Методические рекомендации Листы наблюдений и оценки урока в зависимости от целей посещения (для завуча)
ГБПОУ СО «Калининский агропромышленный лицей»
Методические рекомендации
(Листы наблюдений и оценки урока в зависимости от целей посещения)
подготовила зам.директора
по учебно-методической работе
Пшеничникова Е.В.
Наблюдение за уроком всегда связано с описанием и организуется, исходя из конкретных целей посещения учебного занятия, однако в любом случае необходим анализ занятия как целостной системы. Описание урока дает возможность сравнить результаты наблюдения, систематизировать материал и создать основу для последующего анализа урока. В противном случае замысел преподавателя, выполнение им программно-методических требований оказываются «в стороне», а при анализе «выпячивается» проблема, интересующая проверяющего, что ведет к субъективизму и невольно нацеливает преподавателя на показуху. Фиксация наблюдаемого по ходу занятия ведется в форме, удобной для конкретного руководителя.
В соответствии с данными требованиями были разработаны листы наблюдения и оценки урока в зависимости от цели посещения. Данная программа наблюдения позволяет фиксировать как количественную так и качественную сторону урока, отвечает принципам систематичности и мобильности, удобна для заполнения и сравнения достигнутых результатов.
Данные листы наблюдения хранятся в персональных папках учителей для учета и анализа посещенных администрацией уроков.
По своему желанию администраторы могут заменять параметры для описания урока в зависимости от целей посещения. Мы предлагаем несколько вариантов листов наблюдения урока.
ЛИСТ НАБЛЮДЕНИЯ И ОЦЕНКИ УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Дата проведения занятия ________
Преподаватель ______________________________________
Группа__________ профессия _________________________________________________
Число занимающихся по списку ________Занималось _________
Место проведения ________________________________
Проверяющий ______________________________________________________________
Тема урока _________________________________________________________________
Задачи урока__________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
(отвечают ли требованиям комплексного подхода, возрастным особенностям учащихся и уровню их физической подготовленности).
Соответствие содержания занятия поставленным задачам, программным требованиям и рабочему плану _______________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Структура урока, содержание учебного материала, дозировка нагрузки _____________________________________________________________________________
Оценка качества проведения урока.
Подготовленность мест занятия, оборудования, инвентаря и их санитарно-гигиеническое состояние ____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Обеспечение техники безопасности ____________________________________________
____________________________________________________________________________
Пунктуальность начала и окончания урока _______________________________________
____________________________________________________________________________
Внешний вид преподавателя: жесты, мимика, общение ____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Дисциплина и активность занимающихся _________________________________________
_____________________________________________________________________________
________________________________________________________
Выбор места преподавателем для объяснения задания, подачи команд и т. д. во всех частях урока __________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Целесообразность использования площадки, эффективность использования инвентаря и оборудования _______________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Методическая ценность и качество применения словесных методов обучения (правильность подачи команд, содержательность объяснения, умение вести беседу, культура речи, знание и пояснение терминологии)
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предупреждение и исправление ошибок _________________________________________
____________________________________________________________________________
24.Соответчтвие содержания, методов и приемов обучения в соответствии с задачами урока _______________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Использование различных форм организации учебной деятельности (поточный, групповой, фронтальный ) в различных частях урока (подготовительной, основной, заключительной) ___________________
________________________________________________________
Реализация ключевых подходов на уроке (дифференцированного, личностно-ориентированного, деятельностного, практико-ориентированного)____________
________________________________________________________
Использование методов стимулирования. Разнообразие методов и приемов ______________________________________________
________________________________________________________
Соблюдение дидактических принципов:
а)сознательности и активности ______________________________
б)наглядности ___________________________________________
в)доступности и индивидуальности __________________________
г)систематичности ________________________________________
Плотность урока:
а)общая плотность (высокая, средняя, удовлетворительная, неудовлетворительная)
Какие специально намеченные планом физические качества развивались?_______________________________________________________
В какой мере осуществлены эти задач? __________________________________________
Выводы.
Эффективность решения поставленных задач на уроке.
_____________________________________________________________________________
Отклонение от плана-конспекта и причины.____________________________________
_____________________________________________________________________________
Ценность занятия с точки зрения физического развития.
_____________________________________________________________________________
Образовательная ценность занятия.
_____________________________________________________________________________
Воспитательная ценность занятия.
_____________________________________________________________________________
Указать положительные моменты в работе учителя.
_____________________________________________________________________________
. Недостатки и ошибки, допущенные в процессе образовательной деятельности _____________________________________________________________________________
Общая оценка проведенного урока (соответствие урока поставленным целям и задачам, наличие объективных и субъективных причин, мешающих качественному проведению урока, трудности, возникшие в ходе занятия, и способы их устранения учителем и т. д.).
____________________________________________________________________________
Предложения и рекомендации:
– по совершенствованию организации урока ______________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
–методическому обеспечению урока _____________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________.
«___» ____________ 20__ г. Подпись проводившего анализ урока
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Лист наблюдения и оценки урока
(урок в свете современных требований)
Проверяющий________________________________________
Цель: постановка комплексных задач обучения и воспитания
Дата __________ группа ___ профессия_______________________________________________________
____________________________________________ всего уч-ся ______ на уроке __
ФИО преподавателя_________________________________________________________
Предмет ________________________________________________________________
Тема _____________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
Программа наблюдения Оценка (баллы)
1.Соответствие содержания урока требованиям государственных программ 2. Полнота, достоверность и доступность изложения , научный уровень излагаемого материала
3. Как решаются на уроке основные образовательные задачи, включая формирование общих и специальных умений и навыков учебного труда?
4 Как решаются на уроке задачи формирования мировоззрения, нравственного, трудового, физического и эстетического воспитания
5 Как решаются на уроке задачи развития интереса к учению, мышления, воли, эмоциональной сферы деятельности.
6. Как учитываются особенности класса при планировании и решении задач урока.
7. Оптимальность избранной структуры урока и темпа его проведения.
8 Оптимальность содержания урока (объем, сложность, доступность, научность, межпредметные связи и т.д.).
9. Оптимальность избранных методов обучения(цель урока, специфика класса, тема) словесных, наглядных и практических, индуктивных и дедуктивных, репродуктивных и поисковых, методы самостоятельной работы, методическое стимулирование методов контроля за эффективностью контроля.
10. Оптимальность сочетания форм обучения на уроке (фронтальных, групповых, индивидуальных), дифференцированный подход к слабоуспевающим и наиболее подготовленным учащимся.
11. Оптимальность применения разнообразных средств на уроке.
12. Морально - психологический и эмоциональный климат на уроке. Личностное влияние преподавателя
13. Оптимальность объема сложности домашнего задания и способов инструктирования о его выполнении.
14. Методика подведения итогов занятия 15.Результативность урока:
а) степень усвоения учащимися основных понятий, фактов, социальных умений и навыков; б) оценка ожидаемых изменений в развитии интереса к учению, воли, эмоции, общеучебных умений и навыков, умение выделять главное, планировать ответ, работать с книгой, картой, осуществлять самоконтроль, в должном темпе читать и писать; в) оценка ожидаемых изменений воспитанности обучающегосяитого Критерии оценки урока: 0б.-не выполнено, 3б.–отражено слабо, 4б. – отражено не полностью,5б. – отражено в полном объёме, максимальный балл - 75 (75-63б. урок отличный, 62-50- урок хороший, 49-37 удовл. урок)
Выводы и рекомендации по уроку:___________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ дата _______Подпись ________________
Мнение преподавателя, проводившего урок____________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ дата ___________ подпись _______________________
Лист наблюдения и оценки урока
Проверяющий________________________________________
Цель: проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся
Дата __________ группа ___ профессия_______________________________________________________
____________________________________________всего уч-ся ______ на уроке ______
ФИО преподавателя_______________________________________________________________________
Предмет _________________________________________________________________________________
Тема ___________________________________________________________________________________
Программа наблюдения оценка
(баллы)
1. Формулировка цели контроля для учащихся (результаты обучения, которых необходимо было достичь в результате изучения темы)
2. Сообщение объема контролируемого материала
3. Инструктирование учащихся по правилам выполнения проверочной работы
2. Сообщение нормы оценивания работ
3. Предупреждение возможных ошибок в ходе выполнения контрольных заданий
4. Полнота, комплексность, разносторонность контроля (качество отбора материала)
5. Воспитывающая сторона проверки и оценки знаний учащихся
6. Развитие у учащихся навыков самоанализа и самоконтроля
7. Способы активизации учащихся при проверке и оценке знаний:
8. Наличие дифференцированных задач для учащихся различного уровня подготовки, с учетом их индивидуальных особенностей
9. Содержание и характер вопросов и заданий:- воспроизводящие,- проблемные,- направленные на установление причинно-следственных связей,- творческие.
10. Оценка качества знаний, умений, навыков (объективность, аргументация)
11. Степень самостоятельности учащихся в применении полученных знаний
12. Результативность урока (достигнута ли поставленная цель)
13. Методика подведения итогов урока
14. Процент учащихся опрошенных и получивших оценку - качество успешности (% на «4» и «5») -
итого Критерии оценки урока: 0б.-не выполнено, 3б.–отражено слабо, 4б. – отражено не полностью,5б. – отражено в полном объёме, максимальный балл - 70 (70-58б. урок отличный, 57-45 урок хороший, 44-32 удовл. урок)
Выводы и рекомендации по уроку:___________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ дата _______Подпись ________________
Мнение преподавателя, проводившего урок___________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ дата ___________ подпись _______________________
Лист наблюдения и оценки урока
Проверяющий________________________________________
Цель: проанализировать работу по предупреждению неуспеваемости, реализацию индивидуального подхода к учащимся на уроке
Дата __________ группа ___ профессия_______________________________________________________
__________________________________________________________всего уч-ся ______ на уроке
ФИО преподавателя__________________________________________________________________
Предмет _________________________________________________________________________________
Тема ____________________________________________________________________________________
Программа наблюдения Оценка (баллы)
Формулировка цели для учащихся (реальность, достижимость, полнота)
Учет особенностей учащихся данного класса при планировании материала урока
Учет индивидуальных особенностей при организации проверки домашнего задания
Контроль усвоения материала учениками, пропустившими предыдущие уроки
Актуализация наиболее сложных для усвоения вопросов
Психологический климат урока, стимулирование ответов учащихся
Применение средств поддержания интереса к усвоению знаний
Проверка в ходе урока степени понимания учащимися основных элементов излагаемого материала
Разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащимся активно усваивать материал
Обобщение итогов усвоения основных понятий (законов, правил) по окончании изучения темы, раздела
Стимулирование вопросов со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала
Дифференцированная помощь учащимся на уроке (виды):
Четкость инструктажа учащихся о порядке выполнения домашних работ, проверка степени понимания данных инструкций
Оценка качества знаний, умений, навыков (объективность, аргументация)
Контроль за деятельностью учащихся в течение урока
итого Критерии оценки урока: 0б.-не выполнено, 3б.–отражено слабо, 4б. – отражено не полностью,5б. – отражено в полном объёме, максимальный балл - 75 (75-63б. урок отличный, 62-50- урок хороший, 49-37 удовл. урок)
Выводы и рекомендации по уроку:___________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ дата _______Подпись ________________
Мнение преподавателя, проводившего урок____________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ дата ___________ подпись _______________________
Лист наблюдения и оценки урока
Проверяющий________________________________________
Цель: проверить эффективность использования на уроке технических средств обучения, средств коммуникации
Дата __________ группа ___ профессия_______________________________________________________
__________________________________________________________всего уч-ся ______ на уроке
ФИО преподавателя______________________________________________________________________
Предмет ________________________________________________________________________________
Тема ___________________________________________________________________________
Программа наблюдения оценка
1. Формулировка цели для учащихся (реальность, достижимость, полнота)
2. Рациональность сочетания форм, методов учебной работы с учетом специфики способов применения ТСО и средств коммуникации
3. Уровень технической подготовки к использованию ТСО на уроке (установка, регулирование, проверка качества)
4. Подготовка учащихся к восприятию демонстраций с использованием ТСО
5. Создание проблемной ситуации, решаемой с помощью ТСО
6. Управление восприятием учащимися информации, подаваемой с помощью технических средств обучения (попутные пояснения, вопросы, выделение главного)
7. Степень самостоятельности и рациональности приобретения знаний учащимися с использованием ТСО
8. Анализ совместно с учащимися учебного материала, воспринятого с помощью ТСО
9. Проверка в ходе урока степени понимания учащимися основных элементов излагаемого материала
10. Обобщение итогов усвоения основных понятий (законов, правил) по окончании изучения темы
11 Дифференцированная помощь учащимся на уроке
12. Четкость инструктажа учащихся о порядке выполнения видов работ на уроке, проверка степени понимания данных инструкций
13. Оценка качества знаний, умений, навыков (объективность, аргументация)
14. Контроль за деятельностью учащихся в течение урока
итого Критерии оценки урока: 0б.-не выполнено, 3б.–отражено слабо, 4б. – отражено не полностью,5б. – отражено в полном объёме, максимальный балл - 70 (70-58б. урок отличный, 57-45 урок хороший, 44-32 удовл. урок)
Выводы и рекомендации по уроку:___________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ дата _______Подпись ________________
Мнение преподавателя, проводившего урок___________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ дата ___________ подпись _______________________
Лист наблюдения и оценки урока
Проверяющий________________________________________
Цель: соблюдение требований к содержанию урока
Дата __________ группа ___ профессия_______________________________________________________
__________________________________________________________всего уч-ся ______ на уроке
ФИО преподавателя______________________________________________________________________
Предмет ________________________________________________________________________________
Тема ___________________________________________________________________________________
Программа наблюдения Оценка (баллы)
1. Соответствие содержания урока требованиям государственных программ
2. Полнота, достоверность и доступность изложения
3. Научный уровень излагаемого материала
4. Степень нравственного влияния, воспитательная направленность урока
5. Реализация развивающих возможностей урока в плане формирования активной учебной деятельности
6. Осуществление внутрипредметной связи, подготовка учащихся к восприятию нового на основе изученного ранее
7. Установление межпредметных связей
8. Рациональность нагрузки учащихся (чередование видов деятельности)
9. Контроль усвоения полученных знаний учащимися в течение урока
10. Реализация принципа политехнизма (раскрытие значения знаний для практики)
11. Эффективность приемов повышения познавательного интереса к занятию, специальности
12. Дисциплина и организованность учащихся на занятии
13. Рациональность распределения времени урока
14. Соотношение на уроке практического и теоретического материала
15. Методика подведения итогов занятия
16. Оценка качества знаний, умений, навыков (объективность, аргументация)
17. Результативность урока (достигнута ли поставленная цель)
Критерии оценки урока: 0б.-не выполнено, 3б.–отражено слабо, 4б. – отражено не полностью,5б. – отражено в полном объёме, максимальный балл - 85 (85-73б. урок отличный, 72-57 урок хороший, 56-40 удовл. урок)
Выводы и рекомендации по уроку:____________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ дата _______Подпись ________________
Мнение преподавателя, проводившего урок____________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ дата ___________ подпись _______________________
Лист наблюдения и оценки урока
Проверяющий________________________________________
Цель: определение характера взаимоотношений преподавателя и учащихся
Дата __________ группа ___ профессия_______________________________________________________
__________________________________________________________всего уч-ся ______ на уроке
ФИО преподавателя_______________________________________________________________________
Предмет ________________________________________________________________________________
Тема ___________________________________________________________________________________
Программа наблюдения оценка
1. Роль учителя в создании психологического микроклимата урока
2. Создание условий для взаимодействия учащихся друг с другом для развития взаимного уважения, ответственности и доверия
3. Эмоциональная и интеллектуальная атмосфера на уроке
4. Умение владеть классом
5. Реакция учителя на ошибки учащихся
6. Соблюдение норм педагогической этики
7. Дифференциация процесса обучения, осуществление индивидуального подхода
8. Темп работы учителя и его влияние на деятельность учащихся
9. Характер и тон дисциплинарных замечаний
10. Знание учителем каждого ученика и использование этих знаний для формирования познавательных интересов
11. Умение устанавливать обратные связи в ходе урока
12. Дисциплина и организованность учащихся на уроке
13. Применение методических приемов для поддержания устойчивого внимания учащихся (чередование видов деятельности, яркие примеры)
14. Стимулирование успехов учащихся (поощрение)
15. Методика подачи домашнего задания
16. Результативность урока (достигнута ли поставленная цель)
Критерии оценки урока: 0б.-не выполнено, 3б.–отражено слабо, 4б. – отражено не полностью,5б. – отражено в полном объёме, максимальный балл - 80 (80-68б. урок отличный, 67-55- урок хороший, 54-39 удовл. урок)
Выводы и рекомендации по уроку:___________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ дата _______Подпись ________________
Мнение преподавателя, проводившего урок____________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ дата ___________ подпись _______________________
Анализ урока теоретического обучения
Учебная дисциплина_________________________________________________
Дата_____________ Группа №_____ Профессия ________________________
___________________________________________________________________
Ф.И.О. преподавателя________________________________________________
Тема_______________________________________________________________
__________________________________________________________________
Количество обучающихся по списку ________ На уроке присутствовало___
Проверяющий________________________________________________________
Цель посещения______________________________________________________
____________________________________________________________________
Требования к деятельности преподавателя 0-2б. Требования к работе обучающихся0-2 б.
Готовность к уроку
(Кабинет, доскаПособия и оборудование)Готовность к уроку (ручки, тетради и др.)
Целевая установка урока (Формулирование, доступность для обучающихся) Проявление умений и навыков на уроке (ответы у доски, письменные ответы, демонстрация умений) Проверка домашнего задания Интерес к предмету Актуализация знаний Активность, дисциплина учащихся на уроке. Выполнение дидактических принципов обучения (научность,проблемность изложения, доступность
систематичность и последовательность
организация внимания, развитие мышления обучающихсявоспитательное и развивающее воздействие урока) Самостоятельная учебная деятельность (самоконтроль, Взаимоконтроль)Раскрытие темы (отбор материала соответствует программеиспользование ТСО, наглядности, дидактического материала, оборудования кабинета, ИКТ
связь с современной жизнью
межпредметная связь)Межличностное взаимодействие
(Парная работа, групповая работа,коллективная работа) Организация самостоятельной работы Качество речи Расчет времени Подведение итога урока Домашнее задание Психологический климат на уроке:
Наличие внешней мотивации: похвала, поддержка, соревновательный момент. Личность учителя: эрудиция, увлеченность, пед.такт, этика, доброжелательность, культура речи. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу. Орг. качества учителя: контакт с классом, умение организовать работу с классом, требовательность и объективность. Наличие эмоциональных разрядок (поговорки, известные высказывания, небольшое стихотворение, юмористическая или поучительная картинка, музыкальная минутка). Наличие на уроке оздоровительных моментов (на 20 мин. урока 1 минута из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями).
Учебно-методическая документация: Наличие Соответствие требованиям
Стандарт (ГОС, ФГОС) и/или примерная программа Да / Нет -
Рабочая программа Да / Нет Да / Нет
календарно- тематический план Да / Нет Да / Нет
План-конспект урока Да / Нет Да / Нет
Конспекты обучающихсяДа / Нет Да / Нет
Журнал теоретического обучения Да / Нет Да / Нет
Условия организации занятия:
Соблюдение санитарно-гигиенических условий
чистота Да / Нет
освещенность Да / Нет
порядок Да / Нет
в кабинете проветрено Да / Нет
Соблюдение
правил техники безопасности Да / Нет
пожарной безопасности Да / Нет
электробезопасностиДа / Нет
Соответствие количества и номенклатуры учебных и наглядных пособий, технических средств обучения, оборудования и инструмента целям и задачам урока Да / Нет
Общие выводы и рекомендации
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________«__» _______________ 20___ г._____________________
Мнение преподавателя, проводившего урок
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
«__» _______________ 20___ г._____________________
Анализ урока производственного обучения (учебной практики)
Ф.И.О. преподавателя (мастера п/о)___________________________________________________
Проверяющий_____________________________________________________________________
Цель посещения____________________________________________________________________
Дата_____________ Группа №_____ Профессия _______________________________________
Количество обучающихся по плану ___________ На уроке присутствовало________________
Тема ____________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
Параметры эффективности урока 0 1 2 Параметры эффективности урока 0 1 2
Готовность к уроку мастера п/о
Инструменты
Пособия и оборудование Готовность к уроку обучающихся Спецодежда, СИЗПроявление умений и знаний:
устные ответы
демонстрация умений Организационная часть Проведение вводного инструктажа
Проверка знаний обучающихся
Цели урока Формирование общих компетенций: Общие Компетенции 1
ОК 2
ОК 3
ОК 4
ОК 5
ОК 6
ОК 7 Текущий инструктаж
доступность
систематичность и последовательность
организация внимания
логичность изложения
использование профессиональной терминологии
отражение современных достижений
рациональность отбора материала инструктирования Формирование профессиональных компетенций:
Соответствие выполнения упражнений требованиям программы Самостоятельная работа
Организация выполнения упражнений и индивидуальной работы
Охват обучающихся целевыми обходами Межпредметные связи Индивидуальное инструктирование Организация контроля и приемки работ Индивидуальный подход Мотивация учебной деятельности Педагогический такт Расчет времени Заключительный инструктаж Домашнее задание Учебно-методическая документация: Наличие Соответствие требованиям
Стандарт (ГОС, ФГОС) Да / Нет Учебный план Да / Нет Да / Нет
Тематический план учебной практики Да / Нет Да / Нет
Тематический план производственной практики Да / Нет Да / Нет
Рабочая программа учебной практики Да / Нет Да / Нет
Рабочая программа производственной практики Да / Нет Да / Нет
Календарно-тематический план Да / Нет Да / Нет
План урока Да / Нет Да / Нет
Инструкционно-технологические карты Да / Нет Да / Нет
Перечень тем письменных экзаменационных работ Да / Нет Да / Нет
Журнал производственного обучения Да / Нет Да / Нет
Журнал п/о (проведение инструктажей) Ф №3 Да / Нет Да / Нет
Индивидуальная книжка по вождению автомобиля (по количеству обучающихся) Да / Нет Да / Нет
Учебные маршруты, согласованные с ГИБДД, утвержденные местной администрацией Да / Нет Да / Нет
Условия организации занятия:
Соблюдение санитарно-гигиенических условий
чистота Да / Нет
освещенность Да / Нет
порядок Да / Нет
в помещении проветрено Да / Нет
Соблюдение
правил техники безопасности Да / Нет
пожарной безопасности Да / Нет
электробезопасностиДа / Нет
Соответствие количества и номенклатуры учебных и наглядных пособий, технических средств обучения, оборудования и инструмента требованиям к оснащению образовательного процесса Да / Нет
Общие выводы и рекомендации
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
«__» _______________ 20___ г._____________________
Мнение преподавателя (мастера п/о), проводившего урок
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
«__» _______________ 20___ г._____________________
Анализ урока с позиций здоровьесбереженияДата _________ 20 ___г. Время начала урока _____ преподаватель ___________________________ Предмет ________________________ группа ___
Профессия _______________________________________________________________________
Особенности группы: 1. сильная, 2. средняя, 3. слабая _______ Уровень работоспособности (устойчивость внимания, интереса и др. 0-2б.) ______
Тип урока ____________________________ Тема урока _____________________________
Цель урока _________________________________________________________________________
1.Позитивное влияние на здоровье учащихся ( до начала урока)
ЧТО НАБЛЮДАЕТСЯ ДА НЕТ ПРИМЕЧАНИЕ
1) Учащиеся в перемену находятся в кабинете 2) Кабинет проветрен 3) кабинет настраивает на рабочий лад _________________________________________________________________________________________
2.Ход урока
ЧТО НАБЛЮДАЕТСЯ РЕЗУЛЬТАТ
(указать: выше нормы, норма или ниже нормы)
1)Количество видов учебной деятельности: письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров и задач (норма: 4-7 видов) 2) Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности (норма: не более 10 мин.) 3)Частота чередования различных видов учебной деятельности (норма: смена не позже чем через 7-10 мин.) 4)Количество видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, с.р., и т.п. (норма: не менее трёх)5) Чередование видов преподавания
(норма: не позже чем через 10-15 мин.) 6)Наличие на уроке работ, в которых учащиеся имеют возможность выразить своё мнение, проявить самостоятельность: самостоятельные работы, работы в группах, ролевые игры и т.п. (норма: не менее 7-10 мин.) 7) наличие на уроке оздоровительных моментов (норма: на 20-й минуте урока 1 минута из трёх лёгких упражнений с 3-4 повторениями) _________________________________________________________________________________________
3.Психологический климат на уроке
(оцените в баллах: 0 - показатель отсутствует; 1 – показатель слабо выражен; 2 – проявляется на достаточном уровне)
ЧТО НАБЛЮДАЕТСЯ РЕЗУЛЬТАТ
1)Наличие внешней мотивации: похвала, поддержка, соревновательный момент и т.п. 2)Стимуляция внутренней мотивации6 стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому и т.п. 3)Взаимоотношения между преподавателем и учеником 4)Взаимоотношения между учащимися 5)Наличие эмоциональных разрядок (поговорки, известные высказывания, небольшое стихотворение, юмористическая или поучительная картинка, музыкальная минутка и т.п.) 4.Пожелания преподавателю_______________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
АНАЛИЗ ПОСЕЩЕННОГО классного часа
Общие сведения о классном часе
Дата _____________________ Класс ______________________________________________
Посещающий преподаватель __________________________________________________________
Посещаемый классный руководитель _________________________________________________
Тема классного часа _________________________________________________________________
Цель посещения:
обмен опытом, изучение профессиональной деятельности классного руководителя, изучение методики проведения классного часа, изучение уровня воспитанности (нужное подчеркнуть)
другие цели _____________________________________________________________
Внедряемые технологии (элементы технологии):
коллективно-творческого воспитания, гуманного коллективного воспитания В.А. Сухомлинского, воспитание на основе системного подхода, воспитание в современных ОУ, индивидуализированного (персонального) воспитания, воспитание в процессе обучения (нужное подчеркнуть);другая технология_________________________________________________________
Оборудование:
средства наглядности _____________________________________________________
ТСО ____________________________________________________________________
раздаточный материал _____________________________________________________
другое __________________________________________________________________
Соответствие оформления учебного помещения тематике классного часа__________________
_____________________________________________________________________________________
Организация воспитательной деятельности:
Организационный момент (внешняя готовность; психологическая готовность обучающихся, внешний вид, оформление аудитории) __________________________
__________________________________________________________________________
Эффективность выбранных классным руководителем методов и приемов работы для проведения классного часа _________________________________________________
____________________________________________________________________________
Использование разнообразных форм деятельности в организации мероприятия _____
____________________________________________________________________________
Педагогически обоснованный выбор формы проведения классного часа (музыкально-поэтическая композиция, игра, экскурсия, конкурс, диспут) и др. _____
____________________________________________________________________________
Рациональное использование времени _______________________________________
Соблюдение санитарно-гигиенического режима и техники безопасности __________
____________________________________________________________________________
Подведение итогов классного часа___________________________________________
____________________________________________________________________________
Деятельность воспитанников
Уровень активности (всего класса или отдельных учеников):
высокий, средний, низкий, инертный, нормальный, динамичный;
репродуктивная деятельность, продуктивная деятельность, творческая деятельность (нужное подчеркнуть) _________________________________________________________________________
Интерес к теме ______________________________________________________________________
Самостоятельность суждений _________________________________________________________
Речь обучающихся, грамотность ______________________________________________________
Отношение к классному руководителю, культура поведения, дисциплина _________________
_____________________________________________________________________________________
Педагогическое мастерство
Умение создать атмосферу творчества, профессиональный артистизм_____________________
_____________________________________________________________________________________
Эмоциональность речи классного руководителя_________________________________________
Управление процессом внимания на протяжении всего мероприятия______________________
_____________________________________________________________________________________
Формы и методы организации деятельности обучающихся :Формы: индивидуальная, групповая (парная), фронтальная, коллективная; метод проблемного обучения, частично-поисковый, исследовательский, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный; словесные, наглядные, практические.Другое __________________________________________________________________
Морально-психологическая атмосфера классного часа:
Простота общения, взаимоуважение, требовательность, юмор, непредвзятое отношение, объективность оценки, взвешенная реакция, придирчивость, нервозность, раздражение; Другое __________________________________________________________________
Стиль работы преподавателя:
Авторитарный, демократический, либеральный;
Другое __________________________________________________________________
Выводы и рекомендации _____________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Классный час посетил(а) _____________________________________________
(Ф.И.О.)
С анализом ознакомлен(а) _____________________________________________
(Ф.И.О.)
КАРТА АНАЛИЗА УРОКА
Цель посещения урока : анализ урока с позиции здоровьесберегающего подхода
Дата _________ 20 ___г. Время начала урока _____ преподаватель ___________________________ Предмет ________________________ группа ___
Профессия ________________________________________________________________________________________________________________________
Особенности группы: 1. сильная, 2. средняя, 3. слабая _______ Уровень работоспособности (устойчивость внимания, интереса и др. 0-2б.) ______
Тип урока ____________________________ Тема урока _________________________________________________________________________________
Цель урока _______________________________________________________________________________________________________________________
Оценочные баллы: 0 б. – показатель отсутствует, 1 б. – показатель слабо выражен, 2 б. – показатель проявляется на достаточном уровне.
До начала урока: Оценочный балл Психологический климат на уроке: Оценочный балл Психологический климат на уроке: Оценочный балл
Подготовлены рабочие места учителя и учащихся. Активность, дисциплина учащихся на уроке. Личность учителя: эрудиция, увлеченность, пед.такт, этика, доброжелательность, культура речи. Наличие внешней мотивации: похвала, поддержка, соревновательный момент. Кабинет настраивает на рабочий лад, оформлен. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу. Орг. качества учителя: контакт с классом, умение организовать работу с классом, требовательность и объективность. Санитарно-гигиенические условия, освещенность, t0, аэрация. Наличие эмоциональных разрядок (поговорки, известные высказывания, небольшое стихотворение, юмористическая или поучительная картинка, музыкальная минутка). Наличие на уроке оздоровительных моментов (на 20 мин. урока 1 минута из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями).
Порядок видов деятельности Виды учебной деятельности (норма 4-7) Средняя продолжит. видов учеб. деятельности (7-10 мин.) Оценочный балл Порядок видов преподавания Виды преподавания (норма не менее 3) Средняя продолжит. видов преподавания
(10-15 мин.) Оценочный балл Наличие на уроке работ, в которых учащиеся имеют возможность выразить свое мнение, проявить самостоятельность Средняя продолжит. работ
(7-10 мин.) Оценочный балл
Слушание Словесный индивидуальная Рассказ Наглядный в группах Ответы на вопросы Аудиовизуальный в парах Рассматривание наглядности Самостоят. работа ролевые игры Чтение фронтальная Письмо комбинированная Решение примеров и задач Темп урока: 0б.- вялый, (0б.)1б. - (слишком) быстрый, 2б. - нормальный ________
С позиции компетентностного подхода
Поря док Параметр 1 уровень (1балл) 2 уровень (2 балла) 3 уровень – компетентностное обучение (3 балла)
Мотивация Эмоциональная (доброжелательность, заинтересованность учебным материалом) Эмоциональная, содержательная (интересные формы, нестандартный урок и др.) Эмоциональная, содержательная, социальная (ученик осознает, насколько важен для него данный учеб. материал)
ЦелеполаганиеЦель урока определяется учителем Цель урока согласуется в обсуждении с учениками Оформляются несколько целей урока (учителем – для себя, учениками – для себя)
Характер учебных заданий Репродуктивный (выполнение по образцу) Репродуктивный с включением самостоятельной работы Поисковый, творческий
Характеристика деятельности учащихся на уроке Ученик:
принимает проблемную ситуацию, заданную учителем;
принимает цели и задачи, поставленные учителем;
использует предложенный алгоритм действий;
использует предложенные ресурсы Ученик:
анализирует проблемную ситуацию, заданную учителем;
ставит цель, формулирует задачи по достижению заданной цели;
выбирает алгоритм решения задачи из предложенных алгоритмов;
выбирает необходимые ресурсы;
самостоятельно планирует и осуществляет текущий контроль своих действий Ученик:
самостоятельно выявляет и формулирует проблему;
ставит цель, определяет задачи, способы достижения цели и предполагаемые результаты;
создает алгоритм действий;
находит ресурс для выполнения действий;
соотносит запланированный и полученный результат;
планирует свою дальнейшую деятельность
Коммуникация учащихся Соблюдают речевые нормы и процедуру работы в группе Задают вопросы на понимание, договариваются о процедуре работы в группе Используют средства письменной коммуникации, адекватные цели, успешно справляются с конфликтной ситуацией
Сравнение времени "говорения" учащихся со временем "говорения" учителя Во время объяснения нового материала преобладает время активного объяснения материала учителем Активное объяснение материала учителем с включением проблемных вопросов, эвристической беседы Оптимальное сочетание объяснения материала учителем с сообщениями учащихся. Объяснение материала носит проблемный характер
Организация обратной связи на уроке Обратная связь на уровне контроля: учитель спрашивает – ученик отвечает. Отношения на уровне "субъект – объект" (учитель учит ученика) Инициатива исходит от учителя (ставит проблему и т. п.), но ученики уже могут выбрать способы и формы обратной связи. Отношения строятся на уровне "субъект – объект/субъект". При организации обратной связи учитель учитывает разные способы восприятия информации учащимися (аудиал, визуал, кинестетик) Постоянное "субъект/субъектное" взаимодействие между учителем и учащимися, учеников между собой; совместное моделирование ситуаций для проявления компетентностей как учителя, так и учеников. Обратная связь как особая образовательная среда (оценки обсуждаются совместно с учащимися). Рефлексия, самооценка не только результата, но и деятельности
Оценка знаний учащихся Оценка по стандарту Включение учащихся в обсуждение ответа Выстраивание своей траектории обучения на уроке, заявка на оценку
Рефлексия Ученики высказываются по поводу результата урока Ученики оценивают результат и процесс деятельности Ученики объективно анализируют результаты урока и определяют субъективное значение результатов деятельности
Результативность урока Результаты урока совпадают с целью урока, поставленной учителем Результаты урока совпадают с целью урока, сформулированной совместно с учениками Результаты урока совпадают с субъективными целями учеников и результатами контрольного среза
Домашнее задание Задания, подобные классным, чтобы каждый ученик справился, не обращаясь к справочникам (учебникам). Объем не более 75% от классной работы Задания, подобные классным, чтобы каждый ученик справился, не обращаясь к справочникам (учебникам) Контекстные задания, для решения которых необходима информация, источник которой не указан. Определение содержания и объема домашних заданий с учетом имеющегося времени, не допуская перегрузки учащихся.
Итого (средний балл)