой моторики Детские мелодии 1 9 Хлопки. Притопы Развитие чувства ритма Полька муз. Ю Слонова 1 10 Полька Формирование чувства ритма, двигательной памяти Мелодия польки 1 11 Композиционная работа. Полька Развитие координации движений. Формирование творческих способностей Полька Ю Слонова1 4 четверть (8 часов)
1 Полька в парах Развитие мышления, внимания «Полька» 1 2 Комбинация движений с флажками. Игры – потешки, игры с пением Развитие внимания, четкости движений Современные ритмы 1 3 Эстрадный танец: положение рук, ног, корпуса. Прыжки. Привитие четкого и выразительного исполнения «Летка – енка» 1 4 Эстрадный танец Развитие ритма «Летка – енка» 1 5 Комбинации движений: галоп, поскоки, вращения Точность, ритмичность, координация «Полька» 1 6 Разучивание танца «Летка-енка» Развитие двигательной памяти «Летка-енка» 1 7 Передача ритмических рисунков (ложки) хлопки, притопы Продолжать учить приемы игры на ложках Ритмичные мелодии 1 8 Повтор элементов Русского народного танца Выполнять движения в соответствии с музыкальным сопровождением «Парная пляска», «Зеркало» 1 3-ий класс (34ч.)
№ Тема урока Коррекционные цели и задачи Музыкальное оформление Часы Дата
1 четверть (9 часов)
1 Шаг с носка, ходьба на полупальцах, высокий бег, высокий бег с чередованием выбросов ног вперед Развитие координации движений Ритмичные мелодии 1 2 Вращения. Комбинация движений с флажками Осваивать модели перестроений, рисунков танца Ритмичные мелодии 1 3 Комбинация движений с лентами Развивать координацию движений, умение удерживать предмет в руке Современные мелодии 1 4 Эстрадный танец: положение рук, корпуса, ног. Четкость, выразительность движений «Добрый жук» (полька) 1 5 Движения танца – галоп, поскоки, приседания, вращения Создание музыкально-двигательного образа Мелодии польки 1 6 Полька Активизация двигательной памяти Мелодия польки 1 7 Сюжетно-образные движения: зайчики, лисички… Развитие воображения, творчества Современные ритмы 1 8 Передача ритмических рисунков (ложки)
Развитие эмоционально-волевой сферы Ритмичные мелодии 1 9 Повторение элементов танца по программе 2 класса Развитие ритма, музыкальной памяти Русские мелодии, полька 1
2 четверть (8 часов)
1 «Добрый жук» комбинация движений с флажками, лентами Активизация двигательной памяти «Добрый жук» - полька 1 2 Элементы классического танца: положение рук, ног, корпуса. Шаг – приставка, взмахи руками Формирование эстетического вкуса, интерес к классическому танцу «Норвежский танец». Григ. Вальсовая мелодия 1 3 Передача ритмического рисунка хлопками, притопами Создание музыкально-ритмического образа Русские народные мелодии 1 4 Украинская пляска
Модели рисунков танцев, ориентировка в пространстве, народные движения в сочетании с музыкой Русские народные мелодии (аккордеон) 1 5 Пляска Активизация двигательной памяти «Коло» укр. Народная мелодия 1 6 Подвижные музыкальные игры на внимание Развитие внимания, ловкости, быстроты реакции «На бабушкином дворе», «Разминка», «Магазин игрушек» 1 7 Композиционная работа. Пляска Развитие координации, внимания «Коло» пляска 1 8 Игра на ложках Развитие чувства ритма Русские мелодии 1 3 четверть (11часов)
1 Добрый жук, норвежский танец Формирование творческих способностей развития двигательной памяти Добрый жук, норвежский танец, Григ 1 2 Галоп, поскоки, бег, вращения, хлопки, притопы – движения в комбинациях Развитие точности, выразительности исполнения Мелодия «Полька» 1 3 Элементы народного танца: положение рук, ног, головы, корпуса. Моталочка – вперёд, назад. Развитие положительных эмоций; улучшение выворотности нош. Русская народная мелодия. 1 4 «Ковырялочка», притопы (одинарные, двойные, тройные), вращения Точность движений, внимания.
Танцевальные жанры «Светит месяц» и др. 1 5 Присядка для мальчиков, хлопки со скользящим ударом, рука об руку, по бедру, голени Выразительность, координированность движений Русская нар. Мелодия «Чеботуха» 1 6 Передача ритмических рисунков на ложках (4 приёма игры). Свободные импровизации. Развитие чувства ритма Любые ритмические мелодии (детские песни) 1 7
8 Русская пляска.
Формирование творческих возможностей. Воспитание дружеских отношений, чувство партнёрства «Светит месяц»
2 9
10 Композиционная работа. Пляска с платочками Развитие координации движении Детские мелодии 2 11 Игра на музыкальных инструментах
Подвижные игры Детские мелодии 1 4 четверть (8часов)
1 «Добрый жук». Парный танец. Русская пляска (повтор – закрепление) Развитие гибкости, координации движений, памяти Мелодия «Добрый жук» 1 2 Эстрадный танец: положение корпуса, рук, ног «Утята» Активизация двигательной памяти, зрительного и слухового внимания. Мелодия «Утята» 1 3 Танец в парах Развитие равновесия Танец с хлопками (карельская нар. мелодия) 1 4 Танец в тройках Сочетание движений с муз-ыми частями, текстом песни ( быстрый темп) «Дружные тройки» полька ( Штраус) 1 5 Повторение элементов танца по программе 3 класса Активизация двигательной памяти, внимания 1 6 Сюжетно – образные движения, подвижные музыкальные игры Профилактика плоскостопия, формирование правильной осанки. Восприятие интереса Современные ритмы 1 7 Игра на ложках Развитие чувства ритма Русские народные мелодии 8 Итоговый урок Закрепление материала Полька, «Утята», «Добрый жук» 1 4-ый класс (34 ч.)
№ Тема урока Коррекционные цели и задачи Музыкальное оформление Часы Дата
1 четверть (9часов)
1 Комбинация движений: поскоки, галоп, хлопки, притопы на месте, по линии, в парах, по кругу.Развитие выразительности движений Мелодии польки 1 2 Элементы бального танца: положение рук, ног, корпуса, головы. Поднимание на полупальцахФормирование осанки, гибкости Вальсовые мелодии 1 3 Танцевальные жанры (классические, современные, народные) Развитие памяти мышления Вальс Танго 1 4 Вращение на полупальцах вокруг себя, по « восьмёрке», в парах Координированность движений Вальсовая мелодия 1 5 Квадрат медленного вальса в паре, по одному Воспитывать эстетический вкус, интерес к классическим танцам Вальсовая мелодия 1 6 Народный танец Развитие музыкальности исполнения движений, их музыкальности Узбекский танец 7 Галоп в парах Постановка корпуса, рук, ног Круговой галоп 1 8 Игра на детских музыкальных Развитие чувства ритма Русские народные мелодии 9 Пальчиковая гимнастика Развитие тонуса мышц, гибкости тела Танцевальные мелодии 1 2 четверть (8 часов)
1 Вальс – король танца Развитие положительных эмоций, интереса Вальсовая мелодия 1 2 Передача ритмического рисунка на ложках; импровизация ритмов в быстром, медленном темпах. Развитие чувства ритма Ритмическая мелодия 1 3 Элементы народного танца: положение корпуса, рук, ног. Характерные ходы в кадрили Активизация зрительного и слухового восприятия, мышления. Кадриль
( рус. Нар. мел.) 1 4 Шаги- приставные, лёгкие притопы, (двойные, тройные ) повороты в паре ( руки в положение «свеча») Манерность исполнения движений под музыку Ритмичные мелодии 1 5 Игра на инструментах Развитие чувства ритма Аккордеон. Рус.нар.мелодии 1 6 Положение рук, корпуса головы в движениях в парах
Формирование правильной осанки Кадриль (рус. Нар мелодия) 1 7 Групповая пляска «Русская кадриль»
Восприятие, память Русская мелодия 1 8 Подвижные музыкальные игры
Ловкость, быстрота, внимание Веселые мелодии 1 3 четверть (11часов)
1 Различные виды перестроения, упражнения с флажками, лентами Развитие двигательной памяти, внимания Маршевые мелодии. Бубен 1 2 Передача ритмических рисунков хлопками, притопами Развитие чувства ритма Ритмичные мелодии 1 3 Элементы народного танца: Положение корпуса в грузинском танце Манерность исполнения движений Грузинская народная мелодия «Лезгинка» 1 4 Ход на полупальцахВыразительность исполнения «Лезгинка» 1 5 Движение рук в грузинском танце Развитие двигательной памяти Грузинская мелодия 1 6 Боковой ход Манерность движений «Лезгинка» 1 7 Низкие прыжки с выносом ноги вперед – на каблук Развитие координации движения, памяти, внимания Быстрые мелодии
1 8 Движения в парах в грузинском танце Самостоятельность исполнения танцевальных композиций Грузинские мелодии 1 9
Композиция танца Развитие чувства партнера Современные мелодии 1 10 Игра на музыкальных
ИнтструментахРазвитие ритма, музыкального слуха Русские мелодии в современной обработки1 11 Сюжетно-образные движения Развитие творческих способностей Фонограммы детских песен 1 4 четверть (8 часов)
1 Вальс – король танцев Развитие выразительности исполнения движений Мелодии вальса 1 2 Русская кадриль Закрепление танцевальных жанров «Кадриль». Закрепление выученного 1 3 Эстрадный танец Отличие от классического, народного «Все на свете знают…» 1 4 Построение в линии, колонны, полукруг, круг, диагональ Ориентировка в пространстве Маршевые мелодии 1 5 Хлопки, шаги, приставки, поскоки, галоп, шаг с поднятием колена… Точность исполнения движений под музыку. Активизация двигательной памяти Веселые плясовые мелодии 1 6 Переходы в линиях Координация, ориентировка в пространстве Маршевые мелодии 1 7 Композиции движений с лентами (платочками, флажками) Умения действовать с предметами – удержать их в руке Спокойные ритмичные мелодии 1 8 Итоговый урок. Танцевальные жанры, танцевальные движения, хлопки…. Закрепление пройденного материала. Мелодии различных жанров Материально - техническое обеспечение образовательного процесса.
Хореографический класс, зеркала, музыкальный центр, доска.
Методическое обеспечение образовательного процесса.
Разработка занятий «Ритмика для малышей», «В гостях у феи», «Акробатика на уроке ритмике», «Урок джазового танца», «Лесная сказка», «В гостях у королевы танца».
Сценарии конкурса к международному дню танца «Путешествие к танцу», «Розовая пантера».
Альбом и наглядная выставка «Выдающиеся танцоры, хореографы и балетмейстеры».
Атрибуты к уроку: (скакалки, мячики, обручи, коврики)
Показательный материал «Национальные костюмы для хореографии». «Наши достижения».
Видео материалы.
Мультимедийная программа «Школа танцев» Медиа Арт Паблишер», Москва, 2005г.
Мультимедийная программа «Учимся танцевать» часть 1 Москва, 2005г.
Мультимедийная программа «Учимся танцевать» часть 2 Москва, 2005г.
Мультимедийная программа «Учимся танцевать» часть 3 Москва, 2005г.
Уроки латино-американских танцев. Медиа Арт Паблишер», Москва, 2007г.
«Школа Брейк-данса» - Специальное издание Домашнее DYD
Аудиоматериалы.
«Ритмическая мозаика» (1 часть) Музыкальная палитра 2009г.
«Ритмическая мозаика» (2 часть) Музыкальная палитра 2009г.
«Ритмическая мозаика» (3 часть) Музыкальная палитра 2009г/
«Ритмическая мозаика» (4 часть) Музыкальная палитра 2009г.
Музыка для бальных танцев. ALL TIMES/
Учебное и учебно-методическое обеспечение для учителя:
1.А Н. Айдарбекова, И.Н Белов. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. «Просвещение» 2001.
2.М.А. Михайлова, Н.В. Воронина. Танцы, игры, упражнения для красивого движения. М.; 2001.
3.Р.М. Плотникова. Программа по ритмике для детей с нарушением интеллекта специального (коррекционного) образовательного учреждения. Екатеринбург, 1999.
4.И.Г. Лопухина. Речь, Ритм, Движение, С-П изд-во «Дельта» 1997
М.А Косицина, И.Г. Бородина Коррекционная ритмика. Комплекс практических материалов и технология работы с детьми с нарушением интеллекта. – М.; Изд-во «Гном» и Д. 2007
Заключение
В условиях введения в практику работы школы ФГОС НОО учителю необходимо научиться планировать и проводить внеурочную деятельность, направленную на повышение двигательной активности младших школьников.
Считаю, что в ходе проделанной мной работы были достигнуты цель и задачи. В процессе развития двигательной деятельности во внеурочное время дети познают себя, свое тело, а также развивают творческие способности, актерское мастерство. Ребята становятся самостоятельными, у них появиляется уверенность в себе и чувство удовлетворения достигнутыми результатами в различных хореографических конкурсах, фестивалях, а также появляется стимул для дальнейшего посещения занятий. На основе совершенствования всех видов движений и развития физических свойств происходит качественное преобразование моторной сферы детей.
Проанализировав свою работу по данной проблеме, наметила перспективу на будущее:
1. Для более успешной работы с детьми в танцевальном занятии, необходимо создавать интерес к ритмике, хореографии.
2. Продолжать изучать новую методическую литературу по данному вопросу, перенимать опыт других учителей и внедрять в свою педагогическую практику.
3. Учить детей придумывать разные по форме музыкально - игровые комплексы, делая их более интересными.
4. Обогащать мимику детей, применяя визуальные команды, обозначающие направления движений, количество повторений.