Презентация по литературе на тему Тема: «Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни» (7 класс)
Цель: определить особенности устного народного творчестваЗадачи: познакомить учащихся с календарно-обрядовыми песнями;проследить отголоски народной обрядовой поэзии в творчестве русских писателей, композиторов, художниковвоспитывать уважение к народным обычаям; вызвать желание провести исследовательскую работу по изучению обычаев жителей посёлка, района Календарный обряд - неотъемлемая часть народного быта, установленные традицией символические действия, имеющие магический смысл. Он сопровождал первую пахоту и уборку последнего снопа в поле, молодежные гулянья и рождественские или троицкие обряды, крестины и свадьбы. Обрядовые песни - такая же обязательная составная часть обряда, как и основные обрядовые действия. Считалось даже, что если не будут выполнены все обрядовые действия и исполнены сопровождающие их песни, то не будет достигнут желаемый результат Календарно-обрядовые песни относятся к древнейшему виду народного творчества, и получили они свое название из-за связи с народным сельскохозяйственным календарем — распорядком работ по временам года. Календарно-обрядовые песни, как правило, невелики по объему и несложны по поэтической структуре. В песнях упрашивают, призывают к добру Коляду, Масленицу, Весну, Троицу, а иногда упрекают в обмане и легкомыслии. Рождественские новогодние праздники продолжались с 24 декабря по 6 января. Эти праздники были связаны с зимним солнцестоянием — одним из важнейших дней земледельческого календаря, который отделял один годичный жизненный цикл от другого. Христианская церковь относит к этому дню и день рождения Иисуса Христа. Колядование начиналось в канун Рождества, 24 декабря. Так назывались праздничные обходы домов с пением колядок, в которых славились хозяева дома и содержались пожелания богатства, урожая и т. д. Колядки исполнялись детьми или молодежью, которые несли на шесте звезду. Эта звезда символизировала Вифлеемскую звезду, которая появилась на небосводе в момент рождения Христа. Хозяева одаривали колядовщиков конфетами, печеньем, деньгами. Если хозяева скупились, то колядовщики пели озорные колядки с шуточными угрозами:Приходила коляда накануне Рождества,Сей, вей, посевай, с новым годом поздравляй!Овсень, овсень ходи по всем!Открывай двери, подымай с постели, Открывай окно, запускай Рождество! Открывайте сундуки, доставайте пятаки.Кто не даст пирога — мы корову за рога.Кто не даст пышку, тому в лоб шишку!В следующей колядке вместо «овсень» поют «таусень»:Таусень, таусень, подавай блинов семь. Подавай – не ломай: будет сын Николай.А подашь немножко – будет дочь Матрёшка.В крестьянских семьях радовались рождению сына – за него давали дополнительный надел земли: рождался новый пахарь. Поэтому тем, кто не скупился, - пожелание рождения сына и наоборот.Началу года придавалось особенное значение. Как проведешь Новый год, такой будет и весь предстоящий год. Поэтому старались, чтобы стол был обильным, люди веселыми, желали друг другу счастья и удачи. Веселые коротенькие колядки были песенной формой таких пожеланий. На масленицу веселились от души: катались на тройках с бубенцами, ходили в гости, пекли румяные блины, пели, плясали и играли. В. И. Даль писал, что каждый день Масленицы имел свое название: понедельник — встреча, вторник — заигрыши, среда — лакомка, четверг — широкий четверг, пятница — тещины вечерки, суббота — золовкины посиделки, воскресенье — проводы. На этой же неделе было принято кататься с гор на санках. Центральными обрядовыми действиями праздника являлись встреча Масленицы и ее проводы, что, очевидно, олицетворяло конец зимы и начало весны. Встречать Масленицу выезжали за околицу села, поставив чучело в сани, торжественно возвращались и ездили по улицам с пением песен, в которых восхваляли Масленицу. В конце недели ее вывозили из деревни также с песнями и сжигали, что, по мнению крестьян, должно было способствовать богатому урожаю. Ой, масленая недалечка,Ой, недалечка, люли, недалечка.Осталося ждать три денёчка,Ой, масленая любота моя,Ой, масленая, это я иду, Сыр-масла несу, блинов напеку,Блинов напеку, гостей позову!Ой, масленая, подкургузка*,Проводим тебя – станет грустно.Ой, масленая обманяка,Отдадим тебя за монаха.Ой, масленая, протянися,За пень-колоду зацепися* Кургузый (просторечное) - короткий, короткохвостый, куцый В России широко бытовал обряд встречи весны. Поздняя весна приносила голод. В начале марта взрослые пекли обрядовое печенье в виде птиц-жаворонков, а дети несли их в поле или забирались на крыши, подбрасывали их вверх и выкрикивали песни-веснянки, в которых заклинали весну прийти поскорее и прогнать холодную зиму. Ой, жаворонки, жаворонушки,Прилетите к нам, Принесите намЛето теплое,Унесите от нас зиму холодную,Надоела зима, наскучила,Метелями нас замучила Что касается троицкого цикла, то в центре его – обряды с березкой. Можно отметить, что он был наиболее богат календарно-обрядовыми песнями, играми, хороводами. Девушки украшали березу лентами, лоскутками разноцветной материи и совершали обряд кумления: разбившись на пары, под пение песни целовались через венок и на всю жизнь считались кумами. Водили вокруг березки хороводы. «Троицкая песня»Кукушечка, любушечка,Принимайте меня во зеленый сад одное.Кумитеся*, любитеся,Принимайте меня во зеленый сад одное.Вы пойдете во зелёный сад,Принимайте меня во зеленый сад одное. *Кумиться – (кума, кум) становиться кумовьями "Мы завьем венокМы на все святки,Мы на все святки,На все праздничкиНа все праздничкиНа Духовые,На Духовые,На венковые".Березка, березка,Завивайся, кудрявая,К тебе девки пришли,К тебе красны пришли,Пирога принеслиСо яичницей". "Пойдем, девочки,Завивать веночки!Завьем веночки,Завьем зеленые!Стой, мой веночек,Всю недельку зелен,А я, молодешенька,Увесь год веселешенька!" "На горе городаЗавиты ворота,В те ворота Наталья шла,За собой вела красных девушек,Красных девушек, все подруженок.За Натальей шла Татьяна,За собой вела..." Крупным праздником был праздник Ивана Купалы. Для крестьянина после Ивана Купалы начиналась самая горячая пора – сенокос и жатва. Важное место занимали обряды с водой: чтобы быть здоровыми, сильными, красивыми, обливались водой, купались. В некоторых местах молодежь ходила по деревне и исполняла песню, заклинавшую жито «чистое, колосистое, ядрёное», чтобы урожай был богатым. Нива золотая, Добро медовая, Пришли нам хлеба, Стебелек до неба! Расти рожь большая, вот такая! Расти золотая, вот такая! Говорило ядреное жито: «Не могу я в поле стояти, Колосочки держати!» Надо житу стояти В поле копнами, В гумне стогами, В клети коробами. А на столе пирогами! В начале жатвы обязательно совершали обряды с первым снопом. Его называли именинным, с песнями переносили с поля на гумно. Во время сбора урожая пели житные песни «Покосная песня»Да побувай, да побувай,А мой милый на покосе.Он и сено-траву кося,Он косушку отбивая,Про меня вспоминая,Своей милой называя. Определите по содержанию песни, какой праздник она сопровождала:1.Уж ты, пташечка, ты залётная!Ты слетай на сине море,Ты возьми ключи весенние,Замкни зиму, отомкни лето.2. Ой да Масленица на двор въезжает,Широкая на двор въезжает!А мы, девушки, её встречаем,А мы, красные, её встречаем,Ай да, Масленица, погости недельку,Широкая, погости другую!Масленица: «Я поста боюсь»«О да Масленица, пост ещё далече,Широкая, пост ещё далече»3. Пойдём, девочки, завивать веночки!Завьём веночки, завьём зелёные,Стой, мой веночек, всю неделю зелен,А я, молодёшенька, весь год веселёшенька! 4. Сею, сею, посеваю, С Новым годом поздравляю!На Новый год, на ново счастье Уродись, пшеничка, горох, чечевичка!На поле – копнами! На столе – пирогами!С Новым годом, С новым счастьем, хозяин, хозяюшка! Какой фольклор называется обрядовым?Какие песни можно назвать календарно-обрядовыми?Когда и где исполнялись колядки? Чем они отличаются от других песен?Какие календарно-обрядовые песни можно назвать самыми веселыми?Приходилось ли вам слышать подобные песни? Где и при каких обстоятельствах?Приходилось ли самим исполнять такие песни? Расскажите об этом подробнее. Изучить материалы учебника стр. 6 – 10, подготовиться работать по вопросам 1- 8, стр. 10-11 Подготовить выразительное чтение одной из песен. Обратить внимание на её напевность, повторы, обращения, эпитетыСделать подборку календарно-обрядовых песен нашей местности Учебник – хрестоматия для общеобразовательных учреждений в 2 частях. Автор – составитель В.П. Полухина, В.Я.Коровина и др. – М.: ПросвещениеТолковый словарь русского языка: В 3 т. /Под ред. Проф. Д.Н. Ушакова – М.: Вече. Мир книги, 2001CD-диск В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин «Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 6 класс», - М.: Просвещение, 2010Литература: 6 кл.: Методические советы. / В.П. Полухина – М.: Просвещение, 2003Аникин В.П., Круглов Ю.Г. Русское народное поэтическое творчество. – Л.: Просвещение, Ленингр. отделение, - 1987Серия «Эрудит». Язык и фольклор. – М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2006