презентация Роль инновационных технологий в формировании познавательно-информационной компетенции обучающихся. Игровые технологии.
Составитель:Юрлова Т.В. Роль инновационных технологийв формировании познавательно - информационной компетенции учащихся Игра – это такой вид деятельности, в процессе которого в игровой ситуации решается учебная задача.(Б.П. Никитина)Игра – необходимый вид деятельности, в процессе которого отражается накопленный учащимися жизненный опыт, углубляются и закрепляются представления об окружающем мире, приобретаются навыки, необходимые им для успешной трудовой деятельности, воспитываются организаторские способности. (В.К. Дьяченко) Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением (Н.Б. Павлович).Игра – школа жизни и практика развития детей (С.Л. Рубинштейн).Игра – пространство «внутренней социализации» ребенка, средство усвоения социальных установок (Л.С. Выготский). История игры зародилась в первобытном обществе и сопровождает человечество и в наши дни.В России дидактические игры появились уже в конце 18 века (в 1793 году была издана игра по освоению детьми азбуки в процессе игры; а в 1886 году появилась игра капитана Н. А. Сыкалова для обучения солдат уставу царской армии). В 18 в. Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, видя в игре «свободную деятельность дитяти», полагали, что посредством игры можно готовить ребенка к жизни. Философ Ф.Шиллер указывал, что игра предоставляет человеку возможность осуществить свои желания, которые он не мог реализовать в обычной жизни.Также значительный вклад в теорию игры внесли: К.Д.Ушинский, В.Н. Вахтеров, П.Н. Каптерев, П.Ф. Лесгафт, Й. Хейзенга, Г.В. Плеханова, М.В. Демин. А.С. Макаренко и его соратники и последователи доказали, что игры имеют большую обучающую и воспитательную значимость, зависят от руководства учителя.
По характеру деятельности: физические, интеллектуальные, имитационные, неимитационные, трудовые, рекреационные, социальные, управленческие, спортивные, психологические. По характеру педагогического процесса: обучающие, тренинговые, контролирующие, обобщающие, познавательные, воспитательные, развивающие, исследовательские, репродуктивные, продуктивные, проектировочные, творческие, коммуникативные, диагностические, реабилитационные, психотерапевтические, профориентационные. По игровой методике: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, оргдеятельностные, эвристические, имитационные, драматизации, тренинговые. По предметной деятельности: математические, химические, биологические, экологические, музыкальные, театральные, литературные, трудовые, технические, производственные, спортивные, туристические, народные, военно – прикладные, управленческие, общечеловеческие, экономические. По игровой среде:без предмета, с предметом, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные, телевизионные, технические со средствами передвижения, телекоммуникационные. Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение ЗУН практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков. Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности. Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умения сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности. Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия. Как метод обучения и воспитания;Как форма обучения;Как прием обучения;В качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы, разделов учебного предмета;Как элементы более обширной технологии;В качестве технологии урока (занятия) или его фрагмента (введение, объяснение, закрепление, упражнения, контроля); Таким образом, педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующими ей педагогическими результатами, которые могут быть обоснованными, выделены в явном виде и характеризуются учебно- познавательной направленностью; которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности и как результат способствуют формированию некоторых категорий УУД.