ПРОЕКТИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ


Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дворец детского (юношеского) творчества»
Проектирование воспитательных целей и задач учебного занятия
Методические рекомендации
Составитель: методист Ларикова Л.Н.
Новомосковск
Апрель 2016
"Любая деятельность, строится в связи
с удовлетворением той или иной потребности»
О. С. Анисимова
Приступая к какому-либо делу, мы стараемся, как можно детальнее представить конечный результат. Деятельность педагогическая, конечно же, не является в этом отношении исключением.
Первым шагом при подготовке к любому занятию, как, впрочем, и при подготовке к воспитательному мероприятию, является проектирование цели, которая задает общий ход процесса обучения, определяет содержательную и процессуальную стороны занятия, выбор методов и средств обучения, характер познавательной деятельности воспитанников и результативность учебного процесса.
Педагогическая цель предполагает соответствующую деятельность, которая воздействует на процесс становления человека и соответствующие изменения в этом процессе
Проблема целеполагания не нова в педагогике, но тем не менее я решила подготовить методическое пособие для педагогов дополнительного образования по нескольким причинам:
У человека много желаний, которые ему хотелось бы осуществлять. И часто он берется за все сразу, но быстро устает, потому что не рассчитывает свои силы. И вот он бросает одну цель за другой, и они превращаются в несуществующие «розовые мечты», в неудовлетворение результатами труда, в потере интереса к труду и разочарованию. А если это педагог, то он может уйти из профессии
Будучи учителем школы, в начале своей трудовой деятельности, затем завучем в учебном заведении и методистом по воспитательной работе в учреждении дополнительного образования, я увидела как формально и учитель, и педагог дополнительного образования относится к постановке воспитательных целей и задач занятия, без внутренней связи с другими компонентами занятия, без учета логики учебного процесса, что, в конечном счете, обуславливает низкий уровень обученности и воспитанности детей (проблемы с дисциплиной). Невозможно получить положительный результат в реализации образовательных задач, не решив воспитательных.
Давайте окинем непредубежденным взглядом процесс обучения. Что мы видим? Мы, учителя и педагоги, готовясь к занятию, ставим цель и конкретизирующие ее задачи и разрабатываем методическое обеспечение: например, ряд заданий. Здесь и возникает парадокс. Чьи это цели и задачи? НАШИ (это Мы видим смысл и цель конкретного задания и его перспективу в общем процессе обучения). А кому выполнять задания, с помощью которых эти цели достигаются? ДЕТЯМ. Получается парадокс: дети выполняют наши, часто не понятные и ненужные им задачи! И мы еще удивляемся, почему они делают это вяло, из-под палки или не делают вовсе! А вы бы стали решать непонятные задачи чужого человека? Нет, конечно. Вы потребовали бы дополнительных разъяснений, дополнений, потом взвесили бы все с точки зрения актуальности их лично для вас, и, лишь признав их действительно необходимыми, то есть, ПРИНЯВ ИХ, СДЕЛАВ СВОИМИ, вы начали бы действовать. «Ребенок не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь». Поэтому к постановке воспитательной цели есть одно требование – максимальный учет собственной активности воспитанника. Почему же мы отказываем детям в этом естественном процессе рассмотрения и принятия цели, почему считаем, что они безропотно должны принимать поставленные цели и задачи лишь на основании того, что мы старше и умнее?
Молодые педагоги часто путают цели и задачи занятия. Цель обучения можно рассматривать как своеобразную директиву (предписание), задающаяся до планирования и проведения занятия (мероприятия). Цель можно рассматривать и как средство, регулирующее деятельность педагога на занятии и обеспечивающее понимание воспитанниками смысла учения. Цель – это модель будущего желаемого результата (это то, что мы хотим получить в конце достижения, а не сам процесс), сформулированная в позитивных терминах свершившегося факта.
Задача – это средство достижения цели.
Цель ставится на все занятие, а задачи (подцели) – на этапы занятия и т.д.
Показателем эффективности занятия является соответствие результатов запланированным целям.
Цель занятия должна быть поставлена диагностично и операционально, т.е. педагог имеет возможность, средства и приемы, позволяющие ему проверить, достигнута ли цель занятия, а операциональность предполагает, что в цели есть указание на средства ее достижения.
Общие цели занятия (обучающая, развивающая и воспитательная) должны быть детализированы микроцелями, т.е. задачами этапов занятия.
В целях необходимо проектировать как деятельность педагога, так и деятельность детей.
Проектировать необходимо как локальные, близкие цели, реализуемые на конкретном занятии, так и перспективные цели, рассчитанные на весь период изучения курса. Первая группа целей конкретизирует вторую группу и направлена на их достижение.
При проектировании цели занятия необходимо обеспечить ее понимание и принятие воспитанниками как собственную, значимую для себя. Если воспитанники не понимают и не принимают целей педагога как собственные, то процесс обучения остается для них процессом нейтральным. Цель лишь тогда становятся значимой для ребенка, когда она способствует удовлетворению актуальных для него потребностей, когда он признает их действительно необходимыми. «Я считаю очень важным условием успеха то, чтобы цель, которую надо достигнуть в преподавании предмета, ставил не только педагог, но и сами учащиеся» В. А. Сухомлинский.
На каждом занятии должны быть спроектированы обучающие и развивающие цели, а воспитательную цель целесообразно ставить только перед блоком (модулем, разделом, темой) занятий, т.к. между воспитательным воздействием и его результатом нет прямой однозначной связи и воспитательное воздействие и его результат, как правило, разведены во времени.
Проектируемая цель занятия должна соизмерятся с возможностями, как воспитанника, так и самого педагога.
«У каждого из нас, даже если мы об этом не знаем, живет в голове образ «Идеального ребенка», и мы незаметно для себя стараемся подвести реального ребенка под этот идеальный образ» (писатель С. Соловейчик). Идеал играет решающую роль в целеполагании, поскольку представляет нам образ конечного результата, на достижение которого направлены наши усилия.
Поставить педагогическую цель означает определить те изменения в воспитаннике, которых хочет достичь педагог. Поставить воспитательную цель означает определить предполагаемые изменения в индивидуально-личностных и субъективных свойствах воспитуемого.
Алгоритм целеполагания
Педагогу нужно:
как можно конкретнее, детальнее сформулировать идеал ребенка, которого хотелось бы достичь (образ ожидаемого результата);
сравнить с помощью специальных методик конкретного ребенка с идеалом;
выявить существенные расхождения полученной картины с идеалом (иначе говоря, определить воспитательные проблемы как перспективы совершенствования);
определить предполагаемые изменения, которых педагог хочет достичь за данный промежуток времени.
Или ответьте себе на вопросы:
Что я хочу изменить?
Зачем мне это надо?
Как я буду это делать?
После того как цель определена, она становится ориентиром в отборе основного содержания, методов, средств обучения и форм организации познавательной самостоятельной деятельности воспитанников.
Опытные педагоги отмечают, что затраты времени на определение целей с лихвой окупаются в процессе непосредственной работы. Только целеустремленный человек способен влиять на ход событий.
Триединая дидактическая цель (ТДЦ) отражает основное содержание учебного занятия, выделяя познавательный, воспитательный, развивающий аспекты. Постановка ТДЦ занятия (целеполагание) - идеальное предвосхищение его конечных результатов. Соответственно на занятии решаются и три вида задач: обучающие (направлены на освоение системы учебных знаний и формирования предметных умений и навыков), воспитательные (направлены на освоение, усвоение и присвоение общекультурных ценностей, формирование положительных качеств личности) и развивающие (направлены на развитие познавательного интереса, способностей и задатков ребенка).
Способ постановки задач
Задачи должны быть сформулированы через описание тех изменений, которые педагог хочет произвести в воспитаннике, через описание на языке способностей, умений, личностных качеств и социальных достижений. Каждый раз, формулируя задачу, педагог отвечает для себя на вопрос: что нового должно появиться в умениях и человеческих качествах воспитанника в результате моей деятельности, и на какое изменение я рассчитываю? Ответ на этот вопрос и есть задача педагогической деятельности. Это один из самых трудных этапов работы, т.к. он связан с освоением новой профессиональной идеологии, нового стиля мышления. Однако результат достоин всех усилий: у педагога появляются задачи, которые в самом высоком смысле могут быть названы педагогическими.
Общие требования к постановке задач занятия:
задачи ставятся с учетом целей и назначения всего процесса обучения;
задач может быть столько, сколько необходимо для осуществления задуманного;
задачи должны соответствовать содержанию, формам и методам предполагаемой деятельности;
задачи должны быть определены конкретно и четко, чтобы была возможность проверить (самопроверить) их выполнение;
формулировка задач должна быть максимально краткой, но полной (развернутой во времени и пространстве);
задачи лучше поставить в определенной последовательности (классифицировать);
в формулировке задачи должно быть ключевое слово, глагол, определяющий основные действия педагога и воспитанников (оказать, отработать, освоить, организовать, формировать, воспитывать и пр.)
Важным принципом постановки задач является учет возрастных особенностей развития ребенка.
Приемы конструирования воспитательных задач занятия с учетом возраста детей
Воспитательные задачи
Возраст Действие Качества
Младший школьный возраст
Воспитывать Любовь к малой родине
К родному дому, семье, двору, микрорайону, городу
Доброжелательное отношение к окружающим:
соблюдение правил этикета
доброжелательность
дружелюбие
готовность сотрудничать
вежливость
Умение заботиться:
доброту;
искренность;
чуткость;
общительность;
стремление помочь;
отзывчивость
Формировать Положительную самооценку
Потребность в самоорганизации:
аккуратность;
бережливость;
трудолюбие;
сдержанность;
основы самоконтроля;
скромность;
самостоятельность;
умение доводить начатое дело до конца;
настойчивость;
выдержку
Потребность в здоровом образе жизни:
умение видеть прекрасное;
гигиенические знания и умения;
оптимизм;
доброжелательное отношение к труду;
культуру труда
Подростки Воспитывать Гражданские качества личности:
интерес к общественной жизни;
стремление помогать;
патриотизм;
активную жизненную позицию;
критичность;
оптимизм;
общественную активность;
чувство долга;
предприимчивость
Формировать Положительную «Я – концепцию»:
умение аргументировать свою позицию;
положительную самооценку;
самокритичность;
оптимизм;
уверенность в себе;
лидерские качества;
умение сопереживать
Потребность в саморегуляции:
ответственность;
самоконтроль;
рассудительность;
терпимость;
самостоятельность;
умение адаптироваться к новым условиям
умение прогнозировать собственную деятельность;
умение организовать свою деятельность и анализировать ее.
Потребность в здоровом образе жизни:
разнообразие интересов,
осознание своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе
Старшеклассники Формировать Положительную мотивацию к культуре жизнедеятельности:
уважительное отношение к людям;
общественную активность;
интерес к культуре и истории России;
стремление принести пользу обществу;
понимание личного и общественного значения труда;
осознание личной и общественной значимости образования (знаний);
потребность к самопознанию;
умение ставить цели и реализовывать их;
осознание значимости результата
Потребность в общении в контексте личной культуры:
умение идти на компромисс;
тактичность;
терпимость;
толерантность;
умение доказать свою точку зрения;
знание этики семейных отношений;
умение организовать культурный досуг
Способствовать Личностному и профессиональному самоопределению:
формированию потребности в достижении цели(личностной и общественно значимой);
самовоспитанию;
формированию умения соотносить свои индивидуальныеособенности с требованиями конкретной профессии;
формированию профессионально важных качествличности;
оценке и коррекции профессиональных планов воспитанников
Воспитательные аспекты на этапах учебного занятия
На организационном этапе:
Воспитание навыков культурного поведения;
Воспитание культуры внешнего вида;
Воспитание послушания, ответственности, аккуратности, доброжелательности; умения быстро мобилизоваться, сосредоточиться;
Формирование умения планировать свою деятельность;
Формирование мотивации держать слово;
Формирование мотивации соблюдать требования к содержанию рабочего места;
Формирование мотивации к проявлению детьми гуманизма, коллективизма, любви к людям и т.д.
На этапе проверки домашнего задания:
Воспитание навыков культуры речевого общения;
Воспитание навыков культурного поведения;
Формирование самостоятельности, бережливости, аккуратности и т.д.
Воспитание доброжелательности, исполнительности, справедливости, объективности, сопереживания, уважительности, терпения, внимательности, работоспособности;
Формирование умения контролировать свои слова и поступки и т.д.
Формирование мотивации к проявлению удовлетворенности своей деятельностью;
Формирование мотивации применять полученные знания на практике;
Развитие стремления к самовыражению через деятельность и т.д.
На этапе изложения нового материала:
Воспитание навыков культурного поведения;
Воспитание доброжелательности, исполнительности, справедливости, объективности, сопереживания, уважительности, терпения;
Воспитание внимательности, самостоятельности, бережливости, аккуратности, работоспособности;
Формирование умения контролировать свои слова и поступки;
Формирование мотивации держать свое слово;
Формирование мотивации считаться с мнением других;
Формирование мотивации доводить начатое дело до конца;
Формирование умения четко выполнять каждое задание;
Развитие стремления к самовыражению через деятельность и т.д.;
Формирование мотивации оказывать помощь другим и т.д.
На тапе закрепления нового материала:
Воспитание навыков культурного поведения;
Воспитание доброжелательности, исполнительности, справедливости, объективности, сопереживания, уважительности, терпения, внимательности, работоспособности;
Формирование умения контролировать свои слова и поступки;
Формирование мотивации считаться с мнением других;
Воспитание самостоятельности, бережливости, аккуратности и т.д.
Формирование мотивации проявлять удовлетворенность своей деятельностью;
Формирование потребности применять полученные знания на практике;
Формирование умения четко выполнять каждое задание;
Развитие стремления к самовыражению через деятельность и т.д.
Используемые источники литературы:
Авдеева Е.В., Метелева Е.Г., Новоселова Н.Б. Конструирование задач учебного занятия Журнал Дополнительное образование и воспитание № 3, 2006 г. с. 28-32
Абасов З.А. Системный подход при проектировании целей урока. Журнал Завуч № 2, 2008 г. с. 68-75
Борытко Н. Целеполагание в воспитательной работе. Журнал Воспитание школьников № 1, 2010 г. с. 2-8
Битянова М.Р., Беглова Т.В. Разработка и внедрение в школе гуманистической (антропологической) модели образовательной системы. Москва. Педагогический университет «Первое сентября», 2011 г.
Бакурадзе А. Значимая и конкретная цель –лучший мотивационный фактор Журнал Директор школы № 10 2010 г. с. 19-26
Лебедев В.В. Развитие ориентирующей деятельности руководителя школы. Обучающие деятельностные игры. Журнал Методист № 9,2008.
Лебедев В.В. Процедура конструирования образовательных целей как прогнозируемых результатов. Журнал Методист № 10, 2008 г. с 30-35
Ноздрякова Е. Путешествие в мир целеполагания. Журнал Искусство № 9, 2007 г.