Презентация для завучей по воспитательной работе на тему Реализация воспитательных целей здоровьесберегающей педагогики


РЕАЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ПЕДАГОГИКИВ КОНТЕКСТЕ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВШаюсупова В.А., старший преподаватель кафедры технологий охраны и укрепления здоровья СОРИПКРО Здоровьесберегающая педагогика. Определение и классификация здоровьесберегающих технологий в УВП.Отражение подходов к здоровьесберегающей деятельности ОУ в новых образовательных стандартах.Возможные пути реализации воспитательных целей здоровьесберегающей педагогики. Здоровьесберегающая педагогика. Определение и классификация здоровьесберегающих технологий в УВП. Здоровье - это Школа дает ребенку…1.2.3. Внедрение ФГОС должно способствовать… Лишь треть учащихся могут освоить программу основной школы без ущерба для своего здоровья !Еще треть – с напряжением адаптационных возможностей.Для трети учащихся программа основной школы непосильна! Учиться или сохранить здоровье? А как думаете вы?Альтернатива? РЕЗУЛЬТАТЫ ЗДОРОВЬЕРАЗРУШАЮЩЕЙ ПЕДАГОГИКИНевротизация личности школьников Деформации характераСнижение адаптационных возможностей организмаПовышение риска хронических и инфекционных заболеванийФормирование беспечного отношения к своему здоровьюСнижение иммунитетаИ многие другие…
Цель здоровьесберегающей педагогики обеспечить выпускнику школы высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья. Тогда аттестат о среднем образовании будет действительно путевкой в счастливую самостоятельную жизнь, свидетельством умения молодого человека заботиться о своем здоровье и бережно относиться к здоровью других людей.
организм ребенка наиболее чувствителен к внешним (экзогенным) факторам окружающей среды. отмечается наиболее интенсивные рост и развитие организма. этот период совпадает с важнейшим социальным этапом развития - получением ребенком общего среднего образования.происходит формирование здоровья на всю дальнейшую жизньОт 6 до 17 лет



Технология сохранения здоровья предполагает совокупность педагогических, психологических, медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья обучающихся. (Здоровьесберегающие технологии) Технология обучения здоровью – это приемы, методы, способы, набор образовательных и воспитательных средств, организационно-методический инструментарий педагогического процесса, следствием которых является формирование у учащихся здорового образа жизни, воспитание у них культуры здоровья и осознанно правильного отношения к природе. (Здоровьесберегающие образовательные технологии)
Технологии сохранения здоровья в образовательном учреждении направлены на сохранение адаптационных возможностей школьников и включают:медицинский блок – проведение физкультурно-оздоровительной работы, увеличение недельной двигательной активности, курсы массажа и физиотерапии, фитотерапия, аэрофитотерапия и т.п.психологический блок – индивидуальные и групповые тренинги, профилактика стресса, развитие коммуникативных навыков и умений.педагогический блок – нормализация школьной и общей учебной нагрузки, включая самоподготовку; исключение стрессовых воздействий на организм учащихся; рациональная организация дополнительного образования. система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленная на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.Таким образом,здоровьесберегающие технологии в образовании
Отражение подходов к здоровьесберегающей деятельности ОУ в новых образовательных стандартах. Согласно требованиям ФГОСТребования к результатам, структуре и условиям освоения ООП ООО учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на ступени основного общего образования, включая образовательные потребности обучающихся с ОВЗ и инвалидов, а также значимость ступени общего образования для дальнейшего развития обучающихся.
В учебно-воспитательном процессе здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИНегативное взаимоотношение в системах:«Учитель-ученик» «Ученик-ученик»Несоответствие требований возможностям ребенкаНесоответствие учебно-познавательных возможностей ребенка его психофизиологическим возможностямНезнание индивидуальных особенностей ребенкаЗдоровье:психическоеифизическое




Согласно требованиям ФГОСИнформационно-образовательная среда образовательного учреждения должна обеспечивать мониторинг здоровья обучающихся
Проблема преемственности между начальной школой и средним звеномРебенку необходимо умение гармонично интегрировать свои переживания, формировать целостную самооценку.Возможность успешного продвижения школьника на этом этапе зависит от его способности успешно адаптироваться к изменениям условий обучения. Обучение становится предметным. Появляются разные учителя. Противоречивые стили и требования учителей.
Согласно требованиям ФГОСВ разделе Требования к условиям реализации ООП ООО, п.25 Психолого-педагогические условия реализации ООП ООО должны обеспечить: учет специфики возрастного и психофизического развития обучающихся, в том числе особенности перехода из младшего школьного возраста в подростковый;вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся; формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни…)
Основная образовательная программа начального общего образования должна содержать :…7. программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.Федеральный государственный образовательный стандарт НОО Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни должна обеспечивать:формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды; пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью) путем соблюдения правил здорового образа жизни и организации здоровьесберегающего характера учебной деятельности и общения;формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе;формирование установок на использование здорового питания; использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом;соблюдение здоровьесозидающих режимов дня; формирование негативного отношения к факторам риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания); Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни должна обеспечивать:становление умений противостояния вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ; формирование потребности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья, развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены; формирование основ здоровьесберегающей учебной культуры: умений организовывать успешную учебную работу, создавая здоровьесберегающие условия, выбирая адекватные средства и приемы выполнения заданий с учетом индивидуальных особенностей; формирование умений безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях. Программа воспитания и социализации обучающихсяВходит в целевой раздел ООП общего образования (п.18.2.3. ФГОС ООО)Направлена на «формирование и развитие знаний и установок, личностных ориентиров и норм здорового и безопасного образа жизни с целью сохранения и укрепления физического, психологического и социального здоровья обучающихся как одной составляющих личности обучающегося и ориентированной на достижение планируемых результатов освоения ООП ОО…» Программа должна обеспечить:осознание обучающимися ценности экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни;формирование установки на систематические занятия физической культурой и спортом, готовности к выбору индивидуальных режимов двигательной активности на основе осознания собственных возможностей;осознанное отношение обучающихся к выбору индивидуального рациона здорового питания;формирование знаний о современных угрозах для жизни и здоровья людей, в том числе экологических и транспортных, готовности активно им противостоять;овладение современными оздоровительными технологиями, в том числе на основе навыков личной гигиены;.. Обязательными направлениями здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений являются:рациональная организация двигательной активности учащихся, включающая предусмотренные программой уроки физкультуры, динамические перемены и активные паузы в режиме дня, а также спортивно-массовую работу;система работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.Без выполнения этого комплекса мер по охране и укреплению здоровья любые другие мероприятия не окажут должного эффекта здоровьесбережения.организация рационального питания учащихся;рациональная организация учебного процесса в соответствии с санитарными нормами и гигиеническими требованиями;


Возможные пути реализации воспитательных целей здоровьесберегающей педагогики. Управлять воспитательным процессом – значит не только развивать и совершенствовать заложенное в человеке природой, корректировать намечающиеся нежелательные социальные отклонения в его поведении и сознании, но и формировать у него потребность в постоянном саморазвитии, самореализации физических и духовных сил, так как каждый человек воспитывает себя, прежде всего сам. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙФормирование ценностного отношения к своему здоровьюФормирование потребности в здоровом образе жизни
Просветительская работа с родителямиСоздание здоровье-сберегающей инфраструктурыПрограмма формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизниЭффективная организация физкультурно-оздоровительной работыРациональная организация учебной и внеучебной жизни обучающихсяРеализация модульных образовательных программ Общая цель воспитания ценностных основ здорового образа жизни: воспитание стремления к становлению себя (к самоактуализации) как здорового человека, как здоровой личности, т.е. к развитию у самого себя и устойчивому воспроизводству качеств, позволяющих осуществлять свою открытость миру через гармоничное и полное удовлетворение своих базовых потребностей и достижение телесного, душевного и духовного благополучия. При формировании установки на здоровый образ жизни : 1. Личностный компонент целей воспитания.Общая цель: воспитание стремления к проявлению личностных качеств, характеризующих здорового человека (стремление быть здоровым).2. Гносеологический компонент целей воспитания.Общая цель: воспитание стремления к самопознанию и самоопределению, т.е. стремления познать и понять самого себя, опираясь на знания о человеке как таковом: знания о природе человека, о его сущностных качествах, о его базовых потребностях и т.п. для того, чтобы строить свою жизнь исходя из этого. При формировании установки на здоровый образ жизни :3. Культурологический компонент целей воспитания.Общая цель: воспитание стремления к построению тех основных социокультурных форм организации жизни человека, которые обеспечивают актуализацию его потенциальных собственно человеческих возможностей, а также полное и гармоничное удовлетворение его базовых потребностей. 4. Деятельностный компонент целей воспитания.Общая цель: воспитание стремления к самостоятельному построению таких оптимальных форм отношений с действительностью, которые обеспечивают телесное, душевное и духовное благополучие человека. Для вовлечения учащихся в процесс здоровьетворчества (внимание к собственному здоровью, выработка индивидуального стиля жизни) важно, чтобы среда мотивировала их на эту деятельность. Идеи самообразования, самосовершенствования, самораскрытия, самоопределения могут овладеть детьми и подростками, если среда ежедневно предоставляет им возможности для реализации этих процессов. чтобы формирование установки на здоровый образ жизни во внеклассной работе проходило эффективно, следует:Во-первых, при организации и проведении внеклассной работы обязательно ставить соответствующие цели. Во-вторых, перед началом необходимо определить ожидаемые результаты. Это помогает сформулировать задачи таким образом, чтобы они способствовали достижению общей цели - усвоению ребенком социального опыта и формированию позитивной системы ценностей.В-третьих, педагогу, чтобы научить детей здоровому образу жизни, требуется в первую очередь самому его соблюдать.И, наконец, только тогда формирование установки на здоровый образ жизни у подростков станет возможным, если воспитанник с помощью педагога поверит в свои силы и захочет стать лучше. Педагогические условия формирования установки на здоровый образ жизни у подростков в процессе внеклассной воспитательной работы : информирование ученика о здоровом образе жизни (организация информационного обеспечения); актуализация его эмоционально-ценностного отношения к здоровому образу жизни; обогащение опыта здорового образа жизни школьника (включение в здоровье сберегающую деятельность) Организация просветительской работы образовательного учреждения:Просветительская работа с обучающимися:• внедрение в систему работы образовательного учреждения дополнительных образовательных программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни (носят модульный характер, реализуются во внеурочной деятельности / включаться в учебный процесс);• лекции, беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактики вредных привычек;• проведение дней здоровья, конкурсов, праздников и других активных мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни;• создание в школе общественного совета по здоровью, включающего представителей администрации, учащихся старших классов, родителей (законных представителей). Организация просветительской работы образовательного учреждения:Просветительская и методическая работа с педагогами и родителями:• проведение соответствующих лекций, семинаров, круглых столов и т. п.;• приобретение для педагогов, специалистов и родителей необходимой научно-методической литературы;• привлечение педагогов и родителей к совместной работе по проведению оздоровительных мероприятий. 1просветительская работа:Лекции специалистов (психолог, врач, … );Уроки духовно-нравственного содержания для родителей Круглые столы, посвящённые проблемам охраны и укрепления здоровья детей;Родительские собрания 2. Проводятся дела с активным привлечением родителей (законных представителей) к совместной работе:«День здоровья» (родители помогают организовать поход, различные соревнования и активно участвуют в них);«Весёлые старты» (кроме команд детей, выступает команда родителей и учителей);«Папа, мама, я — спортивная семья» (соревнуются семейные команды);выставка творческих работ (наряду с работами детей, представлены работы родителей);создание библиотечки детского здоровья, доступной для родителей; Образовательное учреждение вправе описать в своей образовательной программе и иные направления реализации программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, реализуемые в практической работе. Например, создание информационной среды о здоровьесбережении для начальной школы: организация выставок литературы в библиотеке, информационных стендов,школьных газет, радиопередач, разработка соответствующей страницы школьного сайта, организация обсуждения на форуме школьного сайта и т. п. Оценка эффективности реализации программыкратко описать, каким образом школа выявляет и оценивает состояние здоровья учащихся;Основные результаты формирования культуры здорового ибезопасного образа жизни учащихся не подлежат итоговойоценке индивидуальных достижений выпускников начальнойшколы, однако оцениваются в рамках мониторинговыхпроцедур, в которых ведущими методами являются:экспертные суждения (родителей, партнёров школы);анонимные анкеты, позволяющие анализировать (неоценивать) ценностную сферу личности; различные тестовыеинструменты, созданные с учётом возраста; самооценочныесуждения детей. Оценка эффективности реализации программыпривести типичные примеры оценивания знаний и действий учащихся в области охраны и укрепления здоровья, используемые педагогами школыВ качестве содержательной и критериальной базы оценки выступают планируемые личностные результаты обучения:- ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких иокружающих людей;- элементарные представления о взаимообусловленностифизического, нравственного, социально-психологического здоровьячеловека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровьячеловека;- первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;- первоначальные представления о роли физической культуры и спортадля здоровья человека, его образования, труда и творчества;- знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр,телевидения, рекламы на здоровье человека. Забота о здоровье учащихся – обязанность каждой школы, каждого учителя. Учитель может сделать для сохранения и укрепления здоровья школьников больше, чем врач!