Урок русского языка с использованием обучающих структур Сингапурского метода обучения
Урок русского языка в 3Б классе с использованием обучающих структур Сингапурского метода обучения
Начиная 2013-2014 учебного года началась реализация совместного проекта МО и НРТ с Сингапурской компанией Educare International Consultancy «Совершенствование качества преподавания в Республике Татарстан» с использованием обучающих структур Сингапурского метода обучения, целью которого является переход от пассивных учеников к заинтересованным обучающимся XXI века.
Применение обучающих структур дает большие возможности для организации эффективной учебной деятельности, на основе которых лежит групповая форма работы, работа в парах.
В это время осуществляется включённый контроль, т.е. учитель слушает ответы то одного, то другого ученика в различных парных группах и соответственно оценивает их, помогает ученику, выполняющему в данный момент функцию учителя, корректировать ошибки в момент их возникновения, оценивает не только отвечающего, но и качественную работу «учителя». Положительным моментом такой работы является, несомненно, то, что половина учащихся класса одновременно учатся говорить, учатся видеть, слышать, исправлять ошибки других, тем самым обогащая, закрепляя и свои знания.
Активность ученика на уроке заметно возрастает, когда он становится носителем функции учителя. Естественно, ученик не подменяет учителя на уроке, организующее и мобилизующее начало на уроке остаётся за учителем.
Никакой предмет нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед. В традиционной форме обучения большинство учащихся большую часть урока так и остаются наблюдателями. А вот работая в парах или группах, общаясь с соседом, проговаривая ему выученные формулировки, имея возможность научить кого-то тому, что знаешь сам, и получить, в случае необходимости, консультацию или разъяснение, ученики формируют и позитивное отношение к предмету, и навыки выполнения различных заданий. Качество знаний учащихся повышается, процесс обучения становится более успешным.
Таким образом, использование приёмов проблемно-ориентированного обучения, проектных методик и групповых форм работы даёт учителю возможность реализовать инновационные подходы в обучении младших школьников.
Использование обучающие структуры сингапурского метода обучения и электронные образовательные ресурсы дают возможность реализовать и развить свои способности ученику, формировать навыки коммуникативного общения и контролировать свои действия, делать выводы; приводит учащихся к взаимодействию ученика с учебным материалом и взаимодействие ученика с учеником. С помощью взаимодействия ученика с учебным материалом мы способствуем возникновению ситуации, когда ученики работают на уроке больше, чем учитель! Именно ученики, обрабатывая информацию, размышляют над ней и создают связи с тем, что они уже знают. На таких уроках у детей формируются коммуникация, сотрудничество, критическое мышление, и креативность. Ученики от пассивности на уроках переходят к заинтересованным обучающимся.
Реализуя, инновационные подходы в начальной школе достигаем цели: успешному обучению младших школьников.
Урок русского языка в 3 классе с использованием обучающих структур Сингапурского метода обучения
Тема урока: "Однородные члены предложения", программа "Начальная школа XXI века"
Тип урока: ознакомления с новым материалом
Вид урока: урок применения теоретических и практических знаний
Цели: закрепить правило о знаках препинания при однородных членах предложения с союзом И и без него. Научить: раскрывать значение выражения «однородные члены предложения» и обосновывать своё мнение; составлять и писать предложение с однородными членами
Образовательные: вырабатывать навыки и умения в составлении предложений с однородными членами, знакомство с союзами при однородных членах, тренировка в нахождении однородных членов;
Развивающие: развивать речь, память, внимание, наблюдательность, самостоятельность;
Воспитательные: воспитание сознательного отношения к учебе, интереса к изучению русского языка и литературного чтения; воспитывать чувство ответственности за общее дело, коллективизма; умение работать в команде и ценить любую помощь; повышать самооценку учащихся
Задачи:
Формирование коммуникативных способностей обучающихся через использование интерактивных методов обучения;
Оптимальное использование индивидуальных и коллективных форм деятельности для повышения эффективности преподавания математики.
Методы:
По источникам знаний: словесные, наглядные;
По степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа;
Относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый.
Место проведения: учебный кабинет
Средства обучения: С.В.Иванов, А.О. Евдокимова Русский язык: 3 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. – Ч.1.- М.:Вентана-Граф, 2013.-192 с.: ил. – (Начальная школа ХХI века)
Обучающие структуры: КОНТИНИУС РАУНД РОБИН, СТЕ ЗЕ КЛАСС, ОЛ РАЙТ РАУНД РОБИН, КЛОК БАДДИС, ТАЙМД ПЭА ШЭА, РЕЛЛИ РОБИН, МИКС ФРИЗ ГРУП, ФИНК-РАЙТ-РАУНД РОБИН, БИЛЕТИК НА ВЫХОД
Формируемые УУД
Регулятивные:
-нацеливание на успешную деятельность, оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.
Познавательные:
- классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку); постановка и решение проблемы; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
Личностные:
- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое; выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше; знание основных моральных норм работы в паре, в группе (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности);
Коммуникативные:
- формирование умения слушать и слышать; умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции;
Ход урока
Учитель редко спрашивает ученика, что он думает по данному вопросу, чаще вопрос звучит так: «Что сказал твой партнёр по лицу?» или «А как думает твой партнёр по плечу?»
Этап урока Деятельность учителя на уроке Деятельность учащихся на уроке Формирование УУД на каждом этапе урока
Организационный момент. Мотивацион
ный настрой.
На партах у детей карта самоконтроля. Которые они заполняют после выполнения каждого задания. Здравствуйте, ребята. Каково ваше настроение?
- ВО! (показывают большой палец вверх)
- Все такого мнения?
- Да!
-Отлично! А теперь поприветствуйте друг друга: партнеры по плечу дайте пять друг другу; партнеры по лицу - ударьтесь кулачками и улыбнитесь друг другу; а теперь все вместе поприветствуйте друг друга, соприкасаясь правой рукой.
Итак, начинаем урок русского языка.
Сегодня на уроке вы самостоятельно оцените свои знания. А поможет вам в этом карта самоконтроля. После выполнения определённых заданий, вы сами будете ставить себе оценки.
Опора на доске:
красный кружок – отлично,
зелёный кружок – хорошо,
синий кружок – надо повторить правило. Подготовка класса к работе.
Организация рабочего места, настрой на работу. Личностные: самоопределение;
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Актуализация знаний
(5-7мин)
-Какое сейчас время года?
- Что изображено на ваших карточках? (снежинки)
- Какие они? Опишите их.
Я даю вам 1 мин. Затем 4 ученика в команде по очереди будут отвечать по кругу, продолжит следующая группа (называть нужно лишь те слова, которые не прозвучали). Время пошло.
Стоп. Время вышло.
Выслушаем ответы команды за столом №2, начнём с №1
Продолжит…..
(круглые, красивые, холодные, белые, серебристые, …)
-Ребята, от какого слова образовано слово снежинка?. Ответит ….. (от слова снег)
-Вам нужно подобрать родственные слова записывая столбиком, нумеруя каждое слово.
(Показываю на доске:
1.
2.
3.
Вам дается 1 минута. (Ставлю таймер)
Закончили? А теперь прочертите линию карандашом после последнего числа. ------Молодцы! Работа по структуре КОНТИНИУС РАУНД РОБИН («продолжительный раунд робин»)- обучающая структура в которой, организовывается обсуждение какого-либо вопроса в команде по очереди более одного круга).
- А сейчас, ребята, мы поработаем в своей команде.
Участник №1 зачитывает все слова, которые он написал сам, а другие участники слушают внимательно и ставят галочку, если это слово есть у них. Если участник №1 зачитывает новое слово, которого нет у кого- то, то его продолжают записывать после первой прочерченной линии, продолжая нумерацию.
1.
2.
3.
4.
_________________________________________________
5.
- Далее участники №2 ,№3,№4 по очереди зачитывают те слова, которые еще не прозвучали. Итак, у вас 1 минута. Время пошло.
Проведем ОЛ РАЙТ РАУНД РОБИН («все пишут раунд робин» - обучающая структура, в которой ученики по-одному зачитывают свои ответы по кругу, а все остальные ученики записывают новые идеи на своих листках).
I ОЦЕНИТЕ СВОИ ЗНАНИЯ (закрасьте первый кружок) Время вышло.
Прочертите вторую линию, теперь уже после последнего слова, которое вы записали у ребят своей команды.
-Сейчас мы с вами проведем СТЁ ЗЕ КЛАСС
В течение 2 минут вам нужно будет собрать как можно больше ответов у своих друзей. Вы встанете с места, найдете пару не из своей команды, встанете рядом с ним и, молча просмотрев записи вашего партнера, скопируете те слова, которых у вас нет. Записывать их будете также столбиком после горизонтальной линии, продолжая нумеровать их.
Таким образом, вы должны двигаться молча по комнате, чтобы встретиться с несколькими партнерами и собрать (т.е. записать) как можно больше однокоренных слов.
1.
2.
3.
4.
________________________________________________
5.
-Все встали, задвинули стулья. Ваше время пошло. (Ставлю таймер на 2 минуты).
1.
2.
3.
________________________________________________
4.
5
_________________________________________________
6.
7.
Время вышло, поблагодарите друг друга. Пожелайте добра и займите свои места.
-Сейчас мы с вами проведем СТЁ ЗЕ КЛАСС («перемешай класс» - обучающая структура, в которой учащиеся молча передвигаются по классу для того, чтобы добавить как можно больше идей участников к своему списку).
У кого получилось больше шести слов?
1 ученик (по желанию или по просьбе учителя: стол №1 участник №3) зачитывает все слова.
Повторение изученного.
-Посмотрите ещё раз внимательно на снежинки, которые лежат у вас на столе. Что интересного заметили? (Отвечает …. За столом № …)
(Они одинаковые)
-Как вы думаете, какое отношение имеют снежинки к теме нашего урока? (В предложениях есть одинаковые члены предложения). Кто сможет назвать тему нашего урока?
(«Однородные члены предложения»)
Давайте попробуем назвать цели урока:
-Закрепить понятие однородные члены предложения.
- Закрепить умение находить однородные члены, составлять предложения с однородными членами.
-Как вы думаете, что нам необходимо знать об однородных членах и что мы должны уметь?
Работа с определением, алгоритмом - А теперь достаньте свой КЛОК БАДДИС
и посмотрите, с кем назначили встречу в 9 часов (с кем вы встречаетесь в 9 часов). (Задвиньте стулья! Встаньте в пары! Дайте пять своему партнеру.)
-Кто остался без пары? Поднимите руку, чтобы найти друг друга. ( Учитель помогает образовать тройку, если 1 остался без пары). Вопрос вы помните? А сейчас проведем ТАЙМД ПЭА ШЭА
В течение 30 секунд (у каждого будет по 15 секунд) отвечаем на этот вопрос. Начинает тот, кто выше. Определились? Ваши 15 секунд пошли. Время вышло.
Теперь говорит другой партнер. Ваши 15 секунд пошли.
Время вышло.
Давайте выслушаем некоторых. ……,
что сказал твой партнер
Что надо знать?
Признаки однородных членов предложения.
А что ты, ……, можешь сказать Что нужно уметь? Находить в тексте однородные члены предложения. Употреблять в своей речи. Правильно расставлять знаки препинания в предложении с однородными членами.
Спасибо, ребята. А теперь, поблагодарите друг друга, пожелайте отличного дня и займите свои места. КЛОК БАДДИС («друзья по часам (времени)» - обучающая структура, в которой учащиеся встречаются со своими одноклассниками в « отведённое учителем» время для эффективного взаимодействия)
ТАЙМД ПЭА ШЭА (обучающая структура, в которой два участника делятся развёрнутыми ответами в течение определённого количества времени).
Подумайте! Буду ли я внимательнее слушать своего партнёра? Вывод
II ОЦЕНИТЕ СВОИ ЗНАНИЯ (закрасьте второй кружок) - Ребята, давайте сделаем вывод:
- Подумайте и сформулируйте признаки однородных членов предложения.
Выводы: каждый начинает своё выступление со слов «однородными членами предложения называются члены предложения, которые…» (признаки не повторять)
Признаки однородных членов предложения:
1.Отвечают на один и тот же вопрос.
2.Являются одним и тем же членом предложения.
3.Относятся к одному и тому же слову.
4.Выражены одной и той же частью речи.
5.Читаются с перечислительной интонацией. Закрепление пройденного материала. (10мин)
III ОЦЕНИТЕ СВОИ ЗНАНИЯ (закрасьте третий кружок) -Подумайте. Объясните постановку запятых, сделайте выводы. Исправьте ошибки в расстановке знаков препинания. Объясните правильную расстановку запятых.
Миша любит рисовать красками карандашами мелками.
Валя купила конфеты, печенье, и вафли.
Во дворе играли, мальчики а не девочки.
Каким способом? Подумайте, 10 секунд. Подумали? А сейчас повернитесь и дайте «пять» партнеру по плечу. И в течение 30 секунд предлагайте свои варианты друг другу.
(Миша любит рисовать красками, карандашами, мелками. – повторяющиеся члены предложения.
Валя купила конфеты, печенье и вафли.- Перед И запятая не ставится
Во дворе играли мальчики, а не девочки. Перед А запятая ставится)
-Кто будет отвечать? Проводим РЕЛЛИ РОБИН – обучающая структура, в которой два участника предлагают свои варианты, говорят по очереди.) Начинает тот, у кого светлее волосы. (Опрос участников любого стола или по желанию учащихся, спросив, что предлагает твой партнер.)
Физкультминутка (1-2мин)
IV ОЦЕНИТЕ СВОИ ЗНАНИЯ И ВНИМАНИЕ (закрасьте четвёртый кружок) (Включаю музыку, дети передвигаются по классу, когда музыка остановится, дети замирают и слушают вопрос. Ответ на вопрос будет, сколько однородных членов в предложении).
- Ребята, вы должны сгруппироваться так, каким будет ответ (по количеству однородных членов предложения). Есть одно условие: никто из вас не должен озвучивать ответ! Вы должны объединиться и взяться в воздухе за руки. Ученики, которые не попали в группу, поднимают руку и подходят ко мне, чтобы я помогла. А теперь дружно все встали, задвинули стулья, и под музыку передвигаемся по классу.
Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет. (2)
Яблоки были красные, крупные, сочные, вкусные. (4)
С моря дул солёный, холодный, резкий ветер. (3)
Ребята слышали стук, но дверь открыть побоялись. (2)
Поблагодарите друг друга, улыбнитесь друг другу и садитесь.
Открыли тетради и записали число, классная работа.
Минутка чистописания. МИКС ФРИЗ ГРУП (обучающая структура, в которой участники смешиваются под музыку, замирают, когда музыка прекращается и объединяются в группы, количество участников в которых зависит от ответа на какой-либо вопрос)
Продвигает
Сладкие, румяные
Порывистый
И молчали, не шумели Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
V ОЦЕНИТЕ СВОИ ЗНАНИЯ (закрасьте пятый кружок)
- Составьте из слов, записанных на доске предложение.
долгую, белки, всю, зайцы, лесу, живут, зиму, и.
(Белки и зайцы живут в лесу всю долгую зиму).
-Обсуждение.
Начинает участник №4, потом участник №3, №2, №1. У каждого из вас по 30 секунд времени. (Ставлю таймер) Начали, время пошло.
- А теперь запишите наиболее удачное предложение в тетрадь. Обменяйтесь тетрадками с партнёрами по лицу и проверьте предложение. Поблагодарите друг друга.
Давайте, используя ФИНК-РАЙТ-РАУНД РОБИН («подумай-запиши-обсуди в команде». Во время выполнения данной структуры участники обдумывают высказывание или ответ на какой-либо вопрос, записывают и по очереди обсуждают свои ответы в команде), обсудим в команде возможные варианты 1 раз по кругу каждый участник предлагает свой вариант ответа (выполнить задание нужно в течение 2-х минут).
Проверочная работа
VI ОЦЕНИТЕ СВОИ ЗНАНИЯ (закрасьте шестой кружок)
Ребята, а сейчас проведем маленькую проверочную работу.
(Работа по карточкам) Участники №1 -возьмите карточку розового цвета, участник №2 – жёлтого, участник №3 – оранжевого, участник №4 карточку белого цвета. Из трех предложений составьте одно. Это предложение запишите в тетрадь и разберите его по членам предложения. Самопроверка.
Карточка – опора
1. Члены предложения, которые одинаково подчеркнуты, отвечают на один и тот же вопрос или на разные вопросы?
2. Являются одним и тем же членом предложения или разными членами предложения?
3. Зависят от одного и того же слова или от разных слов?
Розовая - для участников №1
Наш класс живёт интересно.
Наш класс живёт дружно.
Наш класс живёт весело.
(Наш класс живёт интересно, весело и дружно.)
Желтая - для участников №2
Мы вместе читаем газеты.
Мы вместе читаем журналы.
Мы вместе читаем книги.
(Мы вместе читаем газеты, журналы, книги)
Оранжевая карточка для участников №3
Мы ходим в театр.
Мы ходим в зоопарк.
Мы ходим на выставку.
( Мы ходим в театр, в зоопарк, на выставку.)
Белая - для участников № 4
Мы много учимся.
Мы стараемся.
Мы получаем пятёрки.
(Мы много учимся, стараемся и получаем пятёрки.)
Я думаю, вы все справились.
КУИЗ-КУИЗ-ТРЭЙД («опроси-опроси-обменяйся карточками» обучающая структура в которой учащиеся повторяют и обучают друг друга по пройденному материалу. Используя карточки с вопросами и ответами по теме) Самопроверка Самопроверка - готовые ответы на доске. У кого есть ошибки, не переживайте, исправьте их. Мы обязательно устраним эти пробелы, и вскоре вы обязательно справитесь с заданиями. У вас все получится! Психофизическая тренировка
Выполняют упражнение для релаксации
Ребята повернитесь лицом друг к другу. Один из вас раскрывает свои ладошки, а другой накрывает их своими ладонями. Посмотрите так ласково в глаза друг другу, чтобы ваши ладошки потеплели: Вы почувствовали тепло рук? А теперь каждый по очереди скажет несколько слов своему товарищу, но так нежно и ласково, чтобы ваши ладошки потеплели ещё больше. Итоговая оценка своей работы на уроке На слайде фразеологизмы
Оцените свою работу на уроке, используя фразеологизмы, которые перед вами. Запишите в свою тетрадь подходящие утверждения .
1. Я сегодня держал ухо востро.
2. Я работал, не покладая рук.3. Я на уроке бил баклуши.4. Я смотрел на работу класса в оба глаза.
5. Я выполнил задания без сучка, без задоринки. (Идеально, без сложностей )
6. Я сегодня прошёл огонь, воду и медные трубы. (Пережить жизненные испытания, тяжелые ситуации)
Домашнее задание Откройте дневники и запишите домашнее задание.
Задание будет творческим. Посоветуйтесь с родителями: где же еще могут в жизни встречаться однородные члены предложения? Подберите такой текст и запишите его в тетради, подчеркните однородные члены предложения.
А кому трудно справиться с таким заданием, я предлагаю выполнить в рабочей тетради с.135 упр.3
Рефлексия деятельности
(итог урока) «Билетики на выход»
А сейчас участники №1 и №3 достаньте листок бумаги формат А4 и разделите его пополам. Одну часть листка передайте партнерам по лицу. Получилось у каждого по одному листочку. Нарисуйте смайлик.
Урок закончен. Всем спасибо!