Доклад «Уровневый подход в процессе обучения учащихся казахской школы русскому языку и литературе»
Уровневый подход в процессе обучения учащихся казахской школы русскому языку и литературе
Главным критерием обучения учащихся,связанным с интересами,склонностями
школьников является дифференциация содержательной основы образования.
В связи с этим увеличивается доля самостоятельности учащихся в работе с учебной
литературой при изучении нового материала,выполнении заданий эвристического
и творческого уровней.Как на уроке,так и во внеурочное время необходимы
индивидуальные консультации учителя,а также создание условий для сотрудни-
чества и настроя на креативную деятельность.Функции учителя при таком подходе
меняются:он уже не информатор,а организатор,координатор,консультант в
самостоятельном добывании знаний учащихся.
Казахстанский ученый Караев Ж.A.считает,что обучение и воспитание в нынешнем
виде,подача материала,темы обучения,материалы для закрепления умений и
навыков предназначены для среднего ученика,поэтому так актуальна
индивидуализация обучения,которая тесно связана с дифференциацией,потому что
дифференциация-это учет индивидуальных особенностей учащихся в той форме,в
которой они группируются на основании каких-либо особенностей для отдельного
обучения.
Применение технологии уровневой дифференциации позволяет придать обучению
русскому языку в школе с казахским языком обучения неформальный характер,так
как одной из типологических черт указанной технологии является использование
групповой организованной формы обучения.Общение детей в разноуровневых
группах,когда каждый выступающий должен предъявить текст как продукт своей
речемыслительной деятельности,который актуализирует функциональные речевые
умения.Более того,дифференциация заданий,предлагаемых учащимся,осуществ-
ляется не только между уровнями,но и внутри каждого уровня задания
распологаются в порядке нарастания сложности умений,требуемых для их
выполнения что уже на ученическом уровне позволяет получить неформальный
речевой продукт.
Таким образом технология уровневой дифференциаций позволяет построить такую
модель образовательного процесса,которая ориентирована на результат,что
согласуется с положениями концепции развития образования РК до 2015 года:
«Необходимо изменить содержание образование от знаниецентрического к
компетентностному(образованию,ориентированному на результат)»
Актуальными на сегодня остаются проблемы привития обучающимся умения
самостоятельно добывать,анализировать,структурировать и эффективно
использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия
в жизни государства,поэтому важнейшим принципом в ходе учебно-воспитатель-
ного процесса является принцип единства обучения и воспитания.Исходя из этого
рассмотрим возможности каждого из дифференцированных уровней.
Первый уровень обучения предлагает основные понятия,закономерности,правила и
стандартные способы действий.Это значит,что школьник овладевает рефлексив-
ными умениями,т.е.способностью к самоанализу.Ученик осознанно и активно
расширяет словарный запас,знакомится со способами конструирования
предложения,с типологическими чертами различных видов текстов,прогнозируя
при этом будущий результат:умение ясно и точно выражать свои мысли.
Второй уровень усвоения материала требует от школьников выполнения действий
по правилам,по образцу,подчинения стандартным требованиям.Это одно из самых
непопулярных учебных действий,но,тем не менее,оно обладает воспитательной
значимостью:умение действовать по правилам ситуации урока,будучи
перенесенным во внеурочную и внешкольную жизнь,что означает гражданскую
толерантность,законопослушность,способность подчиняться требованиям,когда это
предпологают обстоятельства.В аспекте развития речи это означает стремление
следовать языковым нормам,речевую этикету,а также признание необходимости
безоговорочного следования нравственно-этическим нормам в речевом поведении.
Третий уровень освоения учебного материала,требующий применения полученных
на предыдущих уровнях знаний и умений в нестандартной ситуации,позволяет
формировать такие качества личности,как интеллектуальная лабильность,гибкость
мышления;тренирует волю в их реализации,а также развивает такое важное
свойство,как способность ученика принимать ответственность за принятое
решение.Мотивацией его познавательной деятельности на третьем уровне
управляет стойкий интерес к теме,учению,предмету.
Четвертый уровень предпологает наличие устойчивого познавательного
интереса,высокий уровень сформированности учебных умений,успешное усвоение
материала всех предыдущих уровней.Презинтация результата работы,выполненной
на творческом уровне,позволяет видеть не только качество обучения,показывает не
только уровень овладения языком,но и результат воспитания языковой личности
средствами иноязычного образования.
Средняя школа Устюрт
Уровневый подход в процессе обучения учащихся казахской
школы русскому языку и литературе
«прочитанный доклад на внутришкольном семинаре»
Выполнила: Кирбаева Камажай
2013-3014 учебный год