Методическая разработка урока по географии в 7 классе на тему Юго-Восточная Азия (с использованием обучающих структур Сингапурская методика обучения)


Тема урока: Страны Юго-восточной Азии
Тип урока: изучение нового материала
Используемые технологии: применяются обучающие структуры «Обучение для будущего» (Сингапурская система образования)
Цели урока:
Образовательная: изучение особенностей природы, населения и хозяйства стран Юго-восточной Азии используя карты атласа и другие источники географических знаний.
Развивающая: развитие пространственного мышления на основе использования анализа, сравнения, обобщения, выявления причинно-следственных связей.
Воспитательная: сплочение ученического коллектива, развитие коммуникативных навыков при работе в команде
План урока
1. Организационный.
Доклад.
Здравствуйте ребята! Мы продолжаем изучать нашу планету. И как всегда, как все великие путешественники и первооткрыватели, мы не отправляемся в путь в одиночку. Мы путешествуем в команде с друзьями.
С ориентируемся по структуре МЭНЭДЖ МЭТ (Manage Mat) и познакомимся с участниками команды. Поприветствуйте партнеров по плечу и партнёров по лицу. На ваших столах лежат предметы. То что в большом файле – это для групповой работы, то что в маленьком файле для индивидуальной. Там же у нас готов компас для структуры КЛОК БАДДИС. Каждый лист разного цвета – это задание на новый этап урока. Начинаем с зеленого.
2. Актуализация знаний
Мы изучили с вами Страны Европы, познакомились с особенностями природы, населения и хозяйства этих стран. Каждая страна не повторима. И в заключени этой большой темы я предлагаю вам посмотреть рекламный ролик о государстве Исландия (островное государство со столицей в городе Рейкьявик). По окончанию ролика запишите на зеленых листочках как можно больше природных и культурных особенностей Исландии, привлекательных для туристов.
А теперь встаньте, задвиньте стульчики и подойдите к своему партнеру по востоку и дополните свои наблюдения.
КЛОК БАДДИС (Clock buddies) – «друзья по часам» - обучающая структура, в которой учащиеся встречаются со своими одноклассниками в «отведенное учителем» время для эффективного взаимодействия
Теперь вернитесь в команду и прочитайте по кругу свои ответы, дополните их новыми. Начиная с участника №1.
Отложите листочки, они нам еще понадобятся.
3. Изучение нового материала
Из прохладной Атлантики мы перелетаем в жаркие края, в место, где сливаются воды двух океанов Земли: Тихого и Индийского. В Юго –Западную Азию. Зарубежная Азия по своим природным особенностям делится на 4 региона. Мы начнем изучать Зарубежную Азию с Юго-востока по двум причинам:
1. Мы будем изучать регион, двигаясь вслед за солнцем с востока на запад.
2. В Юго-восточной Азии располагается государство Сингапур с самыми эффективными в мире методами обучения, в том числе и теми, которые мы используем на сегодняшнем уроке.
Итак, как обычно, при изучении региона мы используем алгоритм:
1. Географическое положение;
2. Рельеф;
3. Климат;
4. Внутренние воды;
5. Природные зоны;
6. Население и хозяйство.
РАФТ (RAFT) – Роль – Аудитория – Форма – Тема – более структурированный вариант организации проектной работы, в которой конечный продукт может отличаться в зависимости от роли учеников, аудитории (для которой готовится продукт), формы выполнения и темы задания, определенные учителем.
Задание №1: Участники №1 выньте из файла конверт «ПАЗЛЫ» и разложите содержимое в центре стола. Участники №1 и 3 собирают карту стран Юго-восточной Азии, участники №2 и 4 сравнивая с политической картой атласа определяют название стран и их столицы, считают количество стран на материковой части региона и на островной.
Задание №2: на красных листочках участники индивидуально дают характеристику природы по картам атласа индивидуально на желтых листочках. №1 Рельеф; №2 климат; №3 внутренние воды; №4 природные зоны. Распределиться по группам по своему вопросу и обсудить.
ФИНК – РАЙТ – РАУНД РОБИН (Think – Write – Round Robin) «подумай – запиши – обсуди в команде». Во время выполнения данной структуры участники ОБДУМЫВАЮТ высказывание или ответ на какой-либо вопрос, ЗАПИСЫВАЮТ и по очереди ОБСУЖДАЮТ свои ответы в команде.
Вернуться в свои группы и рассказать команде об особенностях природы по кругу.
Молодцы! Теперь вы имеете четкое представление о природе этого региона Земли. Проиллюстрируем услышанное фотографиями. Посмотрите, какие доброжелательные, улыбчивые люди. В большинстве своем они заняты тяжелым сельскохозяйственным трудом. Вот продукты, которые попадают к нам из стран Юго-Западной Азии (рис, кокосовые орехи, сахарный тростник, кофе, рыба, бананы, лимоны). И одно из главных направлений экономики большинства стран – туризм.
На фоне этих сельскохозяйственных стран развитой экономикой выделяется Сингапур.
4. Постановка проблемной задачи
ДЕЙСТВЕННЫЕ ВОПРОСЫ (фасилитирующий вопрос)
Посмотрите ролик об этом городе-государстве, подумайте, обсудите в парах и скажите – какая особенность географического положения этого государства способствовала его экономическому росту?
ТАЙМД ПЭА ШЭА
5. Рефлексия
Подумайте, какие природные особенности стран, особенности их географического положения интересны туристам и вам в качестве туристов. Запишите это на красном листочке в правой стороне, а в левой, что вам помогло сегодня на уроке получить новые знания. Для облегчения работы возьмите зеленый листочек с информацией об Исландии.
Вы только начинаете свое путешествие по планете.
В начале путешествия мы не можем слишком далеко заглядывать в будущее. Порадуемся тому, что первая часть пути прошла благополучно. Джон Рональд Руэл Толкин “Властелин Колец”