Казачьи песни в творчестве М.А.Шолохова внеклассное мероприятие
Казачьи песни в творчестве М.Шолохова
Песня родится там, где много солнца. Где по склонам гор или по крутому нагорному берегу реки растут виноградные лозы. Где осенью давят вино. Где не смолкают веселые хороводы. Где нарядны и красивы девушки. Жарки их поцелуи. Смела их поступь. Там задорная песня тянет к лихим пляскам. Еще родится песня там, где суровы и долги зимы. Люты степные бураны и пурги. Долги темные зимние ночи, где сердце жалуется на тяжелую борьбу с природой. Запевает песню человек от лютой тоски расставания с родными, близкими и милыми; от скучной жизни в чужой, дальней стороне, от невозможности иначе, как песней – стонами тоскующей души – перекинуться мыслью с теми, кто где-то дома так же тоскует о тебе.
Радостный хмель подвига и военной победы родит лихую песню героев. Так 5 веков тому назад родилась казачья песня. Разная, и по-разному звучит она в разных казачьих войсках. Их много, казачьих песен. Несколько тысяч. В этих песнях горела казачья душа. В них вспоминал казак свое прошлое. Воспевал героев. Вспоминал о милой, в них любил и под них плясал.
Казачья песня стала неотъемлемой частью жизни казаков. И мог ли наш знаменитый земляк М.А.Шолохов, знаток казачьей жизни, не знать и не любить этих песен, не вплести их в канву своего творчества! Особенно ими наполнен роман «Тихий Дон». Они очень разные, эти песни – от плясовых, которые поются на свадьбе Григория и Натальи, до трагичных, в которых покидающие Родину казаки прощаются навсегда с родными краями.
Сегодня мы слегка прикоснемся к огромному морю, которое называется казачьей песней, познакомимся с их темами и образами, идеалами казачества, воплощенными в них. Искони казаки были воинами, военная служба, верность присяге, мужество были главными достоинствами казаков. Это впитывалось детьми с молоком матери, этому учили казачат взрослые. И воспевалось в песнях.
/ «Конь боевой с походным вьюком»/
Где только не побывали казаки в разные периоды истории нашей страны! Эти походы, казачья жизнь в них, казачья смекалка, отвага, храбрость также нашли свое отражение в песнях. Военная служба, испытания тяжело давались людям, которые все же преодолевали тяготы ее, и только в песнях могли служивые искренне и одновременно с горечью рассказать о том, что им приходилось пережить.
/ «На войне кто не бывал»/
Вдали от дома тосковал казак по родине, по донским просторам. Вспоминались ему милые сердцу станицы, синий Дон, семья. И рождались пронзительные по искренности песни-признания в любви к отчине. Были они такими же протяжными, как бескрайняя степь, и долог был путь казака. В этом просторе разливался голос, не зная преград. Никакая другая народная песня, кроме казачьей, так не богата на переливы, перепады тонов. Ведь недаром казачьи песни не поют – их играют, давая чувствам широко расплеснуться.
/ «Ой, да разродимая моя сторонка»/
Особенно тяжко приходилось молодым казакам, впервые оторвавшимся от семьи – матери, отца, а кто и от молодой жены, любимой девушки. В песнях отражались переживания казаков. И в них соединялись тоска и по любимой, и по родному краю. Неслучайно в казачьих песнях возлюбленная практически всегда уподобляется символу донской степи – тюльпану, лазоревому цветку.
/ «Прощай ты, город и местечко»/
Однако тяготы и лишения походной жизни лишь укрепляли характер и силы казака, к ним он относился как к должному, по-иному для мужчины жизнь не мыслилась. Вот и рассказывалось о всех трудностях с юмором, весело и задорно.
/ «Казачья воля»/
И как же им было не полюбоваться на встреченную красавицу, не вспомнив при этом своих дорогих, не восхититься женской верностью далекому казаку.
/ «Ехали казаченьки»/
Вообще, отношение к женщине у казаков было уважительным, иначе и не могло быть. Ведь казачка – гордая, под стать мужу, трудолюбивая женщина, на нее падала вся тяжесть работы в отсутствие главы семьи, и все равно остававшаяся красивой. Пример такого восторженного отношения к женщине – следующая песня.
/ «Пчелочка златая»/
Мир казачества – это мир природы, казаки тесно связаны с её жизнью, знают и понимают всё происходящее в окружающем их мире. Отсюда – такое близкое отношение ко всему живому, родственное обращение с «братьями нашими меньшими».
/ «Скажи, моя совушка, скажи, Куприяновна»/
И все же основной темой песен казачества была тема разлуки с родиной и возможной гибелью. Об этом сложено множество песен. Вот пример одной из них.
/ «Поехал казак на чужбину далеко»/
Казачьи песни… Их исполняют многие ансамбли – и казачьи, и просто русские коллективы; им рукоплещут в разных странах мира, где выступают с ними наши артисты. Они выражают душу казака так, как не выразить ее просто словами. Вот поэтому так широко использовал их в творчестве М. Шолохов. Надеемся, что вы если не полюбите, то хотя бы заинтересуетесь ими.